Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 36

 

Поиск            

 

Учебная книга: Без проблем одолеем

 

             

Учебная книга: Без проблем одолеем

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко

Каменского муниципального района

И.А. Суязова

Без проблем одолеем

ЧАСТЬ В

В помощь выпускникам для подготовки к ЕГЭ

и новой форме итоговой аттестации

(теоретический материал)

Каменка 2007


Предлагаемое пособие представляет собой справочник по русскому языку, который позволит учащимся выпускных классов хорошо выполнить тестовые задания ЕГЭ (часть В) в XI классе.

Пособие предназначено для учителей русского языка, учащихся общеобразовательных учреждений и может быть использовано для самостоятельной подготовки учащихся.


Оглавление

№ п/п Название № таблицы Страница
1. 2. 3. 4.
1. Фонетика: звуки, буквы. №1 4
2.

Лексика. Характеристика русской лексики

Образно-выразительные средства языка

№2 5-9
3. Морфология . Имя существительное. №3 10
4. Глагол. Совершенный и несовершенный вид. Возвратность. Переходность. Наклонение. №4 11
5. Разряды причастий. Деепричастие. №5 12
6. Разряды прилагательных №6 13
7. Разряды местоимений №7 14
8. Разряды числительных №8 14
9. Разряды наречий. №9 15
10. Слова состояния (= категория состояния) №10 15
11. Степени сравнения прилагательных, наречий, категории состояния №11 16
12. Предлоги. №12 17
13. Союзы. №13 17
14. Частицы. №14 18
15.

Междометия, звукоподражательные слова

Морфемика . Формообразовательные суффиксы.

№15

№ 16

19

19

16. Способы словообразования №17 20
17 Синтаксис . Виды связи слов в словосочетаниях. №18 21
18 Подлежащее. Способы выражения. №19 22
19 Сказуемое. Виды сказуемых, способы выражения. №20 23-24
20. Определение. Виды определений. Приложение. Дополнение №21 25
21. Обстоятельство. Виды обстоятельств №22 25
22. Односоставные предложения. №23 26-27
23. Виды предложений. Простые предложения №24 28
24. Виды придаточных предложений № 25 28
25. Виды обстоятельственных придаточных предложений. №26 29
26. Союзы и союзные слова. №27 30
27. Виды подчинения придаточных предложений №28 31
28. Разграничение союзов и союзных слов №29 31

Таблица № 1

(Фонетика)

Звуки

Гласные Согласные

Ударные

Безударные

глухие или звонкие мягкие или твердые

10 букв : а о у ы э

я ё ю и е

Всегда звонкие: [р], [л], [м], [н], [й]
6 звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] Всегда глухие : [ц ], [ч ], [щ ], [х ]
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука :

Всегда мягкие : , ], [ч, ], [щ, ]

1) в начале слова : я ма [й , а]

2) после гласной : мая к , а]

3) после ь и ъ : вью га [й , у ]

В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный : мя ч [м , а ч , ]

Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность

2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Всегда твердые : [ц], [ж], [ш]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО

РАЗБОРА:

РЕКА 2 слога

Р [р, ] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;

Е [и] – гласный, безударный;

К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;

А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.


Таблица № 2

Характеристика русской лексики

Слова с точки зрения количества значений

однозначные

метеорит, парабола, разогнуть, ртуть, сумбурный, экватор

многозначные

стол, рука, разрешить, хлеб, цирк, учить первозданный,

прямое значение

первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, чистая аудитория, вкусное яблоко, костер горит

переносное значение

вторичное значение, возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно

По сходству – метафора: глазное яблоко , лампочка горит , хвост поезда

По смежности -

метонимия:

внимательная

аудитория , праздничный стол , съел три тарелки , читаю Есенина

Часть называется

по целому или целое по его части – синекдоха: Студент нынче не тот пошёл. Москва французу отдана.

Лексика с точки зрения происхождения

Исконно русская

мать, видеть, дерево, вдруг, ласковый, бойкий, вчера

Заимствованная

квартира, барабан, фрукт, суффикс, кекс, грамматика

Лексика с точки зрения употребления

Общеупотребительная

слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: наблюдать, история, знать веселый, всерьез, лес, дом

Ограниченная в употреблении

людьми, живущими в определённой местности (чаще сельской) – диалектизмы: курень, кочет, гутарить, инда (=даже)

социальными группами лиц –жаргонизмы:

предки (=родители), прошвырнуться, ящик (=телевизор)

Людьми определённых профессий – профессионализмы:

пленэр, кегль, плеоназм, коррозия

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

лексика активного запаса -

повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке

лексика пассивного запаса -

слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка

устаревшая лексика новая лексика (неологизмы)

историзмы

вышли из употребления, как обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут

Архаизмы

заменились более современными

синонимами:

длань=ладонь

очи=глаза

Общеязыковые появилисьдля обозначения новых понятий:

лунит, СМИ, диск (компьютерный)

Индивидуальные (авторские:

Глаза звездились

(К.Федин)

Лексика с точки зрения стилистической окраски

нейтральная

институт, дом,

книга, бежать,

общество

книжная

дерзновенный, созидательность, сподвижник, регресс

разговорная

домик, жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться

Основные разряды лексических единиц

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться).

Антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (хороший – плохой, высоко – низко, правда – ложь).

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак

Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман).

Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замО к – зА мок, парИ ть – пА рить)

Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три – глагол, три – числительное, стих – существительное, стих – глагол).

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый – единичный, будний - будничный, компания – кампания)

Фразеологизмы – целостные несвободные единицы, которые воспроизводятся в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,звёздный час, заварить кашу, со всех ног).

Образно – выразительные средства выразительности

Фонетика

Фонетический уровень языка

Аллитерация (повтор

согласных звуков)

звукопись

Ассонанс (повтор

гласных звуков)

звукоподражание

Лексика. Лексический уровень языка

1)Тропы:

Эпитет (прекрасный день)

Метафора (щёки горят )

Олицетворение (цветы смотрят )

Метонимия (на золоте едал, читал Пушкина )

Синекдоха (Москва французу отдана)

Сравнение (Дочь похожа на мать.)

Перифраза (царь зверей, т.е. лев)

Ирония

Гипербола (бескрайняя равнина)

Литота , т.е. преуменьшение (зайти на минутку)

Оксюморон (шумит тишина, грустная радость

2) фразеологизмы, крылатые выражения, афоризмы

3) многозначные слова , историзмы (боярин) , архаизмы (чело) , неологизмы , старославянизмы (щ-ч: освещ ение-свеч ение), диалектизмы (кочет ), стилистически окрашенная лексика (Хороший человек)

4) синонимы (враг, неприятель ), антонимы (добро и зло ), омонимы (брак- брак ), паронимы (адресат-адресант )

Словообразование

Аффиксы, стилистически окрашенные (уменьшительно-ласкательные, увеличительные суффиксы)

домик – домищ е - домин а

Морфология.

Говорящие имена, фамилии. Глаголы: переносное употребление времён (Едем завтра. Задремал: слышу – идут в траншее )

Многосоюзие (полисиндетон), междометия, частицы

Синтаксис. Антитеза (добро-зло) , сравнение, обращение, риторическое обращение, парцелляция (вычленение), эллипсис, умолчание, инверсия (обратный порядок слов в предложении), анафора (единоначатие), эпифора (одинаковая концовка предложений), однородные члены, бессоюзие (асиндетон), параллелизм синтаксических конструкций (построение предложений по одной схеме), восклицательные и вопросительные предложения, риторические вопросы, риторические восклицания, градация (убывание или возрастание признака, действия), именительный представления, т.е именительный темы (Дружба… Что это такое? )

Таблица 3

Имена существительные

Нарицательные

(называют однородные предметы и явления): день

Собственные

(являются индивидуальными названиями предметов): Ваня, Москва

Одушевлённые Кто?

В.п. мн.ч.= Р.п.мн.ч.

Например : кукол =кукол

Неодушевлённые Что?

И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

Например: улицы=улицы

У неодушевлённых существительных мужского рода это различие проявляется и в единственном числе.

Например: И. п. Слышен голос. В.п. Слышу голос.

1. Отвлечённые (=абстрактные) существительные - это существительные типа ЧТЕНИЯ, БЕГ, ХЛОПОТЫ, ЧИСТОТА, ДОВЕРЧИВОСТЬ,

образованные от глаголов или прилагательных и обозначающие действия, состояния или признаки предмета. Обычно такие существительные имеют характерные суффиксы - НИ (Е), - ЕНИ (Е),- ОСТЬ , - ОТ, -Б :

пение, храбрость, доброта, ходьба

2. Вещественные существительные - это существительные, обозначающие вещества в широком понимании, т.е. однородные массы, из которых состоят тела или которыми наполняются ёмкости, полезные ископаемые, пищевые продукты: кислород, вода, аспирин, медь, песок, бетон.

3 . Собирательные существительные - это существительные, обозначающие собирательное (нерасчленённое) множество предметов, многие из них имеют характерные слововообразовательные суффиксы –УР-,-СТВ- и др.: аппаратура, студенчество, листва.

4. Конкретные существительные - это существительные, обозначающие предметы или явления действительности: дом, студент, гроза, революция. Конкретные существительныенередко называют считаемыми ,поскольку они обозначают предметы и явления, поддающиеся счёту (в отличие от отвлечённых,вещественных, собирательных существительных)

Обратите внимание на существительные ОБЩЕГО РОДА типа неряха , торопыга, злюка , умница, невежа, которые относятся к существительным и женского, и мужского рода

Таблица 4 Глагол

Совершенный вид что с делать? Несовершенный вид что д елать?
Возвратный есть -ся – сь Невозвратный нет -ся - сь

Переходный глагол (при прямых дополнениях)

Например :

любить (кого?) сына (В.п. без предлога)

Не читать (чего?) книг (Р.п.)

Попить (чего?) чаю (Р.п.)

Непереходный глагол

(при косвенных дополнениях)

Например : думаю об отдыхе

Наклонение глаголов

Изъявительное

Условное

(= сослагательное)

Повелительное

Указывает на реальность глагольного действия в прошлом, настоящем или будущем:

течёт, тёк, будет течь.

Действие выполняется при условии:

сделал бы

Приказ, просьба, совет:

работай, пойдёмте, иди,

пусть идёт

Изъявительное наклонение указывает на реальность, а повелительное и сослагательное наклонение – на ирреальность (необходимость, желательность, возможность) действия.


Таблица 5

Причастия

(Какой? Каков? Что делающий? и др.)

Настоящее время

действительные

-УЩ-ЮЩ-

(от гл. I спр.)


-АЩ – ЯЩ-

( от гл. II спр)

Прошедшее

-ОМ – ЕМ-

( от гл. I спр.)


-ИМ-

( от гл. II спр.)

Искл.: движимый

брезжущий

время .

страдательные

-Ш-


… -ВШ-

… н. ф. гл.

Увида вший - увида ть

вышит ый, сжат


- ЕНН-

( от гл. на ить, еть.) увиденн ый

… -НН- услышанн ый

… н.ф.гл.

Разреза нный - разреза ть

Деепричастие

Несовершенный вид Совершенный вид

что делая?


(суффиксы а, я, ючи, учи)

Например:

думая, решая, будучи, сидючи,

Не дыш а

что сделав?


(суффиксы в, вши, ши.

Например:

решив, умывши сь .

Таблица 6.

Разряды прилагательных

Качественные Относительные Притяжательные

1. обозначают возраст, свойство, цвет, вес, размер, форму, запах, вкусовые качества, качество, температуру, внешний вид, черты характера

Например: белый, большой, тяжёлый.

1.обозначают материал, время, место, назначение предмета

Например : деревянный, вчерашний, городской,

обеденный .

1.обозначают принадлежность кому-либо (лицу или животному), отвечают на вопрос

ЧЕЙ ?

Например: лисий папин

Имеют суффиксы

ын (ин), ов (ев, ) ий .

2. имеют степени сравнения (могут быть в большей или меньшей степени)

Например : выше, самый высокий,

более высокий, высочайший

2.не имеют степеней сравнения 2.не имеют степеней сравнения

3.имеют краткую форму Например :

высокий - высок.

3.не имеют краткую форму

3. не имеют краткую

форму

4.употребляются с наречием ОЧЕНЬ

Например:

очень высокий.

4.не употребляются с наречием ОЧЕНЬ 4. не употребляются с наречием ОЧЕНЬ

Примечание : между разрядами нет чётких границ. Одно и то же прилагательное в зависимости от контекста может выступать в разных значениях .

Например: каменный дом (относительное)- каменное сердце =.жестокое (качественное);медвежья берлога (притяжательное) - медвежья услуга =плохая , (качественное).

Таблица 7

Разряды местоимений .

1.Личные : Я-мы, ты-вы, он, она, оно – они.

2. Возвратное : себя (нет И. п.)

3. Определительные : сам, самый, иной, другой, каждый, весь, всякий, любой, всяческий, всяк.

4. Указательные : тот, этот, такой, таков, столько, сей, оный .

5. Отрицательные : никто, ничто, нисколько, никакой, ничей, нечего, некого.

6. Неопределённые: некто (только И.п.), нечто (только И., В.п.),

несколько, кое-кто, кто-то, что-либо, сколько-нибудь и т.д.

7. Притяжательные : (Отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи?)

наш, ваш, мой, твой, свой .

Обратите внимание :

Личные

Кого?

Чего?

Что?

ЕЁ

ЕГО

ИХ

Притяжательные

Чей?

Чьё?

Чья?

Чьи ?

Дополнение определение

Сравни : увидел ЕГО (чьи?) глаза (определение притяжательное);

увидел (кого?) ЕГО (дополнение личное)


8 вопросительные (в вопросительных предложениях)

9 относительные (в качестве союзных слов в сложноподчиненных

предложениях): кто, что, какой, чей, который, сколько

Сравни :

Кто пришёл? (вопрос.) [Я знаю], (кто пришёл ) (относ.)

Таблица № 8.

Разряды числительных

Количественные Порядковые

СКОЛЬКО?

- обозначают целые числа (два )

- обозначают дробные числа (две третьих)

- собирательные (семеро, обе )

КАКОЙ ПРИ СЧЁТЕ?

Например: пятьдесят второй; сорок пятый, двести третий

(при склонении меняется ТОЛЬКО последнее слово)

Таблица № 9

Разряды наречий по значению

1. Места (Где? Откуда? Куда?) вдали, здесь, там

2. Времени (Когда? До каких пор? Как долго?): вчера, долго

3. Причины (Почему?): спроста, сгоряча, поневоле, оттого

4. Цели (Зачем? От чего? С какой целью?): назло, затем

5. Образа действия (Как? Каким образом?): хорошо, плохо

6. Меры и степени (В какой мере? В какой степени?): вдвое, очень, настолько, насколько, слегка

Разряды местоимённых наречий

(подобно местоимениям, не обозначают признак действия, а только указывают на него)

1. Времени: иногда, навсегда, никогда

2. Места: здесь, отсюда, туда

3. Образа действия: совершенно

4. Цели: зачем, затем

5. Вопросительно-относительные: где, как, когда

6. Неопределённые: когда-то, некогда, как-то, где-либо

7. Определительные: всегда, всюду

8. Отрицательные: нигде, никак, никогда

9. Притяжательные: по-моему, по-вашему

10.Указательные: там, этак

Таблица № 10

Слова состояния (=категория состояния.)

Слова состояния (=категория состояния, предикативные наречия, безлично-предикативные слова, предикативы) характеризуются :

1. обозначением состояния живых существ, природы, окружающей среды.

2. отсутствием форм склонения и спряжения.

3. употреблением в функции сказуемого в безличном предложении.

Группы слов состояния по значению :

1. Слова, обозначающие эмоциональное (душевное) состояние человека : грустно, радостно, легко, жаль и т.д.

2 Слова, обозначающие физическое состояние живых существ :больно, жарко, тепло, тяжело, лень и т.д.

3. Слова, обозначающие состояние окружающей среды :светло, темно, пасмурно, пустынно, морозно, ветрено и т.д.

4. Слова, обозначающие состояние возможности или невозможности, необходимости совершить действие: охота, можно, нужно, нельзя, неохота, надо, необходимо и т.д.

Таблица 11

Степени сравнения прилагательных :

Сравнительная Превосходная
Простая Составная (=сложная) Простая Составная (=сложная)

ЕЕ (ЕЙ)


Е выше


ШЕ старше


ЖЕ глубже

красивее

Более

Менее + прил-е

более красивый

менее красивый

АЙШ


ЕЙШ


старейший

Наиболее

Наименее

Самый + прил-е

или

простая сравнительная

степень + всех, всего

Красивее всех

Самый красивый

Примечание: качественные прилагательные (и наречия, и категория состояния) имеют ТРИ степени сравнения: положительную , сравнительную и превосходную . Положительная степень обозначает признак предмета без сравнения с другими предметами: свежее сено.

наречий:

Сравнительная Превосходная
Простая Составная (=сложная) Простая Составная (=сложная)

ЕЕ (ЕЙ) суше


Е ШЕ


ЖЕ глубже

быстрее

дальше

Более

Менее + наречие

более высоко.

менее высоко

ЕЙШЕ


АЙШЕ

Покорнейше, жесточайше .

Простая сравнительная степень + всех, всего

больше всего,

старше всех.

категории состояния = слов состояния:

( имеют такие же степени сравнения, как и наречия).

Различают по синтаксической роли в предложении:

Весело на пашне. (Категория состояния = сказуемое в безличном предложении)

Лицо его спокойно , ясно , весело . (Краткое прилагательное = сказуемое в двусоставном предложении)

Он смотрел весело и нежно . (Наречие = обстоятельство)

Таблица 12

Предлоги

непроизводные производные

(=первообразные)

из; без; при;

в; к; на и др

Вышел ИЗ школы

(= не первообразные, образованные от других частей речи) навстречу; несмотря на;

наряду с; посредством.

НАВСТРЕЧУ мне шёл человек.

Таблица №13

Союзы

Сочинительные Подчинительные

Сочинительные союзы


Соединительные Противительные Разделительные

Да (= и); и:

ни – ни;

тоже, также

не только, но и;

как, так и.

но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но);

же (=но); крайне (последних два союза применяются редко)

Или;

либо;

то-то;

не то - не то.

Особая группа сочинительных союзовприсоединительные:

то есть, или (= то есть), а также и др.

Подчинительные союзы

1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.

2. Временные : когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем

3. Причинные : потому что, так как и др.

4. Целевые : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.

5. Условные : если, раз, если бы и др.

6. Уступительные : хотя, ни, несмотря на то, что и др.

7. Следственные так что

8. Сравнительные : как, как будто, словно, точно, будто

Таблица № 14

Частицы

Словообразовательные Формообразующие

1.– ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, КОЕ-

(их называют морфемами, реже частицами): кое-кто, где-то

2. НЕ, НИ: никогда, некогда

1. образуют условное наклонение(БЫ, Б): сделал бы

2. образуют повелительное наклонение (ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙ): давайте сделаем…

3. образуют степени сравнения (БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ): самый красивый, более низкий

4. частицы ВСЁ, ЕЩЁ усиливают значение сравнительной степени:

всё лучше, ещё выше

Модальные частицы

вопросительные неужели, разве, ужели, ли, ль
усилительные -то, даже, и (м/б союзом), ну, ещё (м/б наречием), уже, уж, даже и, ни , всё (м/б местоимением), таки, всё-таки, ведь
указательные вот, а вот, вон, а вон, это (м/б местоимением)
восклицательные что за, как, ну и
выделительно-ограничительные хотя бы, почти, лишь, хоть, только , единственно (м/б наречием), исключительно (м/б наречием) и др.
определительно-уточняющие именно, как раз, подлинно (м/б наречием//крат. прил.), ровно, (м/б наречием//крат.прил.), приблизительно, просто (м/б наречием //кратким прил.))
выражающие сомнение пожалуй, авось, едва ли, вряд ли, чай
смягчение требования - ка (сделай-ка)
сравнительные Будто, как будто, как бы, словно (чаще союзы – см. на роль в предложении)
обозначающие субъективную передачу чужой речи Де, дескать, мол-, -с (слушаю-с)
отрицательные Ни, не

Таблица 15

Междометия – неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают различные чувства, не называя их (испуг, радость, гнев, удивление и др.), побуждения к действию.

Междометия используются для выражения

↓ ↓↓

эмоций команды, приказы речевого этикета

(страх, радость, сомнение, восторг, грусть, тревога и т.д.)

Ах, бог с тобой, фу, браво, боже мой, господи, вот это да, ей-богу, вот тебе раз, ну-ну, да ну, ну, слава богу, ага, о, ой, как бы не так, как же, ну и ну, ай-ай-ай, ура

на (возьми), фас, алле, кис-кис, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, ау, айда, кыш, цып,

марш, тпру, ну-ка,

шабаш.

(приветствия, просьба,

прощания, пожелания,

благодарность, и др.)

Здравствуй (те), пока, привет, до свидания, спасибо, здорово, благо-

дарю, прощай (те), , моё почтение, прости (те), пожалуйста, всего хорошего

Звукоподражательные слова

Неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами : гав-гав, кря-кря, ха-ха-ха, апчхи, топ-топ, кукареку, тик-так и т.п.

Таблица 16

Формообразовательные суффиксы

(не образуют новые слова, образуют формы слова)

суффикс прошедшего времени – Л-

суффикс повелительного наклонения – И-

суффиксы причастия – УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -ЕНН-, -НН-

суффиксы деепричастия – А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, -ШИ-, -УЧИ-,

-ЮЧИ-

суффиксы степени сравнения – ЕЕ-, -Е-, -ШЕ-, -ЖЕ-, -АЙШ-, -ЕЙШ-

Например: пришёл , сшит ый, говорящ ий, подскочив , новее , идя , сильнейш ий, сидючи , будучи , умывши сь, скажи , расскажи те

Таблица № 17

Словообразование. Морфемика

I. Морфологические способы словообразования :

1. Приставочный способ (=префиксальный)

говорить → договорить

2. Суффиксальный способ

смелый → смелость

учить учиться

3. Приставочно-суффиксальный способ


Окно → подоконник

Бежать раз|бежаться

4. Бессуффиксный (=безаффиксный = бессуффиксальный )

Кричать крик

синий синь

5. Сложение

- слов : кресло - кровать - букв : ВГПУ