Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 49
Министерство Образования и Науки
Республики Казахстан
Казахстанский многопрофильный институт
«Парасат»
На тему:
«Декоративно-прикладное искусство и убранство юрты»
Выполнила: Студент Диз/в-10-3 Назарова Т.В. Проверил: Баирбекова А.Т. План
1.
Декоративно-прикладное искусство казахского народа.
1.1.
Войлочное производство. 1.2.
Ткачество и ковроделие. 1.3.
Вышивка.
2.
Убранства юрты
2.1
. Юрта – традиционное жилище казахов.
2.2.
Внутреннее убранство юрты 3.
Заключение.
Народное декоративное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Ремесла условно делились на мужские и женские. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. А вот убранство жилища, швейное дело, обработка шерсти и войлока, ткачество и ковроделие, вышивка и плетение циновки считались женскими ремеслами. Где требовалась значительная физическая сила, в таких как изготовлении войлока участвовали и мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи. Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой производства и цвета, разнообразием тонов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада. Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла (ювелирное производство). Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежд. Основным сырьем для выделки домашних мягких интерьеров была шерсть. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока принимали участие все молодые жители аула. Первейшая необходимость в жизни кочевника - создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), yзік (купола), тyндік (шанырак - круговое навершие). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок (текемет), ценимый по своему убранству войлочный ковер (сырмак) и войлочные тускиизы (панно) украшали стен юрт. Из войлока делали потники - токым под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи - кебенек, войлочные чулки для сапог - байпак, ухваты для казана - туткыш и др. многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки - сандыккап, и для хранения мягких вещей - коржын, аяккап, тен, шабадан. Широко была распространена и продукция тканых изделий овечьей и верблюжьей шерсти: узорные полосы - бау-баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, такыр кілем, ворсовые ковры - калы кілем, переметные сумы - коржын, попоны для лошадей - кежім, ат жабу и т.д. Ковры большого размера изготовляли коллективно, преимуществено из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья, и козья шерсть. Ковры ткались на вертикальном и горизонтальнем ткацком станке. С ковроделием тесно связано широко распространенный в прошлом вид коврового изделия - алаша, который ткался на узконавойном станке - ормек. Алашой застилали пол или на кереге юрты, стену дома. Преобладающими цветами в коврах и ковровых изделиях являются мареново - красный и индигово - синий, оба в глубоко приглушенных тонах. Тона и оттенки красок своеобразны. Сочетание их свидетельствует о тонкости вкуса ковровщиц. Первоначально казахи пользовались для окраски шерсти растительными красителями, позднее - анилиновыми красками, применение которых ухудшило качество ковровых изделий. Плетение циновок - один из древнейших промыслов. Из стебля тростника (ковыля) - ши плели циновки, часто переплетая стебли цветной шерстью таким образом, что на циновке получался цветной узор. Чиевые стебли сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой, На эту балку накидывались от 5 до 10 нитей, с грузилами, чиевый стебель накладывался на балку с нитями, последние перекидывались в противоположные стороны и грузила стягивали сплетенный стебель. Накладывался следующий стебель, вновь нити с грузилами перекидывались в противоположные стороны и т.д. Циновки шли на обертывание деревянной решетки юрты - кереге, служили в качестве ширмы, отделяющей в юрте кухню, были необходимы при катании войлока, на таких циновках (оре) сушили курт (сыр). Вышивкой украшали различные бытовые предметы, части одежд. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Остальные виды материи применялись при создании следующих предметов: тускиіз -панно, сейсеп - покрывало постели, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать сулгi- полотенце. Вышивкой украшали: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1- біз кесте - тамбурный шов, создаваемый с помощью крючка, 2- шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой, 3- баспа - гладьевой шов с прикрепом и без прикрепа, 4- тігу- шов в виде непрерывной и прерывной стежки, 5- шалма, шырыш кесте - различные названия двухрядового петельного шва. Тускиізы - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Он же входил в состав приданое и невеста сама должна была вышить тускиіз, и по его красоте судили об искусности будущей хозяйки. Тускиізы имели П- образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образец солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускиiз не только выполняет практическое назначение как ковер, но и служит реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства угадываются по древним археологическим памятникам Казахстана мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. Родоначальником орнаментального искусства, является широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент. Например, зооморфные узоры: кошкар муйіз - бараньи рога, кос муйіз - парные рога, сынар муйіз - один рог. Такие мотивы, как карга туяк - воронья лапа, аша туяк - раздвоенное копыто, кусмурын - птичий клюв, кус канаты - птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. Древние солярные и геометрические мотивы: шаршы - ромбы, тумарша - амулет (треугольники), балдак - костыль (т - образные), ирек, су орнек - зигзаг, суйір - остроконечный, шынжыр - цепь, многогранных и меандровидных и сетчато-пересекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетной давности. Солнце, небо символизирует донгелек - круг, четыре сторона света - торт кулак, торткул - крестовина, шугыла - луч солнца, айгул - лунный цветок, айшык гул - полумесяц. Узор айгул - один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречен на памятиках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыкского кургана. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Кошкар муйіз (бараний рог) и аша туяк (раздвоенное копыто) обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором туйетабан (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы независимости, то дарил вещь со знаками кусмурын (птичий клюв), кусканат (птичье крыло). Девушки и теперь носят "кусмурын жузік", "бес білезік" браслеты на цепочке где одно кольцо - птичий клюв, другое - птичье крыло. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий свет - символ неба, поклонение тенгри, красный - огня, солнца, белый - истины, радости, счастья, желтый - разума, черный - земли, зеленый - весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имел ритуальное значение. 2. Убранства юрты
Картина Маната Каспака "Праздник" Предметом особых забот кочевых и полукочевых скотоводов была юрта, самое удобное и практичное жилье, приспособленное к особенностям природы и быта. В юрте и ее убранстве как бы сфокусировались все достижения домашних промыслов и ремесел. Как уже отмечалось - этот мобильный архитектурный тип берет начало в круглых стационарных жилищах (тощала) из дерева и камня, известных в Казахстане с конца II тысячелетия до н. э. (поселения Бугулы, Шагалылы). Самые ранние сведения о сборно-разборном жилище дошли до нас со времен Геродота. Многовековая эволюция кочевого жилища привела к выработке четких пропорций и правил установки и разборки юрт. В Казахстане был наиболее распространен так называемый кыпчакский тип юрты, отличающийся, например, от калмыцкого, имеющего Внешний вид юрты и внутреннее убранство менялись в зависимости от ее функционального назначения. Самыми крупными и наиболее роскошными были парадные юрты (ак-уй, ак-орда, боз-уй). К числу парадных сооружений относятся юрты для гостей (конак-уй) и сделанные с особым изяществом и любовью жилища молодоженов (отау-уй). Парадные юрты в среднем состояли из 18, а самые большие из З0 решеток (канат). Для сравнения скажем, что стены (кереге) обычной жилой юрты собирались из 6 решеток. Помимо основных жилых юрт и парадных сооружений существовали и другие типы сборно-разборных построек, отличающиеся простотой конструкции и внутреннего убранства, например, военно-походные юрты. Более просторные из них назывались аб-лайша, а самые маленькие, составленные из трех решеток, коротких купольных реек (уук) и миниатюрного верхнего круга (шанырак) именовались жолым-уй. Специальные юрты выделялись также под кухни и склады. В многочисленных музеях и художественных собраниях хранятся выдающиеся образцы прикладного искусства народных художников, связанные с убранством юрты, изготовлением предметов домашнего обихода. 2.1 Юрта – традиционное жилище казахов.
До последнего времени происхождение юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию. Внутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Казахстана. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение. В центре юрты, считающемся по поверьям казахов “пуповиной” жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.
Самое почетное место юрты – тёр – за очагом, напротив входа, предназначено для гостей. Слева от него – место отдыха хозяев юрты, справа – место отдыха молодых. Пространство возле входа называется босага, оно условно делится на две части: слева от входа – место для хранения конской сбруи, седел и другого инвентаря, связанного с хозяйством, справа – место хранения домашней утвари и различных предметов домашнего обихода. Предметы быта выполняли не только утилитарную задачу, но имели художественное значение, создавая единую систему интерьера жилища, которая определяла эстетические вкусы и культуру мастеров и народа в целом. К комплексу предметов и изделий относится в первую очередь, деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка (жукаяк), шесты-вешалки (адалбакан). Отличались они отделкой (резьба, раскраска, инкрустация костью и серебром) и зависели от социально-экономического положения владельца юрты. В каждой юрте можно было встретить набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара, тостаган, а также изделия из металла: треножник – мосы, кувшин – кумган и т.д. Пол юрты застилался бело-коричневыми сырмаками, текеметами (постилочные войлочные коврамы), алаша (безворсовые ковры). В Семиречье бытует разновидность сырмака, название которого откииз (от – огонь, кииз – войлок). В регионе ковроделия пол юрты застилают не только текеметами, но и алашой (безворсовые тканные ковры), в интерьере юрты преобладали предметы ткачества. Причем, любое изделие носило в первую очередь утилитарную нагрузку: так, развешанные по стене вещи защищали помещение от холода. Интерьер юрты дополняли различные тканные узорные ленты: свисающие с купола уык бау, крепившие войлочные покрытия к уыкам туырлык бау, узiк бау, баскур, скреплявший юрту в месте стыка кереге и уыков, чиевая циновка, оборачивавшая юрту между кереге и туырлыком, создавая общий фон. В интерьер юрты органично входили детали деревянного каркаса, украшенные резным орнаментом, инкрустированные костью, серебром. В шанраке орнаментом украшался сам круг и поперечные планки. На головки кереге подвешивались объемные сумки для хранения вещей – керме, орнаментация лицевой части которых напоминает композицию небольших ворсовых ковров. В пространстве босага на головках кереге хранились коржыны, аяк капы, кесе капы, без которых нельзя обойтись при откочевке на дальний отгон. В их карманах хранились продукты и различные бытовые предметы. Ворсовые ковры развешивались по обеим сторонам от почетного места, их красота сразу же бросалась в глаза входящему в юрту. Кроме ворсовых ковров, на кереге вывешивались тускиизы (настенные ковры на войлочной или тканевой основе), вышитые хлопчатобумажными и шелковыми нитями. Большая часть жизни кочевника проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента - здесь каждая вещь, имеющая свое утилитарное, функциональное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности. Века, годы поглотили имена многих мастериц, создававших прекрасные вещи. Но сохранившиеся в музеях и как семейные реликвии, предметы быта говорят о том, насколько велики были в своем мастерстве и искусстве наши предки. Заключение Известный русский этнограф Потанин Г.М., внесший значительный вклад в изучение культуры, быта, народного творчества казахов, писал об этом так: "В его (казахского народа - Т.) похоронных и свадебных обрядах и судебных обычаях столь много особенного, указывающего на сложную жизнь, прожитую киргизским народом; в преданиях, народной этике, в чертах народного характера так много оригинального, что в этом историческом наследстве, которое может доставить большой материал ученым для изучения, казахская жизнь найдет впоследствии элементы для развития . Пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильною в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для казахской жизни есть обильный источник сил и средств в духовном организме народа, если только сами киргизы не от него не отвернутся" /204, с.301/. Творческое осмысление принципов формообразования народного искусства представляют бесценный опыт для гармонической организации современной среды обитания человека со всеми его сложными функциями, социальными и эстетическими задачами. Список использованной литературы: 1. http://vsyashkola.uspenka.kz 2. http://www.kazakhistory.ru/post36.html 3. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, Кайнар, 1981. - 219 с 4. http://new.elim.kz/article/103/ 5. http://www. 6. http://ru.encyclopedia.kz/wiki 7. http://www.art-drawing.ru/countries-and-cities/2976-kazakh-soviet-socialist-republic
|