Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 4
Содержание : Введение Наука и вера Философия и теология Томистское учение о бытии Концепция универсалий Доказательства бытия бога перводвигатель первопричина первая необходимость наивысшая степень совершенства телеологическое Проблема человеческой души Томистская этика Учение о государстве Введение. Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мысли- тель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ- ляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу. Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейс- кое посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими тракта- тами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого. Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон- тации между греческим рационализмом, представленным Аристотелем и христианским, субрациональным пониманием мира. Постепенное принятие Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания мира имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер- ковью, не обошелся он без кризисов и потрясений. На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид из Динанта) первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже "Метафизики" (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231 г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально созданной коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи- мостью для университетского образования и развития научно-философского знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень магистра, не изучив труды Аристотеля. Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя- занное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб- ность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом являлся христианский образ мира, охватывающий природу, человечество, духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная система, обоснованная философией и метафизикой. В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схо- ластики разделились на два главных лагеря. Консервативное учение нас- татаивало на сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но с применением одновременно и философских элементов арис- тотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций августинского мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло- го-философскую систему, которую создал Фома Аквинский. В средние века выяснилось, что августинизм не способен противос- тоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было "оседлать" арис- тотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики доминиканского ордена, наиболее выдающимися из них были Альберт Великий и Фома Аквинский. Сам Альберт не создал логически стройной, единой философской системы. Выполнил эту задачу только его ученик Фома. Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан- дольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту- пает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж.Его учителем становиться Альберт Великий, за которым он следует в Кельн-на-Рейне. В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было очень важным, здесь он становится известным препода- вателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса- нуова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по- лучил прозвище "ангельского доктора" (doctor angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу. Фома Аквинский - автор множества работ, посвященных вопросам тео- логии и философии. Главными трудами его считаются "Сумма теологии" (1266-1274) и "Сумма против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии" (т.е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведением всей схоластической теологии. Наука и вера. Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За- дачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз- нает также возможность достижения объективного, верного знания и от- вергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле- но прежде всего на объект, но не в коем случае не внутрь, на субъек- тивные стороны мышления. И хотя познание объективно и истинно оно не может охватить все. Над царством философского, метафизического познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест- венной силой мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторов ранней схоластики, например Абеляра и Ансельма, которые стремились сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область наисущественейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например триединство, воскресение и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких как, божест- венное откровение, благая весть, которые содержаться только в вере. Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про- тив христианской веры с позиций человеческого разума, противоречат высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес- кий разум для такого противостояния, явно недостаточно. Данный тезис Аквинат постоянно обосновывал и доказывал в полемических трактатах, направленных как против язычников, так и против христианских еретиков. Философия и теология. Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные ис- тины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга- ет как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение. Томистское учение о бытии. Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистское учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Ак- винский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило тре- бованиям христианской теологии. Как у Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие. Под бытием Фома понимает христианского бога, сотворившего мир , как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос- тоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разру- шилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состоя- ний. Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент- ном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией те- ла), входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представ- лений Аквината от Аристотелевых, у которого форма всегда выступает в единстве с материей с одним исключением: форма всех форм - бог - явля- ется нетелесной. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то время как духовное имеет лишь форму. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту- альности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающийся в том, каким об- разом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неоргани- ческие стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как ко- нечная причина (causa finalis) вещи, которой внутренне присуща целесо- образность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы форми- рующей тело изнутри, - таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному входит в материю, организуя и оду- шевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая ра- зумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы название "самосущего". В отличие от нее, чувственные души живот- ных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие дейс- твия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как челове- ческая душа бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной при- роде. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че- ловеческих способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум- ное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ- ками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индиви- дуумы. Этот своебразный персонализм составляет специфику как томист- ской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, ду- хов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма- лейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерар- хической лестнице. У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы- текает из их единичной сути. Все единичное является сотворенным, су- ществует благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обу- ловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущ- ности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности и существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответс- твует главным принципам христианского монотеизма. Концепция универсалий. В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим концепцию универсалий Аквината, которая выражает позиции умеренного реализма. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеаль- ный предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля. Доказательства бытия бога. Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. Он отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Вы- ражение "бог существует" не является для разума очевидным и врожден- ным. Оно должно быть доказано. "Сумма теологии" содержит пять доказа- тельств, которые взаимосвязаны друг с другом. Перводвигатель Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следователь- но, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является бог. Первопричина Другое доказательство исходит из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, а это нелепо. В таком случае необхо- димо признать первую действующую причину, который и является бог. Первая необходимость Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется, что существует первая необходимость - бог. Наивысшая степень совершенства Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо- вать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог. Телеологическое Пятое доказательство - телеологическое. В его основе лежит полез- ность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно существует разумное существо, которое направляет все ес- тественные вещи к цели, им и является бог. Очевидно, что не следует предпринимать специальных исследований, чтобы выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристоте- ля (и Августина). Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает сред- ний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его по- ниманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога, по Аквинату, можно в трояком смысле: познание опосредовано божествен- ным влиянием в природе, на основе подобия творца и сотворенного, ибо понятия напоминают божественные творения. Все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного существа бога. Человеческое поз- нание во всем несовершенно, но все-таки оно учит нас видеть как абсо- лютное существование в себе и для себя. Откровение учит также видеть бога как творца вселенной (согласно Аквинату, сотворение относится к реальностям, которые можно познать лишь через откровение). В сотворении реализует бог свои божественные идеи. В такой интерпретации Аквинский вновь воспроизводит платоновские идеи , но в другой форме. Проблема человеческой души. К наиболее изученным вопросам творчества Фомы Аквинского относят- ся проблемы человеческой души. Во многих своих трактатах он рассуждает о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимных связях, о познании. При этом он исходит из Аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы. Душа является формирующим принци- пом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бес- телесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция. Этим обусловливается ее неучтожимость и бессмер- тие. Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не может быть им уничтожена и , как чистая форма, не может быть разрушена сама по себе. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Аквинат считает доказательством бессмертия душевной субстанции, что противоре- чит аверроизму, который признает бессмертие атрибутом лишь надиндиви- дуального духа. От Аристотеля идет Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств. Он различает вегетативную душу, присущую растениям (обмен веществ и размножение), ее он отличает от сензитивной, которую имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произ- вольное движение). У человека к этому всему прибавляется интеллекту- альная способность - разум. Человек имеет разумную душу, которая вы- полняет функции и двух низших душ (этим Аквинат отличается от францис- канцев, например от Бонавентуры). Разуму Аквинат отдает предпочтение перед волей. Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи на основе их внешней реальности, а не их внутренней сущности, то отсюда вытекает кроме всего прочего и вывод, что собственную душу мы познаем опосредованно, а не непосредственно, через интуицию. Томистское учение о душе и познании является рационалистическим. Идеи доминиканца Фомы Аквинского решительно противостоят воззрениям францискацев не только в области психологии но и в других областях. Францисканская теория под- черкивает прежде сего активность человеческого познания. Аквинат, ссы- лаясь на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер позна- ния. В познании он усматривает образное восприятие реальности. Если образ совпадает с действительностью, значит, познание правильное. На вопрос об источниках человеческого познания Аквинат отвечает, подобно Аристотелю: источником является не причастность к божественным идеям (либо воспоминаниям о них), но опыт, чувственное восприятие. Весь материал познания исходит из чувств. Деятельный интеллект обраба- тывает этот материал дальше. Чувственный опыт представляет лишь инди- видуальную, единичную вещь. Собственно объектом разума является сущ- ность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с помощью абстракции. Томистская этика. На учении о душе построена и томистская этика. Предпосылкой нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Здесь он тоже выступает против Августина и францисканской теории. Что касается доб- родетелей, то Аквинский, вопроизводя четыре традиционные греческие добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет еще три христианские: веру, надежду и любовь. Конструкция томистского учения о добродетелях весьма сложна, но его центральная идея проста. Она основана на предпосылке, что человеческим естеством является ра- зум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото- рое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание и созерцание бога. Познание является наивысшей функцией человека, бог же - неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта- ний, разум ведет человека к нравственному порядку, который выражает божественный закон; разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью. Учение о государстве. Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интере- совался миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро- ды, к естественнонаучным вопросам. Аквинского же интересовал нравс- твенный мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду- ховные и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде всего в общество и государство. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Аквинат, однако, решительно выступает про- тив социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под- данные должны подчиняться господам, покорность является их основной добродетелью, ка и всех христиан в целом. Лучшая форма государства - монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире. Задача монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими предпосылками для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо- состояния граждан. Внешней целью и смыслом является достижение небес- ного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь, представленная священниками и наместниками бога на земле - римским па- пой. Роль церкви выше, чем государства и поэтому владыки этого мира должны быть подчинены церковной иерархии. Аквинат провозглашает необ- ходимость безусловного подчинения светской власти власти духовной, всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви. Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им классификационно-упорядоченный метод упорядочения, различения и разме- щения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс- кого вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене и во всей католической церкви. Сопротивление оказывала прежде всего францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некото- рые признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы, напри- мер то, что человек имеет лишь одну форму (т.е. деятельность души), которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате- рии, признание опосредованного познания души. В конце 13-го начале 14-го в. томизм преобладал в доминиканском ордене. Аквинский был признан его "первым доктором", в 1323г. провозг- лашен святым, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней то- мизма становится университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Пос- тепенно томизм становится официальной доктриной церкви. Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Aeterni Paris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк- ви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм (), расчленен- ный на различные направления. Литература: 1) Введение в философию 1,2 т. 2) История философии в кратком изложении 3) Краткий курс истории философии 4) Основы философии 5) Философский словарь |