Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «Белорусский государственный экономический университет» Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА на тему: " Технология производства и потребительские свойства бензина авиационного" Исполнил студент 1 курс. ФМК, гр. ЗММ-1 В.И.Скроцкая Руководитель, доцент И.А.Мочальник МИНСК 2008 Работа содержит: страниц. таблиц. рисунков. Ключевые слова: Изучена товарная продукция в виде авиационного бензина Определены потребительские свойства бензина авиационного. При изучении и описании технологии производства бензина авиационного Для определения нормируемых показателей качества бензина авиационного изучены соответствующие стандарты. Изучены вопросы контроля качества бензина авиационного, правила приемки, транспортирования и хранения готовой продукции. История развития марок авиабензина- 4
1. Применение бензина авиационного в сфере производства или потребления (AVGAS)6
Ассортимент, качество и состав авиационных бензинов- 6
2. Классификационные признаки бензина- 8
3. Потребительские свойства бензина авиационного- 9
4. Технология производства бензина авиационного и его технико-экономическая оценка- 13
5.1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ- 16
6.1.а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ- 20
6.3. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ- 26
6.4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ- 26
8. Список используемой литературы-- 28
Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные. Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства. Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах;иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план. Avgas является бензиновым топливом для воздушных судов с поршневым двигателем. Также как автомобильный бензин, авиабензин очень летуч и крайне легко воспламеняемый при нормальных условиях. В связи с этим технология и оборудование для безопасного обращения с данным продуктом, должны находиться на самом высоком уровне. Марки авиабензина определяются в основном по их октановому числу. Два числа применяются для обозначения авиационных бензинов (число обедненной рабочей смеси и число обогащенной рабочей смеси), что приводит к многоразрядной системе, например Avgas 100/1 30 (в данном случае показатель производительности обедненной рабочей смеси-1 00, а показатель обогащенной рабочей смеси – 1 30). В прошлом было множество различных марок авиационного бензина в общем употреблении, например 80/87, 91/96, 100/130, 108/135 и 115/145. Однако, с понижением спроса они были разумно сведены к одной основной марке - Avgas 100/130. (Во избежание путаницы и сведения ошибки к минимуму при обращении с авиационным бензином, обычной практикой является определение марки лишь по производительности обедненной рабочей смеси, например, Avgas 100/130 стал просто Avgas 100). Некоторое время назад была введена дополнительная марка, чтобы позволить использование одного топлива на двигателях, изначально рассчитанных на марки с более низким содержание свинца; эта марка называется Avgas 100LL, LL означает "низкое содержание свинца" (low lead). Все оборудование и сооружения в системе обеспечения авиабензином имеют цветовую кодировку и наглядно отражают маркировку API, обозначающую действительную марку, находящуюся в системе. В настоящее время две основные марки, находящиеся в употреблении по всему миру - это Avgas 100LL и Avgas 100. Для упрощения определения марки топлива, оно окрашивается, например, Avgas 100LL окрашен в синий цвет, a Avgas 100 окрашен в зеленый. Недавно была введена новая марка Avgas марка 82 UL (UL означает неэтилированный). Это низкооктановая марка, пригодная для двигателей с низкой степенью сжатия. Данное топливо обладает более высоким давлением насыщенных паров и может производиться из компонентов автомобильного бензина. Оно применяется на тех воздушных судах, которые имеют STC для использования автомобильного бензина. Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях. В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б-91/115
и Б-95/130
. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси - в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение 1988-1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработан единый бензин Б-92
без нормирования показателя "сортность на богатой смеси", вырабатываемый по ТУ 38.401-58-47-92. Как показали испытания, бензин Б-92 может применяться взамен бензина Б-91/115 в двигателях всех типов. Использование авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности позволяет наряду с обеспечением нормальной работы двигателей на всех режимах значительно расширить ресурсы авиабензинов и снизить содержание в них токсичного тетраэтилсвинца. В России вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130
и Б-100/130 малоэтилированный
- ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ D 910 и европейским спецификациям на бензины марок 100 и 100LL. Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913-82). В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель. Авиационный бензин Б-70 готовят на основе бензина прямой перегонки или рафинатов риформинга с добавлением высокооктановых компонентов. Авиационный бензин (Avgas) применяется на сравнительно небольших самолетах с поршневыми авиационными двигателями (ПАД) в авиации общего назначения (АОН), например, частными пилотами, во время лётной подготовки, в аэроклубах и для выполнения сельскохозяйственных работ. Поршневые двигатели работают с использованием тех же основных принципов, что и двигатели с искровым зажиганием на автомобилях, однако к рабочим характеристикам ПАД применяются более высокие требования. В настоящее время в АОН имеются лишь две основные марки авиабензина (100 и 1OOLL с низким содержанием свинца) - такая унификация позволила топливным компаниям продолжить поставки авиационных бензинов, которые ранее были невыгодны. Мировые объемы производства авиабензина значительно меньше, поскольку воздушные суда, применяющие авиабензин, имеют меньшие размеры и соответственно удельные расходы топлива, несмотря на то, что превосходят по численности воздушные суда на реактивном топливе. Это стандартное высокооктановое топливо для авиационных поршневых двигателей с высоким содержанием свинца. Существует два основных стандарта для Avgas 100. ASTM D 910 и UK DEF STAN 91-90. Эти два стандарта по существу одинаковы, однако отличаются по содержанию антиокислительной присадки, по требованиям к устойчивости к окислению и максимальному содержанию свинца. Avgas 100 окрашен в зеленый цвет. Данная марка является версией Avgas 100 с низким содержанием свинца. Низкое содержание свинца является условным. В Avgas I OOLL присутствует до 0,56 г/литр свинца. Данная марка перечислена в тех же ТУ, что и Avgas 100, а именно ASTM D 910 и UK DEF STAN 91-90. Avgas 100LL окрашен в синий цвет. Это относительно новая марка, целью разработки которой являются двигатели с низкой степенью сжатия, которые не требуют высокооктановой марки Avgas 100 и могут быть рассчитаны на работу с неэтилированным топливом. Данная марка предусмотрена техническими условиями ASTM D 6227. Avgas 82UL окрашен в пурпурный цвет. По происхождению: -естественные -искусственны. По назначению: -автомобильные -авиационные Кодирование бензина по ОКП: Кодирование бензина по ТН ВЭД: Содержание тетраэтилсвинца:
В качестве антидетонаторов применяется тетроэтилсвинец, представляющий собой густую, маслянистую бесцветную жидкость с плотностью ρ = 1,66, температурой кипения 200°С, хорошо растворяющаяся в органических веществах (углеводородах, спиртах) и не растворяющаяся в воде. ТЭС – ядовитое вещество, поэтому при обращении с ним, и этилированным бензином необходимо соблюдать меры предосторожности. Недостатком ТЭС является то, что свинец, находящийся в нем, из камеры сгорания удаляется не полностью, что приводит к освенцовыванию камеры сгорания. С целью уменьшения этого явления к ТЭС добавляют бромистые и хромистые соединения. В современных двигателях применяют другое органическое соединение свинца – тетраметилсвинец (ТМС), который более эффективен по сравнению с ТЭС. Это объясняется тем, что в форсированных двигателях температурный режим достаточно высок, а ТЭС разлагается слишком рано, так как он не слишком термически устойчив, и в связи с этим часть вещества расходуется непроизводительно, а ТМС в отличие от ТЭС более термически устойчив. В состав и ТЭС и ТМС входят красители, поэтому все этилированные бензины имеют окраску в отличии от неэтилированных. Детонационная стойкость
– способность топлива сгорать в двигателе с принудительным зажиганием без детонации. Детонация – очень вредное явление, поскольку вызывает падение мощности двигателя, увеличение удельного расхода топлива, ускорение износа двигателя, иногда с аварийными последствиями. Особенно опасна детонация в авиационных двигателях. Мерой детонационной стойкости бензинов является их октановое число. Оно численно равно процентному содержанию (по объему) изооктана в эталонной смеси с гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалента испытуемому бензину. Показывает склонность бензина к детонации, появление которой может привести к выходу двигателя из строя. Октановое число по моторному и по исследовательскому методу. Превышение октанового числа выше нормативного говорит о высоком качестве бензина, применение такого бензина положительно влияет на многие его параметры, в частности, приводит к повышению мощности двигателя. Удельная теплота сгорания
– количество теплоты, выделяемое при полном сгорании единицы массы (кДж/кг). Чем выше теплота сгорания, тем меньше удельный расход бензина и больше дальность полета самолета при одном и том же объеме топливных баков. Теплоту сгорания определяют не только теоретически, но и опытным путем, сжигая определенное количество топлива в специальных приборах, называемых калориметрами. Теплоту сгорания оценивают по повышению температуры воды в колориметре. Результаты, полученные этим методом, близки к значениям, рассчитанным по элементарному составу топлива. Фракционный состав
обусловливает испаряемость бензинов на различных режимах работы двигателя: пуск, разогрев, при смене режима работы, под нагрузкой. Кислотность
– количество мг КОН, необходимых для нейтрализации кислот, содержащихся в 100мг топлива. Давление насыщенных паров
: Давление насыщенных паров определяет летучесть нефти нефтепродуктов, оказывающую влияние на условия их хранения, транспортировки и применения. Зависит от соотношения объемов пространств, в которых находится пар и жидкость. Давление насыщенных паров характеризует интенсивность испарения, пусковые качества моторных топлив и склонность их к образованию паровых пробок. Превышение этого параметра приводит к увеличению вероятности образования паровых пробок при высоких температурах, понижение затрудняет пуск двигателя зимой. Кроме того, характеризует физическую стабильность бензина. Температура начала кристаллизации
– некоторая температура, при которой начинают выделяться кристаллы растворителя. Именно температура начала кристаллизации является количественной характеристикой процесса кристаллизации из растворов; определением температуры помутнения, появления первых кристаллов, исчезновения кристаллов углеводородов Массовая доля ароматических углеводородов
: Ароматические углеводороды обладают высокой термической стойкостью к реакциям разложения. Для этих углеводородов характерны более высокие значения вязкости, плотности, температуры кипения. По этим причинам их присутствие повышает противодетонационные свойства карбюраторного топлива. Массовая концентрация фактических смол
:превышение нормы этого параметра уменьшает пропускную способность жиклеров и, естественно, вызывает обеднение рабочей смеси карбюраторных двигателей, ускоряет засорение или закоксовывание распылителей и форсунок системы впрыска. Массовая доля серы
: Сера (S) – при ее сгорании выделяется определенное количество теплоты. Но сам продукт сгорания является весьма нежелательной частью топлива, ибо сернистый SO2
и серный SO3
ангидриды вызывают сильную газовую или жидкостную коррозию металлических поверхностей. Содержание серы не более 0,05%. Испытание на медной пластинке
: показывает коррозионную активность самого бензина. Выдержка медной пластинки в испытуемом топливе при повышенной температуре и фиксация изменения ее цвета, характеризующего коррозионное воздействие топлива. Содержание водорастворимых кислот и щелочей
:показывает степень коррозии деталей системы питания и двигателя. Эти соединения вредно отражаются на долговечности двигателей, приводят к повышенной коррозии и износу, нагарообразованию. Соединения серы образуют при сгорании SO2
и SO3
, что повышает точку росы водяного пара, усиливая этим процесс образования H2
SO4
. Не допускается наличие минеральных (водорастворимых) кислот и щелочей, которые могут остаться в топливе в результате недостаточной промывки и отстоя топлива после его очистки. Содержание механических примесей и воды
: Механические примеси вызывают быстрый износ деталей топливного насоса и форсунок. Вода при плюсовых температурах образует с топливам эмульсию, разрушающую фильтры, а при отрицательных, превращаясь в лед, нарушает подачу топлива. Для удаления воды и механических примесей необходимо в течение 48ч отстаивать топливо в резервуарах, тщательно фильтровать его при заправке и периодически сливать отстой из топливных баков. Плотность
характеризует отстаивание воды и осаждения механических примесей. Чем она ниже, тем быстрее будет отстаиваться вода. Период стабильности
– способность сохранять свой состав и основные свойства при хранении, транспортировке и в условиях потребления. Различают химическую и физическую стабильность. Под химической стабильностью понимают способность сохранять химический состав топлива, а под физической – способность сохранять однородность и фракционный состав. Цвет
:Если нормируется, служит первичным признаком определения качества. Этилированные бензины должны быть окрашены в оранжево-красный цвет. Остальные либо бесцветные, либо бледно-желтые, для некоторых цвет не определен. Все марки авиационных бензинов этилированны и сильно ядовиты, так как содержат тетраэтилсвинца в горазда большем количестве, чем автомобильные. В состав и ТЭС и ТМС входят красители, поэтому все этилированные бензины имеют окраску в отличие от неэтилированных. Светлые нефтепродукты, полученные непосредственно из рефтификационных колонн установок АВТ, каталитического крекинга и других, еще не являются товарными продуктами для различного рода двигателей, так как содержат компоненты, ухудшающие их эксплуатационные свойства. Из бензина необходимо удалить сероводород, нефтяные кислоты, азотистые, кислородные и металлорганические соединения. В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются. Для удаления нежелательных компонентов применяют химеческие и физико-химические методы очистки: обработку щелочью и серной кислотой, адсорбционную и каталитическую очистку светлых нефтепродуктов. Очистка серной кислотой
применяется для удаления из светлых нефтепродуктов непредельных и ароматических углеводородов, а также смолистых, азотистых и сернистых соединений. Щелочная очистка
используется для удаления из нефтепродуктов сероводорода, низших меркаптанов и нефтяных кислот, а также для удаления из нефтепродуктов серной кислоты и кислых продуктов реакции после сернокислотной очистки. Адсорбционная и каталитическая
очистка служит для очистки светлых нефтепродуктов от смолистых, асфальтовых и других нежелательных соединений. Для этого применяют естественные глины, искусственные алюмосиликаты, активированный голь и другие твердые вещества. В основе их использования лежит явление адсорбции. Завершающей стадией
приготовления товарных бензинов является смешение (компаундирование) различных компонентов и введение необходимых присадок. Компаундирование является рациональным способом приготовления товарных бензинов, так как позволяет: ─ наиболее полно использовать свойства всех бензиновых фракций, имеющихся на заводе-изготовителе; ─ полностью использовать ресурсы бензиновых фракций различных процессов переработки нефти; ─ получить продукцию, отвечающую требованиям двигателей по всем показателям. Компаундирование – это получение товарного бензина (нефтепродукта), сочетание свойств которого отвечает требованиям установленных норм. Компаундирование обусловливает качество товарной продукции, соответствие требования стандарта. Компаундирующими компонентами являются базовые и присадки. Базовые компоненты
– это компоненты, являющиеся носителями основных свойств товарного продукта. Присадки
– это компоненты, обладающие повышенными значениями эксплуатационных показателей. Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе. Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси. Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты - алкилбензин, изомеризат и толуол. В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1г на 1кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1. Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Показатели качества определяются по следующим ГОСТам: ГОСТ 13210-72*
Бензины. Метод определения содержания свинца комплексометрическим титрированием ГОСТ 14710-78*
Толуол нефтяной. Технические условия ГОСТ 1510-84*
Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 19121-73*
Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе ГОСТ 2070-82*
Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов ГОСТ 20924-75*
Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски ГОСТ 21261-91
Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания ГОСТ 2517-85*
Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 28781-90
Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием ГОСТ 3338-68*
Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси ГОСТ 3900-85*
Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности ГОСТ 5066-91
Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации ГОСТ 511-82*
Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа ГОСТ 5985-79*
Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа ГОСТ 6307-75*
Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей ГОСТ 6321-92
Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке ГОСТ 6667-75*
Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности ГОСТ 6994-74*
Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов ГОСТ 8489-85
Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову) ГОСТ 26432-85
Топлива нефтяные жидкие. Ограничительный перечень и порядок назначения Группа Б12
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
Технические условия Aviationpetrols Specifications Дата введения 01.01.1973
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя. Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации. (Измененная редакция, Изм. № 8). 1.1. Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок: -авиационный бензин Б-95/130, -авиационный бензин Б-91/115. 1.2. По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в Таблице 5.1. Таблица 5.1 – Требования и нормы физико-химических показателей авиационного бензина 33325 (250) 29326 (220) 45422 (340) 47988 (360) Примечания: 1. (Исключено, Изм. № 6). 2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются: а) йодное число не более 10г йода на 100г бензина. б) содержание фактических смол не более 4мг на 100см3
бензина. 3. (Исключено, Изм. № 8). 4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из Бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%. 5. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение. 6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50% на 2°С и 90% на 1°С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2ч. 7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта. 8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103
(10300) Дж/кг (ккал/кг). 9. (Исключено, Изм. № 7). 10.По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период стабильности" с нормой "не менее 8 ч". 11.Норма по показателю "Массовая доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно. 12.До 01.07.95 при разногласиях в оценке качества авиационных бензинов по показателю "содержание тетраэтилсвинца" определение проводилось по ГОСТ 13210, по показателю "давление насыщенных паров" - по ГОСТ 1756. (Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11). 1.3. К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20% толуола по ГОСТ 14710-78 Толуол нефтяной. Технические условия
и 10% пиробензола. К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6%. (Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6). 1.4. Для окрашивания этилированных бензинов добавляются красители, указанные в Таблице 5.2. Таблица 5.2 – Красители, добавляемые в этилированные бензины Примечание: 1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924-75 Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски
. 2. При применении жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком. (Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8). la.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3
(определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод). 1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475°С, температура вспышки от минус 34 до минус 38°С, область воспламенения 0,98-5,48% (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38°С, верхний - от -10 до +5°С. 1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. 1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар. 1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека. При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего помещения должны быть герметизированы. Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией. 1а.6. При отборе проб, проведении анализа и обращения в процессе товарно-транспортных и производственных операций с авиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химической и газовой промышленности. Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества. 1б.1. Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве. (Измененная редакция, Изм. № 7). 1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Метод отбора проб
. 1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. (Измененная редакция, Изм. № 8). Разд. 1а., 16. (Введены дополнительно, Изм. № 5). 2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Метод отбора проб
. Объем объединенной пробы 10 дм3
. (Измененная редакция, Изм. № 8). 2.2. Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц. (Измененная редакция, Изм. № 4). 2.3. При разногласиях в оценке качества бензина показатель "кислотность" определяют по ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
. (Введен дополнительно, Изм. № 5). 2.4. Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28782-90 Ферросплавы. Экспериментальные методы контроля точности сокращения проб
, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (С1
) в г на 1кг бензина по формуле: С1
= (С · 1,561 · 1000)/Р
Где С
- содержание свинца в бензине по ГОСТ 28782-90 Ферросплавы. Экспериментальные методы контроля точности сокращения проб
, г/дм3
; р
- плотность бензина, кг/м3
; 1,561
- коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец. (Измененная редакция, Изм. № 8, 10). 2.5. При разногласиях в оценке качества авиационных бензинов по показателю "Массовая концентрация фактических смол" определение проводят по ГОСТ 1567-97 Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения фактических смол
. 2.6. Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально. Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. 2.5, 2.6. (Введены дополнительно, Изм. № 8). 2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм 3
и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг. Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексно метрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого. 2.7.1. Аппаратура, реактивы, материал
Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104-2001 Весы лабораторные. Общие технические требования
. Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81 Ареометры и бутирометры – Стеклянная посуда и оборудование
. Термометры ртутные стеклянные ТЛ-44-Б2 по ГОСТ 28498-90 Термометры жидкие стеклянные. Общие технические требования
. Цилиндры по ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная
, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100см3
. Колбы по ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная
, исполнения 2, вместимостью 100, 1000см3
. Колбы по ГОСТ 25336-82 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные
, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250см3
ТС. Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25см3
по НТД. Пипетки по НТД, исполнения 1-2, класса 2, вместимостью. 5, 10, 25см3
. Холодильник прямой воздушный. Дефлегматор 250-19/26-29/32. Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2. Электроплитка с закрытой спиралью. Палочка стеклянная. Склянка из темного стекла. Йод, ч.д.а. Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) по ГОСТ 10652-73 Уротропин технический. Технические условия
, раствор концентрации 0,01моль/дм3
. Свинец II азотнокислый, х.ч., по ГОСТ 4236-77 Свинец (
II
) азотнокислый. Технические условия
или по НТД или ос.ч. по НТД. Индикатор ксиленоловый оранжевый. Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 Уротропин технический. Технические условия
или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического. Кислота соляная, х.ч., по ГОСТ 3118-77 Кислота соляная. Технические условия
или ос.ч. по ГОСТ 14261-77 Кислота соляная особый чистоты. Технические условия
, раствор 0,1моль/дм3
. Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 Нефрас-С50/170. Технические условия
или Сз = 80/120, С^ = 80/120 по ГОСТ 443-76 Нефрасы С2-80/120 и С3-80/120. Технические условия.
Вода дистиллированная рН 5,4-6,6. Допускается применять реактивы квалификации не нижеуказанной в методе. 2.7.2. Подготовка к испытанию
2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода
В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100см3
бензина и добавляют (6,0+
0,5)г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью не более 0,1г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3суток 2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина
Навеску уротропина массой (50,0+
0,5)г растворяют в 70-80см3
дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100см3
и доводят объем до метки. (Измененная редакция, Изм. № 11). 2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3
раствора азотнокислого свинца
В мерную колбу вместимостью 1000см3
помещают (3,3+
0,1)г азотнокислого свинца, добавляют 500см3
дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки. 2.7.2.4. Приготовление 0,01моль/дм3
раствора ди-Na-ЭДТА
Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7+
0,1)г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000см3
в 400-500см3
дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки. 2.7.2.5. Приготовление индикатора
Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (91,0+
0,1)г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотно-кислого калия массой (100,0+
0,5)г до получения однородного цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла. 2.7.2.6. Приготовление 0,1 моль/дм3
рacтвopа соляной кислоты
8см3
концентрированной соляной кислоты растворяют в -500см3
дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000см3
и доводят объем до метки. 2.7.2.7. Установление фактора (f) раствора ди-Na-ЭДTA
К 20см3
0,01моль/дм3
раствора азотно-кислого свинца добавляют 5см3
0,1моль/дм3
раствора соляной кислоты, 2см3
раствора уротропина и 0,08-0,10г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТАдо перехода окраски в устойчивый желтый цвет. Фактор раствора вычисляют по формуле: f = 20/
V
Где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3
азотно-кислого свинца, см3
; V- объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3
. Фактор раствора f вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V. При температуре (20+
0,5)°С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
. 2.7.3. Проведение испытания
В коническую колбу вместимостью 250 см3
помещают 100 см3
дистиллированной воды и подогревают до температуры 80-90 °С. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10см3
испытуемого бензина и 10см3
раствора йода. Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская бурного кипения, постоянно перемешивая. После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода. В колбу с содержимым добавляют 5см3
0,1моль/дм3
раствора соляной кислоты, 2см3
раствора уротропина и 0,08-0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет. Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой. Обработка результатов
Концентрацию свинца, г/дм3
, вычисляют по формуле: Где V1
- объем 0,01моль/дм3
раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3
; V2
- объем 0,01моль/дм3
раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, см3
; V
- объем испытуемой пробы бензина, см3
; 2,072
- масса свинца, эквивалентная 1см 3
0,01 моль/дм 3
раствора ди-Nа-ЭДТА, мг; f
- фактор раствора ди-Nа-ЭДТА. За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений. Содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле X
=
(
C
·1,561)/
p
Где С
- концентрация свинца в бензине, г/дм3
; р
- плотность бензина при 20°С, г/см3
; 1,561
- коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец. 2.7.5 Точность метода
Сходимость Два результата определения, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03г/дм3
(свинца). Воспроизводимость Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05г/дм3
(свинца). 2.7-2.7.5. (Введены дополнительно, Изм. № 10). 3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
. При хранении, транспортировании и обращении с этилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и инструкции, утвержденные Министерством здравоохранения СССР. 3.2. (Исключен, Изм. № 7). 4.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - 5 лет со дня изготовления. Развитие современного общества связано с использованием энергии. В связи с ускорением научно-технического прогресса исключительно важная роль отводится топливно-энергетическим ресурсам. Топливо представляет собой вещество, умышленно сжигаемое для получения теплоты и должно отвечать следующим требованиям: 1 При сгорании выделять как можно больше теплоты; 2 Сравнительно легко загораться и давать высокую температуру; 3 Быть достаточно распространенным в природе; 4 Его количество и нахождение должно быть рентабельным при добыче; 5 Дешевым при использовании; 6 Сохранять свои свойства при хранении и транспортировке. Перспективы развития производства товарных бензинов в нашей стране связаны с увеличением доли выработки высокооктановых бензинов за счет низкооктановых. В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента присадок, применяемых в бензинах, и повышения их эффективности. 1. Производственные технологии и основы товароведения: топливо, учебное пособие, И.А.Мочальник, Минск, 1999 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД РБ) г. Минск, Белтаможсервис, 2007; 3. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь (ОКРБ 007-2007) промышленной и сельскохозяйственной продукции, 2007 (2 тома); 4. Техническое нормирование и стандартизация. Каталог технических нормативных правовых актов, Минск, 2008 (4 тома). 5. ГОСТ 1012-72* Бензины авиационные. Технические условия 6. ГОСТ 13210-72* Бензины. Метод определения содержания свинца комплексометрическим титрированием 7. ГОСТ 14710-78* Толуол нефтяной. Технические условия 8. ГОСТ 1510-84* Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение 9. ГОСТ 19121-73* Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе 10. ГОСТ 2070-82* Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов 11. ГОСТ 20924-75* Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски 12. ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания 13. ГОСТ 2517-85* Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб 14. ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием 15. ГОСТ 3338-68* Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси 16. ГОСТ 3900-85* Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности 17. ГОСТ 5066-91 Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации 18. ГОСТ 511-82* Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа 19. ГОСТ 5985-79* Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа 20. ГОСТ 6307-75* Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей 21. ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке 22. ГОСТ 6667-75* Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности 23. ГОСТ 6994-74* Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов 24. ГОСТ 8489-85 Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)
|