Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 42
Введение Источники Саламанкская школа — одно из направлений поздней схоластики, сформировавшееся в Саламанкском университете в XVI веке, представители которого развивали учение Фомы Аквинского и, в частности, уделяли большое внимание объяснению экономических явлений. 1. Представители школы Основные представители саламанкской школы — это доминиканцы: ее основатель Франсиско де Витория, его ученики Мельчор Кано и Доминго де Сото, доктор Мартин де Аспилькуэта Наварро и их последователи дон Диего де Коваррубиас-и-Лейва, Томас де Меркадо, Бартоломе де Медина, Доминго де Баньес, а также иезуиты: Луис де Молина, Хуан де Салас, Хуан де Луго; и юристы Херонимо Кастильо де Бовадилья, Педро де ла Гаска, Хуан де Матьенсо. 2. Теоретическая база Экономические воззрения саламанкских профессоров были изложены, главным образом, в их комментариях к вопросам 77 («Об обмане, совершаемом при покупках и продажах
») и 78 («О грехе ростовщичества, совершаемом при даче взаймы
») второй части из второй части «Свода богословия
» («Summa Theologiae») Св. Фомы, которая сокращенно называется «Вторая из второй
» («Secunda Secundae», 1271 г.).[1] 3. Основные открытия и достижения в экономике Исходя из анализа сочинений испанских богословов XVI века и опираясь на работы по исследованию их экономической мысли, можно выделить следующие важные составляющие их вклада в экономическую науку: · Разграничение рыночного и затратного способов ценообразования в соответствии с числом участников рынка (Франсиско де Витория). · Разделение участников рынка на три основные группы (продавцы, покупатели и товары), со стороны которых определяется рыночная цена (Хуан де Медина). · Формулирование теории паритета покупательной способности денег (Доминго де Сото, Педро де ла Гаска, Мартин де Аспилькуэта Наварро, Томас де Меркадо, Доминго де Баньес). · Открытие количественной теории денег (Мартин де Аспилькуэта Наварро, Педро де ла Гаска). · Открытие механизмов рыночной конкуренции между покупателями (Луис де Молина) и между продавцами (Херонимо Кастильо де Бовадилья). · Формулирование доктрины спроса на деньги и включение в предложение денег банкнот, чеков и векселей наравне с монетами (Луис де Молина). · Разработка теории свободного рынка (Хуан де Матьенсо, Хуан де Луго) · Выведение ценности денег из их предельной полезности (Хуан де Луго, Франсиско Гарсиа). · Тезис о невозможности познания человеком справедливой цены товара ввиду множества факторов, ее определяющих (Хуан де Салас, Хуан де Медина). 4. Итог С наступлением XVII века начался упадок экономического и политического могущества Испании, а вместе с ним — и экономической мысли саламанкской школы. На смену экономической философии испанских богословов пришла политическая экономия английских, французских и итальянских меркантилистов. 5. Интересные факты · В разговорный обиход вошла латинская поговорка: «Quod natura non dat, Salamantica non praestat
» («Что не дает природа, Саламанка не восполняет
»)[2]. Список литературы: 1. http://www.sotsium.ru/books/194/287/salamanca.doc 2. Мигель Леон-Портилья «Философия нагуа», Часть 8 Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Саламанкская_школа
|