Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 42
Введение Обер-президент (нем. Oberpräsident
— сокр. от нем. Oberregierungspräsident
— «Верховный начальник окружного управления») — высшее должностное лицо в государственном управлении прусских провинций между 1815 и 1945—1946 годами. 1. Учреждение поста обер-президента в Королевстве Пруссия Впервые учреждение поста обер-президента произошло в 1808 году в связи с административной реформой и новой организацией внутреннего управления в Пруссии («Stein-Hardenbergschen Reformen»
), проводившейся бароном Генрихом Фридрихом фом унд цум Штайном (1757—1831) и государственным канцлером бароном Карлом Августом фон Гарденбергом (1750—1822). Целью реформы было централизованное распределение по вертикали управленческих функций между провинциями (во главе с обер-президентами), административными округами (президенты) и районами (во главе с избираемым ландратом). Но эта реформа не достигла поставленных задач[1]. После антинаполеоновских освободительных войн и территориальных изменений в пользу Королевства Пруссия в соответствии с решениями Венского конгресса 1815 года для Пруссии возникла необходимость интеграции новых частей страны, а также её территориальной и административной перестройки. В соответствии с «Предписанием об улучшении провинциальных учреждений органов власти» («Verordnung wegen verbesserter Einrichtung der Provinzial-Behörden»
) 1815 года Пруссия разделялась на 10 провинций, которые подразделялись на 2 или больше административных округов. Вторично вводилась должность обер-президента. Первоначально обер-президент должен был быть, прежде всего, постоянным представителем прусского правительства в провинции и имел лишь некоторые административные полномочия. Впоследствии его компетенции постоянно расширялись и уточнялись. В дальнейшем обер-президент получил право надзора над органами власти в провинции и, кроме всего прочего, над местным правительством. Помимо того, обер-президент был одновременно президентом административного округа, в котором находилась столица провинции. Наконец, обер-президент представлял интересы провинции в прусских министерствах и был представителем провинции в Государственном совете. 2. Усиление власти обер-президентов в Германской империи Прусские реформаторские законы 1870 и 1880 годов передали обер-президентам ряд дополнительных прав по их непосредственному участию в управлении провинцией (помимо контролирующих функций). По Закону об общем земельном управлении («Gesetz über die allgemeine Landesverwaltung»
) 1883 года была введена личная уния между обер-президентом и главой провинциального правительства («Regierungspräsident»
), при которой обер-президент одновременно становился и главой правительства. Теперь обер-президент получил огромные права по управлению провинцией, оставаясь промежуточной инстанцией между прусскими государственными министерствами и правительством провинции. 3. Ослабление положения обер-президентов в Веймарской республике Положение обер-президентов изменилось в 1932 году, когда после длительных обсуждений было решено упростить систему управления. Теперь обер-президент не должен был быть посреднической инстанцией между министерствами и провинциальными правительствами; он остался лишь постоянным представителем прусского правительства и высшей надзорной инстанцией для всех органов управления в провинции. 4. Обер-президенты в Третьем рейхе После прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером была проведена реформа системы государственного управления. 7 апреля 1933 года в рамках кампании по ликвидации самостоятельности земель в немецких землях высшим должностным лицом становился имперский наместник («Reichsstatthalter»
) с очень широкими полномочиями. В Пруссии рейхсштатгальтером стал сам А. Гитлер. Ему и должны были теперь непосредственно подчиняться прусские обер-президенты. Они назначались лично А. Гитлером и несли перед ним ответственность. В административном отношении должностной надзор за ними осуществлялся Имперским министерством внутренних дел. Впоследствии А. Гитлер поручил министру-президенту Пруссии Герману Герингу исполнять эти свои обязанности имперского наместника Пруссии (хотя формально и оставался им до 1945 года). Практически повсеместно на посты обер-президентов А. Гитлером были назначены местные областные руководители НСДАП — гауляйтеры. В других землях Германии гауляйтеры сами являлись имперскими наместниками. Для того, чтобы выровнять властные полномочия гауляйтеров-рейхсштаттгальтеров и гауляйтеров-обер-президентов в декабре 1933 года был принят Закон о расширении прав обер-президентов («Gesetz über die Erweiterung der Befugnisse der Oberpräsidenten»
), а в 1934 году — «Второе предписание о новой организации Рейха» («Zweiten Verordnung über den Neuaufbau des Reiches»
). В соответствии с первым из них ландтаги и провинциальные комитеты распускались, а обер-президент согласно «фюрерпринципу» стал высшим руководителем провинциальных органов самоуправления. В соответствии со «Вторым предписанием» обер-президенты стали постоянными представителями имперского правительства в провинции; все органы власти империи и административные органы земель, а также служебные инстанции в пределах провинции подчинялись им в порядке должностного надзора. Правда, юридически обер-президент так и не стал начальником над главой провинциального правительства, который непосредственно подчинялся прусскому Министерству внутренних дел в Берлине. 5. Ликвидация поста обер-президента после Второй мировой войны После Второй мировой войны с роспуском бывших прусских провинций и образования оккупационными властями в Германии новых земель в 1945—1946 гг. должность обер-президента была упразднена. Этому способствовала юридическая неясность положения обер-президента в системе местного управления, его компетенций и полномочий. Все обсуждения реформы государственного управления сводились к требованию ликвидации либо поста обер-президента, либо роспуска правительственных президиумов в провинциях. Повсеместно был выбран первый вариант. 6. Провинции Пруссии и резиденции прусских обер-президентов · Провинция Бранденбург
, с 1939 — Марк Бранденбург
(1918—1945); столицы — Потсдам (1815—1918), Берлин-Шарлоттенбург (1918—1945) · Провинция Великое герцогство Нижний Рейн
(1815/16-1824), затем — Рейнская провинция
(1824—1945); столица — Кобленц · Провинция Верхняя Силезия
(1919—1938); столица — Оппельн · Провинция Верхняя Силезия
(1941—1945); столица — Каттовиц · Провинция Вестфалия
(1815—1945); столица — Мюнстер в Вестфалии · Провинция Галле-Мерзебург
(1944—1945); столица — Галле · Провинция Ганновер
(1866—1945); столица — Ганновер · Провинция Гессен- Нассау
(1866—1944), затем — Провинция Кургессен
(1944—1945); столица — Кассель · Провинция Западная Пруссия
(1815—1824, 1878—1920); столица — Данциг · Провинция Нассау
(1944—1945); столица — Висбаден · Провинция Пограничная Марка Позен-Западная Пруссия
(1922—1939); столица — Шнайдемюль · Провинция Позен
(1815—1920); столица — Позен · Провинция Померания
(1815—1945); столица — Штеттин · Провинция Пруссия/Восточная Пруссия
(1815—1945); столица — Кёнигсберг · Провинция Саксония
(1815—1944), затем — Провинция Магдебург
(1944—1945); столица — Магдебург · Провинция Силезия
(1815—1919, 1938—1941) и соответственно — Провинция
· Нижняя Силезия
(1919—1938, 1941—1945); столица — Бреслау · Провинция Шлезвиг-Гольштейн
(1866—1879); столицы — Шлезвиг (1879—1917), Киль (1917—1945) · Провинция Юлих-Клеве-Берг
(1815/16-1824); столица — Кёльн · Земли Гогенцоллернов
(1850—1945); столица — Зигмаринген Список литературы: 1. Герман Киндер, Вернер Хильгеман «Всемирная история». М.: «Рыбари», 2003. С. 311.
|