Главная Учебники - Языковедение Лекции (языковедение) - часть 1
Процесс
обучения
П.о.
- это целенаправленная,
последовательная
смена учебных
задач, изменение
всех элементов
обучения,
происходящие
по объективным
законам и имеющие
своим результатом
формирование
свойств обучаемых
(воспитательных,
развивающих,
образовательных),
деятельности
по усвоению
содержания
образования.
Сущность П.О.
– в формировании
свойств обучаемых.
В отличии от
П.О., учебный
процесс представляет
собой охват
всех компонентов
обучения
применительно
к классу, школе,
региону. Рассмотрение
П.О. с педагогической
точки зрения
означает соотнесение
его с содержанием
О. Оно (соотношение)
д. представлять
собой единство,
обеспечивающее
целостность
процесса, т.е.
его предсказуемость.
Единство-
невозможность
существования
одного без
другого, т.е.
преподавания
без учения или
учения без
преподавателя
(ед-во преподавания
и учения), содержания
без процесса,
обучения без
воспитания
(если начался
П.О. то начался
и процесс
воспитания).
Также единство
проявляется
в общих целях
учителя и ученика
(не совпадение,
а соотнесение).
Другие аспекты
рассмотрения
П.О.: психологический
(учет возрастных,
индивид. особенностей
учеников);
социологический
(исходя из конкретной
среды, соц группы);
кибернетический
(управленческий
процесс).
Объективные
закономерности
процесса О:
1.Воспитывающий
характер; 2. З-н
взаимодей-я
преподавания
и обучения; 3.
З-н активной
деят-ти; 4. З-н
усвоения понятий.
Задача
дидактики –
создание теоритич
знаний об
обозначенных
единствах и
закономерностях
как специфики
науки. Движущие
силы П.О. – противоречия
м-ду требованиями
жизни и возможностями
школы; логикой
преподавания
и усвоения.
Теория П.О. –
разработка
методов, приемов
и т.д. процессуальных
элементов, а
так же психологического
и др. аспектов.
П.О. предполагает
цикличность
и ступенчатость.
цикл – включение
всех звеньев
процесса, а
ступени это
порции, частицы
цикла. Цикл
включает в себя
все четыре
компонента.
(1-е звено- постановка
цели, 2- восприятие,
осмысление,
3- закрепление,
4- обратная связь,
5- обобщение).
П.О._призван
выполнять три
функции - образовательную,
воспитательную
и развивающую. Специальные
умения и навыки
включают в себя
специфические
только для
учебного процесса
отрасли науки
практические
умения и навыки.
Например, по
физике и химии
это решение
задач, проведение
лабораторных
опытов, осуществление
исследовательских
работ. Кроме
специальных
умений и навыков,
в процессе
образования
учащиеся овладевают
общеучебными
умениями и
навыками, которые
имеют отношение
ко всем предметам,
например, навыками
работы с книгой,
справочниками,
навыками чтения
и письма, рациональной
организацией
домашнего
труда.
Одновременно
с образовательной
функцией, процесс
обучения реализует
и воспитательную
функцию. При
этом у обучаемых
формируется
мировоззрение;
нравственные,
эстетические,
этические
представления
и взгляды; убеждения;
способы поведения
и деятельности
в обществе;
система идеалов
и ценностей,
отношений к
личности.
Образовательная
и воспитательная
- являются в
единстве основой
третьей, развивающей
функции.
Характеристика
процессов
обучения Целевой
компонент
представляет
собой осознание
педагогами
и принятие
учениками целей
и задач обучения.
Стимулирующе-мотивационный-
педагог будет
осуществлять
меры по стимулированию
у учащихся
интереса, потребности
в решении
поставленных
задач. В единстве
стимулирования
и мотивации
заключен смысл
стимулирующе-мотивационного
компонента. Содержание
О
определяется
учебным планом,
государ-ми уч
программами
и уч материалом
по данному
предмету.
Операционно-деятельностный-
наиболее
непосредственно
отражает
процессуальную
сущность обучения.
Именно в деятельности
педагогов и
обучаемых, в
их взаимодействии,
протекающем
во времени, и
реализуется
задача присвоения
школьниками
широкого социального
опыта человечества.
Контрольно-регулировочный
одновременный
контроль за
ходом решения
задач обучения
со стороны
преподавателя
и самоконтроля
обучаемых.
Контроль
осуществляется
с помощью устных,
письменных,
лабораторных
и других работ.
Поскольку
структура
любого процесса
- это не только
входящие в него
компоненты,
а также целостные
свойства процесса,
то все компоненты
учебного процесса
надо рассматривать
в закономерной
зависимости.
Метод
обучения - способ
упорядоченной
взаимосвязанной
деятельности
преподавателя
и обучаемых,
направленной
на решение
задач образования,
воспитания
и развития в
процессе обучения.
Понятие метод
употребляется
как философское
направление,
исходное для
ученого и для
учителя. В
традиционной
школе это всегда
диалектический
материализм.
Сейчас метод
выбирается
индивидуально.
Диалектика-
наука о всеобщих
связях и развитии.
Диалектич
метод- конкретный
подход ко всему.
Методы
обучения являются
одним из важнейших
компонентов
учебного процесса.
Без соответствующих
методов деятельности
невозможно
реализовать
цели и задачи
обучения, достичь
усвоения обучаемыми
определенного
содержания
учебного материала.
Деятельность-
целенаправленное
отношение к
деятельности
с точки зрения
приспособления
ее к жизни в
своих интересах.
На
основе теории
деятельности
Бабанский
систематизировал
методы обучения.
Исходя из данных
психологии,
что мышление
тоже деятельность,
разделил методы
на 3 основные
группы. На основе
деятельности
опосредования
выведена группа
методов организации
и осуществления
учебно-позновательной
деятельности.
На основе
деятельности
регулирования-
методы стимулирования
и мотивации.
На основе
деятельности
контроля- вывел
группу методов
контроля и
самоконтроля. Методы
по движению
мысли.
Индуктивные
и дедуктивные
методы характеризуют
важную особенность
методов- способность
раскрывать
логику движения
содержания
учебного материала.
А.
Индуктивные
(от частного
к общему). Он
полезен в случаях,
когда материал
носит фактический
характер.
Б.
Дедуктивные
(от общего к
частному). Применение
его полехно
при изучении
теоритического
материала, при
решении задач,
требующих
выявления
следствий из
общих положений.
Слабость
индукции в
больших затратах
времени, а дедукции-
в возможности
отсутствия
необходимых
знаний.
При
выборе и сочетании
методов обучения
необходимо
руководствоваться
следующими
критериями:
*Соответствие
методов принципам
обучения.
*Соответствие
целям и задачам
обучения.
*Соответствие
содержанию
данной темы.
*Соответствие
учебным возможностям
обучаемым:
возрастным,
психологическим;
уровню подготовленности
(образованности,
воспитанности
и развития).
*Соответствие
имеющимся
условиям и
отведенному
времени обучения.
*Соответствие
возможностям
самих преподавателей.
Метод
обучения - способ
упорядоченной
взаимосвязанной
деятельности
преподавателя
и обучаемых,
направленной
на решение
задач образования,
воспитания
и развития в
процессе обучения.
Понятие метод
употребляется
как философское
направление,
исходное для
ученого и для
учителя. В
традиционной
школе это всегда
диалектический
материализм.
Сейчас метод
выбирается
индивидуально.
Диалектика-
наука о всеобщих
связях и развитии.
Диалектич
метод- конкретный
подход ко всему.
Методы
обучения являются
одним из важнейших
компонентов
учебного процесса.
Без соответствующих
методов деятельности
невозможно
реализовать
цели и задачи
обучения, достичь
усвоения обучаемыми
определенного
содержания
учебного материала.
Деятельность-
целенаправленное
отношение к
деятельности
с точки зрения
приспособления
ее к жизни в
своих интересах.
На
основе теории
деятельности
Бабанский
систематизировал
методы обучения.
Исходя из данных
психологии,
что мышление
тоже деятельность,
разделил методы
на 3 основные
группы. На основе
деятельности
опосредования
выведена группа
методов организации
и осуществления
учебно-позновательной
деятельности.
На основе
деятельности
регулирования-
методы стимулирования
и мотивации.
На основе
деятельности
контроля- вывел
группу методов
контроля и
самоконтроля.
Методы
по характеру
познавательной
деятельности.
(Их
выделил Лернеру).
А.
Объяснительно-иллюстративный.
(репродуктивный).
Направлен на
запоминание
информации
и ее воспроизведение.
Приемы: рассказ,
работа с учебником
(самост), метод
иллюстрации.
Б.
Репродуктивный.
Приемы: устный,
словесный.
В.
Проблемное
изложение или
рассуждающее
изложение.
(продуктивный).
С его помощью
ученики приучаются
к постановке
вопросов, к
доказательности
ответов, учатся
рассуждать,
приучаются
к этапности
научного мышления.
Г.
Эвристический.
В ходе ее преподаватель
ставит перед
обучаемыми
ряд взаимосвязанных
вопросов, отвечая
на которые они
должны высказывать
какие-либо
предложения
и пытаться
затем самостоятельно
доказывать
их справедливость.
Если в ходе
эвристической
беседы такие
предположения
касаются обычно
лишь одного
из основных
элементов новой
темы, то во время
проблемно-поисковой
беседы обучаемые
решают целую
серию проблемных
ситуаций.
Д.
Исследовательский.
Обеспечивает
творческое
применение
знаниям, овладениям
методов научного
познания, т.е.
формулировку
проблемы, цели,
гипотезы, движение
к ее достижению.
Ученики сами
работают с
учебниками,
делают выводы.
% групповая
работа по теме,
оформление
доклада по
проблеме,
высказывание
мнения по проблеме.
При
выборе и сочетании
методов обучения
необходимо
руководствоваться
следующими
критериями:
*Соответствие
методов принципам
обучения.
*Соответствие
целям и задачам
обучения.
*Соответствие
содержанию
данной темы.
*Соответствие
учебным возможностям
обучаемым:
возрастным,
психологическим;
уровню подготовленности
(образованности,
воспитанности
и развития).
*Соответствие
имеющимся
условиям и
отведенному
времени обучения.
*Соответствие
возможностям
самих преподавателей.
Принцип-
исходное положение.
Принципами
обучения (принципами
дидактики)
называют определенную
систему исходных,
основных
дидактических
требований
к процессу
обучения, выполнение
которых обеспечивает
его необходимую
эффективность.
Принцип
научности
обучения является
важнейшим
принципом
обучения. Этот
принцип опирается
на закономерную
связь между
содержанием
науки и учебного
предмета. Он
требует, чтобы
содержание
обучения знакомило
учащихся с
научными фактами,
понятиями,
закономерностями,
теориями всех
основных разделов
соответствующей
отрасли науки,
в возможной
мере приближалось
к раскрытию
ее современных
достижений
и перспектив
развития в
дальнейшем.
Использование
на практике
принципа научности
в первую очередь
предполагает
строгую реализацию
в ходе обучения
всего объема
требований
учебных программ,
в их теоретической
и практической
части. Принцип
научности
требует развития
у учащихся
умений и навыков
научного поиска.
Этому способствует
внедрение в
обучение элементов
проблемности
исследовательских
лабораторных
и практических
работ, обучение
студентов
умению наблюдать
явления, фиксировать
и анализировать
результаты
наблюдений,
умению вести
научный спор,
доказывать
свою точку
зрения, рационально
использовать
научную литературу.
Из этого принципа
вытекают требования:
1.логика учебного
процесса должна
обеспечивать
подведение
учеников к
новым научным
понятиям, не
отраженным
еще в предмете.
Логика: от
чувственно-конкретного
через абстрактное-
к понятийно-конкретному.
2.процесс обучения
должен воспитывать
диалектический
подход к миру.
3.связь понятий
с научными
теориями на
базе которых
возникли понятия.
Принцип-
исходное положение.
Принципами
обучения (принципами
дидактики)
называют определенную
|