Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 52

 

Поиск            

 

90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

 

             

90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

1.Содержание дисциплины «БЖД» ее цели и задачи:

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих те­орию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой де­ятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количествен­ная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воз­действия тех или иных негативных факторов на че­ловека;

- ликвидация отрицательных последствий воз­действия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Интегральным показателем безопасности жиз­недеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понима­ем прогресс науки, техники, экономики, индустри­ализацию сельского хозяйства, использование раз­личных видов энергии, вплоть до ядерной, созда­ние машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельно­сти человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования человечес­кая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количе­ства вредных воздействий, уровень безопасности че­ловека возрастал. В настоящее время средняя про­должительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре­вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность в бытовой среде;

- безопасность в производственной сфере;

- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

- безопасность в окружающей природной среде;

- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда - это вся сумма факто­ров, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие раз­делы науки, как коммунальная гигиена, гигиена пи­тания, гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов, воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерно­сти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой.


10.Понятие о естественных химических факторах среды обитания. Биохимические провинции.

Вредные химические вещества окружающей сре­ды, как и любые другие, можно разделить на две группы: естественные (природные) и антропоген­ные (попадающие в окружающую среду в связи с деятельностью человека).

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом, водой, пищей. (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Для организма человека разнообразие химических веществ имеет неравноценное значение. Одни из них индифферентны, то есть безразличны для организма, другие оказывают на организм вредное действие, третьи обладают выраженной биологичес­кой активностью, являясь либо строительным ма­териалом живого вещества, либо обязательной со­ставной частью химических регуляторов физиоло­гических функций: ферментов, пигментов, витами­нов. Последние получили название биологически активных элементов (или биогенных элементов). Все биогенные элементы в зависимости от их про­центного содержания в организме человека разде­лены на две группы:

— макроэлементы — О,С,Н,М,Cl,S, Р,Са,Nа,Mg, содержание которых в организме человека со­ставляет 10-3% и более;

- микроэлементы — I, Сu, Со, Zn, Рt, Мо, Мn и др., содержание которых в организме достигает 10-3%

— следовые элементы, обнаруживаемые в орга­низме человека в количествах, не превышающих 10-12%.

Качественное и количественное содержание хи­мических элементов определяется природой орга­низма, при этом внутренняя и внешняя среда пред­ставляет собой единую, целостную систему, нахо­дящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой.

Необходимо отметить однако, что физиологичес­кие возможности процессов уравновешивания внут­ренней среды организма с постоянно меняющейся внешней средой ограничены. Расстройство равно­весия, выражающееся в нарушении процессов жиз­недеятельности или в развитии болезни, может на­ступать при воздействии чрезвычайного по величи­не или необычного по характеру фактора внешней среды. Такого рода ситуации могут иметь место на определенных территориях вследствие естественного неравномерного распределения химических элемен­тов в биосфере: атмосфере, гидросфере, литосфере. Такие территории были на­званы биогеохимическими провинциями, а наблю­даемые специфические заболевания населения по­лучили название геохимических заболеваний. Так например, если того или иного химического элемен­та, скажем йода, оказывается недостаточно в почве, то понижение его содержания обнаруживается в растениях, произрастающих на этих почвах, а также в организмах животных, питающихся эти­ми растениями. В результате пищевые продукты как растительного, так и животного происхожде­ния оказываются обедненными йодом. Химический состав грунтовых и подземных вод отражает хими­ческий состав почвы. При недостатке йода в почве его недостаточно оказывается и в питьевой воде. Йод отличается высокой летучестью. В случае по­ниженного содержания в почве, в атмосферном воз­духе его концентрация также понижена. Таким об­разом, в биогеохимической провинции, обедненной йодом, организм человека постоянно недополучает йод с пищей, водой и воздухом. Следствием являет­ся распространение среди населения геохимическо­го заболевания — эндемического зоба.

Существуют и другие биогеохимические провин­ции, обедненные медью, кальцием, марганцем, ко­бальтом; обогащенные свинцом, ураном, молибде­ном, марганцем, медью и другими элементами.


11.Понятие о среде обитания – окружающей, производственной и бытовой.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре­вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность в бытовой среде;

- безопасность в производственной сфере;

- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

- безопасность в окружающей природной среде;

- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда - это вся сумма факто­ров, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие раз­делы науки, как коммунальная гигиена, гигиена пи­тания, гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов, воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерно­сти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой.

Человеческий опыт накопил определенные при­емы, методы для обеспечения безопасного взаимо­действия со средой обитания, особенно в производ­ственной среде. Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено не­гативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Техника безопасности — система организаци­онных мероприятий и технических средств, предот­вращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каж­дого вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к рабо­те только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксп­луатации, выполнение которых делает безопасной работу с этом устройством.

Обеспечение безопасных условий на рабочих ме­стах является обязанностью администрации.

Охрана труда — система законодательных ак­тов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилакти­ческих мероприятий и средств, обеспечивающих бе­зопасность, сохранение здоровья и работоспособно­сти человека в процессе труда.

Производственная санитария — система органи­зационных мероприятий и технических средств, пре­дотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.


12.Краткая характеристика нервной системы. Механизм реакции нервной сис-мы на факторы окр. среды:

Негативн. воздейств. на организм могут ока­зывать различн. раздражители (факторы внешней среды) — физические, химичес­кие, биологич., и т.д. Влияние всех этих факторов про­исходит в конкретных социальных условиях суще­ствования, кот-ые имеют нередко решающее зна­чение в обеспечении БЖД. Способность организма отвечать на воздейств. факторов окр. среды называется реактив­ностью. Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеят. на воз­действия окр. среды. Реактивность обеспе­ч. защитно-компенсаторными сис-ми и механизмами, решающая роль в осуществлении ко­торых принадлежит нервной сис-ме. В процессе развития организма нервная сис-ма стала ведущей, обеспечивающей целостность организма, его един­ство с окр.средой, сохранение постоянства внутр. среды, строения, функций. Нервная система вып. след. важн. функции:

- осущ. вз-ие организма с окр. средой, обеспеч. приспособление организ­ма к постоянно меняющимся условиям среды;

- объединяет органы и системы тела в единое целое и согласует их деятельность;

- на высшем этапе развития нервная сис-ма осущ. психич. деятельность на основе физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления. Нервная сис-ма условно делится на две части: соматическая, управляющая мускулатурой скеле­та и некот-ых внутр. органов (язык, гортань, глотка); вегетативная — иннервирующая все мыш­цы кожи, сосуды. Структурной и функциональн. единицей не­рвной сис-мы является нейрон — нервная клетка. Нервные клетки, кото­рыми снабжены все орга­ны и ткани организма, имеют несколько корот­ких, ветвящихся отростков - дендритов, по кото­рым импульсы поступа­ют в тело клетки, и один длинный отросток — ак­сон, по которому импуль­сы идут от тела клетки.

Нервы представля­ют собой скопление нервных волокон, идущих от нервных клеток спинного и головного мозга или узлов. Они осущ. связь между центральн. нервн. сис-мой и отдельными орга­нами и клетками организма. Нервы, проводящ. возбуждение из центр. нервн. сис-мы к рабочим органам, называются нисходящими, цен­тробежн. или двигательн. Нервы, передаю­щ. возбуждение от разных органов и участков тела в головной и спинной мозг, называются восходящи­ми. Рецепторы — специализир. нервные клет­ки, обладающие избирательной чувствительностью к возд. опред. факторов. Рецепторы могут быть в виде простых нервных окончаний, иметь форму волосков, пластинок. Часть рецепто­ров предназначены для восприятия факторов окр. среды, другая часть воспринимает изменения внутр. среды организ­ма.Функции нервной сис-мы осущ. по механизму рефлекса.

Рефлекс — это реакция организма на раздраже­ние из внешней или внутр. среды, осуществля­емая при посредничестве центр. нервн. сис­-мы. В основе всякого рефлекса лежит деятель­ность сис-мы соединенных друг с другом нейронов, образующ. т.н. рефлекторную дугу.Простая рефлекторная дуга состоит из двух ней­ронов, один из которых связан с какой-нибудь чув­ствительной поверхностью, например, с кожей, а другой — с мышцей или железой. Несмотря на сложность строения, в любой реф­лекторной дуге выделяются три главных элемента:

— рецептор, трансформирующий энергию раз­дражения в нервн. процесс, связ. с аффе­рентным нейроном;

- центр. нервн. сис-ма (различные ее уровни от спинного до головного мозга), где осуще­ствляется преобразование возбуждения в ответную реакцию и переключение его с центростремитель­ных на центробежные волокна;

- эфферентный нейрон, осуществляющий ответ­ную реакцию (двигательную или секреторную).


13.Понятие об анализаторах. Схема зрительного и слухового анализаторов.

БЖД направлена на защиту человека от воздействия опасных и вредных факторов. Для поддержания системы «человек-сре­да» в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей сре­ды. Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи органов чувств. Как уже было сказано выше, органы чувств являются периферическими отделами анализаторов. Основн. характеристикой анализатора явл. Чувствит., которая выражается в способ­ности живого организма воспринимать действие раз­дражителей, исходящих из внешн. или внутр. среды. Она характериз. величиной порога ощущения — чем ниже порог, тем выше чувстви­тельность. Различают абсолютн. и дифферен. пороги ощущения. Абсолютный порог ощу­щения это мин. сила раздражения, спо­собная вызвать ответную реакцию. Дифференци­альный порог ощущения — это мин. вели­чина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответной реакции. Вре­мя, проход. от начала воздейств. раздражи­т. до появления ощущения, называется латент­ным периодом.

Зрительный анализатор обеспеч. более 80% информации о внешн. мире, имеет важное значе­ние в обеспечении безопасности, характериз. следующими показателями:

- острота зрения — способность раздельного вос­приятия объектов — управляется большим числом биокибернетических устройств; сущ. сис-ма, обеспеч. четкость изображ. на сетчат­ке путем изменения кривизны хрусталика; кроме того, освещенность сетчатки регулируется диамет­ром зрачка;

— поле зрения — состоит из центральн. области бинокулярного зрения, обеспеч. стереоско­пичность восприятия; его границы у отдельных лиц зависят от анатомических факторов; поле зрения охватывает около 240° по горизонтали и 150° по вертикали нор­мальн. естес. освещения; недостаток кислоро­да приводят к резкому уменьш. поля зрения;

— яркостный контраст — чувствительность к нему явл. важн. показателем зрит. анализатора; его порог (наименьшая воспринимае­мая разность яркостей) зависит от уровня яркости в поле зрения и ее равномерности; оптимальный порог регистрируется при естественном освещении;

- цветовосприятие - способность различать цвета предметов. Цветовое зрение — это одновре­менно физич.,физиологич.,психологич. явление, заключ. в способности глаза реагировать на излучение различн. длины вол­ны, в специфич. восприятии этих излучений. На ощущение цвета влияют длина волны излуче­ния, яркость источника света, коэффициент отра­жения или пропускания света объектом, качество и интенсивность освещения. Цветовая слепота (дальтонизм) — генетическая аномалия, но цвето­вое зрение может меняться под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов и под действи­ем химических веществ.

Слуховой анализатор воспринимает звуки, кото­рые представляют собой акустические колебания, способные восприниматься органом слуха в диапа­зоне 16-20000 Гц.Важной характеристикой слуха является его ост­рота или слуховая чувствительность. Она определя­ется минимальной величиной звукового раздражи­теля, вызывающего слуховое ощущение. Острота слуха зависит от частоты воспринимаемого звуко­вого сигнала. Абсолютный порог слышимости --минимальная интенсивность звукового давления, ко­торая вызывает слуховое ощущение -- составляет 2 • 10'5 Н/м2. При увеличении интенсивности звука возможно появление неприятного ощущения, а затем и боли в ухе. Наименьшая величина звукового давления, при которой возникают болевые ощущения, назы­вается порогом слухового дискомфорта. Он равен в среднем 80-100 дБ относительно абсолютного по­рога слышимости. Интенсивность звукового воздей­ствия определяет громкость ощущения, частота -его высоту. Существенной характеристикой слуха является способность дифференцировать звуки раз-

личной интенсивности по ощущению их громкос­ти. Минимальная величина ощущаемого различия звуков по их интенсивности называется дифферен­циальным порогом восприятия силы звука. В нор­ме для средней части частотного диапазона звуко­вых волн эта величина составляет около 0,7—1,0 дБ.


14.Иммунитет, понятие об иммунитете: виды иммунитета.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, а так же агентам и веществам, обладающим чужеродными для организма, антигенными свойствами.

Иммунные реакции носят защитный, приспосо­бительный характер и направлены на освобожде­ние организма от чужеродных антигенов, поступа­ющих в него извне и нарушающих постоянство его внутренней среды. Защитные по своей природе, ре­акции иммунитета, в силу тех или иных причин могут быть извращены и направлены на некоторые собственные, нормальные, неизмененные компонен­ты клеток и тканей, в результате чего возникают аутоиммунные болезни. Иммунные реакции могут быть причиной повышенной чувствительности орга­низма к некоторым антигенам — аллергия, анафи­лаксия.

Различают следующие виды иммунитета: врож­денный и приобретенный.

Врожденный, видовой, наследственный или есте­ственный иммунитет — это невосприимчивость од­ного вида животных или человека к заболеваниям другого вида. Например, люди невосприимчивы к чуме собак и крупного рогатого ската; у многих жи­вотных не удается вызвать заболевание корью и т. д. Существуют различные степени напряженности ви­дового иммунитета. Иногда неблагоприятные фак­торы (например, воздействие низких температур) могут снизить естественный иммунитет к опреде­ленному виду микробов.

Приобретенный иммунитет может быть есте­ственным и искусственным. В свою очередь, разли­чают активно и пассивно приобретенный естествен­ный и искусственный иммунитет.

Активно приобретенный естественный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного забо­левания. Это наиболее прочный, продолжительный иммунитет, который поддерживается иногда всю жизнь. Активно приобретенный искусственный им­мунитет возникает в результате вакцинации живы­ми ослабленными или убитыми вакцинами (микроб­ными препаратами). Такой иммунитет возникает через 1—2 недели после вакцинации и поддержива­ется относительно долго — годами и десятками лет.

Пассивно приобретенный естественный иммуни­тет -это иммунитет плода или новорожденного, ко­торый получает антитела от матери через плацен­ту или с грудным молоком. В связи с этим ново­рожденные в течение определенного времени оста­ются невосприимчивыми к некоторым инфекциям, например, к кори.

Пассивно приобретенный искусственный имму­нитет создают путем введения в организм иммуно­глобулинов, полученных от активно иммунизиро­ванных людей или животных. Такой иммунитет ус­танавливается быстро — через несколько часов после введения иммунной сыворотки или иммуно­глобулина и сохраняется непродолжительное вре­мя в течение 3—4 недель, т. к. организм стре­мится освободиться от чужеродной сыворотки.

Все виды иммунитета, связанные с образованием антител, носят название специфического, т. к. ан­титела действуют только против определенного вида микроорганизмов или токсинов.

К неспецифическим защитным механизмам от­носятся кожа и слизистые оболочки, которые практически непроницаемы для микробов, лизоцим (бактерицидное вещество кожи и слизистых оболочек), реакция воспаления, бактерицидные свойства крови тканевой жидкости, реакции фагоцитоза.


15.Понятие о микроклимате. Характеристика микроклимата.

Микроклимат - искусственно создаваемые климатические условия в закрытых помещениях (напр., в жилище) для защиты от неблагоприятных внешних воздействий и создания зоны комфорта. Зона комфорта - оптимальное для организма человека сочетание температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла (напр., в состоянии покоя или при выполнении легкой физической работы: температура зимой 18-22 °С, летом 23-25 °С; скорость движения воздуха зимой 0,15, летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность 40-60%). Тесно соприкасаясь с воздушной средой, организм человека подвергается воздействию ее физических и химических факторов: состава воздуха, темпера­туры, влажности, скорости движения воздуха, ба­рометрического давления и др. Особое внимание следует уделить параметрам микроклимата помеще­ний — аудиторий, производственных и жилых зданий. Микроклимат, оказывая непосредственное воздействие на один из важнейших физиологичес­ких процессов — терморегуляцию, имеет огромное значение для поддержания комфортного состояния организма.

Терморегуляция — это совокупность процессов, обеспечивающих равновесие