Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 52
Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития. "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь" разработана в соответствии с решением Коллегии Госстандарта Республики Беларусь авторским коллективом в составе: Корешкова В.Н., Савича В.В., Николаевой И.В., Куруч С.С., Готовко Г.В., Кусакина Н.А., Гуревича В.Л., Лесковой А.Г. Одобрена решением научно-технической комиссии по стандартизации Госстандарта (протокол № 1 от 12.01.2001 года). ВВЕДЕНИЕ Работы по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации сервисного обслуживания. Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации. Ее эффективность как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики. Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной стандартизации бывшего Союза ССР и проходило в условиях переходного периода к рыночным отношениям, повышения самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, ясно осознанной необходимости интеграции экономики республики в мировую экономическую систему при сохранении и развитии в рамках стран СНГ экономического сотрудничества и кооперации предприятий. Деятельность по стандартизации в Беларуси базируется на легитимной основе. Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации в Республике Беларусь составляют: · Законы Республики Беларусь "О стандартизации", "О защите прав потребителей"; · стандарты Государственной системы стандартизации Республики Беларусь; · межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года; · Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены на и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.); · основополагающие государственные стандарты и другие документы, в том числе документы межгосударственной системы стандартизации. Принятая в Республике Беларусь система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Политика в области стандартизации определяются органами государственного управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными, так и в интересах заинтересованных сторон на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Ее результатом является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие документы как технические регламенты, содержащие технические нормы и принимаемые органами государственного управления. Следовательно, существующая в республике система стандартизации требует модернизации в связи с необходимостью перехода на методы и принципы стандартизации, принятые в международной практике. Это предусматривает решение задач государственного масштаба, на реализацию которых направлена Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 г. Основные направления развития стандартизации в области строительства и архитектуры изложены в "Концепции государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве", одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 1993 года №426, которая должна быть переработана с учетом данной Концепции. Направления развития военной стандартизации определены в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь", одобренной Техническим комитетом по стандартизации "Вооружение, военная и специальная техника" и утвержденной Министерством обороны и Госстандартом (1998 г.). Настоящая Концепция должна быть положена в основу комплекса работ по стандартизации, проводимого министерствами, органами государственного управления, концернами, ассоциациями и объединениями в соответствующих отраслях (секторах экономики) и для конкретных групп однородной продукции. 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ Развитие стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно-признанным правилам. Направлениями развития экономики Республики Беларусь, определенными решениями Президента и Правительства, являются: · эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера; · развитие экспортных возможностей; · защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции открытого рынка и присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО); · экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ. Международной организацией по стандартизации ИСО совместно с ведущими международными компаниями установлены следующие основные факторы, определяющие перспективы развития стандартизации в мировом масштабе: · глобализация рынка; · усиление промышленной технической интеграции; · ускорение технического прогресса; · увеличение объемов всемирной торговли; · рост конкуренции; · сокращение циклов обновления продукции; · увеличение валового национального продукта в секторе услуг; · рост аспектов, связанных с охраной окружающей среды; · снижение риска нанесения ущерба от применения продукции. При этом к основным стратегическим направлениям развития стандартизации отнесены: · анализ потребностей в стандартах в различных секторах экономики; · определение приоритетных направлений; · приоритетное применение международных стандартов; · более эффективное удовлетворение потребителей; · расширение связей с ведущими промышленными предприятиями; · развитие стандартизации в сфере услуг; · расширение применения информационных технологий. Исходя из этого, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования стандартизации в Республике Беларусь: · необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса интересов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования; · трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками в практические мероприятия по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО; · создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки; · сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства; · опережающий характер развития науки и технологии по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству. Реальные условия функционирования экономики, а также обеспечение выполнения требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации. Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и документах международных организаций по стандартизации. Выполнение условий Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает: · изменение статуса стандартов; · гармонизацию государственных стандартов и законодательных актов с международными стандартами; · обеспечение информационного взаимодействия с государствами-членами ВТО; · переход к механизму оценки и подтверждения соответствия. Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является статус стандартов. Необходим поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через механизм законодательных и иных норм государственного уровня, что требует установления четких и однозначных процедур. В этой связи требуется совершенствование системы стандартизации, создание системы технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов "Нового подхода" к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ Цели развития стандартизации определены исходя из изложенной выше стратегии и заключаются в следующем: · содействие ликвидации технических барьеров в торговле; · гармонизация методов и практики стандартизации с принятыми в мировом сообществе; · реализация скоординированной со странами СНГ политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов. · переход на единые с Российской Федерацией стандарты; · обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды; · создание условий для рационального использования всех видов ресурсов, соответствия объектов стандартизации своему назначению. Основной задачей при этом, является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ): · совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном уровне; · совершенствование планирования разработки государственных стандартов; · установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с Республиканским органом по стандартизации (Госстандартом); · внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий; · сокращение сроков разработки государственных стандартов; · активизация деятельности в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК), Европейской Экономической Комиссии ООН и других организациях по стандартизации; · максимальное применение международных и региональных стандартов. · 3. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Основные принципы стандартизации Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей и задач ее развития в республике, определены с учетом принципов, провозглашенных международными и региональными организациями по стандартизации, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран и заключаются в следующем: · гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами; · открытость процессов разработки стандартов; · обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов; · доступность стандартов и информации о них для пользователей; · общее согласие (консенсус) при принятии стандартов; · целесообразность разработки стандарта; · однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов; · прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты; · комплексность. Гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов, и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле. Соответствие государственных стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Открытость процессов разработки стандартов Открытость процессов разработки стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается: · публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стандартов; · единством и непротиворечивостью правил и процедур разработки и принятия стандартов с обязательностью научно-технической экспертизы всех проектов стандартов. Обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов Разработка стандартов должна выполняться, как правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими на добровольной основе всех юридических и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта. Доступность стандартов и информации о них для пользователей Официальная информация о разрабатываемых и принятых стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей. Общее согласие (консенсус) при принятии стандартов Стандарты должны приниматься при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимаются во внимание все критические замечания; участвующие стороны равноправны. Целесообразность разработки стандарта Целесообразность разработки стандарта определяется его социальной, экономической и технической необходимостью и приемлемостью при применении. При этом, до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики. В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация - не самоцель. Однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов Изложение стандартов должно быть четким и ясным с целью обеспечения однозначного понимания их требований. Содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих стандартов. Принимаемые стандарты должны быть пригодны для оценки соответствия, в том числе для сертификации. Признать наиболее приоритетным метод ссылки с твердой идентификацией в технических регламентах и стандартах. Данный метод обеспечивает выполнение требований технических регламентов и других нормативных документов путем соблюдения конкретных стандартов. Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты Требования стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта, на основе последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции. Комплексность Целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, путем согласования их показателей, норм и требований. 4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ Развитие работ предусматривается на следующих уровнях стандартизации: а) международном (в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь); б) региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН); в) национальном: 1) государственном; 2) отраслевом; 3) предприятия. Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволит наиболее полно удовлетворить запросы пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное регулирование будет сконцентрировано на государственной и региональной (со странами СНГ) стандартизации. На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам. На государственном уровне стандартизации осуществляется: · обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации; · разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации; · принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования; · формирование плана государственной стандартизации, координация его реализации, организация разработки государственных стандартов; · рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями; · установление порядка разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации; · проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных стандартов с международными (региональными) стандартами; · рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов; · разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов; · издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них; · формирование и ведение Национального фонда стандартов; · предоставление информационных услуг в области стандартизации. На отраслевом уровне осуществляется: · разработка и представление в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов; · разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции; · разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки; · издание, распространение руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей информацией о них; · формирование и ведение информационных фондов нормативных документов. На уровне предприятий осуществляется: · подготовка предложений по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов; · разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки; · организация применения, с учетом установленных сроков введения, государственных стандартов, распространяющихся на соответствующие объекты стандартизации. · проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий; · формирование и ведение информационных фондов нормативных документов. Совершенствование проводимых на различных уровнях работ по стандартизации должно быть направлено на: · приведение Государственной системы стандартизации в соответствие с новыми редакциями международных документов; · активизацию участия предприятий и организаций в работе международных организаций по стандартизации и технических комитетов по стандартизации ИСО и МЭК, региональных организаций по стандартизации; · упрощение процедур принятия государственных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам; · оптимизацию состава руководящих документов по стандартизации отраслей с целью исключения из него документов технического характера, противоречащих действующему законодательству по стандартизации; · усиление роли стандартизации на уровне предприятий для преодоления сложившейся тенденции развала служб стандартизации в субъектах хозяйствования; · придание стандарту предприятия статуса ссылочного документа в технической документации предприятия. 5. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ С целью создания системы технического нормирования предусматривается упорядочение определенных Государственной системой стандартизации категорий нормативных документов. К нормативным документам, устанавливающим правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов, предлагается отнести: · технические регламенты; · нормативные документы по стандартизации; · общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Технические регламенты представляют собой обязательные для выполнения нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления и содержащие требования к продукции (услуге) или связанным с ней процессами и способам производства. Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами управления в рамках их полномочий. При разработке технических регламентов приоритет должен быть отдан применению соответствующих международных стандартов за исключением случаев, когда они непригодны или неэффективны для решения задач: · национальной безопасности, включая экономическую и технологическую безопасность; · защиты жизни и здоровья граждан; · охраны животного и растительного мира; · охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; · энергосбережения; · предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества и/или безопасности. К категории технических регламентов будут относиться нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования к продукции (процессам, услугам), такие как государственные строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и др., а также государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований. К нормативным документам по стандартизации в зависимости от уровня стандартизации относятся документы следующих категорий: · на государственном уровне - государственные стандарты; · на отраслевом уровне - руководящие документы отраслей; · на уровне предприятий - технические условия, стандарты предприятий. На государственном уровне получит дальнейшее развитие такая разновидность стандартов как предстандарт, который разрабатывается в целях ускоренного внедрения и доведения до широкого круга потребителей результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также накопления в процессе его применения необходимых данных, на которых должен базироваться стандарт. Предстандарт принимается на ограниченный промежуток времени по упрощенной процедуре. Виды стандартов должны быть гармонизированы с международной практикой: · основополагающие стандарты; · терминологические стандарты; · стандарты на продукцию (процесс, услугу); · стандарты на совместимость; · стандарты на методы испытаний (контроля, измерений, анализа). Планируется введение такого нового вида стандартов (технических регламентов) на продукцию, как свод правил. Данный документ устанавливает технические правила, процедуры проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации и утилизации изделий. 6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ Приоритетные направления стандартизации Приоритетные направления стандартизации определяются необходимостью нормативного обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг и их развитие должно базироваться на научном потенциале отраслей экономики республики. Проводимые работы по стандартизации на государственном уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых отсутствуют государственные стандарты, так и обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В тоже время, необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определенные международными и региональными организациями по стандартизации на основе достигнутого уровня развития науки и технологий, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых документов и экономить материальные ресурсы. В установленный Концепцией период предлагается определить приоритетными направлениями стандартизацию в следующих отраслях: · общее машиностроение; · автомобилестроение; · сельскохозяйственное машиностроение; · станкостроение; · приборостроение; · электротехника и радиоэлектроника; · информационные технологии; · агротехнический комплекс; · топливно-энергетический комплекс; · химическая и нефтехимическая промышленность; · легкая промышленность; · лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; · фармацевтическая и микробиологическая промышленность; · услуги. В рамках отраслей приоритеты в области стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта. Аспекты стандартизации Аспекты стандартизации должны охватывать: · безопасность; · охрану окружающей среды; · предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; · обороноспособность; · единство измерений; · техническую и информационную совместимость; · классификацию и кодирование информации; · ресурсосбережение; · обеспечение качества. Безопасность и охрана окружающей среды Работы по стандартизации в данных направлениях являются важнейшей задачей нормативного обеспечения всех отраслей промышленности. Стандартизация в области безопасности для жизни, здоровья и имущества людей должна быть направлена на установление требований безопасности к производству, оборудованию, технологии, эксплуатации, потребления, снижение производственного и бытового травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работников и их работоспособности в процессе труда. Стандартизация в области безопасности животных и растений должна быть направлена на обеспечение надлежащего уровня санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты. Стандартизация в области охраны окружающей среды должна регулировать природоохранную деятельность, уровни вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическую оценку и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования. К важнейшим направлениям стандартизации также относятся методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций Нормативные документы должны регламентировать вопросы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, установления требований к техническим средствам (аварийно-спасательная техника и оборудование) и способам проведения работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и быть направлены на обеспечение безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. Обороноспособность Стандартизация оборонной продукции должна базироваться на общих со стандартизацией продукции гражданского назначения организационных и методических принципах, представляя собой составную часть единой Государственной системы стандартизации. Согласованная долгосрочная политика государства в области стандартизации определена в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь". Единство измерений Стандартизация в области единства измерений должна быть направлена на установление и применение научных и организационных основ, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, а также на оценку влияния точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений. Информационные технологии. В области информационных технологий приоритеты должны быть отданы: · формированию профиля взаимодействия открытых систем для создания, развития и совершенствования информационных систем и сетей; · обеспечению внедрения CALS-технологий для современной организации разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции путем информационной поддержки процессов жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии жизненного цикла и безбумажного электронного обмена данными. Техническая и информационная совместимость Приоритет должен быть отдан разработке и внедрению методов и средств функциональной стандартизации, обеспечивающей пригодность продукции к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию для выполнения установленных требований. Важнейшая область стандартизации - обеспечение электромагнитной совместимости. Ресурсосбережение В области ресурсосбережения приоритетными становятся следующие задачи: · установление номенклатуры параметров ресурсо- и энергоэффективности продукции и услуг; · стандартизация методов определения этих параметров; · категорирование и маркировка продукции и услуг по диапазонам параметров ресурсо- и энергоэффективности. Обеспечение качества Нормативное обеспечение качества должно охватывать: · стандартизацию методов управления качеством (статистические методы, планирование эксперимента, надежность, диагностирование, анализ видов и последствий отказов, анализ точности процессов и т. д.); · стандартизацию в области обеспечения качества (системы менеджмента качества и управления окружающей средой, Национальная система сертификации, Система аккредитации и т. д.); · стандартизацию требований к конкретной продукции. Это прежде всего продукция межотраслевого применения (крепежные изделия, подшипники, резинотехнические изделия и т. д.), а также разработка стандартов на методы контроля как обязательных требований к продукции, так и их потребительских свойств, в том числе для предотвращения фальсификации продукции. Услуги Стандартизация в условиях глобализации торговли услугами преследует цель дать однозначное толкование распространенных понятий, провести регламентацию требований к услугам, прежде всего в приоритетных секторах сферы услуг (туризм, гостиничное дело, перевозки, страхование, банковская деятельность, оценка стоимости различных видов имущества, риэлтерские услуги и т.д.). Классификация и кодирование информации Дальнейшее развитие работ по совершенствованию Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) должно базироваться на общих принципах развития стандартизации и предусматривать: · совершенствование методологии ведения ЕСКК ТЭСИ с учетом международных требований; · оптимизацию состава и структуры системы общегосударственных классификаторов; · обеспечение совместимости информации о продукции, включая импортную, в том числе путем применения международных и региональных классификаторов; · охват новых направлений (социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.). 7. МЕТОДЫ И ПРАКТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ Основные методы стандартизации Развитие стандартизации должно основываться на совершенствовании научно-методических основ стандартизации таких, как: · системный подход; · программно-целевой метод; · управление многообразием. Реализация должна базироваться на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в которых следует предусматривать: · анализ нормативного обеспечения приоритетных направлений развития техники; · разработку программ (разделов программ) стандартизации и целевых программ для групп продукции, процессов и услуг, а также в отдельных областях деятельности; · разработку конкретных стандартов. Системный подход Является методологическим средством исследования взаимоувязанного множества объектов стандартизации на основании причинно-следственных отношений, обратных связей и целенаправленного развития. Программно-целевой метод Заключается в разработке и практической реализации комплексных целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам. Управление многообразием Представляет собой научно-технический метод отбора, регламентации и создания оптимальной номенклатуры продукции и процессов. Управление многообразием является наиболее эффективным методом стандартизации. Элементы этого метода - систематизация, селекция, сокращение (симплификация), типизация, унификация и агрегатирование являются основой для проведения работ по стандартизации на предприятии. Применение информационных технологий Тенденции развития средств вычислительной техники и расширения электронных форм коммуникаций требуют применения информационных технологий при разработке стандартов, рассмотрении и голосовании по проектам стандартов в электронном формате через информационные сети, а также создания стандартов принципиально новой формы представления информации - специализированных программ для персональных компьютеров. 8. СТРУКТУРА ОРГАНОВ И СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ В настоящее время в республике сложилась следующая структура органов и служб стандартизации: · Госстандарт; · Минстройархитектуры (в области строительства и промышленности строительных материалов); · Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации"; · Научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие "Стройтехнорм"; · территориальные органы Госстандарта; · межгосударственные технические комитеты по стандартизации, членом которых является Республика Беларусь; · национальные технические комитеты по стандартизации; · головные и базовые организации по стандартизации; · службы стандартизации в министерствах, органах государственного управления, концернах; · службы стандартизации предприятий. В целях совершенствования организации работ по стандартизации, повышения ее эффективности на государственном и межгосударственном уровне, а также обеспечения представления интересов Республики Беларусь в технических комитетах ИСО и МЭК, решения технических проблем в различных сферах деятельности, необходимо активно переходить на принятую во всем мире практику разработки стандартов техническими комитетами по стандартизации (ТК) с участием всех заинтересованных сторон (государства, производителей, потребителей). В связи с этим, совершенствование существующей структуры органов и служб стандартизации будет направлено на постепенную замену базовых организаций по стандартизации на ТК, которые должны осуществлять единую научно-техническую политику в области стандартизации и разработку стандартов по закрепленным за ними областям деятельности. Технические комитеты по стандартизации позволят повысить уровень разработки стандартов, сделают принцип открытости и доступности стандартизации реальным, сократят сроки разработки стандартов. 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных и региональных организациях по стандартизации: · Международной организации по стандартизации (ИСО); · Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации; · Европейской Экономической Комиссии ООН. Госстандарт представляет интересы республики в Международной электротехнической комиссии (МЭК) как Национальный комитет МЭК Республики Беларусь. Министерства и органы государственного управления представляют интересы Республики Беларусь в других международных и региональных организациях по стандартизации: Министерство связи - в Международном союзе электросвязи, Министерство здравоохранения - в Комиссии "Кодекс Алиментариус" ФАО/ВОЗ, Государственный комитет по авиации - в ИКАО и др. Участие в международном сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических барьеров в торговле, а также защиту интересов Республики Беларусь при их разработке. Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран. 10. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ Обучение вопросам стандартизации - неотъемлемая составная часть развития стандартизации. Без участия в работах по стандартизации квалифицированных кадров эффективная организация работ по стандартизации затруднена. Основной задачей является сохранение и развитие научно-технического и кадрового потенциала институтов, территориальных органов Госстандарта, предприятий и организаций, а также формирование резерва и привлечение квалифицированных кадров к работам по стандартизации. Система профессиональных образовательных учреждений готовит специалистов по стандартизации на следующих уровнях образования: · среднее профессиональное образование, осуществляемое колледжами и техникумами; · высшее профессиональное образование, осуществляемое высшими учебными заведениями; · послевузовское профессиональное образование, осуществляемое аспирантурами и докторантурами; · дополнительное профессиональное образование, осуществляемое институтами повышения квалификации. Основные направления работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров: · разработка и установление квалификационных требований к специалистам в области стандартизации, включая специалистов по экспертизе проектов стандартов, целевых программ или разделов программ, а также требований к компетентности персонала, работа которого связана с вопросами стандартизации; · целевая подготовка инженерных кадров; · подготовка и аттестация экспертов по стандартизации; · специальная подготовка специалистов по стандартизации для предприятий, в том числе владеющих современными информационными технологиями; · создание учебников и методических пособий в области стандартизации. Научно-методическим и организационным центром совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров по названным направлениям деятельности должен стать БелИПК Госстандарта. 11 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Совершенствование системы стандартизации и создание системы технического нормирования требует выполнения целого комплекса мероприятий, в числе которых: · принятие Закона "О стандартизации и техническом нормировании", отвечающего положениям и правилам, установленным Соглашениями ВТО по ТБТ и СФС (взамен действующего Закона Республики Беларусь "О стандартизации"); · внесение необходимых изменений в Законы Республики Беларусь, "О сертификации", "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителя"; · пересмотр стандартов Государственной системы стандартизации, в т. ч. с учетом требований Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов; · разработка методологии создания технических регламентов с целью расширения масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; · анализ действующих законодательных актов Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных актов органов исполнительной власти, содержащих положения по вопросам технического нормирования и стандартизации, требования к продукции, услугам и связанным с ними процессами и методами производства, подпадающими под действие Соглашений ВТО по ТБТ и СФС; · подготовка по результатам анализа предложений по внесению в них изменений; · создание национальных технических комитетов по стандартизации Республики Беларусь, эквивалентных техническим комитетам международным организаций по стандартизации ИСО и МЭК; · разработка программы гармонизации государственных стандартов и технических регламентов с международными и региональными стандартами и регламентами; · активизация участия республики в работах по межгосударственной стандартизации для укрепления интеграционных процессов в рамках СНГ; · переход на единый с Российской Федерацией план государственной стандартизации; · приоритетное включение в планы государственной стандартизации тем по разработке государственных стандартов на основе применения международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран; · проведение скоординированных с Российской Федерацией, Украиной работ по переводам международных стандартов и оперативному их введению в качестве национальных стандартов; · предусмотрение в заданиях государственных научно-технических программ целенаправленной разработки стандартов на базе международных стандартов. Для обеспечения преемственности в применении существующих нормативных документов на первой стадии работ по переходу на новую систему стандартизации и технического нормирования к техническим регламентам предлагается отнести: · законодательные акты Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь в тех случаях, когда они содержат требования к продукции, услугам и связанным с ними процессам и методам производства, включая требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции; · государственные стандарты Республики Беларусь в части устанавливаемых в них в соответствии с Законом Республики Беларусь "О стандартизации" обязательных требований; · нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, в полномочие которых, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, входит установление обязательных требований к продукции, услугам и связанным с ними процессам и методам производства, включая требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции. Процессы присоединения к Соглашениям ВТО по ТБТ и СФС должны осуществляться с учетом торгово-экономического сотрудничества республики со странами СНГ, что требует: · создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы технического законодательства; · гармонизацию норм технических законодательных актов (регламентов) всех государств; · сближение межгосударственных стандартов с международными, европейскими (региональными) и национальными стандартами передовых стран для представления интересов государств на межгосударственном, европейском и мировом уровнях; · развитие межгосударственной (региональной) системы стандартизации с учетом опыта и принципов, действующих в Европейском Союзе. Приложение
|