Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 49
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Понятия: физическая культура, физкультурное движение, физическое воспита- ние, спорт, двигательная реабилитация, физическая рекреация, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое образование, физическое развитие, физкультурная деятельность. ПОНЯТИЕ – это основная форма человеческого мышления, уста- навливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки опреде- ленного объекта (явления). Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их по возможности четкое и строгое определение является одной из важ- нейших проблем теории физической культуры, которая является отно- сительно молодой и окончательно не сформировавшейся областью зна- ний. В таких условиях предельная точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями спо- собствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонима- ние. Самым широким, собирательным и многогранным является поня- тие «физическая культура». Для более глубокого и правильного пред- ставления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения чело- веческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделыва- ние», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Вы- дрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физиче- ской культуры определения культуры: - культура – это мера и способ развития человека; - культура – это качественная характеристика деятельности чело- века и общества; - культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. 7 Каждое из перечисленных определений может быть взято за осно- ву при рассмотрении понятия «физическая культура». Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями. Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества. Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая не- обходимость, важнейшие источники и условия развития личности и об- щества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали та- кие виды деятельности, которые специально направлены на совершен- ствование самого себя, на преобразование собственной природы. Имен- но к таким компонентам культуры относится физическая культура. Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы: • активная двигательная деятельность человека. Причем, не лю- бая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось со- вершенствование природных свойств организма, повышалась физиче- ская работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения. • положительные изменения в физическом состоянии человека - повышение его работоспособности, уровня развития морфо- функциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучше- ния показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического со- вершенства. • комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенст- вовании физических возможностей человека. К таким ценностям следу- ет отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, мате- риально-технические условия и др. Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры чело- века и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по 8 созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, - результат человеческой деятель- ности, а также средство и способ физического совершенства (В.М.Выдрин, 1999). Для примера можно привести еще несколько определений данного понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры лич- ности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического со- вершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999). ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, разви- тие и управление физическими и психическими способностями челове- ка, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Иль- инич, 2001) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организо- ванная, систематическая деятельная активность, используемая челове- ком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003). Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физи- ческая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздо- ровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движе- ние. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывает- ся совместная деятельность людей по использованию, распростране- нию, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев) В настоящее время общественные физкультурные движения при- обретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои на- циональные и региональные особенности. Примерами физкультурных 9 течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная Австралия» и др. Остановимся на понятии «физическое воспитание». Формирова- ние знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного ис- пользования средств физической культуры осуществляется именно в процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс высту- пает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств, двигательной подго- товленности, более гармоничном развитии и т.п.. Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух по- нятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна, корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точ- нее говоря, физическое воспитание является по отношению к физиче- ской культуре не столько частью, сколько одной из основных форм функционирования в обществе, а именно педагогически организован- ным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы об- разования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагоги- ческого процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, орга- низация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с ди- дактическими и педагогическими признаками, направленность деятель- ности на решение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходи- мо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физиче- ских качеств. Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совер- шенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении разви- тием) физических качеств. (Ж.К.Холодов). Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова) – это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью 10 которой является управление процессом использования средств физиче- ской культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В.П.Лукьяненко). Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть при- кладную направленность физического воспитания по отношению к тру- довой или иной деятельности. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования дви- гательных навыков и развития физических способностей (качеств), не- обходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельно- сти (Ю.Ф. Курамшин). ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физиче- ской подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жиз- ненно важных и прикладных умений и навыков. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА– специализиро- ванный процесс физического воспитания, направленный на углублен- ную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональ- ной. ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение челове- ком рациональных способов управления своими движениями, приобре- тение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Смысл физического образования по мысли П.Ф. Лесгафта состоит в том, чтобы научиться сознательно управлять движениями, сравнивать их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Этот процесс характеризуется следующими показателями: 11
|