«История медицины». СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ (2013 год)

 

  Главная      Разное

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

   

 

 

 

 

«История медицины». СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ (2013 год)

 

 


Содержание

 

 

 

Название занятия

№ стр.

 

Введение …………………………………………………………...

4

Тема:

История медицины как наука. Становление первобытнообщинного общества и первобытного врачевания………………...

5

Тема:

Медицина Древнего Мира…………………………………

7

Тема:

Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХIV вв.) Средневековья …………………………………………………….

11

Тема:

Медицина эпохи Возрождения …………………………………

14

 

 

 

Тема:

Медицина в России (XVIII век) ………………………………….

16

Тема:

Медицина в России в первой половине XIX века ………………

18

Тема:

Медицина в период Нового времени в России (Вторая половина XIX - начало XX века) ………………………………...

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Основные этапы развития медицины СССР ……………………

26

 

 

 

Тема:

История развития здравоохранения Красноярского края ……...

28

Тема:

История развития КрасГМУ

                                                                           ………………………

 

 

 

 

 

 

 


ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ.

 

Задача №1

В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников.

1.       Какие выводы можно сделать из данной археологической находки?

2.       Почему на передних зубах более выраженная стертость?

 

Задача №2

На о. Увей в Тихом океане вплоть до середины Х1Х в. производилась 100% трепанация черепов новорожденных в «предупредительных целях», а также при археологических раскопках были найдены многочисленные трепанированные черепа первобытного человека.

1.       Какой вывод можно сделать из данных археологических раскопок?

2.       Для чего на о. Увей проводили трепанацию черепа?

 

Задача №3

Путешественник Фелькин наблюдал в 1879 г. Операцию кесарева сечения в отдаленном племени Уганды, сохранившим традиции каменного века. Женщину укладывали на банановые листья, опаивали банановым вином. Этим же вином врачеватель племени омывал руки. Делался разрез от пупка до лонного сращения, извлекался ребенок, а затем шло зашивание.

1.       1.Какие методы зашивания ран применялись в первобытном обществе?

2.       Из чего были сделаны хирургические инструменты?

 

Задача №4

Первые  захоронения  умерших,  которые  стали  делать  люди неандертальского вида (в пещерах Ле Мустье на территории Франции). В погребениях неандертальцев находят украшения, орудия труда и охоты, рога и бивни животных. Умершего помещали в специально выдолбленное углубление в позе спящего на боку человека, как правило, по линии восток-запад.

1.       О чем свидетельствуют данные захоронения?

2.       С какими религиозными представлениями связано появление культа умерших?


Задача №5

При археологических раскопках захоронений первобытного человека, находки частей его скелета показали, что кости несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов, продолжительность жизни как правило, не превышала 30 лет.

1.         Какую, популярную в 18-19 веках, точку зрения опровергли эти находки?

2.         С чем была связана низкая продолжительность жизни?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1.              Из данной находки можно сделать вывод о наличии у палеоантропов практики и навыков ухода за больными соплеменниками, не имеющими возможности самостоятельно заботиться о себе.

2.              Выраженная стертость наружных зубов, говорит о том, что в виду отсутствия одной из конечностей данный человек активно пользовался зубами, выполняя посильные трудовые операции.

 

Эталон ответа к задаче №2

1.              Первобытные люди считали, что таким образом создают необходимые условия для изгнания злых духов из тела человека, в случае если он в будущем заболеет.

2.              Для выхода духа болезни из тела больного, поскольку считали, что этот дух вселяется в голову.

 

Эталон ответа к задаче №3

1.              Существовало несколько методов зашивания: красные большие муравьи, материал растительного происхождения - лианы, конский волос.

2.              Инструменты изготавливались из кости, камня, железа.

 

Эталон ответа к задаче №4

1.              Захоронения свидетельствуют о   совершенствовании у первобытных людей абстрактного мышления, появлении зачатков гигиены, появлении религиозных представлений о посмертной жизни.

2.              Культ  умерших  является  проявлением  анимизма  –  веры  в  духов, всеобщего одухотворения окружающей природы.

 

Эталон ответа к задаче №5

1.              Существовала теория «золотого века», утверждавшая, что первобытные люди были абсолютно здоровы, поскольку находились в гармонии с природой.

2.              Трудность выживания в суровых природных условиях, трудность борьбы за существование, высокая смертность от всевозможных заболеваний.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ РАБОВЛАДЕНИЯ

 

Задача №1

В «Аюрведе» - памятники древнеиндийской медицины приводится мнение одного из выдающихся врачей древней Индии Чарака о том, что врач не должен «…прописывать никакого лекарства людям, которых не любит король или народ и которые в свою очередь огорчают их, а так же лицам чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать и умирающим, равно так же и женщине в отсутствии ее господина или патрона».

1.       Дайте оценку нравственной позиции Чарака?

2.       Как переводится письменный памятник - "Аюрведа"?

 

Задача №2

У «отца истории» греческого писателя Геродота (V в. До н.э.) имеется описание ряда обычаев в Древней Месопотамии. «Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок… Прохожие дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал недугом или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг?».

1.         Дайте оценку такому обычаю, учитывая, что в Месопотамии были медики разных специальностей?

2.         Почему был такой обычай в Древней Месопотамии?

 

Задача №3

В законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. До н.э.) содержится своеобразная такса за неудачные действия врача при операции. В случае смерти пациента или потери глаза лекарю могли отрубить кисть руки. Если же аналогичный исход наступал у раба, то лекарь   мог возместить потерю по принципу: раба за раба.

1.         Дайте оценку этому законодательству с точки зрения врачебной морали данной эпохи?

2.         Какой древний правовой принцип лежал в основе законов Хаммурапи?

 

Задача №4

О великом древнегреческом враче Гиппократе (460-377 гг. до н.э.) сохранилось предание, что персидский царь Артаксеркс приглашал его для лечения своих подданных, обещая за это дать золота «сколько он захочет». Гиппократ ответил, что богатством «персов» мне не приличествует наслаждаться так же как прекращать болезни варваров – врагов эллинов».

1.         Оцените          моральную позицию     Гиппократа в        отношении оказания медицинской помощи противнику?

2.         Какая была первая заповедь Гиппократа для врачевания больного?

 

Задача №5

Римский патриций Авл Корнелий Цельс (I в. До н.э. – I в.н.э.), интересовавшийся и занимавшийся практической медициной, приводит в своих книгах «О медицине» рассказ о том, что александрийские врачи Герофил и Эразистрат, жившие на рубеже IV и III веков до н.э., «…производили вскрытия живых людей, преступников полученных из тюрем от царской власти, и пока еще оставалось дыхание, рассматривали то, что природа раньше скрывала от глаз…». Цельс приводит мнение, что это нельзя считать жестокостью, так как «…ценой мучений преступников и притом немногих, открываются лечебные средства для множества незапятнанных преступлениями людей всех веков».

1.         Дайте оценку этим действиям и объясните их с точки зрения морали рабовладельческого общества?

2.         Почему разрешалось производить вскрытие живых людей-преступников?

 

Задача №6

По свидетельству римского историка Светония император Клавдий (I в.н.э.), увидев, что иные рабовладельцы «…не желая тратится на лечение больных и истощенных рабов, выбрасывали их на Эскулапов остров, то этих выброшенных рабов он объявил свободными: если они выздоравливали, то не должны были возвращаться к хозяину, а если хозяин хотел лучше убить их, чем выбросить, то он подлежал обвинению в убийстве».

1.         Дайте оценку врачебной морали античного общества?

2.         Кем были первые врачи Древнего Рима?

 

Задача №7

Одна из наиболее известных теорий медицины Античности считала первоосновой живого организма жидкость, существующую в нем в четырех качествах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Здоровье и болезнь организма рассматривались в зависимости от количественного и качественного соотношения этих жидкостей. Нормальный состав жидкостей и  их  пропорциональное  соотношение  –  краза  –  основа  здоровья. Неправильное  смешение  жидкостей,  нарушение  пропорции  в  их соотношении – дискразия – причина болезней организма.

1.       Как называется эта теория?

2.       К какой медико-философской традиции принадлежит эта теория?

 

 

Задача №8

Врачеватели Древнего мира связывали болезни зубов, сопровождающиеся зубной болью, с наличием червя, который растет в зубе.   Древнеиндийский хирург, Сушрута предлагал убивать зубного червя, заполнив кариозную полость воском, а затем выжечь его раскаленным зондом.

1.             Как вы думаете, с чем были связаны подобные представления о причине болезней зубов?

2.             В         какой стране         Древнего    мира  впервые      появилась врачебные специализации?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1.              Нравственная позиция древнеиндийского врача Чарака может быть оценена на основе понимания соотношения классовой и общечеловеческой морали на ранних этапах развития общества. В данном примере прослеживается избирательное отношение к оказанию медицинской помощи в зависимости от социальных и нравственных характеристик человека.

2.              "Знания жизни".

 

Эталон ответа к задаче №2

1.              Оценка ситуации, описанной Геродотом, может быть дана, исходя из традиций оказания помощи в странах Древнего Востока, а так же с учетом взаимодействия элементов народной медицины с профессиональной.

2.              Врачи в странах Древнего Востока были недоступны малоимущим. Лечение было платным.

 

Эталон ответа к задаче №3

1.              Законодательство Хаммурапи – типичный пример становления классовой морали в сфере врачевания и формирования медицины рабовладельцев и медицины рабов.

2.              Воздаяние равным за равное, «око за око».

 

Эталон ответа к задаче №4

1.              В ответе Гиппократа можно усмотреть взаимодействие элементов общечеловеческого гуманизма в области врачевания и принципов, сформированных в греческом полисе, где эллины противопоставлялись другим народам, т.е. варварам.

2.              Не навредить больному.

 

Эталон ответа к задаче №5

1.              Данный пример конкретизирует, распространенную в странах Древнего Мира,   позицию утилитаризма, признающую пользу или выгоду критерием нравственности.

2.              За   каждый   проступок   людей   казнили,   поэтому   по   разрешению императора   разрешалось   производить   вскрытия.   Кроме   материала   для исследований врачам, публичные вскрытия играли роль устрашения населения и предотвращения преступлений.

 

Эталон ответа к задаче №6

1.              Врачебная мораль Римской империи – высший и последний этап рабовладельческой морали в сфере медицины, в которой человек и его здоровье приравнивались к вещам. В то же время пример иллюстрирует развитие законов Римской Империи, когда некоторые нормы могли защищать интересы рабов.

2.              Первые врачи в Древнем Риме были врачами-отпущенниками, происходили в основном из греческих врачей, захваченных в рабство.

 

Эталон ответа к задаче №7

1.              Гуморальная теория, наиболее полно изложена в трактате Аристотеля.

2.              Данная теория является ярким проявлением греческой натурфилософии.

 

 

Эталон ответа к задаче №8

1.              Подобные представления связаны с изучением кариозных полостей удаленных зубов, имеющих вид «ходов» и высоким распространением паразитарных заболеваний в странах Древнего мира.

2.              В Древнем Египте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. СРЕДНИЕ ВЕКА.

 

Задача №1

Один из видных теологов западнохристианской церкви Аврелий Августин (354-430), отражая мнение «отцов церкви», писал: «Воскресшая и живущая без конца плоть составляет более достойный познания предмет, чем все то, что успели узнать врачи через исследование человеческого тела. Ведь вся эта жизнь есть не что иное, как болезнь, только в вечной жизни здоровье»

1.         Дайте оценку христианской морали, легшей в основу монастырской медицины?

2.         Что такое схоластика?

 

Задача №2

Римский папа Пий V (XVI в.) в одной из булл писал: «Мы запрещаем любому врачу, вызванному к постели больного, оказывать ему помощь более чем в течение трех дней, если он не получит подтверждение, что пациент исповедался в грехах».

1.         Дайте оценку нравственного конфликта врача в данную эпоху?

2.         Как влияла католическая церковь на преподавание медицины в средние века?

 

Задача №3

При выборе места для строительства больницы в столице Халифата – Багдаде будущий ее главный врач Ал-Рази приказал своим ученикам разложить в разных местах города кусочки сырого мяса и наблюдать за тем, в течение какого времени они начнут портиться.

1.       Какова была цель этого эксперимента?

2.       В  чем  состояло  главное  отличие  средневековых  больниц  Арабского Востока от больниц в Западной Европе?

 

Задача №4

Арабский врач Х века Ал-Захрави вошел в историю, как крупнейший хирург средневекового мусульманского мира. Считается, что никто из современников не превосходил его в искусстве хирургии. После его операций у пациентов было значительно меньше осложнений, чем после операций других хирургов.

1.       С чем это было связано?

2.       Почему знания по анатомии человека среди арабских врачей в эпоху Средневековья были более полными, чем знания европейских врачей?

 

Задача №5

Самой зловещей эпидемией в истории была эпидемия чумы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" началась в 1346-1348 гг. с итальянских городов-государств Генуи, Венеции, Неаполя, куда была завезена с торговыми кораблями из Индии; она опустошила весь христианский мир. Во всей Европе погибло около трети жителей. Гибель больного наступала через несколько часов после заражения. Наиболее высокая смертность была в городах, так в Венеции умерло 70% населения, в Лондоне – 90%.

1.       Почему именно в городах умирало больше всего людей?

2.       Какие существовали способы борьбы с эпидемиями чумы в Средние века?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

  Эталон ответа к задаче №1

1.                  Христианская католическая мораль средних веков – типичный образец дуализма духа и тела, когда сущность человека связывается только с духом, который воплощается в боге. На ее основе формировались принципы так называемой монастырской медицины

2.                  Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догматов веры. Во времена. Средневековья церковь, с ее помощью, препятствовала развитию медицины.

 

Эталон ответа к задаче №2

1.                  Описанная ситуация отражает суть нравственного конфликта в эпоху, когда все науки, в том числе и медицина были «служанками богословия», а религиозное мракобесие душило свободную мысль. Врач, в угоду установкам церковного руководства, должен был отказывать в помощи пациентам.

2.                  Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа, Галена и Авиценны заучивались наизусть. Господствовали: культ цитат, пренебрежение к практическому опыту

 

Эталон ответа к задаче №3

1.                  Для строительства больницы было выбрано место, где кусочки мяса дольше всего оставались неиспорченными, т.к. Ал-Рази считал, что именно в таком месте больные будут лучше выздоравливать.

2.                  Арабские больницы были светскими, а больницы западной Европы создавались при монастырях и храмах, находились под жестким контролем католической церкви, что существенно тормозило развитие больничного дела.

 

Эталон ответа к задаче №4

1.                  Ал-Захрави разработал метод прижигания (каутеризации), что значительно сокращало кровопотерю во время операций, применял первый рассасывающийся материал – кетгут, изобретал новые, более удобные, хирургические инструменты.

2.                  На востоке не было запрета на исправление ошибок, содержавшихся в трудах Галена.

 

Эталон ответа к задаче №5

1.                  Этому способствовали антисанитарные условия жизни в городах: высокая скученность населения, отсутствие канализаций,  обычай выбрасывать мусор на улицу, узкие улицы.

2.                  Эффективных способов лечения чумы не существовало. Для борьбы с эпидемиями применились: изоляция заболевших, карантины в портовых городах (задержание всех прибывших кораблей на 40 дней), захоронение умерших вне черты города, сжигание их личных вещей.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Задача №1

Один из основоположников хирургии французский медик Амбруаз Паре (1517-1590), вышедший из цеха цирюльников, был лечащим врачом короля Карла IX. Свои труды он писал на родном французском языке, применяя соответствующие термины для обозначения половых органов. Медицинский факультет попытался запретить труд Паре, ссылаясь на угрозу нравственности.

1. Дайте оценку такой нравственной позиции в эпоху Возрождения?

2. Почему Амбруаз Паре писал на французском языке?

 

Задача №2

Выдающийся врач, математик и механик эпохи Возрождения Дж. Кардано (1501-1578) увлекался астрологией и составлял гороскопы. Когда он был приглашен к больному английскому королю Эдуарду VI то, как врач, сразу увидел симптомы неблагоприятного исхода болезни. Однако в гороскопе, составленном по требованию придворной знати, которую волновала не болезнь короля, а ее исход. Кардано предсказал тому долгую жизнь. Король вскоре умер и Кардано оправдывался тем, что не смог в достаточной мере оценить расположение созвездий и их влияние на судьбу короля.

1. Дайте оценку позиции морального выбора Дж. Кардано?

2. Какой метод науки утверждался в эпоху Возрождения?

 

Задача №3

Один из основоположников научной анатомии Андрей Везалий (1514-1564) был вынужден похищать трупы казненных с виселиц и кладбищ, чтобы изучать строение человеческого тела. Так поступали и многие другие ученые той эпохи.

1. Дайте оценку таким действиям?

2. Почему врачи были вынуждены совершать подобные поступки?

 

Задача №4

Выдающийся английский философ, основоположник материализма нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) в труде «О достоинстве и приумножении наук» писал: «А в наше время у врачей существует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание. Эту часть медицины мы называем исследованием внешней эвтаназии…».

1. Дайте оценку позиции Ф. Бэкона?

2. Какие три основные задачи сформировал Ф.Бэкон?

 

Задача №5

Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс перед началом курса своих лекций студентам прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года   перед Базельским          университетом     он      сжег  произведения Гиппократа Галена и Авиценны.

1. Что хотел показать своим поступком Парацельс?

2. Основоположником какого нового направления в медицине он был?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1. Решение медицинского факультета отражает борьбу светского и религиозного мировоззрения в эпоху Возрождения. Для медицины в теле человека не было запретных мест и соответствующих терминов, что противоречило религиозным установкам католической церкви.

2. Амбруаз Паре не имел высшего медицинского образования и не знал латинского языка.

Эталон ответа к задаче №2

1. Случай с Дж. Кардано типичен для эпохи Возрождения, когда многие науки только начинали освобождаться от связи с магией и суевериями, а вера уступала место знанию.

2. В медицине утверждался  опытный метод, опиравшийся на математику и новые науки – ятрофизику и ятрохимию.

Эталон ответа к задаче №3

1. Эта ситуация иллюстрирует суть нравственного конфликта ученых- медиков в эпоху Возрождения, когда еще были сильны церковные догматы. Из- за религиозных запретов ученые не могли изучать анатомию, открыто проводя вскрытия трупов.

2. Церковь препятствовала   развитию анатомии, запрещая проводить вскрытия и опровергать канонические работы К. Галена.

Эталон ответа к задаче №4

1. В трудах Ф. Бэкона дано описание феномена эвтаназии (хорошей смерти), которую врач обязан обеспечить пациенту, если он не может его вылечить. В современных Бэкону исторических условиях, такая установка, зачастую, была реакцией на тяжелые условия жизни огромного большинства людей.

2. Сохранение здоровья, лечение болезней и продление жизни.

Эталон ответа к задаче №5

1. Парацельс считал, что врач-исследователь должен идти своим путем, а не преклоняться перед авторитетами, как это было повсеместно принято в Средние века.

2. Парацельс был первым ятрохимиком, т.е врачом, активно пользующимся химией в своей врачебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНА В РОССИИ ХVIII ВЕКА.

 

Задача №1

Выдающийся отечественный ученый и врач Д.С. Самойлович (1746-1805) был одним из организаторов борьбы с эпидемиями чумы в России в XVIII веке. Для доказательства эффективности дезинфицирующего действия курительных порошков Д. Самойлович надел на себя, а затем на 7 приговоренных к смертной казни преступников одежду больных, умерших от чумы, которую предварительно окуривали порошками. Все они остались живы и не заболели.

1. Дайте оценку поступку Д.С. Самойловича?

2. Назовите самую крупную эпидемию в России ХVIII века?

Задача №2

Английский врач Э. Дженнер (1749-1823), предложивший вакцинацию против оспы, писал: «Старшим моим двум детям была привита оспа раньше, чем я стал прививать коровью оспу. Младший мой сын Роберт родился в то время, когда я уже начал производить опыты прививки коровьей оспы, и он был одним из первых моих пациентов… Воспаление началось, было, но прекратилось на третий день… Вскоре после этого… Роберт случайно подвергся возможности заразиться оспой. Так как в ту минуту у меня не было под рукой вакцины, то мне не оставалось другого исхода, как немедленно привить ему человеческую оспу…».

1. Дайте оценку поступка Э. Дженнера?

2. Кто сделал в России первую прививку от оспы по методу Дженнера?

Задача №3

Случай, происшедший с парижским хирургом Фуше в 1796г.:

Один приговоренный к смерти преступник внезапно опасно заболел, казнь была отложена и Фуше поручено лечить его. Через несколько недель Фуше представил          следующее свидетельство:     «Нижеподписавшийся  сим заявляет высокоблагородному Уголовному суду, что осужденный в настоящее время совсем оправился и может быть предан смерти без всякого вреда для его здоровья».

1. Дайте оценку такому заявлению врача?

2. В чем состояла роль тюремных врачей во времена Инквизиции?

Задача №4

По прибытии в Египет в 1794 г. главный врач армии Наполеона Деженетт обнаружил, что в войсках под влиянием жаркого климата появились признаки чумы. Деженетт поставил на себе опыт, имевший в том числе, целью исследование способа борьбы с чумой. В кругу собравшихся вокруг него солдат Деженетт при помощи ланцета внес содержимое из гнойного нарыва больного чумой в маленькую трещину на своей коже, затем быстро и тщательно промыл ее водой с мылом, не допустив, таким образом, проникновения возбудителей болезни в кровь. Эксперимент не повлек за собой трагических последствий.

1. В чем состояло значение данного эксперимента?

2.       Кто   из      русских      врачей        ХVIII века   проводил    эксперименты      по самозаражению чумой?

Задача №5

Становление акушерского образования в России связано с именем П.З. Кондоиди, архиатра медицинской канцелярии, созданной Петром I.  В 1757 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы «бабичьи школы», готовившие образованных повивальных бабок или акушерок.

1. Кто был первым в России профессором повивального искусства?

2. Какой фундаментальный труд по акушерству был им создан?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1. Опыт Д.С. Самойловича – один из многочисленных в отечественной медицине примеров самопожертвования. Использование приговоренных к смертной казни отражает нравственную установку исторической эпохи.

2. Московская эпидемия чумы 1770-1772 гг. (моровая язва).

Эталон ответа к задаче №2

1. Случай с сыном Э. Дженнера – один из документированных эпизодов эксперимента на собственных детях. Эта ситуация неоднократно встречалась в истории медицины. Оценка ее может быть дана с учетом диалектики развития морального сознания в данную эпоху. Конкретный случай характерен для эпохи нового времени, когда закладывались научные основы многих медицинских дисциплин, происходили открытия, которым затем суждено было сыграть фундаментальную роль в развитии медицины.

2. Первая вакцинация против оспы в России по методу Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов.

Эталон ответа к задаче №3

1. Случай с хирургом Фуше иллюстрирует антигуманную сущность работы тюремного врача, в условиях проведения показательных смертных казней, когда публике надо было предъявить внешне здорового осужденного на смерть.

2. Следить, чтобы подвергаемый пыткам заключенный не умер до того, как даст признательные показания.

Эталон ответа к задаче №4

1. Нужно было, прежде всего, во что бы то ни стало остановить распространение панического страха. Этот поступок успокоил здоровых солдат и благотворно подействовал на больных. Солдаты стали заботиться о личной гигиене и санитарии окружающей среды.

2. Д.С. Самойлович.

 

Эталон ответа к задаче №5

1.  Первым  в  России  профессором  повивального  искусства  был  Н.М. Максимович-Амбодик

2. Искусство повивания или наука о бабичьем деле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

 

Задача №1

Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813-1873) в своих лекциях по физиологии и патологии нервной системы писал: «Есть также весьма большое число людей, которые требуют от опыта одного только подтверждения идеи фикс. Они производят опыты не для того, чтобы отыскивать что-нибудь, а для того, чтобы доказывать: они делают свои выводы прежде даже, чем начнут свою работу… Эти размышления приводят мне на память разговор, происходящий когда-то между доктором Мажанди и одним из членов академии… Говоря г-ну Мажанди о своих мемуарах, академик выразился таким образом: «Скоро я буду в состоянии прочесть мой труд; мой мемуар уже окончен; мне остается только произвести опыты».

1. Дайте нравственную оценку такой позиции?

2. К чему приводила метафизичность в науке до XIX века?

 

Задача №2

Известный немецкий врач Х. Гуфеланд (1762-1836) писал: «Врач не принадлежит никакой партии, но целому обществу. Общительность есть его элемент; свободный дух среди разных политических обстоятельств составляет его благороднейшее преимущество. А потому он должен остерегаться быть членом какой-нибудь партии или общества. Звание обязывает его не обращать внимания на внешние обстоятельства людей, но видеть каждого человека чистым».

1. Дайте оценку такой нравственной позиции?

2. Что происходит в этот период в общественной жизни Европы?

 

Задача №3

Русский врач начала XIX века Я. Говоров писал: «Преподавать правила врачевания простому народу значит знакомить его с теми высокими таинствами, которых он не только смысла, но и самого даже языка не в состоянии понимать. Можно и еще больше сего сказать – медицина в употреблении у простолюдинов есть то же, что нож в руках младенцев».

1. Дайте оценку позиции Я. Говорова?

2. Дайте характеристику общественной ситуации в середине XIX столетия в России?

 

Задача №4

Эдвард Ланг (нач. ХIХ в.) предлагал воспользоваться, содержащимися в тюрьмах, преступниками для опытов над сифилитической заразой и антисифилитической  сывороткой,  так  как  «преступники  долго  остаются  в тюрьмах и удобны для продолжительного наблюдения». По мнению профессора этого не следует делать насильно, а должно убедить преступников в пользе для людей от таких опытов, так как «каждый человек, не исключая преступников, способен к благородному самопожертвованию».

1. Дайте оценку этому мнению?

2. Для чего это делалось и почему?

 

Задача №5

В 1826 году профессор М.Я. Мудров издает первую часть своего труда "Практическая  медицина", в которой представляет новую классификацию болезней. Вторая часть его "Практической медицины" появляется спустя три года. В ней он излагает конкретные   принципы диагностики, в частности план обследования больного, а также   детально обсуждает значимость и возможности новых методов диагностики, появившихся в начале ХIХ в.

1. О каких методах идет речь?

2. Что считал своим главным достоянием М.Я. Мудров?

 

Задача №6

В журнале «Врач» № 34 за 1895 год помещена следующая заметка: «В Самаре возникло оригинальное дело. Некто мещанин Севрюгин поместил над могилой своей жены следующую надпись: «Здесь погребено тело усопшей мещанки Татьяны Федоровны Севрюгиной, резанной доктором Я-м». Покойная Севрюгина долго болела, много лечилась и, наконец, умерла. Мужу почему-то показалось, что смерть произошла от неправильного лечения, вследствие чего д-ру Я-ву поручено было сделать вскрытие. Основываясь на данных вскрытия, врачи признали, что Севрюгина умерла естественной смертью, от продолжительной   болезни.   Но   такое   заключение   не   понравилось   мужу покойной; и, вот, он придумал отомстить, ни в чем неповинному д-ру Я-ву упомянутой  надписью».  Аналогичный  случай  произошел  с  известным акушером-гинекологом В.Ф. Снегиревым в 1884 году.

1. Дайте оценку этим поступкам?

2. В чем состоит главная заслуга Ф.М. Снегирева перед отечественной медициной?

 

Задача №7

Известный австрийский хирург Т. Бильрот (1829-1895), которому принадлежит выражение: «Успех медицины идет через горы трупов» на предложение прооперировать великого русского хирурга Н.И. Пирогова, у которого была диагностирована злокачественная опухоль ротовой полости, писал: «Я теперь уже не тот бесстрашный и смелый оператор, каким вы меня знали в Париже. Теперь при показании к операции я всегда ставлю вопрос: допущу ли я на себе сделать операцию, которую хочу сделать на больном?...». Т. Бильрот уверил Н.И. Пирогова в том, что ему не нужна (справедливо полагая, что больной ее может не перенести) и успокоил, и ободрил пациента. После смерти Н.И. Пирогова Т. Бильрот в письме к русским хирургам объяснил свои действия.

1. Дайте оценку нравственной позиции Т. Бильрота?

2. Что еще послужило причиной отказа от операции?

 

Задача №8

После Крымской и Франко-Прусской войн (1870-1871 гг.) в европейских странах, участвовавших в данных войнах, произошел существенный рост количества лиц, страдающих морфиновой наркозависимостью - морфинизмом

1. Как вы объясните этот факт?

2. Кто из врачей впервые применил для обезболивания закись азота?

 

Задача №9

В   начале   XIX   века   британский   хирург   Джеймс   Симпсон   писал: "Человек, который ложится на операционный стол в наших хирургических госпиталях,  подвергается  большей  опасности,  чем  английский  солдат  на полях Ватерлоо".

1. Что имел ввиду автор данного высказывания?

2. Какой  метод  в связи  с этим был предложен  в     XIX  в. Джозефом

Листером?

 

Задача №10

Для сохранения жизни раненого решающее значение в начале XIX века имел   выигрыш   во   времени.   Заражение   крови,   сепсис,   предотвращали методом быстрой ампутации, но ее необходимо было осуществлять безотлагательно. Хирург армии Наполеона Ларрей, в день Бородинского сражения лично провел 200 ампутаций за одни сутки.   Наполеоновские солдаты  превращались  в  толпы  бродячих  безруких  и  особенно  безногих калек. Ларрей не верил, что есть иные способы лечения огнестрельных переломов.

1. Какой метод был применен Н.И. Пироговым как альтернатива ранним ампутациям при огнестрельных переломах?

2. Что считал Н.И. Пирогов главным при оказании помощи раненым во

время боевых действий?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1. Один из основоположников экспериментальной медицины Клод Бернар резко критикует и нравственную позицию   тех «ученых», которые подменяют опыт спекуляциями в духе натурфилософии.

2. Метафизичность в науке приводила к разработке идеалистических и виталистических концепций.

 

Эталон ответа к задаче №2

1. Х. Гуфеланд противопоставляет беспартийность медицинских знаний и врачебного долга  активной причастности медицинской деятельности многих врачей к политической жизни общества в эпоху нового времени, характеризовавшуюся активизацией классовой борьбы и многочисленными революционными потрясениями.

2. В этот период в европейских странах и в России наблюдается активизация политической борьбы и революционных выступлений народных масс против абсолютизма и угнетения, примером которых могут служить Великая французская революция и восстание декабристов.

 

Эталон ответа к задаче №3

1. В позиции Я. Говорова отразилось противоречие между научной и народной медициной того времени. В условиях крепостного права в России государством не производилось практически никаких усилий по преодолению санитарной безграмотности подавляющего большинства «простого» народа и по повышению для него доступности медицинской помощи.

2. В середине XIX столетия феодально-крепостническая Россия переживала глубокий кризис, вызванный крестьянскими волнениями и нарастанием революционного движения.

 

Эталон ответа к задаче №4

1. Данное высказывание обнажает лицемерную позицию части представителей  западноевропейской  медицины  XIX  века,  считавших допустимым проведение научных экспериментов над людьми.

2. Это связано с развитием экспериментального метода.

 

Эталон ответа к задаче №5

1.Речь идет о перкуссии Ауэнбруггера и посредственной аускультации

Лаэннека.

2. Истории болезни своих пациентов.

 

Эталон ответа к задаче №6

1. Данные случаи говорят о трудности установления психологического контакта с родственниками умерших больных и об особой моральной выдержке врача в подобных ситуациях.

2. В 1889 г. создал в Московском университете первую в России гинекологическую клинику.

 

Эталон ответа к задаче №7

1. Т. Бильрот в данном эпизоде проявил врачебную мудрость и понимание врачебного долга по отношению к больному, страдающему неизлечимым заболеванием.

2. Возраст и стадия заболевания (рак ротовой полости).

 

Эталон ответа к задаче №8

1. Предпосылкой этого явилось большое количество раненых, получавших длительную терапию новым препаратом для обезболивания - морфием и большая популярность этого препарата среди врачей, еще не видевших опасности в систематическом приеме наркотика.

2. Американский дантист Гораций Уэллз.

 

Эталон ответа к задаче №9

1.  Огромное  количество  гнойно-септических  осложнений  после оперативных вмешательств.

2. Был предложен метод антисептики – использования химических веществ для уничтожения микроорганизмов. В качестве антисептического средства он использовал карболовую кислоту.

 

Эталон ответа к задаче №10

1. Н.И. Пирогов применял щадящий метод лечения с использованием - крахмальной повязки, а затем гипсовой, что позволяло сохранить конечности значительному числу раненых.

2. Вовремя выполненную сортировку раненых по степени тяжести ранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНА В РОССИИ  В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

(II ПОЛОВИНА XIX НАЧАЛО XX ВВ.)

 

Задача №1

Известный отечественный невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев (1857- 1927) в разговоре с видным юристом и общественным деятелем А.Ф. Кони говорил, что ему вдруг стало известно от одного больного, что «деятели из священной  дружины  собираются  убить  князя  Кропоткина».  На  вопрос  А.Ф. Кони, как он вышел из этого положения, В.М. Бехтерев сообщил, что он поручил одному        из      больных,    который     уезжал за границу,     найти Кропоткина         и предупредить  его  о  готовящемся  покушении,  нарушив  тем  самым  принцип врачебной тайны.

1. Дайте оценку поступку В.М. Бехтерева?

2. Каковы заслуги В.М. Бехтерева перед отечественной медицины?

 

Задача №2

Известный отечественный терапевт Г.А. Захарьин (1829-1897), по свидетельству деятеля земской медицины Д.Н. Жбанкова, «впервые ввел определенную таксу за свои советы на дому и за выезды и с течением времени довел ее до очень крупных размеров, менее чего не бралось ни с кого; этому «хорошему» начинанию последовали и другие московские профессора и практики… к тому же прежним московским купцам нравилось такое обращение, ибо они в подобном докторе видели своего «плоть от плоти своей».

1. Дайте оценку действиям Г.А. Захарьина, учитывая его выдающийся вклад в развитие клинической медицины?

2. В чем состоял этот вклад?

 

Задача №3

Видный  отечественный  врач-общественник  С.И.  Мицкевич,  вспоминая свои студенческие годы, писал: «Наш курс недовольный постановкой дела в клинике Г.А. Захарьина, подал ему докладную записку, в которой корректно изложил свои пожелания об улучшении постановки занятий. Захарьин был вне себя от обиды: как осмелились мальчишки-студенты учить его, знаменитого клинициста и тайного советника. Он сердито ответил на записку на лекции и заключил так: «Дело свое я буду делать, как делал, а либеральничать не намерен». Мы зашикали, и большинство ушло с лекции».

1. Дайте оценку поступку Г.А. Захарьина, в связи с эволюцией его взглядов?

2. Какой главный метод использовал в своей деятельности Захарьин?

 

Задача №4

Отрывок из речи профессора Васильева перед студентами-медиками Юрьевского университета в 1893 г.: «Что касается до отношения к Вашим больным, то, само собой разумеется, что Вы должны снискать их уважение. Этого Вы можете достичь лишь тем, что будете дорого брать с больных. Требуйте от каждого больного 10 руб., но ни в коем случае 1 р., или несколько рублей, а то Вас ославят, как человека жадного к деньгам, кого народ и без того принимает большинство врачей. Если Вы в денежных делах будете обходиться таким образом, то больные с уважением будут взирать на Ваши медицинские познания. Если же кто-либо не сможет заплатить эту цену, то лечите его безвозмездно, за что будет он обязан Вам благодарность

1.Дайте оценку этой нравственной позиции?

2. С чем это связано?

 

Задача №5

Журнал «Врачебный вестник» от 10 сентября 1905 года сообщил:

«В Одессе разыгралась ужасная трагедия. Врач С.И. Полянков покончил жизнь самоубийством вследствие смерти неудачно оперированного им четырехлетнего ребенка. Газеты передают следующие подробности этой трагедии. В понедельник 18-го июля доктора С. Полянкова, проезжавшего мимо хутора «Константиновка» остановила бедно одетая, но интеллигентная на вид женщина, которая со слезами на глазах умоляла его остановиться на несколько минут и оказать помощь ее единственному сыну Павлу Бендерчуку, четырех лет от роду. Осмотрев ребенка, врач посоветовал матери немедленно отправить его в город, в больницу, так как у мальчика дифтерит. Мать об этом и слышать не хотела.  Доктор  Полянков,  прописав  лекарство,  направился  к  выходу,  когда явился отец ребенка. Последний, выслушав врача, также отказался везти ребенка в больницу. На следующий день доктор на возвратном пути заехал к Бендерчук и нашел ребенка в более удовлетворительном состоянии. Тогда он решил сделать ему операцию, на которую родители согласились. Во время операции доктор вдруг вздрогнул и побледнел: он сделал ошибку и понял, что ребенок на этот раз погиб. Это заставило его отложить свой отъезд и выждать результатов.

Через два часа ребенок умер. Доктор стал неузнаваем. Он, волнуясь, плакал над изголовьем ребенка, называл себя его убийцею, когда понял, что никакой надежды больше нет, он подошел к столу, быстро набросал на лоскуте бумаги несколько строк, положил записку под чернильницу и попросил у жены Бендерчука стакан воды. Не успела последняя оставить комнату, как раздался выстрел. Бендерчук, испуганная, возвратилась в комнату. Доктор Полянков с простреленным виском упал на кровать. Врач был мертв. Записка его гласила: «Простите молодому врачу его невольную ошибку, лишившую вас единственного ребенка. Я искупил свою вину. Пусть моя смерть послужит вам утешением в постигшем вас горе. Доктор С.И. Полянков».

1. Дайте оценку поступку врача?

2.  Герой  какого  известного  рассказа  русского  писателя  о  враче,  также заканчивает жизнь самоубийством?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1. В поступке В.М. Бехтерева нашло выражение понимание им условий нарушения врачебной тайны в случае, когда эти сведения представляют общественную опасность.

2. Крупнейший вклад в науку составили работы в области морфологии головного мозга. Бехтерев широко пользовался понятием нервного рефлекса, и для описания сложных форм рефлекторной деятельности, открыл проводящие пути спинного и головного мозга, установил анатомо- физиологические основы равновесия и ориентировки в пространстве,  центры движения и секреции внутренних органов; описал ряд болезней и методы их лечения (болезнь Бехтерева).

 

Эталон ответа к задаче №2

1. В личности Г.А. Захарьина сочетались многие противоречивые качества, которые могут быть оценены с учетом конкретно-исторической обстановки врачевания во второй половине XIX века в России.

2. Описал клиническую картину сифилиса сердца и легких, описал клинику легочного туберкулеза, дал классификацию туберкулеза, впервые описал зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (так называемые зоны Захарьина — Геда).

 

Эталон ответа к задаче №3

1. В последние годы жизни Г.А. Захарьин высказывал реакционные социально-политические взгляды, и этот случай иллюстрирует реакцию на них студенчества, среди которого в конце XIX века были распространены либеральные идеи.

2. Метод Захарьина — это подробный и тщательный систематический опрос больного (расспрос, «поднимающийся до высоты искусства», как его характеризовал французский клиницист Юшар).

 

Эталон ответа к задаче №4

1. Изложенная нравственная позиция типична для взглядов, распространенных в конце   XIX века, на медицину как специфическую предпринимательскую деятельность

2. Связано с позицией купечества, которое видело врача хорошим, если он будет брать плату за лечение.

 

Эталон ответа к задаче №5

1.  Самоубийства  врачей  после  смерти  пациентов  неоднократно описаны  в  литературе.  Этот  поступок  свидетельствует  о  чрезвычайной остроте морального самоосуждения врача.

2. Герой рассказа М.А. Булгакова «Морфий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ СССР.

 

Задача №1

В ответ на просьбу Н.И Павлова, разрешить ему покинуть Советскую Россию, постановлением Совета народных комиссаров от 24 января 1921 года за подписью В.И. Ленина было решено «академику И.П. Павлову создать наиболее благоприятные условия для научной работы». В их число входило обеспечение И.П. Павлова и его семьи специальным пайком. По воспоминаниям современников И.П. Павлов использовал большую часть пайка для кормления лабораторных животных, без которых было невозможным продолжать научные эксперименты.

1.Дайте оценку поступку И.П. Павлова?

2. Чем был обусловлен отказ Павлову в праве на отъезд?

 

Задача №2

Об одном из основоположников службы переливания крови в нашей стране А.А. Богданове (1873-1928) известно, что он занимался проблемой массовых обменных переливаний крови. В одном из таких экспериментов, поставленных на себе, А.А. Богданов погиб. Это было очередное обменное переливание крови между ним и молодым студентом, которому ученый хотел привить иммунитет против туберкулеза».

1. Дайте оценку поступку А.А. Богданова?

2. С чем это было связано?

 

Задача №3

Видный отечественный хирург В.И. Разумовский (1857-1935) был свидетелем трагического случая, происшедшего в 1923 г. В Саратове. Хирург Н.В. Алмазова своей деятельностью старалась доказать право женщины на занятие   хирургической   деятельностью.   Поэтому,   когда   ей   потребовалась сложная операция на брюшной полости, она доверилась женщине-хирургу З.Д. Исковой-Васильевой. Когда, на 5-й день после операции, к умирающей Н.В. Алмазовой пригласили на консилиум В.И. Разумовского, он констатировал у нее перитонит. Не выдержав мучительных переживаний после смерти Н.В. Алмазовой, З.Д. Искова-Васильева ввела себе под кожу токсическую дозу морфина.

1. Дайте оценку этой ситуации?

2. Как звали первую в России женщину-врача?

 

Задача №4

Видный советский хирург В.Э. Салищев (1886-1960) вспоминал, как один из его учителей А.П. Прокунин «…говорил мне, что у него хранится руководство по акушерству Феноменова. Страницы этой книги сохранили на себе следы крови, потому, что А.П. Прокунин однажды, оказывая помощь роженице, окровавленными руками перелистывал эту книгу и искал в ней ответа на вопросы, которые его волновали и, которые он должен был немедленно практически разрешить».

1. В чем нравственный смысл этой ситуации?

2. Что вы думаете по этому случаю?

 

Задача №5

Известный советский эпидемиолог и микробиолог П.Ф. Здродовский (1890-1976) в 1947 г. впервые получил и испытал на себе живую противобруцеллезную вакцину. Позже ученый повторил опыт на своей жене Е.М. Голиневич, а затем они       вдвоем        на          себе   испытал эффективност противостолбнячного и дифтерийного анатоксинов.

1. Дайте нравственную оценку этим поступкам?

2. Кто еще проводил на себе эксперименты на тот период?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Эталон ответа к задаче №1

1. В поступке И.П. Павлова отразилась такая черта морального облика ученого как самоотверженность во имя науки и блага человечества.

2. Советской  России  необходимо  было иметь  ученых, которые двигали науку вперед

 

Эталон ответа к задаче №2

1. Поступок А.А. Богданова – один из примеров самопожертвования врача во имя достижения значимых общественных целей.

2. В России на тот период шло бурное развитие экспериментальных методов в науке.

 

Эталон ответа к задаче №3

1. Этот поступок свидетельствует о чрезвычайной остроте морального самоосуждения врача.

2. В.М. Кашеварова-Руднева.

 

Эталон ответа к задаче №4

1. В данной ситуации иллюстрирована высокая моральная ценность медицинских знаний, недостаток которых чреват тяжелыми следствиями для врача и больного.

2. Врачи черпали знания из книг, которых им не хватало, но при этом забывали об асептике и антисептике.

 

Эталон ответа к задаче №5

1. Случаи экспериментов на себе и своих близких известны в советской медицине. Они производились во имя общественных идеалов, в том числе и такой ценности как здоровье.

2. В то время много врачей проводили эксперименты на себе это: И.М. Сеченов, Г.Н. Минх, О.О. Мочутковский, Д.К. Заболотный, И.И. Мечников и др. Жертвовать собой во имя науки - эта черта отечественных ученых.

 

 

 

 

 

 


ТЕМА:  История здравоохранения Красноярского края. История

 

КрасГМУ.

. Задача №1

В 1822 году была образована Енисейская губерния. И с этого периода лечение больных, присмотр за престарелыми, обездоленными психическими больными, а также организация лечебниц, приютов и наблюдение за их деятельностью осуществлялась на основе приказа общественного призрения

1.              Для чего необходимо было образовывать Енисейскую губернию?

2.              Что было создано по Указу Екатерины II?

 

Задача №2

По губернской реформе 1775 года для оказания медицинской помощи сельскому населению были учреждены в каждом из пяти округов по три приемных покоя, при которых имели квартиры сельские фельдшеры, снабженные необходимыми медикаментами, инструментарием, всем необходимым оборудованием и инвентарем. С течением времени при полном отсутствии со стороны

 

1.       Почему  оказания медицинской помощи сельскому населению просуществовало недолго?

2.       Когда и кем оказывалась медицинская помощь сельскому населению?

Что процветало на этот период?

 

Задача № 3

Прибыли в Красноярск ленинградцы и воронежцы в сентябре — октябре 1942 года. На вокзале их уже ждали местные власти, горожане и воронежцы, которые прибыли раньше. Рождение, становление нашего вуза проходило в сложных, напряженных условиях . Учеба проходила в сложных условиях. Занятия были сокращенными. Вместо 6 лет, обучение проходили за 4 года.

1.     Где расположились  корпуса института?

2.      Почему обучение проходило за 4 года?

 

Задача № 4

Из воспоминаний доктора Б.И. Ханенко, работавшего с В.Ф. Войно-Ясенецким в г.Красноярске  в период Великой Отечественной войны: «Все  его звали «отец Лука». Внешне суровый, строгий, он был справедливым и человечным. Вставал в пять утра, молился перед иконой. Перед операцией крестился, крестил больного и приговаривал: «Все, что от меня зависит, обещаю сделать, остальное – от Бога».

1.       Дайте нравственную оценку поступку В.Ф. Войно-Ясенецкого.

2.       Как Вы считаете, мог ли профессор Войно-Ясенецкий поступать по-другому?

Задача №5

Из мемуаров В.Ф. Войно-Ясенецкого: « На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос «ребром»: « Так Вы – друг или враг наш?». Я ответил: « И друг, и враг. Если бы я не был хрестианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг ваш».

1.       Как Вы можете прокомментировать ответ В.Ф. Войно-Ясенецкого?

2.       Как, по-вашему, мог ли Валентин Феликсович ответить по-другому?

 

Эталоны ответов на задачи

Задача № 1

1.       В этот период была Томская губерния, Иркутская губерния. При создании Енисейской губернии происходит слияние областей . Это дало возможность  финансирования медицины и более полный охват пациентов в оказании медицинской помощи.

2.         В России  правительством Екатерины II создается орган здравоохранения и социального обеспечения по губернской реформе 1775 года

Задача № 2

1. С течением времени при полном отсутствии со стороны крестьянских обществ материальной поддержки приемные покои прекратили свое существование.

2. сельское население пользовалось врачебной и фельдшерской помощью только при разъездах врачей и фельдшеров по округам и участкам.

3. Процветали знахарство и шаманство

 

 

Задача № 3

1.       Расположился главный корпус института на ул. К.Маркса д. 25, сейчас в этом здании находится Центр СПИДа. Общежитие для студентов было выделено по ул. Ломоносова в школе-интернате № 7. На ул. К.Маркса 124 находились учебные комнаты, где в одном крыле жили преподаватели, а в другом крыле проходили занятия.

2.       Через полгода первые выпускники нашего института ушли на фронт. В этот период фронту нужны были специалисты

 

 

Задача № 4.

1.       Будучи глубоко верующим человеком В.Ф. Войно-Ясенецкий выполнял свой врачебный долг перед больными с верой в Бога, но и как опытный хирург, он оказывал помощь на высокопрофессиональном уровне.

2.       Валентин Феликсович не смог бы поступить иначе, потому что это противоречило бы его жизненной позиции и принципам.

Задача № 5.

1.       Ответ Валентина Феликсовича подтверждает, что он не мог мириться с несправедливыми гонениями на верующих людей.

2.       Ответить профессор и архиепископ В.Ф. Войно-Ясенецкий по-другому не мог, несмотря на то, что был приверженцем демократических взглядов, потому что коммунисты в то время делали все, чтобы в корне уничтожить веру народа в Бога.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////