Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 42
Введение Царское место — в широком значении трон, престол русского царя (см.), в более специфическом — почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон
). 1. Традиция В Священном Писании описывается позолоченный престол из слоновой кости (хрисоэлефантинный) царя Соломона: «И сотвори царь престол от костей слоновых велий, и позлати его златом искушенным. Шесть степеней престолу, и образы тельцов престолу созади и верх престола кругл бе создади его, и руце сюду и сюду на престоле седалище, и два лва стояща при руках. И дванадесять львы стояще ту на шести степенях сюду и сюду: не бяше тако во всяком царстве» (3Цар.10:18-20)[1]. Золотой престол («злат стол») упоминается в Слове о полку Игореве. 2. Успенский собор Предание рассказывает о войне Владимира Мономаха с Византией, вследствие которой будто бы император отправил в Россию многих сановников и митрополита с троном (Царским местом), регалиями и утварями. Послы, прибыв к великому князю около 1116 года поднесли ему дары, а митрополит венчал его на царство. Легенда времен Российской империи гласила, что трон в Успенском соборе и есть именно тот самый трон, на котором сидел Мономах во время этого венчания. Константинопольский патриарх Иоасаф в 1561 году письменно подтвердил венчание Владимира. Карамзин говорит, что посольство было, только не от Константина Мономаха, а от Алексея Комнина.[2]. Сегодня подтверждается документами, что царь Иван Грозный устроил Царское место (престол) в Успенском соборе в 1551 году. Оно располагалось под шатровой сенью. Узорчатая кровля (сень) стояла на четырёх столбах. Столбы сени стояли на фигурах четырёх животных: лев (лютый, скимент)
, уена
(зверя окрутное, без оберненья шеи — то есть гиена) и два других назывались оскроганами
[3]. Они должны были обозначать таинственный смысл как самого трона, так и особенно смысл царского достоинства и сана. Рядом с царским местом находилась написанная по заказу царя икона «Благословенно воинство Небесного Царя». В Смутное время, возможно, в 1611, Царское место было разобрано. Забелин предполагает, что по приказу Боярской Думы. При Романовых Царское место было восстановлено. 2.1. Описание Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин (шатер), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия, у него четыре льва, также вырезанные из дерева (в древних описях собора их ошибочно именуют каменными). Царское место имело занавеси, которые задвигали когда царь переоблачался в соборе. Фриз, связывающий балдахин, покрыт со всех четырех сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками. Столбики трона поставлены на три панели, на каждой их которых вырезано по четыре барельефа, итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы «Сказания о князьях Владимирских». 1. Совет Владимира Мономаха «со Князми своими», на котором он рассказывает о храбрости предков, получающих дань с Царьграда. 2. Великий князь Владимир собирает «искусных» воевод и назначает начальников в войска. 3. Войска великого князя Владимира двигаются во Фракию. 4. Воеводы около фракийского города. 5. Воеводы великого князя взяли в плен фракийцев. 6. Войска возвращаются «со многим богатеством». 7. Войска Константина Мономаха сражаются с врагами — «с Персы и с Латыною». 8. Константин Мономах созывает совет и назначает послов в Киев. 9. Константин Мономах «дает честныя дары» — царские регалии — для передачи князю Владимиру. 10. Послы на корабле отправляются в путь. 11. Посланники из Царьграда прибывают в Киев к великому князю Владимиру и приносят «честныи и ины многи дары и прошаху у него мира». 12. Митрополит Неофит, прибывший из Царьграда, венчает великого князя Владимира Всеволодовича царским венцом — шапкой Мономаха. · Панели Мономахова трона · Совет Владимира Мономаха · Панель с рассказом о войне Владимира Мономаха с греками · Воеводы великого князя взяли в плен фракийцев · Митрополит Неофит венчает Владимира шапкой Мономаха По мнению исследователей в разработке замысла трона, несомненно, принимал участие наставник юного Ивана IV выдающийся деятель русской церкви XVI века, ныне прославленный как святой, московский митрополит Макарий. Изготовлен трон в России[2], очевидно, дворцовыми мастерами[4]. Копия конца XIX века находится в Историческом музее. Она сделана специально для Исторического музея и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. 2.2. Значение Исследователь сакрального пространства Московской Руси Б. А. Успенский писал: «При этом „царское место“ в середине церкви, где совершается венчание, коррелирует с „царскими дверями“, ведущими в алтарь, перед которыми совершается помазание; следует отметить при этом, что наименование „царские двери“ в этот период — в отличие от периода более раннего — соотносится с Христом как Царём славы. Таким образом, два царя — небесный и земной — как бы пространственно противопоставлены в храме; иначе говоря, они находятся в пространственном распределении. Не случайно уже со времени Иоанна IV „царское место“ в московском Успенском соборе именуется „престолом“ — престол царя земного, расположенный посреди храма, очевидным образом коррелирует, опять-таки, с престолом Царя небесного, находящимся в алтаре»[5]. Каждое воскресенье русские цари стояли там, слушаю службу. Пребывание царя на «царском» месте и митрополита (затем патриарха) в алтаре служило образом «симфонии властей» и «священной сугубицы»[1]. После переноса столицы в Санкт-Петербург помазание на царство все равно совершалось на этом месте. Посягательство на него было равнозначно осквернению алтаря[1]. Забелин пишет о пасхальной службе: Петру I при подготовке к коронации Екатерины I в 1724 году предложили убрать из собора Мономахов трон. Он ответил «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли
».[7] Трон был оставлен, с него сняли дверцы (позднее они были возвращены на место), внутри его обложили золотой парчёй, а верх украсили золотой бахромой. К коронации Николая II в ходе реставрационных работ Успенского собора были проведены работы по очистке от старых слоёв лака барельефов Мономахова трона, что нашло своё отражение в специально изданном отчёте Коронационной комиссии.[8] 2.3. В современной истории В 1992 вице-президент Александр Руцкой привел в Успенский Собор юного Георгия Гогенцоллерна-Романова и попытался провести его на Царское место. Этому воспротивилась пожилая музейная служительница и он сказал ей: «Это наш будущий Царь»
, на что она ответила: «Вот когда будет, пусть идет»,
и претенденту не удалось посидеть на Царском месте[1]. 3. Царские места в других соборах Список литературы: 1. В. Карпец. Царское место 2. Царское место // Энциклопедия Брокгауза и Эфрона 3. Забелин И. Е. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». М., 1990, с. 239 4. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I 5. Б. А. Успенский. «Царь и Патриарх. Харизма власти в России». М., 1998, с. 22 6. И. Е. Забелин. Как жили в старину русские цари-государи 7. Снегирёв И. М.
Успенский собор в Москве. — М: Тип. А. Семёна, 1856. — С. 25. 8. Дорофеев В. П.
Успенский собор в Москве. Собрание фототипических снимков, издаваемых по случаю совершившегося обновления Успенского собора. — М: 1896. — С. 16. 9. Церковное убранство, богослужебные предметы, реликварии Благовещенского собора 10. Логунова М. Петропавловская крепость. СПб, 2003. С. 18. ISBN 5-94795-033-2
|