Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 1
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Эпизод «Телемская обитель» Выполнила: Преподаватель: Ванникова Н.И. Роман Мора вызвал неоднозначные отклики. Одним из наиболее ярких «ответов» на него литературоведы называют эпизод «Телемская обитель» в знаменитом романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Несмотря на некоторые сходные черты в изображении идеального устройства общества, этот эпизод противопоставлен принципам «Утопии». По мнению известного литературоведа Э. Ауэрбаха, Рабле «из всех современников более всего был обязан» Томасу Мору[2]
. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» действительно много перекличек с «Утопией». Во-первых, нельзя не вспомнить, что страну великанов Рабле поначалу также называет Утопией. Кроме того, эта неведомая страна, как и у Мора, лежит где-то далеко на Востоке. Есть и другие сходные элементы. Так, М.М. Бахтин считает сцену военного совета Пикрохола ответом Рабле на аналогичную же сцену в «Утопии» Томаса Мора, где претензии на мировую монархию и агрессивность приписываются Франциску I. Рабле же переадресовал эти обвинения Карлу V[3]
. Утопия и Телемское аббатство
Однако интереснее всего сравнить «Утопию» с изображением Телемского аббатства в первой (хронологически – второй) части романа Рабле «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэсенции», вышедшей на 16 лет позже книги Мора (1516 и 1532 г. соответственно). Большая часть романа Томаса Мора представляет собой описание общественного устройства далекого острова Утопия глазами путешественника Рафаила Гитлодея. В этой стране все равны, не существует частной собственности, богатства принадлежат всем гражданам. Утопийцы живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду, одновременно питаются в общественных столовых. Раз в десять лет их дома перераспределяются по жребию, так как даже в одинаковых жилищах есть солнечная и теневая сторона, а кроме того, человек, много лет проживший в одном доме, начинает считать его своим, что противоречит идее общественной собственности. Все на острове равны и трудятся на благо общества, равномерно распределяя между собой все материальные блага. Политическая система Утопии отлажена идеально: во главе государства стоит небольшое число выборных правителей, не обладающих никакими привилегиями. Их главная задача – организация общественного производства. Утопийцы ведут плановое хозяйство, и их экономика не знает кризисов. Описание Телемской обители в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» также представляет собой своеобразную утопию. Два идеальных государства, созданные писателями одной эпохи, в корне противоположны друг другу. Жизнь утопийцев жестко регламентирована: практически все моменты их жизни, включая браки, отдых и т.д. оговорено специальными законами. Во всем проповедуется умеренность желаний, отказ от собственных удовольствий в пользу общего блага. У Рабле же все не так просто. Многие литературоведы отмечают, что «Рабле определенно противопоставляет жесткой регламентации всего жизненного уклада, характерной для идеального государства Мора» принцип Телемского аббатства «делай что хочешь»[4]
. Однако нельзя упускать из виду строки, следующие за девизом телемитов: «ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью». Таким образом, Рабле противопоставляет жесткому укладу утопийцев вовсе не вседозволенность, а руководящую силу чести благородных людей. Совершенно по-разному проходит жизнь жителей двух идеальных миров. У Мора все на острове трудятся на благо общества. Причем эта система также жестко регламентирована. Так, все должны работать шесть часов в день. Поскольку сельский труд тяжелее, чем работа в городах, крестьян как таковых здесь нет, зато каждый горожанин в течение двух лет отбывает своеобразную сельскохозяйственную повинность. Вообще, отношения в между утопийцами завязаны на труде. Трудовые навыки передаются здесь из поколения в поколение, поэтому семья представляет собой не только группу людей, соединенных кровными узами, но и основную производственную единицу общества. Если человек чувствует, что питает склонность к другому ремеслу, он должен перейти в другую семью. Что касается отдыха утопийцев, он предусмотрен писателем, однако представления о нем значительно отличаются от привычных. Так, главное телесное удовольствие - это осознание собственного здоровья. А духовное наслаждение состоит в «созерцании истины», а также «приятной памяти о хорошо прожитой жизни и несомненной надежде на будущее благо». Телемиты уделяют большое внимание своему внешнему виду. Например, тому, как они предпочитают одеваться, Рабле отводит целую главу. Сообща выбирая цвета и фасоны, они носят красивые платья, туфли, плащи, шляпы - все из дорогих материалов, отделанное узорами и вышивками. Любят они и украшения из золота и драгоценных камней. У Мора же одежда жителей «отличается разве только у людей разного пола да еще у одиноких или женатых, а так по всему острову оно всегда одного покроя, приглядное на вид, удобное при движениях тела, предназначенное для ношения и в холод, и в жару». Довольно необычно автор решает проблему с драгоценностями. Из золота, к примеру, утопийцы делают ночные горшки и цепи для преступников, так золотые украшения здесь не предмет зависти, а символ позора. Драгоценные камни служат для забавы детям, и, как взрослая девушка постыдится играть в куклы, так и взрослым утопийцам неприлично украшать свою одежду алмазами или рубинами. Необходимо отметить еще одно принципиальное различие. Рай в Телемской обители открыт для желающих. Молодые люди добровольно приходят туда и остаются, а при желании могут покинуть аббатство в любой момент. Совсем иначе обстоит дело с Утопией. Люди, родившиеся там, уже не могут выбрать себе иную судьбу. Они не только обязаны подчиняться законам острова, но и не могут никуда оттуда уехать. Чтобы посетить другой город, необходимо получить разрешение, в котором предписан день возвращения. Если же кто-то покинет страну «по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом». Заключение
Итак, мы рассмотрели две знаменитые утопии эпохи Возрождения: «Утопию» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле. В обоих произведениях даются картины идеального устройства общества, но при этом изображаемые миры по сути противоположны друг другу. Роман Мора представляет собой основу для всех будущих социальных утопий. Все в описываемой им стране равны, все сообща трудятся во имя общего блага. У утопийцев нет денег, им чужда любовь к материальным ценностям. Нет у них и такого понятия как «частная собственность», все работающие люди имеют одинаковые права на созданное их трудом. Все стороны жизни утопийцев оговорены строгими законами. Рабле создает в своем романе утопию совсем другого рода. Телемская обитель представляет собой противоположность привычным аббатствам. Там могут жить лишь молодые красивые люди хорошего происхождения, которые проводят время самым приятным образом: в беседах, чтении, игре на музыкальных инструментах и т.д. Однако их жизнь вовсе не предполагает вседозволенности – телемитами руководят не законы, а собственная честь и порядочность. [1]
Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, 1966. [2]
Ауэрбах Э. Мимесис. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1976. С. 272. [3]
См. Бахтин М.М. Творчество Франуса Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. С. 493. [4]
См. Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия». // Вступ. статья к Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978. [5]
Подробнее см. Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт "постмодернистской" интерпретации "Гаргантюа и Пантагрюэля") //
|