Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 50
ПЛАН
:
1. Внимание и наблюдательность – лучшая половина интеллекта 2. Определение и типы интеллекта 3. Функции полушарий головного мозга Типы внимания
- НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
свойственно в полном объеме всем людям и животным
(20 с. в начале разговора).
- ПРОИЗВОЛЬНОЕ
является повторением успешных попыток вновь и вновь возвратиться мыслями к конкретной теме, что требует определённых волевых усилий.
- Развитый человек усилием воли
способен направить свое внимание на предмет, вовсе для него не интересный
, и держать его на нем, пока не закрепит в своей памяти нужные сведения. - Он может переносить свое внимание с более интересного предмета на менее интересный одним лишь усилием воли.
- Умение человека концентрировать своё внимание
оказывает большее влияние на его интеллект, чем даже способность к отвлечённым рассуждениям. - Интеллектуально развитый
человек почти всегда находит в каждом предмете что-то интересное
, что и облегчает возможность сосредоточить на нем свое внимание. - Неразвитый
человек, едва обладающий волевым вниманием, почти всегда бывает во власти посторонних впечатлений как маленький ребёнок. Если внимание
– это удержание
объекта в течение определенного времени, то наблюдательность
включает еще и изучение, анализ
объекта . - Разум может заниматься одновременно лишь одним делом
, но способен переходить от одного дела к другому
с поразительной быстротой, которая заставляет предполагать, что внимание разделяется человеком между двумя и более делами. - Человек одновременно может концентрировать своё внимание на ограниченном числе объектов (7-8)
- Врожденное или унаследованное качество, в отличие от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта. (Британская энциклопедия)
- Врожденное качество, в отличие от способностей, приобретенных в процессе обучения. (Герберт Спенсер)
- Общие врожденные познавательные способности. (Сирил Берт) - Способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей Среды. (Д. Векслер)
- Cпособность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом. (Стивен Дж. Гулд)
- Способность найти адекватный способ реагирования на ситуацию, связанную с окружающей средой. (Роберт Франкли)
- Способность приобретать необходимые знания для решения новых проблем; уровень интеллекта измеряется скоростью, с которой человек решает проблемы. (Дональд Штерне)
Интеллект
существует как наиболее общая умственная способность, включающая способности к логическому мышлению, постановке цели, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, восприятию сложных идей, быстрому обучению и обучению на основе опыта.
Также в дальнейшем мы будем исходить из того, что эта способность (интеллект) личности отчасти врожденная
, но при определенных условиях может развиваться
и совершенствоваться
. При этом главное условие – желание
и воля
. Психолог из Чикагского университета Л.Л.Тёрстон отмечает семь первичных умственных способностей. - понимание речи; - речевые способности; - способность к исчислению; - восприятие пространства; - ассоциативная память; - скорость восприятия; - логическое мышление.
|