Главная Учебники - Языковедение Лекции (языковедение) - часть 1
нализ литературно-художественного
произведения При анализе
художественного произведения следует различать идейное содержание и
художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику
произведения - выбранные писателем
социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику
- наиболее существенные для автора
свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в
художественном изображении; 3) пафос
произведения - идейно-эмоциональное
отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм,
драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). Пафос -
высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его
творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива
является выражением героического пафоса, причем действия героя или
коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению
высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной
литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за
национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор утверждает дела и переживания людей,
которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к
возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед
нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и
исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием
принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным
обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной
нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе»
и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в
указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический
пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к
эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный
пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств
героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и
реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных
тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни,
претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное
содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный
источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное
отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер
пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой
сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.
Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие.
Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях:
улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот. Б. Художественная форма включает: 1) Детали
предметной изобразительности: портрет,
поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая
обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и
внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); 2) Композиционные
детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания
изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды,
обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных
деталей в пределах отдельного образа); 3) Стилистические
детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи,
интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи
в целом. Схема анализа
литературно-художественного произведения. 1. История
создания. 2. Тематика. 3. Проблематика. 4. Идейная
направленность произведения и его эмоциональный пафос. 5. Жанровое
своеобразие. 6. Основные
художественные образы в их системе и внутренних связях. 7. Центральные
персонажи. 8. Сюжет
и особенности строения конфликта. 9. Пейзаж,
портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. 10. Речевой
строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения). 11. Композиция
сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. 12. Место
произведения в творчестве писателя. 13. Место
произведения в истории русской и мировой литературы. Общий план ответа на вопрос о значении творчества
писателя. А. Место писателя в развитии русской литературы. Б. Место писателя в развитии европейской (мировой)
литературы. 1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традиции и новаторство писателя в области: а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и
стиля; г) жанра; д) речевого стиля. В. Оценка творчества писателя классиками литературы,
критики. Примерный план
характеристики художественного образа-персонажа. Вступление. Место
персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика
персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное
и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг
умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и
основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих
(основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область
чувств: а) тип отношения к
окружающим; б) особенности внутренних
переживаний. 5. Авторское
отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику
других действующих лиц; г) с помощью предыстории или
биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с
другими персонажами; з) через окружающую
обстановку. Заключение. Какая
общественная проблема привела автора к созданию данного образа. План разбора лирического стихотворения. I. Дата
написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие. IV. Идейное содержание: 1. Ведущая
тема. 2. Основная мысль. 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в
стихотворении в их динамике или статике. 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Преобладание
общественных или личных интонаций. V. Структура
стихотворения: 1. Сопоставление
и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2. Основные
изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора,
метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп),
сарказм, перифраза. 3. Речевые особенности в плане
интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс,
параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика,
силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий,
спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5. Рифма
(мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая,
составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен,
секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация,
ассонанс), другие виды звуковой инструментовки. Как вести краткую запись о прочитанных книгах. 1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой
формировалось его мировоззрение. 2. Точное заглавие произведения. Даты создания и
появления в печати. 3. Время, изображенное в произведении, и место
происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой
выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия,
мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие). 4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано
произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и
стремлений современников). 5. Краткий план содержания. |