Устройство и работа системы охлаждения двигателя грузового автомобиля. КАМАЗ – 740

 

  Главная       Автомобили - Камаз      Устройство и работа системы охлаждения двигателя грузового автомобиля. КАМАЗ – 740

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Строительный техникум № »

 

 

 

 

Дипломная работа
«
КАМАЗ – 740. Устройство и работа системы охлаждения двигателя грузового автомобиля.»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: 

 

Руководитель: 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Устройство и работа системы охлаждения двигателя грузового автомобиля………………………………………………………………………...

1.1 Устройство системы охлаждения двигателя грузового автомобиля.

1.2. Работа системы охлаждения двигателя грузового автомобиля…….…13

2. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя грузового автомобиля……………………………………………………………………….14

2.1. Работы, выполняемые при техническом обслуживание системы охлаждения двигателя грузового автомобиля……………………………..14

2.2. Технологическая карты «Промывка системы охлаждения двигателя грузового автомобиля»……………………………………………….……..15

3. Ремонт системы охлаждения двигателя грузового автомобиля………….16

3.1. Основные неисправности, причины и способы устранения……….….16

3.2. Технологическая карты «Разборка-сборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740»………………………………..…17

4. Требования безопасности…………………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список используемой литературы……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Автомобили КамАЗ выпускает Камский автомобильный завод, одно из круп­нейших предприятий страны. Конструкторскую документацию на эти автомобили разработал Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева совместно с КамАЗ. Большегрузные автомобили КамАЗ, предназначены для перевозки различных грузов, в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надёжностью, комфортабельностью рабочего места водителя. Эти преимущества, выдвигают грузовик КамАЗ на одно из первых мест среди грузовых автомобилей

Массовое производство автомобилей КамАЗ и их поступление в народное хозяйство, началось в 1976 году.

Высокий уровень конструктивных и технических решений обеспечил созда­ние современного высокоэффективного, экономичного семейства автомобилей, открывших новую страницу в истории отечественного автомобилестроения. Грузовые автомобили КамАЗ по мере развития их выпуска играют все более важную роль в народном хозяйстве нашей страны. Знание их характеристик, устройства и работы основных агрегатов и систем, содержания технического обслуживания позволит водителям, работникам автомобильного транспорта бо­лее полно использовать технические возможности машин в процессе их эксплуа­тации.

На автомобиль КамАЗ устанавливается дизель­ный восьмицилиндровый четырёхтактный двигатель с воспламенением от сжа­тия и V-образным расположением цилиндров, угол развала равен 90 градусов. Двигатель КамАЗ-740 отличающийся высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом.

Во время работы автомобильного двигателя температура в течение рабочего процесса изменяется от минимальной 80—120° С в конце впуска до максимальной 2000—2200° С в конце сгорания смеси. Если не охлаждать двигатель, то от действия газов будут сильно нагреваться стенки цилиндров и камер сгорания, головка цилиндров, поршни и клапаны. В этих условиях возможно преждевременное воспламенение рабочей смеси (в карбюраторном двигателе) или заклинивание деталей, т. е. выход двигателя из строя. При высокой температуре уменьшается вязкость масла, и оно удерживается на рабочей поверхности цилиндров, поршневых колец и поршней.

В результате увеличивается трение и износ трущихся поверхностей взаимно сопрягаемых деталей. Из-за сильного нагрева деталей уменьшается наполнение цилиндров смесью или воздухом и снижается мощность двигателя. Для того чтобы избежать отрицательных явлений, вызываемых перегревом двигателя, его необходимо охлаждать, для чего служит система охлаждения. Нормальная работа

 

 

 

 

системы охлаждения способствует получению наибольшей мощности двигателя, уменьшению расхода топлива и увеличению срока службы двигателя без ремонта. Чрезмерное охлаждение двигателя автомобиля также нежелательно, так как оно вызывает перерасход топлива. Горючая смесь, поступающая в цилиндр, частично конденсируется на холодных стенках цилиндра, стекает по ним и смывает смазку. Часть топлива в жидком виде проникает в картер и разжижает масло. Качество масла при этом ухудшается и сроки смены его сокращаются. Трение и износ деталей возрастают, а мощность двигателя снижается.

Двигатели КАМАЗ зарекомендовали себя в качестве надежных и неприхотливых агрегатов во время применения на различных автомобилях, в том числе и грузовых автомобилях других производителей. Каждая модель двигателя КАМАЗ оснащена высокоэффективной системой охлаждения, которая позволяет избежать негативных явлений, связанных с перегревом двигателя. Повышение температуры ведет к уменьшению вязкости масла, увеличению трения, износу поверхностей деталей, снижает мощность двигателя и может привести к его выходу из строя.

Нормальное функционирование системы охлаждения способствует поддержанию высокой мощности двигателя, сокращению расхода топлива и существенному увеличению срока службы агрегата без необходимости ремонта.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Устройство и работа системы охлаждения двигателя КАМАЗ

 

1.1.              Устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ

Система охлаждения двигателя КАМАЗ 740 является жидкостной, закрытой, с системой принудительной циркуляции жидкости и предусматривает постоянное использование низкозамерзающих жидкостей

Основными элементами си­стемы (рис. 1) являются водяной насос 8, радиатор, термостат 22, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, включатель 15 гидромуфты, расширительный бачок 20, перепускные трубы, жалюзи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема системы охлаждения.

- труба перепускная от радиатора к расширительному бачку; 2 - трубка соединительная от компрессора к бачку; 3 - компрессор; 4, 6 - трубы водосборные; 5 - труба соединительная водяная; 7 - труба перепускная термостатов; 8 - насос водяной; 9 - колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 - вентилятор;

 


 

11 - экран сливной системы охлаждения; 12 - труба подводящая правого ряда цилиндров; 13 - патрубок подводящей трубы; 14 -головка цилиндров; 15 - включатель гидромуфты приво­да вентилятора; 16 - коробка термостатов; 17 - патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос; 18 - патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель; 19 - кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 20 - бачок расширительный; 21- пробка паровоздушная; 22 - термостат; I - из радиатора; II - в насос при закрытых термостатах; III - в радиатор при открытых термостатах

 

Термостат (рис. 2) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначен для автоматического регулирования теплового режима двигателя, размещен в коробке (см. рис. 1), закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

Рис. 2. Термостат:

1,5- клапаны; 2, 4 - пружины; 3, 6 -стойки; 7, 12 - гайки регулировочные; 8 - шток; 9 -баллон; 10 - масса активная (церезин); 11 - вставка резиновая с шайбой

 

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном 5 (см. рис. 2), а вход в перепускную трубу к водяному насосу открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80"С активная масса — церезин 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 9 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 5 и закрывая клапан 1. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При диапазоне температур 80.... 93"С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны 1 и 5 открыты частично. При температуре 93°С происходит полное открытие клапана 5, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 "С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин 2 и 4 термостата занимают первоначальное положение.

Гидромуфта привода вентилятора (рис. 3) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 3. Гидромуфта привода вентилятора:

- крышка передняя; 2 - корпус подшипника; 3 - кожух; 4, 8, 13, 19 -подшипники шариковые; 5 - трубка корпуса подшипника; 6 - вал ведущий; 7 - вал привода гидромуфты; 9 - колесо ведомое; 10 - колесо ведущее; 11 - шкив: 12 - вал шкива; 14 - втулка упорная; 15 - ступица вентилятора; 16 - вал ведомый; 17, 20 - манжета с пружинами; 18 - прокладка; 21 – маслоотражатель

 

Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта. Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты,

которая вращается в шариковых подшипниках 8, 19. Ведущая часть гидромуфты приво­дится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, состав­ляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17, 20. На внутренних тороидальных поверхностях ве­дущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведо­мом — тридцать две. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вра­щения ведомой части гидромуфты зависит от коли­чества масла, поступающего в гидромуфту. Масло поступает через включатель, кото­рый управляет работой гидромуфты привода венти­лятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров. Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:

 автоматический — рычаг установлен в положение А. При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 8.

При температуре жидкости 86...90°С шарик 8 открывает масляный канал. Масло из главной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5, каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 "С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал и подача масла в гидромуфту прекращается; при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.

 — вентилятор отключен—рычаг установлен в положение О , масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля.— вентилятор включен постоянно — рычаг установлен в положение II; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.

                     

Рис. 5. Положения выключателя гидромуфты привода вентилятора:

- подача масла из системы смазывания двигателя; II - в гидромуфту

 

Основной режим работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в постоянный режим (установите рычаг включателя в положение II) и при первой возможности устраните неисправность. При форсировании глубоких бродов рычаг вклю­чателя гидромуфты установите в положение О.

Насос водяной (рис. 6) центробежного типа, установлен на передней части блока цилиндров слева.

Рис.6. Насос водяной

 

На шкив 1 насоса крутящий момент передается ремнями от шкива гидромуфты, который вращается с угловой скоростью, равной частоте вращения коленчатого вала.

Валик 9 вращается в подшипниках 4 и 6 полузакрытого типа. Смазывание подшипников в процессе эксплуатации проводится через пресс-масленку 5. Манжета 7 предохраняет подшипники от попадания охлаждающей жидкости при нарушении герметичности уплотнения 13. Шкив дополнительно закреплен болтом 2. Для контроля исправности уплотнения в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие. Заметное подтекание охлаждающей жидкости через это отвер­стие является признаком неисправности уплотнения. Радиатор водяной — трубчато-ленточный, трех­рядный, с трубками овального сечения, расположен перед двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и каркаса. Верхний и нижний бачки припаяны к остову, состоящему из трубок, расположенных в три ряда. Промежутки между трубками заполнены гофри­рованной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной образуют они каркас радиатора, в верхний бачок впаян подводящий патрубок, в нижний — отводящей патрубок.

 

 

Радиатор (рис.5) состоит из верхнего 1 и нижнего 7 бачков, соединенных между собой латунными или алюминиевыми трубками 5, к которым припаяны пластины 6, увеличивающие площадь поверхностного охлаждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.5 Вентилятор принудительного охлаждения

Радиатор крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень затяжки которых ограничивается распорными втулками.

Жалюзи — створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки.

                              

Рис.6 Жалюзи

Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный по­ворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.

 

Вентилятор — осевого типа, пятилопастный, установлен на ведомом валу гидромуфты.

                                             

                                                 Рис.7 Вентилятор.

Вентилятор вращается в установленном на рамке радиа­тора диффузоре, который уменьшает подсос ло­пастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению потока воздуха, просасываемого венти­лятором через радиатор.

                                       

                                              Рис.8 Бачок расширительный

 

Бачок расширительный установлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы

охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара. В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка 21 (см. рис. 4) с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 56,9... 78,5 кПа (0,58... 0,80 кгс/см2), впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, пре­пятствует созданию в системе разрежения при осты­вании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,98... 12,7

Охлаждающая жидкость заливается в двигатель через горловину расширительного бачка. Уровень жидкости в расширительном бачке контролируется краником 19 контроля уровня, который должен находиться выше крана контрольного уровня, при этом верхний уровень жидкости в бачке должен быть 1/2...2/3.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе осуществляется указателем на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения до 98"С в указателе загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости

 

1.2 Работа системы охлаждения грузового автомобиля.

Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаждающей жидкостью. Если жидкости не достаёт 5-7 % от ёмкости системы, может прекратиться её циркуляция, что при низких температурах приводит к образованию накипи, а при высоких температурах к перегреву двигателя. Для контроля температурного состояния системы в рубашке охлаждения впускного трубопровода установлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Охлаждающая жидкость из радиатора поступает по нижнему патрубку с распорной пружиной в водяной насос, из которого по двум раструбам и поступает в правую и левую рубашки охлаждения блока цилиндров. Охлаждающая жидкость в рубашке охлаждения двигателя нагревается за счет отбора теплоты от цилиндров. По рубашке охлаждения жидкость поднимается вверх и по каналам, проходящим у выпускных клапанов, поступает в рубашки охлаждения головок цилиндров, из которых горячая жидкость проходит в рубашку впускного трубопровода и нагревает его, обеспечивая лучшие условия смесеобразования. Далее жидкость проходит через клапан термостата и по выпускному патрубку и его шлангу возвращается в радиатор, где она растекается по тонким латунным трубкам и отдаёт им свою теплоту. Охлаждению жидкости способствует интенсивный обдув радиатора и двигателя встречным воздухом, усиленным вентилятором который приводится во вращение вместе с валом водяного насоса от шкива коленчатого вала.

 

 

 

2.         Техническое обслуживание системы охлаждения грузового автомобиля.

 

2.1 Работы, выполняемые при техническом обслуживание системы охлаждения грузового автомобиля.

 

В ежедневное обслуживание входит осмотр герметичности системы и долив охлаждающей жидкости. Если система охлаждения заполнена водой, то в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля воду из системы охлаждения, пускового подогревателя, а также из бачка для обмыва ветрового стекла сливают. Перед пуском двигателя систему заполняют горя­чей водой или подключают двигатель к системе подогрева.
При проведении ТО-l проверяют и при необходимости регулиру­ют натяжение приводных ремней. При ТО-2 проверяют и, если надо, закрепляют вентилятор, радиатор и жалюзи, регулируют натяжение приводных ремней, смазывают подшипники водяного насоса и натяжного устройства ремня вентилятора. Во время сезонного обслуживания проверяют герметичность системы охлаждения и отопления, а также пускового подогревате­ля; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме прове­ряют работу пускового подогревателя. Проверку герметичности проводят визуально; на поверхности шлангов не должно быть трещин, вздутий и расслоений. Для этой проверки лучше использо­вать прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и устрой­ства для соединения с заливной горловиной радиатора. При опрессовке в верхней части радиатора насосом создают давление око­ло 60 кПа. Если система герметична, то после перекрытия крана стрелка манометра неподвижна; при потере герметичности стрел­ка укажет на уменьшение давления. Исправность воздушного и парового клапанов пробки радиатора проверяют нажатием на них пальцем.

Перед началом работы необходимо проверить уровень жидкости в радиаторе, так как при недостаточном ее количестве нарушается циркуляция жидкости и двигатель перегревается. В систему охлаждения следует наливать чистую мягкую воду, не содержащую известковых солей. При использовании жесткой воды в радиаторе и водяной рубашке откладывается большое количество накипи, приводящей к перегреву двигателя и снижению его мощности. Частая смена воды в системе охлаждения вызывает усиленное образование накипи. Смягчить воду можно следующими способами: кипячением, добавлением к воде химических веществ и ее магнитной обработкой. Установлено, что, проходя через слабое магнитное силовое поле, вода приобретает новые свойства: теряет способность к накипи образованию и растворяет ранее образовавшуюся накипь,

 

 

 

 

которая была в системе охлаждения двигателя. Завод допускает работу двигателя при температуре охлаждающей жидкости не более 105˚С.

Для контроля исправности уплотнения в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисп­равности уплотнения. Необходимо помнить, что закупорка дренажного отверстия приводит к выходу из строя подшипников насоса.

В начальный период эксплуатации проводятся:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

- техническое обслуживание ТО-1000, выполняемое после первых 1000 км пробега автомобиля или 25 часов работы в стационарных условиях;

- техническое обслуживание ТО-4000, выполняемое после 4000 км пробега автомобиля или 100 часов работы в стационарных условиях.

В основной период эксплуатации проводятся:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

- первое техническое обслуживание (ТО-1), выполняемое в интервале 5000 км пробега автомобиля или 80-100 часов работы в стационарных условиях;

- второе техническое обслуживание (ТО-2), выполняемое в интервале 15000-16000 км пробега автомобиля или 375-400 часов работы в стационарных условиях;

- сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняемое после 24000 км пробега автомобиля или 600 часов работы в стационарных условиях.

 

2.2 Технологическая карты «Промывка системы охлаждения грузового автомобиля»

 

Промывку системы охлаждения при несильном ее засорении выполняют следующим образом: сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой; пускают и прогревают двигатель, сливают воду; еще раз так же промывают систему, а затем заполняют ее охлаждающей жидкостью до верхнего среза наливной горловины радиатора при снятой пробке, ставят пробку радиатора на место и заливают жидкость в расширительный бачок на 3-5см выше метки «MIN». С учетом особенностей конструкции и свойств материалов заводы-изготовители указывают в инструкциях порядок промывки системы охлаждения и рецептуру промывочных жидкостей.

Например, радиатор двигателя КамАЗ-740 снимают и заливают в него раствор, состоящий из 5% каустической соды и 95% воды или 2,5% ингибированной соляной кислоты и 97,5% воды.

 

 

 

 

 

 

Температура раствора должна быть 60-80°C и через 30-40 мин раствор сливают и промывают радиатор горячей водой. Для промывки рубашки охлаждения следует применять другой раствор - 1%. кальцинированной соды, 0,5% хромпика и. 98,5% воды.

Перед началом эксплуатации двигателя КАМАЗ необходимо проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора, генератора и жидкостного насоса, проверить уровень и при необходимости долить охлаждающую жидкость, топливо в баки, масло в картеры двигателя КАМАЗ, проверить герметичность и при необходимости устранить неисправности в системе охлаждения.

 

 

3. Ремонт системы охлаждения грузового автомобиля.

 

3.1 Основные неисправности, причины и способы устранения.

Признаками неисправности являются подтекания охлаждающей жидкости, перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Причинами подтекания жидкости могут быть повреждение шлангов и их соединений, сальника водяного насоса, трещины, и выход из строя прокладок. Перегрев двигателя имеет место при недостаточном количестве охлаждающей жидкости в системе, при образовании накипи, загрязнении радиатора, про­буксовке ремня вентилятора или его обрыве, неисправности термостата, поломке водяного насоса или же при заедании жалюзи радиатора в закрытом положении. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.

Повышенный расход охлаждающей жидкости

Повреждение радиатора

 

Устранить повреждение или заменить радиатор

Течь жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса.

Заменить торцовое уплотнение.

Попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему по резиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновые прокладки головок цилиндров.

Заменить уплотнительные кольца гильз цилиндров или резиновые прокладки.

 

 

 

 

 

 

Заменить уплотнительные кольца гильз цилиндров или резиновые прокладки

Прежде чем искать причину неисправности в смазочной системе и системе охлаждения, нужно убедиться в исправности указателей давления масла и температуры.

 

 

3.2. Технологическая карта «Разборка-сборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740»

 

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условии указания

1. Разборка водяного насоса двигателя КАМАЗ-740

1. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления крыльчатки

Ключ гаечный 19 мм

 

 

2. Снять крыльчатку

Съемник специальный

 

3. Снять шкив

Съемник специальный

 

4. Выбить шпонку шкива

Бородок, молоток

 

5.Снять   пылеотражатель

-

 

6. Снять стопорное кольцо подшипников

Круглогубцы

 

7. Выпрессовать вал насоса вместе с подшипниками

Выколотка деревянная, молоток

 

8. Вынуть сальниковое уплотнение из корпуса

-

 

2. Сборка водяного насоса двигателя КАМАЗ-740

1. Запрессовать вал насоса подшипниками насоса

-

Подшипники водяного насоса смазываются через пресс-масленку в корпусе

2. Установить стопорное кольцо подшипников

-

-

 

 

 

 

 

 

 

3. Установить сальниковое уплотнение

-

Сальниковое уплотнение не должно иметь повреждений

4.Установить крыльчатку

-

Крыльчатка не должна иметь повреждений

5. Завернуть гайку крепления крыльчатки

Ключ гаечный 17 мм

-

6. Установить пылеотражатель

-

-

7. Установить шпонку шкива

-

-

8. Напрессовать шкив

Выколотка деревянная,

молоток

-

 

 

4. Требования безопасности

 

4.1. Общие меры безопасности:

К самостоятельной работе по ремонту автомобиля допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж на рабочем месте по охране труда, а также прошедшие проверку электробезопасности. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и соответствующую ежегодную проверку знаний не должен приступать к работе. При поступлении на работу слесарь должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры, установленные Минздравом. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также правила пожарной безопасности, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах. Употреблять спиртные напитки и наркотические вещества перед и (или) в процессе работы запрещается.

 

 

 

Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующие на него в процессе выполнения работ являются:

· Легковоспламеняющиеся жидкости их пары, газы

· Этилированный бензин

· Оборудование, инструмент, приспособления.

Легковоспламеняющийся жидкости их пары, газ - при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма.

Этилированный бензин - действует отравляюще на организм, при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

Оборудование, инструмент, приспособления - при неправильном применении могут привести к травмам.

Слесарь должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим спецодежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются: костюм вискозно-лавсановый, фартук хлорвиниловый, сапоги резиновые, нарукавники хлорвиниловые, рукавицы комбинированные. При работе с этилированным бензином дополнительно: Фартук резиновый, Перчатки резиновые.

Слесарь должен выполнять только работу, порученную ему непосредственным руководителем. Во время работы он должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей. Слесарь должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой доврачебной помощи при несчастном случае, о каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-то из окружающих

4.2. Меры безопасности перед началом работы

Подготовить необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Надеть и заправить спецодежду,

 

 

застегнуть манжеты рукавов. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания и по просьбе водителей или других лиц, осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая проходов. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, что бы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании и не только производить самому устранение неисправностей.

Проверить наличие пожарного инвентаря на участке и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему руководителю.

Включить приточно-вытяжную вентиляцию и в случае необходимости местную вентиляцию

Для исключения поражения электрическим током электроинструменты заземляют.

 

4.3. Меры безопасности во время работы

Приступая к работе по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. Убедиться в том, что закрыты расходные и магистральные вентили и нет ли в газопроводах газа под давлением

При ремонте принять меры по предотвращению искрообразования путем снятия клемм с аккумулятора или его отключения специальным устройством. Обезвредить перед разборкой карбюраторы и бензонасосы, работающие на этилированном бензине, а также их детали керосином. Производить мойку деталей только в местах, отведенных для этой цели. Моечные ванны с керосином по окончании закрывать крышкам. Производить разборку и ремонт в специальных верстаках или стендах. Пользоваться только специальными приспособлениями. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом из шланга или насосом. Продувать их ртом запрещается. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя, во время проверки работы форсунок на стенде не подставлять руку к распылителю. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом газов если посты, расположены в помещении ТО.

Перед запуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг на переключениях стояночным тормозом и есть ли специальные передач (контролера) в нейтральное положение. Для безопасности перехода через осмотровые канавы,

 

а также для работы спереди и с сзади автомобиля пользовать переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попали в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу.

Если спецодежда облита бензином, обратимся к своему непосредственному руководителю для ее замены

4.4 Меры безопасности в аварийной ситуации

Приостановить работу.

Немедленно сообщить руководству автобазы о происшедшим с ним, или по его вине травматическом случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был. Принять участие в ликвидации последствий аварии

Оказать пострадавшему при несчастном случае, первую, доврачебную помощь, помочь доставить его в медпункт, при необходимости вызвать медицинских работников на место происшествия.

4.5. Меры безопасности по окончании работы

По окончании работы слесарь должен:

Выключить вентиляцию ит оборудование.

Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их отведенное место.

Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается.

Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для этого место.

Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку).

4.6. Противопожарные мероприятия

В ремонтной зоне запрещается:

Пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и т.п. В тех помещения где применяются легковоспламеняющиеся горючие жидкости (бензин, керосин и т.п.), также в помещениях с легковоспламеняющимися материалами (деревообделочные, обойные и т.п.); Мыть детали бензином и керосином в неустановленных местах Хранить легковоспламеняющиеся жидкости в количестве, превышающую суточную потребность Ставить автомобиль при наличии подсекания из бака, а также заправлять автомобиль топливом

  Хранить чистый обтирочный вместе с использованным

Применять переносные лампы без защитных сеток

Пользоваться ломами при перекатке бочек с горючим

Открывать пробки бочек с легковоспламеняющимися жидкостями ударами металлических предметов (следует применить спецключ из цветного металла)

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений оборудованием, тарой и т.п. Устанавливать в зоне автомобили в количестве, превышающем норму, или нарушать способ их расстановки. Загромождать запасные ворота, как внутри, так и снаружи. На каждые 50 м2 должен быть один огнетушитель, но не мене двух на каждое помещение

В помещения устанавливают ящики с сухим песком из расчета 0,5мна 100мплощади, но не менее одного на каждое отдельное помещение. Ящики окрашивают в красный цвет и снабжают лопатой и совком.

 

 

Заключение

 

 

Я выполнил работу по теме «Устройство и работа система охлаждение двигателя автомобиля КАМАЗ». В ходе выполнение работы я рассмотрел и изучил:

- в 1 главе - устройство и работу системы охлаждение двигателя автомобиля КАМАЗ;

-во 2 главе – техническое обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля КАМАЗ;

а также изучил технологическую карту «Разборка-сборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740»

 

В ходе выполнения работы все учебные цели достигнуты, работа выполнена в полном объеме согласно заданию.

Считаю, что выполнение данной работы повысило мой технический уровень по знанию система охлаждение и положительно скажется при выполнении работ по моей дальнейшей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Кузнецова Е.С.. Техническая эксплуатация автомобилей. М.: Транспорт, 2012.

2. Кирсанов Е.А., Новиков С.А. Легковые автомобили. М.: Транспорт,2007.

3. Грибков В.М., Карпекин П.А. Устройство и техническое обслуживание автомобилей М.: Высшая школа,2013.

4 Луковников А.В., Тургиев А.К. Охрана труда при эксплуатации и ремонте автомобиля. М.: Высшая школа, 2015

 

 

 

 

 

 

Камаз 6х4 - технологическая карта ТО

 

 

 

 

     В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные,

 

 

 

электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов

 

 

 

 Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной исправности отдельной сборочной единицы, то ее необходимо

 

 

 

проверить специальным прибором или на стенде.

 

 

 

Все виды технического обслуживания проводятся в сроки,  указанные в инструкции по эксплуатации.

 

 

 

Совместно с техническим обслуживанием выполняются технологически связанные с ним, часто повторяющиеся операции

 

 

 

сопутствующего ремонта малой трудоемкости (до 20-30 чел-мин). Суммарная трудоемкость операций сопутствующего текущего

 

 

 

ремонта не должна превышать 20 % от трудоемкости технического обслуживания.

 

 

 

Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов производится совместно с обслуживанием автомобиля.

 

 

 

 

 

 

1.        

Установить автомобиль на пост.

 

 

 

 

 

 

 

Проверить люфты рулевых тяг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        

Выставить автомобиль на козелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.        

Заглушить двигатель, рычаг КПП поставить в

 

 

 

 

 

 

 

нейтральное положение. Включить стояноч-

 

 

 

 

 

 

 

ный тормоз. Отключить «массу»

 

 

 

 

 

 

 

аккумуляторной батареи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДВС

 

 

 

В зоне ТО-1, ТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рулевое управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

Проверить и при необходимости отрегулировать

 

Ключ19х22

 

 

 

 

 

затяжку карданных вилок руля.

 

 

 

 

 

 

5.       

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 19х22, 22х24, 24х27

 

 

 

 

 

крепления картера рулевого механизма.

 

 

 

 

 

 

6.       

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 24х27, 30х32,

 

 

 

 

 

пальцев рулевых тяг. Люфт не допускается.

 

плоскогубцы, лопатка

 

 

 

 

 

При необходимости заменить изношенные детали.

 

монтажная.

 

 

 

 

7.       

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 24х27, 36, плоскогубцы,

 

 

 

 

 

усилительного механизма.

 

Отвертка, молоток.

 

 

 

 

8.       

Проверить и при необходимости отрегулировать

 

Люфтомер, ключ

 

 

 

 

 

свободный ход рулевого колеса. (не более 25°)

 

 

 

 

 

 

9.       

Проверить и при необходимости отрегулировать

 

Мерная линейка L=2000 мм,

 

 

 

 

 

схождение передних колес. (1…2 мм)

 

Ключ 17х19, ключ газовый

 

 

 

 

 

Тормозная система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   

Монтаж и демонтаж колес со ступицей в сборе.

 

 

 

 

 

 

11.   

Монтаж и демонтаж колодок

 

 

 

 

 

 

12.   

Проверить и при необходимости отрегулировать

 

Линейка, плоскогубцы,

 

 

 

 

 

свободный ход педали тормоза ( 20…40 мм).

 

ключ 14х14, 17х19.

 

 

 

 

13.   

Проверить работу  элементов пневматической

 

Ключи 9х11, 10х12, 12х13,

 

 

 

 

 

тормозной системы. При необходимости

 

17х19, 14х14, манометры

 

 

 

 

 

устранить неисправности.

 

 

 

 

 

 

14.   

Отрегулировать зазор между колодками и

 

Ключ 19х22, домкрат

 

 

 

 

 

барабанами рабочих тормозов

 

 

 

 

 

 

 

Очистить и смазать оси и втулки колодок.

 

Отвертка молоток,

 

 

 

 

 

Смазка Литол-24

 

 

 

 

 

 

 

ТУ. При износе накладок до плоскости

 

плоскогубцы

 

 

 

 

 

головки заклепки заменить. При износе

 

 

 

 

 

 

 

тормозного барабана (наличие кольцевых

 

 

 

 

 

 

 

канавок глубиной более 2 мм), расточить барабан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходовая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.   

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 17х19

 

Ослабление не

 

 

 

клиньев фиксации пальцев передних рессор.

 

 

 

допускается

 

 

16.   

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 46, лопатка монтажная,

 

Ослабление не

 

 

 

крепления пальцев реактивных штанг.

 

Плоскогубцы, отвертка,

 

допускается

 

 

 

 

 

Бородок, молоток

 

 

 

 

17.   

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 30х32, лопатка

 

Ослабление не

 

 

 

крепления стремянок передних рессор.

 

монтажная.

 

допускается

 

 

18.   

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 27х38, лопатка

 

Ослабление не

 

 

 

крепления стремянок задних рессор.

 

 

 

допускается

 

 

19.   

Проверить и при необходимости подтянуть болты

 

Ключ 30х32, плоскогубцы,

 

Ослабление не

 

 

 

крепления оси балансира в сборе к кронштейнам

 

лопатка монтажная

 

допускается

 

 

 

балансира.

 

 

 

 

 

 

20.   

Проверить и при необходимости подтянуть болты

 

Ключ 24х27

 

Ослабление не

 

 

 

крепления ушка передних рессор.

 

 

 

допускается

 

 

21.   

Проверить и при необходимости подтянуть

 

Ключ 19х22

 

 

 

 

 

 

крепление кронштейнов балансиров к нижней

 

 

 

 

 

 

 

 

полке пятой поперечины.

 

 

 

 

 

 

 

22.   

Проверить и при необходимости подтянуть

 

Ключи 17х19, 22х24, молоток,

 

 

 

 

 

 

крепление стяжки задних кронштейнов передних

 

зубило

 

 

 

 

 

 

рессор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трансмиссия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.   

Проверить свободный ход педали сцепления, при

 

Ключ 17х19, плоскогубцы,

 

 

 

 

 

 

необходимости отрегулировать.

 

линейка

 

 

 

 

 

 

ТУ: Свободный ход педали должен быть в

 

 

 

 

 

 

 

 

пределах 6…15 мм.

 

 

 

 

 

 

 

24.   

Проверить и при необходимости подтянуть

 

Ключ 14х14, 17х19,

 

 

 

 

 

 

крепление фланцев карданных валов.

 

22х24

 

 

 

 

 

25.   

Проверить и при необходимости подтянуть гайки

 

Ключ 24х27

 

 

 

 

 

 

крепления рычагов поворотных кулаков и крышек

 

 

 

 

 

 

 

 

подшипников шкворней.

 

 

 

 

 

 

 

26.   

Проверить зазоры в крестовинах карданных валов.

 

 

 

 

 

 

 

ТУ: При покачивании трубы карданного вала в

 

 

 

 

 

 

 

радиальной плоскости и вокруг оси ощутимых

 

 

 

 

 

 

 

зазоров не должно быть. Изношенные детали

 

 

 

 

 

 

 

заменить.

 

 

 

 

 

 

27.   

Проверить и при необходимости подтянуть

 

Ключ 17х19, 22х24, 14х14

 

 

 

 

 

крепление редукторов ведущих мостов.

 

Плоскогубцы, отвертка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электрооборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.   

Очистить поверхность батареи от пыли, грязи и

 

Ветошь, проволока Ø 2 мм

 

 

 

 

 

прочистить вентиляционные отверстия в пробках.

 

 

 

 

 

 

 

ТУ: Поверхность батареи должна быть чистой,

 

 

 

 

 

 

 

  отверстия в пробках прочищены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.   

Проверить крепление и надежность контакта

 

Ключ 14х14, 17х19

 

 

 

 

 

наконечников проводов с выводами. При

 

 

 

 

 

 

 

необходимости подтянуть.

 

 

 

 

 

 

 

ТУ: Крепление наконечников проводов должны

 

 

 

 

 

 

 

быть надежным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.   

Проверить состояние изоляции электропроводов и

 

Плоскогубцы, отвертка, нож,

 

 

 

 

 

их крепление. Повреждение изоляции и

 

Изоляционная лента

 

 

 

 

 

ослабление креплений проводов не допускаются.

 

 

 

 

 

 

31.   

Произвести техническое обслуживание стартера.

 

Набор инструментов

 

После

 

 

 

Снять, разобрать, очистить, удалить нагар, заменить

 

 

 

30000 км.

 

 

 

изношенные детали, смазать, собрать,

 

 

 

 

 

 

 

отрегулировать и установить на место.

 

 

 

 

 

 

32.   

Произвести техническое обслуживание генератора.

 

Набор инструментов

 

После

 

 

 

Снять, разобрать, очистить, удалить нагар, заменить

 

 

 

30000 км.

 

 

 

изношенные детали, смазать, собрать,

 

 

 

 

 

 

 

отрегулировать, испытать на стенде и установить

 

 

 

 

 

 

 

на место.

 

 

 

 

 

 

33.   

Проверить крепление и чистоту наконечников

 

Ключи 10х12, 17х19

 

 

 

 

 

проводов на клеммах стартера.

 

 

 

 

 

 

 

Ослабление и загрязнение соединений не

 

 

 

 

 

 

 

допускается.

 

 

 

 

 

 

34.   

Проверить крепление кронштейнов контейнера

 

Ключи 17х19, 22х24

 

 

 

 

 

аккумуляторных батарей к раме. При

 

 

 

 

 

 

 

необходимости подтянуть.

 

 

 

 

 

 

35.   

Произвести проверку освещения и световой

 

 

 

 

 

 

 

сигнализации. При необходимости произвести

 

 

 

 

 

 

 

замену поврежденных элементов.

 

 

 

 

 

 

36.   

Проверить работоспособность механизмов и

 

 

 

 

 

 

 

агрегатов  автомобиля при выезде с поста.

 

 

 

 

 

 

 

Кабина и платформа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.   

Проверить крепление кабины, подножек, платформы, брызговиков

 

 

 

 

 

 

 

ТУ: Резиновые подушки подвески кабины не должны иметь разрывов, трещин и др. повреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТО

 

 

 

В зоне ТО-1, ТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопутствующие текущие ремонты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рулевое управление

 

 

 

 

 

 

1.

Монтаж и демонтаж рулевых тяг,  замена наконечников тяг.

 

 

 

 

 

 

2.

Монтаж и демонтаж усилительного механизма , замена наконечников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тормозная система

 

 

 

 

 

 

3.

Дефектовка  и замена подшипников ступиц колес.

 

 

 

 

 

 

4.

Замена сальников ступиц колес.

 

 

 

 

 

 

5.

Снятие  установка тормозных барабанов.

 

 

 

 

 

 

6.

Замена колодок ручного тормоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходовая часть

 

 

 

 

 

 

7.

Снятие, замена и установка ушка передней рессоры.

 

 

 

 

 

 

8.

Замена стремянки ушка рессоры.

 

 

 

 

 

 

9.

Замена реактивных штанг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трансмиссия

 

 

 

 

 

 

10.

Монтаж и демонтаж карданных валов.

 

 

 

 

 

 

11.

Замена сальников фланцев редукторов, РК, КПП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

///////////