Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т С О
Ю З А С С Р КРАНЫ
МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
ОДНОБАЛОЧНЫЕ ОПОРНЫЕ
Технические условия
Overhead travelling single-beam cranes.
Specifications
ГОСТ
22045-89
Срок действия с
01.01.91
до 01.01.98
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на мостовые электрические
однобалочные опорные краны (в дальнейшем - краны), группы режима работы
3К по ГОСТ 25546 с электрической талью и электрическим механизмом
передвижения, грузоподъемностью от 1 до 5 т, работающие на трехфазном
токе напряжением 220, 240, 380, 400, 415 В
Стандарт устанавливает требования к кранам, изготавливаемым для нужд
народного хозяйства и для экспорта.
Стандарт не распространяется на краны, предназначенные для работы во
взрывоопасной и пожароопасной средах, в помещениях с парами кислот и
щелочей, концентрации которых вызывают разрушение электрической
изоляции, для транспортирования грузов, нагретых свыше 300 °С и
расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ и других
опасных грузов.
Каждый тип крана изготавливается двух исполнений: А - управление
с пола;
Б - управление из кабины.
Краны следует изготовлять по нормативно-технической документации
и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке, в
соответствии с требованиями настоящего стандарта, «Правил
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»,
утвержденными Госгортехнадзором СССР, «Правил устройства
электроустановок», утвержденными Министерством энергетики и
электрификации СССР.
Размеры, заключенные в скобки, применять не рекомендуется.
Для кранов типа 1 пролетом до 16,5 м указано максимальное
значение размера Н и
минимальное значение размера Н1с
учетом размеров промежуточных элементов (проставок),
устанавливаемых по требованию заказчика.
Размеры Н и Н1для
кранов типа 1 пролетом до 16,5 м без промежуточных элементов
(проставок) указаны в справочном приложении.
В табл. 1-14 приведены данные для кранов, оснащенных
электрическими талями по ГОСТ
22584.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
П р и м е р у с л о в н о г о о б о з н а ч е н и я мостового
опорного крана типа 1 исполнения А, грузоподъемностью 2 т,
пролетом 10,5 м, высотой подъема 6 м, напряжением трехфазного
тока 220 В:
изготовление кранов любых пролетов, но на базе кранов ближайших
больших пролетов из числа указанных в настоящем стандарте;
изготовление кранов, оснащенных электроталями с высотами подъема
до 36 м включительно, при этом масса крана увеличивается в
соответствии с увеличением массы тали, размеры l1и l2при
высоте подъема 24 м увеличиваются на 120 мм, при высоте подъема
30 м - на 240 мм, при высоте подъема 36 м - на 360 мм по
отношению к размерам l1и l2указанным
в табл. 1-14 для
кранов с высотой подъема 18 м;
изготовление кранов, оснащенных двухскоростными механизмами
передвижения и подъема. При этом конструктивная масса в
зависимости от оснащения крана может увеличиваться на величину
разниц масс комплектующих изделий. При изготовлении кранов с
токоподводом к тали на жесткой направляющей масса крана может
быть увеличена до 5% по сравнению с табличным значением.
На кранах типа 2 полые элементы (за исключением элементов с
герметическими замкнутыми полостями) должны иметь отверстия
для стока жидкости диаметром от 10 до 20 мм.
Несущие элементы металлоконструкций кранов должны быть
изготовлены из сталей с механическими свойствами (в том
числе и ударной вязкостью), химическим составом,
свариваемостью, обеспечивающими работоспособность кранов в
диапазонах температур от плюс 40 до минус 40°С или от плюс
40 до минус 20°С.
Требования по технологии подготовки поверхности
металлоконструкций к окраске и к качеству исполнения
покрытий для кранов, изготовляемых на экспорт, - в
соответствии с условиями договора, заключенного между
предприятием-изготовителем и внешнеэкономической
организацией или, если в договоре не указано, по V классу ГОСТ
9.032.
Цвета окраски должны быть в соответствии с требованиями ГОСТ
12.4.026-76, а для кранов, изготавливаемых на
экспорт, - в соответствии с условиями договора между
предприятием и внешнеэкономической организацией.
Допускается устанавливать электроаппаратуру со степенью
защиты не ниже IР 20 ГОСТ
14254 без
шкафа для кранов, предназначенных для работы в помещениях и
со степенью защиты не ниже IP 44 ГОСТ 14254 для
кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе.
Внутренний электромонтаж кабины и шкафа производит
предприятие- изготовитель.
Окончательный монтаж электрооборудования на кране
производится у потребителя.
Краны исполнения А могут изготавливаться со следующими
расположениями пульта и идущего от него кабеля:
пульт через кабель непосредственно соединен с талью;
пульт через кабель непосредственно соединен с кареткой и может
перемещаться независимо от тали, при этом масса крана может быть
увеличена по сравнению с табличной на величину массы дополнительного
оборудования;
пульт и кабель стационарно прикреплены к пролетному строению.
выход из строя (вследствие разрушения, наступления предельно
допустимого износа, появления трещин, заклинивания и т. п.)
любого из элементов кинематической цепи механизмов крана;
возникновение опасных для дальнейшей эксплуатации трещин в
элементах металлической конструкции крана;
выход из строя электродвигателей, аппаратуры управления и
устройств токоподвода. При определении наработки на отказ не
принимаются во внимание отказы, вызванные мелкими
неисправностями (срабатыванию аппаратов электрозащиты, выход
канатов из ручьев блоков, перегорание электрических ламп и
т. п.), устранение которых производится силами
обслуживающего персонала за время не более 30 мин, а также
отказы, устраняемые при плановом техническом обслуживании
крана, явившиеся следствием скрытых дефектов комплектующего
оборудования.
Не подлежат учету отказы, явившиеся следствием нарушения
требований по транспортированию, хранению, монтажу,
эксплуатации и ремонту, предусмотренных в эксплуатационной
документации на кран, а также в «Правилах устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных
Госгортехнадзором СССР.
Рабочее место крановщика, органы управления и конструкции
кабины управления краном, а также звуковой сигнал по своим
гигиеническим и эргономическим показателям должны
соответствовать «Санитарным правилам по устройству и
оборудованию кабин управления мостовых и козловых кранов»,
утвержденных Минздравом СССР.
Уровни общей вибрации на рабочем месте крановщика должны
соответствовать «Санитарным нормам вибрации на рабочих
местах», утвержденным Минздравом СССР для
транспортно-технологических машин.
Среднеквадратичные значения виброскорости и их уровни в
октавных полосах частот на сиденье и полу кабины не должны
превышать значений, приведенных в табл. 18.
Таблица 18
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
2
4
8
16
31,5
63
Средние квадратические значения виброскорости,
м/с
3,5
1,3
0,63
0,56
0,56
0,56
Уровни виброскорости, дБ
117
108
102
101
101
101
Среднеквадратичные значения виброскорости и их
логарифмические уровни, передаваемые на руки крановщика от
рычагов управления (локальные или местные вибрации), не
должны превышать значений указанных в табл. 19.
Таблица 19
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
8
16
31,5
63
125
250
500
1000
Среднегеометрические значения виброскорости,
м/с. 10-2
Балка пролетная, для кранов пролетом от 19,5 до
28,5 м - пролетное строение
1
А, Б
+
+
+
Балка концевая
2
А, Б
+
+
+
Таль электрическая
1
А, Б
+
+
+
Кабина
1
А
-
-
-
Б
+
+
+
Кронштейн крепления кабины, дли кранов типа 1
1
А
-
-
-
П
ролеты,
м
Наименование комплектующих
Количество на 1 кран, шт.
Исполнение крана
4,5
7,5
10,5
13,5
16,5
19,5
22,5
25,5
28,5
пролетом до 16,5
Б
+
+
-
Кронштейн главных токоприемников
1
А, Б
+
+
+
Раскос для кранов типа 1 пролетом до 16,5 м
4
А, Б
+
+
-
Вал в сборе с полумуфтами
1
А, Б
+
-
-
Детали крепления раскосов
1 компл.
А, Б
+
+
-
Электрооборудование в комплекте с
токоприемниками
1 компл.
А, Б
+
+
+
Крепежные изделия
1 компл.
А
-
-
-
Б
+
+
+
Примечания:
Краны, предназначенные для эксплуатации на открытом
воздухе и в неотапливаемых помещениях, должны
комплектоваться закрытой кабиной с электрическими
отопительными приборами.
Допускается, по требованию заказчика, комплектование
кранов, работающих в отапливаемом помещении закрытой
кабиной.
При подводе питания к крану посредством гибкого кабеля
на кране должна быть предусмотрена присоединительная
коробка или устройство, заменяющее ее.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
К каждому крану должны прилагаться: паспорт;
товаросопроводительная документация; комплектовочная
ведомость и упаковочные листы; руководство по эксплуатации;
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
условное обозначение крана;
грузоподъемность, т; год и месяц выпуска;
порядковый номер крана по системе нумерации
предприятия-изготовителя; обозначение настоящего стандарта.
На каждом кране, изготавливаемом на экспорт, должна быть
прикреплена табличка, содержащая:
товарный знак предприятия-изготовителя, при условии его
регистрации страной, в которую экспортируется кран;
наименование крана; исполнение; грузоподъемность, т; высота
подъема, м; режим работы; напряжение сети. В;
частота тока, Гц; масса крана, т;
порядковый номер крана по системе нумерации
предприятия-изготовителя; год выпуска;
надпись: «Сделано в СССР».
Надписи выполняются на русском языке или на языке,
предусмотренном в договоре, заключенном между
предприятием-изготовителем и внешнеэкономической
организацией.
Маркировка грузовых мест - по ГОСТ 14192,
а для кранов в экспортном исполнении - с учетом требований
договора между предприятием-изготовителем и
внешнеэкономической организацией. Фирменные таблички
предприятия-изготовителя должны соответствовать требованиям ГОСТ
12969-67 и ГОСТ
12971-67.
Кабины кранов должны отправляться потребителю в частично
упакованном и закрытом виде. Стекла кабины должны быть
защищены от повреждений деревянными щитами. Допускается
отгружать стекла в отдельной таре (ящиках).
Периодическим испытаниям подвергают до 2% годового выпуска
кранов, но не менее одного крана каждой грузоподъемности один
раз в два года по программе, согласованной и утвержденной в
соответствии с ГОСТ
15.001;
Допускается проводить испытания у потребителя кранов.
При периодических испытаниях должны проводиться: контрольная
сборка крана;
техническое освидетельствование в объеме, предусмотренном с Правилами
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;
обкатка кранов без нагрузки;
испытание кранов под нагрузкой по программе и методике периодических
испытаний.
При этом проверяют состояние металлоконструкций и сварных соединений,
основные параметры и размеры, скорости подъема и передвижения крана и
тали, энергопотребление, значения показателей надежности, уровни шума и
вибрации и другие требования безопасности, установленные настоящим
стандартом.
Качество монтажа электрооборудования (п.
2.11) контролируют внешним осмотром и проверяют на
соответствие электрическим схемам.
Измерение шума, вибрационных характеристик, уровней
освещенности (пп. 2.13.11, 2.13.13-2.13.17)
проводят в соответствии с требованиями Санитарных правил по
устройству и оборудованию кабин управления мостовых и
козловых кранов, утвержденных Минздравом СССР. Требования к
измерению параметров шума и вибрации - по ГОСТ
12.1.050 и ГОСТ
12.1.012-90.
Условия проведения испытаний устанавливают в
нормативно-технической документации.
(Измененная редакция. Изм. № 2).
Показатели надежности (п.
2.12.1) проверяют по данным, полученным в условиях
эксплуатации по методике, утвержденной в установленном
порядке.
Методы контроля и оценки показателей надежности по отраслевой
нормативно- технической документации.
Транспортирование деталей и сборочных единиц кранов
допускается любым видом транспорта в соответствии с
правилами, действующими на транспорте данных видов.
Условия хранения - группа (6) ОЖ2 по ГОСТ 15150.
Условия хранения комплектующих изделий и оборудования,
упакованного в транспортные ящики или кабины крановщика - по
группе хранения 2 (С) ГОСТ 15150.
Срок действия защиты кранов до переконсервации: в помещении - не
более 24 мес.;
Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие кранов требованиям
настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации,
транспортирования,
хранения и монтажа, установленных стандартом.
Гарантийный срок эксплуатации - 18 мес со дня ввода в эксплуатацию для
кранов, изготавливаемых для нужд народного хозяйства, для кранов,
изготавливаемых на экспорт,-18 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не
более 24 мес с момента проследования их через Государственную границу
СССР.