Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 36
Употребление глаголов НСВ и
C
В в прошедшем времени
Глаголы НСВ обозначают действие в его течении, в его процессе без указания на завершенность; глаголы СВ указывают на завершенность действия в его целостности (начало + продолжение + конец).
В контексте значение процесса у глаголов НСВ может проявляться в сочетании со словами, указывающими на длительность действия
(шесть месяцев, долго
и т.д.); значение завершенности действия у глаголов СВ – с такими словами, как наконец, через час
и т.п.
НСВ
Рабочие строили
общежитие шесть месяцев СВ
Наконец рабочие построили
общежитие. Теперь студенты будут жить в новом общежитии. Примечание. Следует обратить внимание на то, что: 1) в русском языке есть глаголы, не допускающие представления о процессе действия, например, забывать, прощать, находить
и др., которые в НСВ обозначают повторяемость действия (В детстве во время игры я
всегда
забывал
об уроках
.); 2) некоторые глаголы с приставкой по- указывают не на результат действия, а на ограниченность его длительности. (СР.: я
читал
книгу час. Я
прочитал
книгу и пошел в библиотеку. Я немного
почитал
, устал и лег спать
.)
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.
1. Анна читала
книгу четыре дня. Анна прочитала
книгу и вернула ее в библиотеку. 2. Задача была трудная для Виктора, и он решал
ее целый час. Наконец он решил
ее. 3. Антон учил
стихотворение 30 минут. Через 30 минут он выучил
стихотворение и теперь может прочитать его на студенческом вечере. 4. Это здание строили
очень долго. Наконец построили
его. 5. Вера убирала
комнату 20 минут. Через 20 минут Вера убрала
комнату и начала готовить обед. 6. Студенты писали
сочинение 2 часа. Через 2 часа студенты написали
сочинение и сдали свои работы преподавателю. Упражнение 2.
Прочитайте предложения. Выберите из скобок глаголы нужного вида и употребите их в прошедшем времени.
1. – Вы долго занимались? – Да, я (писать – написать) сочинение 2 часа и наконец через 2 часа я (писать – написать) его. 2. Врач приехал к больному по вызову. Он (осматривать – осмотреть) его 20 минут. Когда врач (осматривать – осмотреть) больного, он выписал ему лекарство и уехал в поликлинику. 3. В аудитории чисто: уборщица (убирать – убрать) ее утром до занятий. Она (убирать – убрать) аудиторию 15 минут. 4. Директор (выступать – выступить) перед студентами 40 минут. Когда он (выступать – выступить), он стал отвечать на вопросы. 5. – Ты знаешь урок? – Да, я (учить – выучить) его. 6. – Ты долго (учить – выучить) его? – Нет, недолго. 7. Весь день она (готовить – приготовить) для гостей праздничный ужин. Она (готовить – приготовить) 5 национальных блюд. 8 Туристы (отдыхать – отдохнуть), теперь они могут идти дальше. 9. Летом Виктор 2 недели (отдыхать – отдохнуть) на Черном море. 10. Анна (завтракать – позавтракать), (одеваться – одеться) и пошла на занятия в институт. Анна (завтракать – позавтракать) всего за 10 минут. В контексте глаголы НСВ в значении процесса могут употребляться в сочетании со словами, отвечающими на вопрос сколько времени
?, так как подчеркивают длительность действия, его развитие, а глаголы СВ – в сочетании с конструкцией за сколько времени
?, указывающей на время, затраченное на достижение результата действия.
НСВ
Антон учил
новые слова час
, но еще плохо знает их. Сколько времени
Антон учил
новые слова? СВ
Антон выучил
новые слова за час
и теперь хорошо знает их. За сколько времени
Антон выучил
новые слова? Примечание. С конструкцией за сколько времени
могут употребляться и глаголы НСВ, но только в том случае, если они обозначают повторяющееся действие. За сколько времени вы обычно
доезжаете
до университета?
Упражнение 1.
Ответьте на данные вопросы.
1. Сколько времени вы готовились к экзамену по истории? 2. За сколько времени вы подготовились к экзамену по физике? 3. Сколько времени строили новую библиотеку? 4. За сколько времени построили здание выставки? 5. Сколько лет этот артист играл в Центральном детском театре? 6. Сколько ролей сыграл этот артист за всю свою жизнь? 7. Сколько времени журналист писал статью? 8. За сколько времени журналист написал статью? Упражнение 2
. Поставьте вопросы к выделенным словам.
1. Мой брат изучал английский язык пять лет
. 2. Стадион построили за восемь месяцев
. 3. Мария училась плавать все лето
. 4. Борис научился плавать за несколько дней.
5. Преподаватель проверил контрольные работы студентов за час
. 6. Хуан перевел новый текст за 15 минут.
7. Экскурсовод рассказывал о жизни и творчестве композитора П. И. Чайковского полтора часа
. 8. Студенты осмотрели Дом – музей П. И. Чайковского за полтора часа
. Упражнение 3.
Вставьте вместе точек нужные по смыслу глаголы. Следите за употреблением видов.
1. Я … этот роман неделю. 2. Мой друг … этот роман за пять дней. 3. Во время летних каникул студенты целый месяц … на море. 4. Мой брат … домашнее задание за два часа. 5. Школьники …задачи полтора часа. 6. Мария …эту песню за полчаса. 7. По радио … новости 10 минут. 8. Преподаватель …новый материал за 30 минут. 9. Студенты …на вопросы преподавателя 20 минут. Упражнение 4.
Используя глаголы, данные в скобках, дополните диалоги недостающими вопросами или ответами по образцу. Следите за употреблением видов. Укажите возможные варианты.
Образец: - Тесты были трудные? - Тесты были трудные? - Для меня – нет, я… - Для меня нет, я сделал все тесты без ошибок. - …? - Сколько времени ты их делал? - 30 минут. - 30 минут. (делать – сделать) 1. – Вчера я два часа учил стихотворение. - …? - Да. Теперь я хорошо знаю его. (учить – выучить) 2. – Вчера я прочитал интересную статью о русских художниках. - Статья большая? - Да, очень. - …? - Весь вечер. (читать – прочитать) 3. – Какое у вас сегодня домашнее задание? - Перевод нового текста. - …? - Да, теперь могу отдыхать. - …? - За 20 минут. Текст нетрудный. (переводить – перевести) 4. - …? - Да. А что? - Я не понимаю эту задачу. Объясни мне, пожалуйста. - С удовольствием. (решать – решить) 5. – Мой друг очень хорошо говорит по-русски. - …? - 5 лет. (изучать – изучить) 6. – У вас уже были выпускные экзамены? - Да. - …? - На отлично. (сдавать – сдать) Глаголы НСВ в роли однородных сказуемых или в сложноподчиненных предложениях времени с союзом когда
могут указывать на одновременность действий, а глаголы СВ – на их последовательность.
НСВ
Виктор переводил
текст и смотрел
новые слова в словаре. Когда Виктор переводил
текст, он смотрел
новые слова в словаре. СВ
Виктор перевел
текст и вернул
другу словарь. Когда Виктор перевел
текст, он вернул
другу словарь. Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.
1. Анна уехала
на занятия в университет и повторяла
урок. 2. Антон читал
рассказ и выписывал
новые слова в тетрадь. 3. Никита отдыхал
и слушал
музыку. 4. Он отдохнул
и стал
делать домашнее задание. 5. Вера повторила
урок и пошла
на занятия. 6. Когда Олег прочитал
книгу, он вернул
ее в библиотеку. 7. Дети весело смеялись
, когда играли
в саду. 8. Когда Иван сыграл
с другом партию в шахматы, он попрощался
и пошел
домой. Упражнение 2.
Закончите данные предложения по образцу. Следите за употреблением видов.
Образец:
Когда я готовился, я…. Когда я готовился к экзаменам, я поздно ложился спать. 1. Студенты отдохнули и … . 2. Виктор устал и … . 3. Антон ждал друга и … . 4. Анна слушала музыку и … . 5. Я смотрел фильм и … . 6. Я посмотрел фильм и … . 7. Когда он получил письмо, … . 8. Когда он встал, … . 9. Когда мы обедали, … . 10. Когда мы пообедали, … . 11. Когда я летел на самолете, … . 12. Когда я прилетел в Москву, … . |