Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 3
содержание
Введение 2
1. Основные
концепции
времени 4
1.1. О трудности
постижения
времени 4
1.2. Модели времени
в истории культуры 5
1.3. Статическая
и динамическая
концепции 7
1.4. Субстанциальная
и реляционная
концепции 8
2. Свойства
времени 9
2.1. Объективность
и субъективность 9
2.2. Однонаправленность
и необратимость 13
2.3. Абсолютность
и относительность 13
2.4. Непрерывность
и дискретность 14
2.5. Бесконечность
и безграничность 15
3. Модусы времени 15
3.1. Прошлое –
настоящее –
будущее 15
3.2. Время и вечность 18
3.3. Попытки преодоления
времени 20
В философии
неслучайно
исключительно
важное место
занимает проблема
времени. Она
является одной
из центральных
тем философской
рефлексии и
по праву становится
предметом
специальных
научных исследований1.
Над вопросом
"что есть время?"
размышляли
на протяжении
веков, пытались
понять его,
выделить и
осмыслить
свойства. Вслед
за философией
начали заниматься
временем и
другие науки. Актуальность
избранной темы
объясняется
рядом причин.
Прежде всего,
время относится
к числу важнейших
философских
категорий –
понятий предельно
общих, фундаментальных,
отражающих
самые существенные
связи и отношения
действительности
и познания.
Вспомним утверждение
Фалеса Милетского:
"Мудрее всего
время, ибо оно
раскрывает
всё"2.
Во-вторых,
время обладает
особым статусом
в жизни человека.
Осмысление
времени означает
осмысление
не столько
бытия как такового,
но и бытия человека.
Проблема времени
имеет важное
мировоззренческое
значение. В-третьих,
интерес ко
времени резко
возрастает
в переломные
для истории
человечества
эпохи при завершении
определенного
этапа в развитии.
Наша эпоха, вне
сомнения, является
таковой. В-четвертых,
в настоящее
время, с одной
стороны, все
острее встает
проблема сохранения
традиций, с
другой, все
ощутимее нужда
в прогнозе:
каким окажется
стремительно
приближающийся
XXI век? Сейчас
масштабы пристального
внимания сразу
и к прошлому
и к будущему
беспрецедентны,
отсюда интерес
к самому времени. Далее,
с каждым годом
все возрастает
поток информации,
увеличивающаяся
"плотность"
событий "торопит"
нас, невольно
заставляя
задуматься,
что представляет
собой время. Наконец
– вероятно, это
главное – отношение
людей ко времени
всегда будет
оставаться
по-особому
эмоциональным,
страстным и
даже пристрастным,
поскольку это
единственное,
чему с непреложностью
подвластна
наша жизнь.
Человек всегда
ощущал временность
своего существования
на земле (даже
когда верил
в бессмертие
своей души): Что
войны, что чума?
Конец им виден
скорый; Им
приговор почти
произнесен. Но
как нам быть
с тем ужасом,
который Был
бегом времени
когда-то наречен?3
– писала А.Ахматова.
об этом же –
строки И. Бродского,
поэта-мыслителя,
поэта-философа,
однажды заметившего:
"Все мои произведения
более или менее
об одной вещи
– о времени":
Век на исходе.
Бег
времени требует
жертвы, развалины…
Подай ему чувства,
мысли, плюс
воспоминания.
Таков аппетит
и вкус
времени. Не
тороплюсь,
но подаю. Я не
трус; я готов
быть предметом
из
прошлого, если
таков каприз
времени, сверху
вниз смотрящего
– или – через
плечо –
на свою добычу…4 В
стихотворении
возникает почти
персонифицированный
образ времени,
подчиняющего
все своему
неумолимому
ходу, "смотрящего"
на человека
как на свою
"добычу", "жертву".
От осознания
этого – в философии
пристальный
интерес к феномену
времени, желание
постичь его
сущность, и
проблема эта
долго еще не
исчерпает себя. Итак,
время традиционно
понимают как
"атрибут, всеобщую
форму бытия
материи, выражающую
длительность
бытия и последовательность
смены состояний
всех материальных
систем и процессов
в мире"5.
Казалось бы:
время – это
нечто столь
очевидное,
столь тесно
связанное с
повседневностью,
ведь часы и
календарь –
привычные
"знаки" нашей
жизни. И вместе
с тем оно остается
почти непостижимой
тайной. Интуитивное
понимание
времени и попытки
выразить это
понимание
порождают
бездну нерешенных
вопросов, приводят
порой к неразрешимым
парадоксам. "Что
же такое время?
Кто смог бы
объяснить это
просто и кратко?
О чем, однако,
упоминаем мы
в разговоре
как о совсем
привычном и
знакомом, как
не о времени?
И когда мы говорим
о нем, мы, конечно
понимаем, что
это такое, и
когда о нем
говорит кто-то
другой, мы тоже
понимаем его
слова. Что же
такое время?
Если никто меня
об этом не
спрашивает,
я знаю, что такое
время: если бы
я захотел объяснить
спрашивающему
– нет, не знаю"6,
– писал Аврелий
Августин в
"Исповеди". Следует
помнить и
предостережение
Эпикура: "Надобно
твердо держаться
вот такого
положения:
время не поддается
такому расследованию,
как все остальные
свойства
предметов…"7.
Об этом говорят
и современные
философы: "Что
же касается
времени, то над
ним человек,
как и в древнейшие
времена, никакой
власти не имеет…
Время и многие
его свойства
представляют
для нас загадку
не только в
сферах, доступных
лишь тонкому
научному
исследованию,
не только в
области микро-
и мегамира, но
и на уровне
нашего обыденного
опыта… У нас
нет ни достаточных
знаний о времени
и его свойствах,
ни достаточного
его понимания"8.
Таким образом,
время – один
из самых сложных
и противоречивых
объектов, известных
науке. Рассмотрим
проблему времени
в аспекте
субъективного
отношения к
нему людей. Так
как отношение
и осознание
его исторически
изменчивы,
проблема времени
предстает в
качестве философской
и историко-культурной
проблемы. Известно,
что время в
сознании людей
первобытного
общества выступает
не в виде нейтральной
координаты,
а в облике
таинственной
силы, управляющей
всеми вещами
и жизнью людей.
Поэтому оно
эмоционально
насыщено: время
может быть
добрым и злым,
благоприятным
для одних видов
деятельности
и опасным для
других. Существует
сакральное
время, время
празднества
жертвоприношения
и т.д. Время в
первобытном
обществе – это
не привычное
и обычное для
нас векторное
время: оно не
течет линейно
из прошлого
в будущее, оно
либо не движется,
либо вращается
по кругу. Античность
считается
колыбелью
европейской
цивилизации.
Однако, как
считает А.Гуревич,
ничто не раскрывает
столь ясно
глубокой
противоположности
античной и
новой культуры,
как интерпретация
ими времени9.
Если в современном
сознании господствует
векторное
время, то в сознании
эллина оно
играло подчиненную
роль. У греков
временные
восприятия
оставались
под сильнейшим
воздействием
мифологического
осмысления
действительности.
Мир переживался
ими не в категориях
изменения и
развития, а как
пребывание
в покое или
вращение в
"великом кругу". Римские
историки гораздо
более восприимчивы
к линейному
течению времени,
и ход истории
они осмысливают
уже не в мифопоэтических
категориях,
а опираясь на
определенные
моменты действительной
истории (основание
Рима и др.). Восприятие
времени как
вращения по
кругу, вечного
возвращения
было присуще
и европейским
народам. Оно
не было полностью
изжито и в средние
века: сознание
крестьянства
не могло преодолеть
влияния природных
ритмов. Но временная
ориентация
подверглась
существенной
трансформации
под воздействием
христианства. Во-первых,
в христианском
миросозерцании
понятие времени
было отделено
от понятия
вечности. Вечность
не измерима
временными
отрезками.
Вечность –
атрибут бога,
земное же время
– это "тень
вечности",
"смена вещей".
Оно сотворено
и имеет начало
и конец, ограничивающие
длительность
человеческой
истории. Христианин
стремится
перейти из
времени в вечность. Во-вторых,
историческое
время приобретает
определенную
структуру,
разделяясь
на две главные
эпохи: до рождества
Христова и
после него.
|