Тема: Льюис Кэррол
Раздел: Литература
Назначение:
Формат: WinWord
Автор: Татарович Владимир Евгеньевич frost@skamsk.ru
Использование: 2000, Соликамский Государственный Педагогический Институт, Иностранные языки, Витенберг, полученная оценка (для сочинений: год сдачи, номер школы, фамилия преподавателя, отлично
Примечания: стоит немного переработать
Льюис
Кэрролл
( 1832 – 1898 )
Алиса
в Стране Чудес
Английский
писатель, профессор
математики
Оксфордского
университета.
Чарльз
Людвидж Доджсон
( таково настоящее
имя Кэрролла
) родился в небольшой
деревушке
Дэрсбери в
гравстве Чешир.
Он был старшим
сыном скромного
приходского
священника
Чарлза Доджсона
и Фрэнсис Джейн
Лютвидж. При
крещении, как
нередко бывало
в те дни ему
дали два имени:
первое, Чарлз
– в честь отца,
второе, Лютвидж
– в честь матери.
Он рос в большой
семье:
у него было
семеро сестер
и три брата.
Дети получили
домашнее воспитание;
обучал их закону
Божьему, языкам
и основам
естественных
наук, “биографии”
и “хронологии”
отец. Чарлз
Доджсон был
человеком
незаурядным:
глубокая
религиозность
и университетская
образованность
сочетались
в нем с той
склонностью
к эксцентрическому,
которая нередко
отличала в
Англии духовных
лиц.
Отец не только
не подавлял
в детях стремление
к всевозможным
играм и веселым
затеям, но и
всячески им
содействовал.
Изобретателем
всех их неизменно
был Чарлз.
С
помощью деревенского
плотника Чарлз
смастерил театр
марионеток;
он писал для
него пьесы,
которые сам
и разыгрывал.
Нередко, переодевшись
факиром, он
показывал
взволнованной
аудитории
удивительные
фокусы. Для
своих младших
братьев и сестер
он издавал
рукописные
журналы, в которых
все “романы”,
забавные заметки
из “естественной
истории”,
стихи и “хроники”
– сочинял сам.
Он не только
переписывал
их мелким почерком,
но и иллюстрировал
их собственными
рисунками,
оформлял и
переплетал.
Уже
в этих ранних
опусах явно
ощущается
склонность
юного автора
к пародии и
бурлеску.
Юмористическому
переосмыслению
и переиначиванию
подвергаются
известные
строки классиков
– Шекспира,
Мильтона, Грея,
Маколея, Колриджа,
Скотта, Китса,
Диккенса, Теннисона
и др. В этих “первых
полусерьезных
попытках приближения
к литературе
и искусству”
юный автор
обнаруживает
широкую начитанность
и несомненную
одаренность.
Когда
Чарлзу исполнилось
двенадцать
лет, его отдали
в школу – с начало
ричмондскую,
а потом в знаменитый
Рэгби. Это было
привилегированное
учебное заведение
закрытого типа,
которое вызывало
у Кэрролла
самую решительную
неприязнь. “Не
могу сказать,
чтобы школьные
годы оставили
во мне приятные
воспоминания,
- писал он много
лет спустя. –
Ни за какие
блага не согласился
бы я снова пережить
эти три года”.
Ученье Кэрроллу
давалось легко.
Особый интерес
он проявил к
математике
и классическим
языкам.
Дальнейшая
жизнь Кэрролла
связана с Оксфордом.
Он окончил
колледж Христовой
церкви ( Крайст
Черч Колледж
), один из старейших
в Оксфорде, с
отличием по
двум факультетам:
математике
и классическим
языкам – случай
редкий даже
по тем временам.
В 1855г. ему был
предложен
профессорский
пост в его колледже,
традиционным
условием которого
в те годы было
принятие духовного
сана и обет
безбрачия.
Последнее
ограничение
не волновало
молодого математика,
ибо он никогда
не испытывал
тяги к матримонии;
однако какое-то
время откладывал
принятие сана,
ибо опасался,
что ему из-за
этого придется
отказаться
от страстно
любимых им
занятий – фотографии
и посещения
театра, которые
могли счесть
слишком легкомысленными
для духовного
лица.
В
1861г. он принял
сан диакона,
что было лишь
первым промежуточным
шагом. Однако
изменения
университетского
статуса избавили
его от необходимости
дальнейших
шагов в этом
направлении.
Доктор
Доджсон посвятил
себя математике.
Его перу принадлежат
солидные труды
по математике,
но “особой
виртуозности
он достиг в
составлении
и решении сложных
логических
задач, способных
поставить в
тупик не только
неискушенного
человека, но
и современную
ЭВМ”.
Доктор
Доджсон вел
одинокий и
строго упорядоченный
образ жизни:
лекции, математические
занятия, прерываемые
скромным ленчем,
снова занятия,
дальние прогулки
(уже в преклонном
возрасте по
17-18 миль в день),
вечером обед
за “высоким”
преподавательским
столом в колледже
и снова занятия.
Всю жизнь он
страдал от
заикания и
робости;
знакомств
избегал;
лекции читал
ровным механическим
голосом. В
университете
он слыл педантом,
был эксцентриком
и чудаком.
Доктор
Доджсон писал
множество
писем. В отличии
от своих современников,
не пожелавших
следовать
славной эпистолярной
традиции XVII-XVIII
вв., он не только
писал письма,
но и завел
специальный
журнал, в котором
отмечал все
посланные и
полученные
им письма, разработав
сложную системы
прямых и обратных
ссылок. За тридцать
семь лет Кэрролл
отправил 98 721
письмо.
Кэрролл
страдал бессонницей.
По ночам, лежа
без сна в постели,
он придумывал,
чтобы отвлечься
от грустных
мыслей, “полуночные
задачи”
– алгебраические
и геометрические
головоломки
– и решал их в
темноте. Позже
Кэрролл опубликовал
эти головоломки
под названием
“Полуночные
задачи, придуманные
бессонными
ночами”,
изменив во
втором издании
“бессонные
ночи”
на “бессонные
часы”.
Кэрролл
страстно любил
театр. Читая
его дневник,
в который он
заносил мельчайшие
события дня,
видите, какое
место занимали
в его жизни не
только высокая
трагедия, Шекспир,
елизаветинцы,
но и комические
бурлески, музыкальные
комедии и пантомима.
Позже, когда,
будучи уже
известным
автором, он
лично наблюдал
за постановкой
своих сказок
на сцене, он
проявил тонкое
понимание
театра и законов
сцены.
В
ранней юности
Доджсон мечтал
стать художником.
Он много рисовал
– карандашом
или углем,
иллюстрируя
собственные
юношеские
опыты. Он даже
послал серию
своих рисунков
в “Юмористическое
приложение
к “Таймс”.
Редакция их
отвергла. Тогда
Доджсон обратился
к фотографии
и достиг здесь
удивительных
высот. По мнению
специалистов,
Кэрролл был
одним из лучших
фотографов
XIX
в.
Однако
больше всего
доктор Доджсон
любил детей.
Чуждаясь взрослых,
чувствую себя
с ними тяжело
и скованно,
мучительно
заикаясь, порой
не будучи в
состоянии
вымолвить ни
слова, он становился
необычайно
веселым и
занимательным
собеседником,
стоило ему
показаться
в обществе
детей. “Не
понимаю, как
можно не любить
детей, - писал
он в одном из
своих писем,
- они составляют
три четверти
моей жизни”.
Он совершал
с ними долгие
прогулки, водил
их в театр, приглашал
в гости, развлекал
специально
придуманными
для них рассказами,
которые сопровождались
быстрыми
выразительными
зарисовками
по ходу рассказа.
Общение с детьми,
игра неизменно
служили толчком
к творческому
импульсу для
Кэрролла. Его
лучшие произведения
– обе сказки
об Алисе, стихотворения
– возникли как
импровизация,
хотя впоследствии
и дорабатывались
весьма значительно.
Доджсон
лишь раз выезжал
за пределы
Англии. Летом
1867г. вместе со
своим другом
ректором Лиддоном
он отправился
в Россию – весьма
необычное по
тем временам
путешествие.
Посетив по
дороге Кале,
Брюссель, Потсдам,
Данциг, Кенигсберг,
он провел в
России месяц
с 26 июля по 26 августа
– и вернулся
в Англию через
Вильно, Варшаву,
Эмс, Париж. В
России Доджсон
побывал в Петербурге
и его окрестностях,
Москве, Сергиевом
Посаде и съездил
на ярмарку в
Нижний Новгород.
Свои впечатления
он кратко записал
в “Русском
дневнике”.
Москва
с ее “коническими
башнями”,
которые выступают
друг из друга,
“наподобие
раскрытого
телескопа”,
с “огромными
позолоченными
куполами церквей,
где словно в
зеркале отражается
перевернутый
город”,
Воробьевы горы,
откуда, как
вспоминает
Кэрролл, глядел
впервые на
город Наполеон,
церемония
венчания, столь
непохожая на
английский
обряд, “удивительный
эффект”
церковного
пения – все
поражает его
воображение
не меньше чем
“город
гигантов”
Петербург.
Верным
своим привязанностям,
он посещает
Малый театр
и театр в Нижнем
Новгороде,
восхищается
“первоклассной
игрой актеров”.
Больше
Кэрролл не
выезжал за
пределы Англии.
Изредка он
бывал в Лондоне,
где продолжал
также внимательно
следить за
театральными
постановками;
каникулы проводил
обычно в Гилфорде,
где жили его
сестры. Там он
и умер 14 января
1898г. На гилфордском
кладбище над
его могилой
стоит простой
белый крест.
На родине Кэрролла,
в деревенской
церкви Дэрсбери,
есть витраж,
где рядом с
задумчивым
Дадо стоит
Алиса, а вокруг
теснятся Белый
Кролик, Болванщик,
Мартовский
Заяц, Чеширский
Кот и др.
Первое
издание книги
“Алиса
в Стране чудес”
вышло в свет
27 июня 1865г. , а в
декабре 1871г.
читатели встретились
и со второй
частью книги
– “Сквозь
зеркало и что
там увидела
Алиса, или Алиса
в Зазекалье”.
Первая
книга об Алиса
далась Кэрроллу
не сразу. Существует
по меньшей мере
три вариант.
О первых двух
известно немного.
1 июля
1862г. во время
лодочной прогулки
по небольшой
речушке, впадающей
в Темзу неподалеку
от Оксфорда,
Кэрролл начал
рассказывать
девочкам Лидделл,
дочерям своего
коллеги ректора
колледжа Крайст
Черч, сказку
о приключениях
Алисы, названной
так по имени
его любимицы,
десятилетней
Алисы Лидделл.
Сказка девочкам
понравилась,
и во время
последующих
прогулок и
встреч они не
раз требовали
продолжения.
Из дневника
Кэрролл известно,
что он рассказывал
свою “бесконечную
сказку”,
а порой, когда
под рукой оказывался
карандаш, то
рисовал по ходу
рассказа своих
героев в странных
ситуациях,
выпавших на
их долю. Позже
Алиса попросила
Кэрролла записать
для нее сказку:
“Пусть
в ней будет
побольше всяких
глупостей”.
Уже в начальном
импровизированном
варианте “глупости”
( или
нонсенсы, как
мы их теперь
называем даже
по русски )
присутствовали
на ряду с более
традиционными
“приключениями”.
Лишь
в 1863г. Кэрролл
закончил первый
рукописный
вариант сказки,
которую назвал
“Приключения
Алисы под землей”.
Однако этот
вариант не был
отдан Алисе
Лидделл;
в 1864г. Кэрролл
принялся за
второй, более
подробный.
Своим мелким
каллиграфическим
почерком он
переписал его
от руки и снабдил
тридцатью семью
рисунками в
тексте, а первый
вариант уничтожил.
26 января 1864г. он
подарил Алисе
эту рукописную
тетрадку, наклеив
на последней
странице фотографию
семилетней
Алисы ( возраст
героини сказки
).
Наконец,
в 1865г. появился
окончательный
|