Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 25
Московский
Авиационный
Институт
(Технический
университет)
Кафедра
101
по курсу
«Основы
авиационной
техники»
«Стратегический
бомбардировщик
Ту-95»
студент
группы 004-409
Острецов
Дмитрий Григорьевич
Проверил(а)___________
Оценка___________
Москва
1998 год
Содержание
1. Описание
Ту-95 ………………………………………………………..2
2. Модификации
Ту-95…………………………………………………..3
3. Конструкция
Ту-95 ……………………………………………………5
4. Вооружение
Ту-95 ……………………………………………………..7
5. Боевое
применение
Ту-95 …………………………………………….8
5.
Летно-технические
характеристики
………………………………..8
6. Схемы
самолета
………………………………………………………10
7. Источники
материалов……………………………………………….12
Стратегический
бомбардировщик
Ту-95 и его модификации
Ту-96, Ту-116, Ту-119 и
Ту-126
Описание
Ту-95
Восьмиместный
цельнометаллический
свободнонесущий
высокоплан
с четырьмя ТВД,
расположенными
в крыльях и
трёхстоечным
убираемым
шасси. Стратегический
бомбардировщик.
Создан в
ОКБ-156, руководимом
А.Н. Туполевым.
Прототип совершил
первый вылет
12 ноября 1952 г., поднимал
экипаж лётчика-испытателя
А.Д.Перелёта.
Серийное производство
началось в 1955
г. на Куйбышевском
авиазаводе
(в настоящее
время - Самарский
авиазавод) и
продолжается
по сей день.
Объём выпуска
превысил 500 машин.
В
начале 50-х годов
в ОКБ А Н Туполева
начались работы
по созданию
стратегического
бомбардировщика
с межконтинентальной
дальностью
полета. В 1952 г.
состоялся
первый полет
нового самолета,
получившего
обозначение
Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был
принят на вооружение
частей дальней
авиации. Особенностью
новой машины
явилось применение
стреловидного
крыла и главное,
впервые в практике
мирового
самолетостроения
для самолетов
такого класса,
установкой
турбовинтовых
двигателей.
Новые двигатели
НК-12М были созданы
в ОКБ Н.Д. Кузнецова.
ТВД были снабжены
дифференциальными
редукторами,
вращающими
два соосньк
винта в противоположные
стороны. Расход
топлива новых
двигателей
составлял всего
0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс
нового ТВД
оказался в 10
раз больше, чем
у любого другого
современного
двигателя
применяемого
на бомбардировщиках,
в том числе и
зарубежных.
В ответ на
перевооружение
американцами
своих стратегических
бомбардировщиков
В-52 «Стратофортрсес»
крылатыми
ракетами ALCM,
в СССР в 1981 г.
принимается
на вооружение
новая модификация
бомбардировщика
- Ту-95МС. Ту-95МС
предназначен
для поражения
крылатыми
ракетами важных
стационарных
объектов днем
и ночью в любых
метеоусловиях
и в любой точке
земного шара.
В отличие от
Ту-95 модернизированная
машина имеет
новое крыло
с более скоростным
профилем. Установлен
новый стабилизатор,
теперь он может
автоматически,
в зависимости
от изменения
центровки,
связанной с
выработкой
горючего, менять
угол установки.
Полностью
заменено бортовое
радиоэлектронное
оборудование.
В состав последнего
включены две
бортовые ЭВМ.
Модернизируются
бортовые средства
РЭБ. Главные
изменения
касаются ударного
вооружения.
В бомбоотсеке
устанавливается
барабанная
пусковая установка,
снаряженная
6-ю крылатыми
ракетами РКВ-15Б
с дальностью
стрельбы 2500 км.
Строительство
Ту-95МС было
развернуто
на Самарском
авиазаводе.
Базировались
Ту-95, помимо СССР,
на авиабазах
Кубы, Гвинеи,
Анголы, Сомали
и Вьетнама. Это
давало возможность
стратегическому
командованию
СССР эффективно
контролировать
практически
любую точку
земного шара.
К началу 90-х годов
все Ту-95 с зарубежных
баз были выведены.
Помимо ударных
стратегических
самолетов на
базе Ту-95 были
созданы самолеты
радиолокационного
дозора и наведения
АКРЛДН Ту-126,
оснащенные
радиотехническим
комплексом
«ЛИАНА». Ту-126
предназначался
для обнаружения
воздушных
целей, начиная
со средних
высот.
Ту-95 был принят
на вооружение
в сентябре 1957
г. Различные
модификации
самолёта состояли
на вооружении
Дальней авиации
и ВМС вплоть
до распада
СССР. После
этого события
Ту-95 оказались
в распоряжении
ВВС России и
Украины. В Украине
самолёты применения
не нашли и находятся
в консервации.
Ведутся переговоры
о передаче их
в обмен на запчасти
для самолётов
фронтовой
авиации и вертолётов.
В настоящее
время Ту-95МС
является основой
воздушных
стратегических
сил России.
Модификации
Ту-95
Ту-95
- стратегический
бомбардировщик;
в 1955-57 гг. построен
31 самолёт.
Ту-95А
- носитель ЯАБ,
развитие предыдущей
модификации;
отличается
наличием
термостабилизированного
бомбоотсека,
светозащитных
шторок в кабине
экипажа и
специального
покрытия.
Ту-95В
- серийный Ту-95,
переоборудованный
в качестве
носителя ТЯАБ
в 1959. Специальная
разработка
для испытания
сверхмощной
(50-100 Мт) ТЯАБ на
Новой Земле.
Выпущен в
единственном
экземпляре.
Ту-95К
- самолёт-ракетоносец,
вооружённый
комплексом
К-20, в состав
которого входила
КР Х-20; было выпущено
2 прототипа,
переделанных
из находящихся
в постройке
Ту-95, первый из
которых поднялся
в воздух 1 января
1956 г.; выпуск
осуществлялся
в 1958-62 гг.
Ту-95К-22
- самолёт-ракетоносец,
получивший
комплекс К-95-22
с УР Х-22;
переоборудовался
из Ту-95КМ; головная
машина поднялась
в воздух 30 октября
1975 г.
Ту-95КД
- Ту-95К, оборудованные
системой дозаправки
топливом в
полёте; прототип
прошёл доработку
и совершил
первый вылет
5 июля 1961 г.; с 1962 г.
было выпущено
более 20 машин;
кроме того,
было переоборудовано
несколько ранее
выпущенных
Ту-95К.
Ту-95КМ
- Ту-95КД, прошедшие
в конце 60-х гг.
модернизацию
путём установки
нового БРЭО
и перевооружения
УР Х-22М.
Ту-95КУ
-
Ту-95К, переоборудованные
в учебные самолёты
для подготовки
экипажей для
работы с аппаратурой
комплекса К-20.
Ту-95ЛАЛ
(Ту-119) - экспериментальный
Ту-95 с атомным
реактором.
«Летающая
атомная лаборатория».
Ту-95М
- дальнейшее
развитие Ту-95
с ТВД НК-12М; совершил
первый вылет
в сентябре 1957
г.; до конца 1958 г.
выпущено 19
самолётов.
Ту-95М-5
- Ту-95М, переоборудованный
в октябре 1976 г.
в носитель УР
КСР-5; остался
в опытном экземпляре.
Ту-95МА
- самолёт-носитель
ЯАБ; изменения
- аналогичные
Ту-95А; выпускался
серийно. Ту-95МР
- самолёт-разведчик;
с конца 60-х гг.
переоборудовано
4 Ту-95М.
Ту-95МС
- самолёт-носитель
КР Х-55/РКВ-500А с
экипажем из
семи человек;
прототип совершил
первый вылет
в 1979 г.; выпуск до
1983 г. осуществлялся
на Таганрогском
авиазаводе,
а затем был
переведён в
Куйбышев.
Стратегический
бомбардировщик
Ту-95 и его модификации
Ту-96, Ту-116, Ту-119 и
Ту-126
Восьмиместньш
цельнометаллический
свободнонесущий
высокоплан
с четырьмя ТВД,
расположенными
в крыльях и
трёхстоечным
убираемым
шасси. Стратегический
бомбардировщик,
Создан в
ОКБ-156, руководимом
А.Н. Туполевым.
Прототип совершил
первый вылет
12 ноября 1952 г., поднимал
экипаж лётчика-испытателя
А.Д.Перелёта.
Серийное производство
началось в 1955
г. на Куйбышевском
авиазаводе
(в настоящее
время - Самарский
авиазавод) и
продолжается
по сей день.
Объём выпуска
превысил 500 машин.
В начале 50-х
годов в ОКБ А.
Н. Туполева
начались работы
по созданию
стратегического
бомбардировщика
с межконтинентальной
дальностью
полета. В 1952 г.
состоялся
первый полет
нового самолета,
получившего
обозначение
Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был
принят на вооружение
частей дальней
авиации. Особенностью
новой машины
явилось применение
стреловидного
крыла и главное,
впервые в практике
мирового
самолетостроения
для самолетов
такого класса,
установкой
турбовинтовых
двигателей.
Новые двигатели
НК-12М были созданы
в ОКБ Н.Д. Кузнецова.
ТВД были снабжены
дифференциальными
редукторами,
вращающими
два соосных
винта в противоположные
стороны. Расход
топлива новых
двигателей
составлял всего
0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс
нового ТВД
оказался в 10
раз больше, чем
у любого другого
современного
двигателя
применяемого
на бомбардировщиках,
в том числе и
зарубежных.
В ответ на
перевооружение
американцами
своих стратегических
бомбардировщиков
В-52 «Стратофортрсес»
крылатыми
ракетами ALCM,
в СССР в 1981 г.
принимается
на вооружение
новая модификация
бомбардировщика
- Ту-95МС. Ту-95МС
предназначен
для поражения
крылатыми
ракетами важных
стационарных
объектов днем
и ночью в любых
метеоусловиях
и в любой точке
земного шара.
В отличие от
Ту-95 модернизированная
машина имеет
новое крыло
с более скоростным
профилем. Установлен
новый стабилизатор,
теперь он может
автоматически,
в зависимости
от изменения
центровки,
связанной с
выработкой
горючего, менять
угол установки.
Полностью
заменено бортовое
радиоэлектронное
оборудование.
В состав последнего
включены две
бортовые ЭВМ.
Модернизируются
бортовые средства
РЭБ. Главные
изменения
касаются ударного
вооружения.
В бомбоотсеке
устанавливается
барабанная
пусковая установка,
снаряженная
6-ю крылатыми
ракетами РКВ-15Б
с дальностью
стрельбы 2500 км.
Строительство
Ту-95МС было
развернуто
на Самарском
авиазаводе.
Базировались
Ту-95, помимо СССР,
на авиабазах
Кубы, Гвинеи,
Анголы, Сомали
и Вьетнама. Это
давало возможность
стратегическому
командованию
СССР эффективно
контролировать
практически
любую точку
земного шара.
К началу 90-х годов
все Ту-95 с зарубежных
баз были выведены.
Помимо ударных
стратегических
самолетов на
базе Ту-95 были
созданы самолеты
радиолокационного
дозора и наведения
АКРЛДН Ту-126,
оснащенные
радиотехническим
комплексом
«ЛИАНА». Ту-126
предназначался
для обнаружения
воздушных
целей, начиная
со средних
высот.
Ту-95 был принят
на вооружение
в сентябре 1957
г. Различные
модификации
самолёта состояли
на вооружении
Дальней авиации
и ВМС вплоть
до распада
СССР. После
этого события
Ту-95 оказались
в распоряжении
ВВС России и
Украины. В Украине
самолёты применения
не нашли и находятся
в консервации.
Ведутся переговоры
о передаче их
в обмен на запчасти
для самолётов
фронтовой
авиации и вертолётов.
В настоящее
время Ту-95МС
является основой
воздушных
стратегических
сил России.
Модификации
Ту-95
Ту-95 -
стратегический
бомбардировщик,
в 1955-57 гг. построен
31 самолёт.
Ту-95А -
носитель ЯАБ,
развитие предыдущей
модификации;
отличается
наличием
термостабилизированного
бомбоотсека,
светозащитных
шторок в кабине
экипажа и
специального
покрытия.
Ту-95В -
серийный Ту-95,
переоборудованный
в качестве
носителя ТЯАБ
в 1959. Специальная
разработка
для испытания
сверхмощной
(50-100 Мт) ТЯАБ на
Новой Земле.
Выпущен в
единственном
экземпляре.
Ту-95К -
самолёт-ракетоносец,
вооружённый
комплексом
К-20, в состав
которого входила
КР Х-20; было выпущено
2 прототипа,
переделанных
из находящихся
в постройке
Ту-95, первый из
которых поднялся
в воздух 1 января
1956 г.; выпуск
осуществлялся
в 1958-62 гг.
Ту-95К-22 -
самолёт-ракетоносец,
получивший
комплекс К-95-22
с УР Х-22;
переоборудовался
из Ту-95КМ; головная
машина поднялась
в воздух 30 октября
1975 г.
Ту-95КД -
Ту-95К, оборудованные
системой дозаправки
топливом в
полёте; прототип
прошёл доработку
и совершил
первый вылет
5 июля 1961 г.; с 1962 г.
было выпущено
более 20 машин;
кроме того,
было переоборудовано
несколько ранее
выпущенных
Ту-95К.
Ту-95КМ -
Ту-95КД, прошедшие
в конце 60-х гг.
модернизацию
путём установки
нового БРЭО
и перевооружения
УР Х-22М.
Ту-95КУ
- Ту-95К, переоборудованные
в учебные самолёты
для подготовки
экипажей для
работы с аппаратурой
комплекса К-20.
Ту-95ЛАЛ
(Ту-119) - экспериментальный
Ту-95 с атомным
реактором.
«Летающая
атомная лаборатория».
Ту-95М -
дальнейшее
развитие Ту-95
с ТВД НК-12М; совершил
первый вылет
в сентябре 1957
г.; до конца 1958 г.
выпущено 19
самолётов.
Ту-95М-5 -
Ту-95М, переоборудованный
в октябре 1976 г.
в носитель УР
КСР-5; остался
в опытном экземпляре.
Ту-95МА -
самолёт-носитель
ЯАБ, изменения
- аналогичные
Ту-95А; выпускался
серийно. Ту-95МР
- самолёт-разведчик;
с конца 60-х гг.
переоборудовано
4 Ту-95М.
Ту-95МС -
самолёт-носитель
КР Х-55/РКВ-500А с
экипажем из
семи человек;
прототип совершил
первый вылет
в 1979 г.; выпуск до
1983 г. осуществлялся
на Таганрогском
авиазаводе,
а затем был
переведён в
Куйбышев.
Ту-95Н -
самолёт-носитель
сверхзвукового
бомбардировщика
PC конструкции
П.В. Цыбина;
прототип
был переоборудован
из серийного
изделия в 1958 г.;
тема дальнейшего
развития не
получила.
Ту-95РЦ -
разведчик-целеуказатель
для авиации
ВМС; прототип
совершил первый
вылет 21 сентября
1962 г.; серийно
самолёт выпускался
|