Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Кафедра терапии факультета посленого образования

 

             

Кафедра терапии факультета посленого образования

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ КАФЕДРА ТЕРАПИИ ФАКУЛЬТЕТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Утверждаю»

Проректор по последипломному образованию, доцент

_______________ А.Я.Сохач

«____» ____________________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЦИКЛА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ

Цикл: общего усовершенствования (ОУ)

Для специальности № 040122.09 ревматология

Категория слушателей : врачи-терапевты со стажем работы по специальности

Продолжительность обучения : 2 месяца (288 часов)*

Цель обучения на цикле: дальнейшее пополнение знаний врача-терапевта по актуальным вопросам терапии и смежных дисциплин, а также совершенствование практических умений и навыков, необходимых в их профессиональной деятельности в соответствии с профессионально-должностными требованиями, предъявляемыми к врачу-терапевту

Всего часов 288

Из них лекций 102

Семинаров 78

Практических занятий 108

Форма обучения : очная с отрывом от работы

Отчетность : Письменный экзамен

Сертификационный экзамен

Ставрополь – 2009 г.

Рабочая учебная программа цикла ОУ «Терапия» составлена на основании Типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по терапии, Москва ГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2003__ год.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры терапии ФПО

« 15 » января 2009 года, Протокол №1

Зав. кафедрой_____________________

Доктор мед наук, профессор

Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией факультета последипломного образования (одобрена на Совете ФПО)

цикловая методичекая комиссия

« »_____________________200_ года

Председатель ЦМК ______________________________

(фамилия, подпись)

Председатель Совета ______________________________

(фамилия, подпись)

Дополнения и изменения в содержании учебной программы цикла

Для улучшения учебного процесса в унифицированную программу последипломного обучения врачей цикла СУ следующие изменения (дополнения):

1. В связи с расширением объёма материала, предлагаемого для изучения врачам-курсантам, продолжительность цикла увеличена до 2 месяцев (288 часов).

Изменения (дополнения) рассмотрены и одобрены на заседании

кафедры « 15 » января____________ 2009_ года

Зав. кафедрой_____________________

Содержание рабочей учебной программы

стр.

Состав рабочей группы по разработке рабочей программы
последипломного обучения врачей по терапии …………………………….

Состав экспертной комиссии по рассмотрению рабочей
программы последипломного обучения врачей по терапии ……………….

1.Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе

1.1 Цель преподавания дисциплины

1.2 Задачи изучения дисциплины

1.3 Перечень дисциплин с указанием разделов (тем),усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

2. Содержание дисциплины

2.1 Введение

2.2 Наименований циклов последипломного обучения
врачей по терапии и их краткое содержание

2.2.1 Содержание учебной программы:

Раздел 1.

Раздел 2 Раздел 3

Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6 Раздел 7 Раздел 8 Раздел 9 Раздел 10 Раздел 11

Раздел12

Раздел 13

Раздел 14

Раздел 15

.

.

Основы социальной гигиены и организация
терапевтической помощи в РФ……………………….………

Теоретические основы внутренней патологии ………………

Общие методы обследования терапевтических
больных ………………………………………………………..

Болезни органов дыхания …………………………………….

Болезни сердечно-сосудистой системы ……………………..

Ревматические болезни ……………………………………….

Болезни органов пищеварения ……………………………….

Болезни почек …………………………………………………

Болезни органов кроветворения …………………………….

Эндокринные заболевания …………………………………..

Тромбофилические состояния в клинике
внутренних болезней …………………………………………

Интенсивная терапия и реанимация в клинике
внутренних болезней …………………………………………

Немедикаментозные методы лечения терапевтических
больных ………………………………………………………..

Клиническая фармакология и тактика применения
лекарств ……………………………………………………….

Отдельные вопросы смежной патологии …………………... 2.3 Заключение

2.4 Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

2.4.1 Учебно-тематические планы циклов

ОУ

Общего усовершенствования по терапии

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1 Основная и дополнительная литература

3.2 Перечень методического обеспечения

( оргтехника, наглядные и методические пособия и материалы, ТСО, перечень навыков и манипуляций и др.)

4. Учебно-методическая (технологическая) картина дисциплины

5.Протокол согласования рабочей программы


СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

по разработке рабочей программы

последипломного обучения врачей

ПО ТЕРАПИИ

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Ученая

степень,

звание

Занимаемая

должность

Место

Работы

Рабочая группа (авторы курсов):

1.

Пасечников Виктор Дмитриевич (председатель рабочей группы)

Докт. мед. наук,

проф.

Зав. каф. терапии ФПО

СГМА

2.

Глухова Татьяна Вениаминовна

Канд. мед. наук

Доц. Кафедры терапии ФПО

СГМА

3.

Хрипунова Ирина Георгиевна

Канд. мед. наук

Доц. Кафедры терапии ФПО

СГМА

4.

Гуденко Людмила Сергеевна

Ассистент кафедры терапии ФПО

СГМА

5.

Ивахненко Ольга Ивановна

Канд. мед. наук

Ассистент кафедры терапии ФПО

СГМА

6.

Павленко Алла Федоровна

Канн. мед наук

Ассистент кафедры терапии ФПО

СГМА

Рабочая группа по составлению списка рекомендуемой литературы:

1.

Глухова Татьяна Вениаминовна.

Канд. мед. наук, доц.

Доцент кафедры терапии ФПО СГМА

2.

Хрипунова Ирина Георгиевна

Канд. мед. наук, Доц.

Доцент кафедры терапии ФПО СГМА

3.

Павленко Алла Федоровна

Канд. мед. наук, дассистент

Ассистент кафедры терапии ФПО

4.

Гуденко Людмила Сергеевна

Ассистент

Кафедра терапии ФПО СГМА

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для оказания высококвалифицированная медицинской помощи необходимо совершенствование профессионального мастерства медицинских работников и, в связи с этим, повышение эффективности подготовки врачей, в том числе и в последипломном периоде.

Одним из направлений повышения уровня подготовки врачей на факультете усовершенствования врачей является дальнейшая оптимизация учебного процесса, совершенствование и внедрение в него унифицированных учебных программ.

Настоящая переработанная рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы по терапии 2003 г., ГОУ «ВУНМЦ Росздрава». В данной программе нашли отражение важнейшие достижения теоретической и практической терапии и смежных дисциплин.

Данный цикл изучается в объёме 288 часов с чтением лекций (102 часа), практических занятий (108 часов) и семинаров (78 часов).

Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются мультимедийные презентации.

Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество слушателей в клинической группе составляет 6 человек.

В ходе учебного занятия слушатели проходят:

- выявление базисных знаний в виде письменных ответов по билетам, также практических навыков на семинарах и практических занятиях вначале обучения;

- самостоятельно и при участии/помощи преподавателя решают поставленные перед ними задачи (ситуационные задачи, оценивают истории болезни)

- участвуют в обходах и разборах больных;

- овладевают знаниями и приобретают необходимые практические навыки;

- в процессе учебы проводится рубежный (этапный) тестовый контроль по отдельным разделам (пульмонологии, кардиологии и ревматологии, нефрологии и гематологии, гастроэнтерологии).

Работа слушателей на занятиях оценивается в рамках принятой на кафедре традиционной системы оценок (внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки) образовательной деятельности слушателей.

Итоговая аттестация слушателей включает в себя три этапа: проверка практических навыков, тестирования и письменного ответа на вопросы и проверки практических навыков перед окончанием цикла. Окончание обучения на цикле завершается сертификационным экзаменом в виде устного опроса и собеседования с членами экзаменационной комиссии, утвержденной Ученым советом факультета последипломного обучения.

После успешного окончания обучения на цикле курсант (слушатель) получает удостоверение установленного образца и сертификат на право заниматься трудовой деятельностью по специальности «терапия».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов:

федеральный государственный образовательный стандарт,

типовая программа дополнительного последипломного образования,

рабочая учебная программа циклов,

методические разработки для слушателей,

методические разработки для преподавателей по каждому практическому занятию,

перечень практических навыков,

экзаменационные материалы,

тексты лекций,

перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у слушателей обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с коллегами и пациентами и др.

На цикл сертификационного усовершенствования принимаются врачи-терапевты со стажем работы по специальности. В данной программе цикл представлен продолжительностью 2 мес в связи с расширением объёма материала, предлагаемого для изучения врачам-курсантам (по решению Экспертной комиссии сроки обучения на этом цикле сертификационного усовершенствования могут быть также 1,5 месяца).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦИКЛА

Целью обучения на цикле является подготовка к сдаче экзамена на получение сертификата по специальности «терапия», упорядочение имеющихся знаний, умений и навыков (по современным методам диагностики, дифференицальной диагностики, профессиональной ориентации и ВВЭ заболеваний внутренних органов), которые необходимы для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей специалиста

В результате прохождения цикла слушатель должен знать :

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и подростковому населению;

- организацию работы поликлиники, преемственность в ее работе с другими учреждениями;

- организацию и содержание работы семейного врача;

- организацию дневного стационара;

- основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушений и принципы лечения;

- систему кроветворения и гемостаза, физиологию свертывающей системы крови, показатели гемостаза в норме и патологии;

- основы иммунологии и реактивности организма;

- клиническую симптоматику и патогенез основныз терапевтических заболеваний у взрослых и подростков, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний;

- основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств; осложнения, вызванные применением препаратов, методы их коррекции;

- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля; показанияи противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основу рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных;

- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

- МСЭК при внутренних болезнях;

- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;

- демографическую и социальную характеристику участка;

- принципы организации службы «медицины катастроф».

Врач-терапевт должен уметь

- получать информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую экстренную помощь;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, ультразвуковых, радиоизотопных и др.);

- определить показания для госпитализации и организовать ее;

- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного; назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

- организовать консультацию больного специалистами;

- определить нетрудоспособность больного: временную или стойкую, направить на экспертизу нетрудоспособности;

- осуществлять меры по реабилитации больного;

- осуществить раннее выявление и диагностику инфекционных болезней, провести необходимые противоэпидемические мероприятия, направит извещение в соответствующую СЭС;

- организовать и провести профилактические прививки и дегельминтизацию населения;

- организовать и провести комплекс мероприятий по диспансеризации взрослого и подросткового населения участка;

- проводить профилактические осмотры;

- проводить санитарно-просветительную работу среди населения участка, осуществлять мероприятия по борьбе с вредными привычками;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению, составить отчет о своей работе.

Врач-терапевт должен уметь установить диагноз и оказать экстренную помощь при следующих неотложных состояниях:

- острая дыхательная недостаточность, гипоксическая кома, тромбоэмболия легояной артерии;

- астматический статус при бронхиальной астме;

- пневмоторакс;

- шок (токсический, травматический, геморрагический, анафилактический, кардиогенный);

- острая сердечно-сосудистая недостаточность (обморок, сердечная астма, отек легких);

- нарушения ритма сердца;

- гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения;

- острые аллергические состояния;

- печеночная недостаточность;

- острая почечная недостаточность,острая токсическая почка, почечная колика;

- кома (диабетическая, печеночная);

- нарушения проводимости сердца, в т.ч. синдром Морганьи-Эдемс-Стокса;

- ожоги, отморожения; поражения электрически током, молнией; тепловой и солнечный удар; утопление;

- внезапная смерть.

Врач-терапевт должен установить диагноз и провести лечебно-профилактические мероприятия при заболеваниях:

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ:

- ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и его осложнения (аневризма сердца и др.);

- гипертоническая болезнь и симптоматические артериальные гипертензии;

- миокардиты, перикардиты;

- врожденные пороки сердца (открытый артериальный проток, дефекты перегородок сердца, коарктация аорты, синдром Эйзенменгера);

- нейроциркуляторная дистония;

- миокардиодистрофия (алкогольная, дисгормональгая);

- кардиомиопатии;

- инфекционный эндокардит;

- нарушения сердечного ритма и проводимости;

- острая и хроническая недостаточность кровобращения (лево-правожелудочковая, комбинированная.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ:

- бронхит острый и хронический;

- пневмония;

- бронхоэктатическая болезнь, абсцесс и гангрена легких;

- ателектаз легкого;

- бронхиальная астма;

- сухой и экссудативный плеврит;

- спонтанный пневмоторакс, гемоторакс и пиопневмоторакс;

- эмфизема легких;

- дыхательная недостаточность;

- легочное сердце (острое, хроническое);

- туберкулез легких;

- рак легких;

- профессиональные заболевания легких

.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ:

- заболевания пищевода (дискинезия, ахалазия кардии, эзофагит, пептическая язва, рак пищевода);

- острый и хронический гастрит;

- язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки:

- постгастрорезекционные расстройства;

- хронический энтерит и колит;

- острый и хронический панкреатит;

- дискинезия желчных путей, острый и хронический холецистит, холангит, рак печении желчного пузыря;

- острые и хронически гепатиты, гепатозы, цирроз печени, печеночная недостаточность;

- рак желудка;

- рак кишечника.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ :

- гломерулонефрит (острый и хронический) ;

- пиелонефрит (острый и хронический);

- почечная гипертония;

- нефротический синдром;

- амилоидоз;

- почечно-каменная болезнь;

- острая и хроническая почечная недостаточность;

- рак почки;

- цистит и уретрит.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ :

- железодефицитная, острая постгеморрагическая, В-12 -дефицитная , фолиеводефицитная);

- ДВС-синдром.

ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

- сахарный диабет;

- ожирение.

РЕВМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ :

- ревматизм;

- ревматические пороки сердца;

- ревматоидный артрит;

- анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева);

- реактивные артриты (болезнь Рейтера);

- остеохондроз позвоночника;

- остеоартроз;

- остеопороз;

- псориатический артрит;

- подагра;

- диффузные заболевания соединительной ткани (СКВ, склеродермия, дерматомиозит, узелковый полиартериит).

ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ:

- грипп и ОРЗ;

- пищевые токсикоинфекции

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ:

- химической этиологии (бронхит, бронхеолит и пневмония, бронхиальная астма, интоксикации химическими веществами с поражением кроветворного аппарата, гепатобилиарной системы, почек и мочевыводящих путей, нервной системы);

- органов дыхания пылевой природы (бронхиты, пневмокониозы, эмфизема легких);

В ОБЛАСТИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ:

- заболевания внутренних органов при беременности;

- внутренние болезни у беременных.

Врач- терапевт должен уметь оценить:

- морфологические и биохимические показатели крови, мочи, мокроты

- формы нарушения водно-солевого обмена;

- данные рентгенологического исследования органов грудной клетки и брюшной полости;

- данные электрокардиографии;

- показатели функции внешнего дыхания;

- данные функционального, эндоскопического, ультразвукового, морфологического исследования желудочно-кишечного тракта;

- данные клиренса мочи и функциональных проб почек.

Врач- терапевт должен уметь проводить следующие манипуляции:

- искусственное дыхание;

- массаж сердца;

- трахеотомию;

- остановку наружного и внутреннего кровотечения ;

- наложение повязки на рану;

- подкожные, внутримышечные и внутривенные вливания;

- определение группы и видовой принадлежности крови;

- переливание крови;
катетеризацию мочевого пузыря;

- пункцию брюшной и плевральной полостей;

- желудочное и дуоденальное зондирование;

- промывание желудка;

- лаваш трахеобронхиального дерева;

- снятие и расшифровка ЭКГ.

Врач-терапевт должен иметь представление о проведении лечебно-профилактические мероприятия при заболеваниях:

ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

- тиреоидит, диффузный токсический зоб, гипотиреоз;

- болезни гипофизарно-надпочечнимковой системы (болезнь Иценко-Кушинга, акромегалия, феохромоцитома).

ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ:

- сальмонелез, ботулизм, брюшной тиф и паратифы, бруцеллез, дизентерия, протозойные колиты;

- ишерихиоз, инфекционный мононуклеоз, иерсинеоз, лептоспироз, тулярямия, орнитоз, желтая лихорадка, геморрагическая лихорадка, токсоплазмоз, лейшманиоз, сап, ящур, холера, малярия, стафилококковая инфекция, сыпной тиф, сибирская язва, чума, бешенство, менингококковая инфекция, натуральная оспа, столбняк, полиомиелит, дифтерия, коклюш, корь, скарлатина, ветряная оспа, инфекционный паратит, СПИД.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ :

- острый лейкоз, хронический миелолейкоз, хронический лимфолейкоз;

- миеломная болехнь;

- лимфогрануломатоз, агранулоцитоз;

- геморагические диатезы;

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ:

- кожи (аллергические заболевания, дерматозы, микозы, эризипилоид, кандидозы);

- вызванные действием физических факторов (вибрационная болезнь, лучевая болезнь, воздействие шума, повышенного и пониженного давления, радиации, лазерного излучения и др.);

- вызванные перенапряжением отдельных органов и систем.

ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ:

- острый аппендицит, ущемленная грыжа, перфоративная язва желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечная непроходимость, острый холецистит и панкреатит, острые желудочно-кишечные кровотечения, перитонит, тромбоз мезентериальных сосудов, острая задержка мочи, внематочная беременность.

В ОБЛАСТИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ:

- воспалительные заболевания матки и яичников;

- ведении родов и послеродового периода.

ЛОР- БОЛЕЗНЕЙ

ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Врач-терапевт должен быть компетентен:

• способен и готов к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилак­тики наиболее распространенных заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и кол­лективов);

• способен и готов устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаменталь­ных и клинических дисциплин;

• способен и готов соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациен­тами разных категорий, а также их родственниками и близкими;

• способен и готов проводить квалифицированный диагностический поиск для выяв­ления заболеваний на ранних стадиях при типичных, а также малосимптомных и атипичных про­явлениях болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекват­ном объеме;

• способен и готов правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ -10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение;

• способен и готов оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и теку­щую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;

• способен и готов оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний; анализировать дей­ствие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токси­ческие эффекты лекарственных средств;

• способен и готов интерпретировать результаты современных диагностических тех­нологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

• способен и готов выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

• способен и готов выполнить основные врачебные диагностические и лечебные ме­роприятия по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состоя­ниях, в том числе травмах, а также оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных ситуациях, в очагах массового поражения;

• способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населе­ния в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;

• способен и готов к диагностике и ведению физиологической беременности, приему родов;

• способен и готов после соответствующей его послевузовской профессиональной специализации, выступить в качестве «специалиста» в случае привлечения врача к участию в пер­воначальных следственных действиях и судопроизводству; в качестве «эксперта» в случае при­влечения врача к производству комиссионной экспертизы в связи с необходимостью оценки свое­временности, правильности, адекватности и эффективности диагностики, лечения и медицинской реабилитации больного;

• способен и готов осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;

• способен и готов к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с це­лью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных техно­логий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в ос­новных типах лечебно-профилактических учреждений;

• способен и готов к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

• способен и готов к самостоятельной аналитической работе с различными источни­ками информации, готовность анализировать результаты собственной деятельности для предот­вращения профессиональных ошибок.

2 . Содержание дисциплины

2.1. ВВЕДЕНИЕ

По унифицированной учебной программе циклу ОУ по терапии может быть отведено до 216 часов. В соответствии с рабочей программой, утвержденной цикловой методической комиссией факультета последипломного обучения Ставропольской Государственной медицинской академии, продолжительность цикла ОУ составляет 288 часов (из них: лекций – 102 часа, семинаров – 78 часов, практических занятий – 108 часов).

Общие сведения о цикле

п/п

Наименование цикла

Вид обучения (условное обозначение)

Контингент

Продолж.
обучения
(мес.)

1

Терапия

Общее усовершенствование (ОУ)

Врачи со ста-

жем работы по специальности

2

2.2. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для освоения цикла общего усовершенствования «Терапия»

РАЗДЕЛ 1

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ

Тема 1: Теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения в РФ

Учитывая современные требования подготовки врачей на циклах общей специализации, при проведении семинарских и практических занятий во всех разделах внутренних болезней разбираются вопросы организации экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических учереждениях и показания к направлению во МСЭК.

РАЗДЕЛ 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕЙ ПАТОЛОГИИ

Тема 1. Аллергическая реактивность и механизмы аллергических реакций

Вопросы аллергической реактивности и механизмов аллергических реакций освящаются на лекции «Бронхиальная астма: новое в этиологии, патогенезе; классификация, диагностика, дифференциальная диагностика», посвященной разбору патогенетических механизмов формирования бронхиальной астмы. На семинаре «Тактика терапевта при бронхиальной астме» данный вопрос рассматривается при клиническом разборе больного с целью выявления этиологии обструкции и назначения дифференцированной терапии.

РАЗДЕЛ 3

ОБЩИЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Тема 1: Значение общеврачебного обследования в современной диагнос-

тике внутренних болезней

При проведении практических занятий во всех разделах терапии обращается внимание на важность физикального исследования больного в выявлении симптомов и синдромов, патогномоничных для каждой патологии внутренних органов.

Тема 2: Лабораторные методы исследования в диагностике внутренних болезней.

В лекциях, на семинарах и практических занятиях по пульмонологии, кардиологии, ревматическим болезням, гастроэнтерологии, нефрологии, гематологии, эндокринологии освещаются вопросы лабораторной диагностики (возможности методов, нормативы и патологические отклонения при различных заболеваниях; показания к назначению).

Тема 3: Роль и место инструментальных и аппаратных методов диагностики в терапевтической клинике.

На практических занятиях при разборе больных рассматриваются роль, возможности инструментальных методов в диагностике и дифференциальной диагностике заболеваний; отрабатываются показания и противопоказания к их проведению; проводится интерпретация полученных результатов.

РАЗДЕЛ 4

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Тема 1: Обследование больных с заболеваниями органов дыхания

Во время проведения практических занятий, при клиническом разборе больных обращается внимание на последовательность опроса больного (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни), важность отдельных физикальных методов исследования (общий осмотр, осмотр грудной клетки, пальпация, перкуссия, аускультация легких) для диагностики заболеваний органов дыхания.

Тема 2: Бронхит

На лекции «Хроническая обструктивная болезнья легких», после разбора классификации обращается внимание на вопросы причин развития, патогенеза хронического бронхита и хронического обструктивного бронхита. Предлагается алгоритм диагностики, излагаются принципы антибактериальной и бронходилатирующей терапии.

На практическом занятии при разборе больного с хроническим обструктивным бронхитом конкретно решаются вопросы физикального обследования больного, построения плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется дифференциальная диагностика с бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью, сердечной астмой. Проводится постановка диагноза с учетом классификации бронхита по этиологии, степени тяжести, нарушению функции. Обсуждается план бронходилатирующей, отхаркивающей, противовоспалительной, общеукрепляющей терапии с учетом тяжести больного и наличия сопутствующих заболеваний.

Тема 3: Пневмония

На лекции « Острые пневмонии» обращается внимание на вопросы этиологии заболевания в зависимости от возраста и сопутствующей патологии; разбирается патогенез и современная классификация. Предлагается алгоритм диагностики, дифференциальной диагностики; излагаются принципы антибактериальной, противовоспалительной, бронходилатирующей, иммунокорригирующей, антиоксидантной терапии.

На лекции «Диссеминированные поражения легких» разбираются вопросы дифференциальной диагностики заболеваний легких.

На семинарском занятии «Дифференцированная терапия при пневмонии» подробно рассматривается тактика антибактериальной терапии при внебольничной и нозокомиальной пневмониях в зависимости от верификации возбудителя.

На практическом занятии при разборе больного с пневмонией конкретно решаются вопросы физикального обследования больного, построения плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется дифференциальная диагностика с туберкулезом, раком легкого, ателектазом, диффузными заболеваниями легких. Проводится постановка диагноза пневмонии с учетом возбудителя, локализации процесса, степени тяжести, фазы заболевания и наличия осложнений. Обсуждается план антибактериальной, противовоспалительной, бронходилатирующей, отхаркивающей, общеукрепляющей терапии с учетом тяжести больного и наличия сопутствующих заболеваний.

Тема 4: Бронхиальная астма

На лекции «Бронхиальная астма» обращается внимание на вопросы этиологии заболевания, и особенно, патофизиологические механизмы, лежащие в основе развития воспаления в бронхиальном дереве. Предлагается алгоритм диагностики, дифференциальной диагностики; излагаются принципы противовоспалительной, бронходилатирующей, иммунокорригирующей, антиоксидантной терапии.

На семинарском занятия «Тактика участкового врача при бронхиальной астме» подробно рассматривается подход к дифференциальной диагностике бронхообструктивного синдрома, в частности, при хроническом обструктивном бронхите и бронхиальной астме с использованием клинических признаков и инструментальных данных, а также терапевтическая тактика врача с использованием «ступенчатого» подхода. На семинарском занятии «Диагностика и лечение астматического статуса» решаются вопросы диагностики и оказания экстренной помощи при «обострении» бронхиальной астмы и ведения больных с тяжелой формой бронхиальной астмы.

На практическом занятии при разборе больного с бронхиальной астмой конкретно решаются вопросы физикального обследования больного, построения плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется дифференциальная диагностика с хроническим обструктивным бронхитом и сердечной астмой. Проводится постановка диагноза с учетом этиологического фактора и степени тяжести заболевания. Обсуждается план противовоспалительной, бронходилатирующей, отхаркивающей, общеукрепляющей терапии с учетом степени тяжести заболевания. Отрабатываются критерии «контроля над асмой».

Тема 5: Болезни плевры

На лекции «Дифференциальная диагностика при поражениях плевры» для обоснования рациональной терапии рассматриваются патогенетические группы заболеваний плевры. Обращается внимание на вопросы этиологии и патогенеза плевритов. Разбираются: классификация, особенности клиники, алгоритмы этиологической диагностики и дифференциальной диагностики сухих, серозно- фибринозных плевритов, эмпиемы плевры, а также принципы дифференцированной терапии плевритов в зависимости от основной патологии, объема и скорости накопления жидкости в плевральной полости. Определяются показания к экстренной и плановой плевральной пункции. Отдельно рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и дифференциальной диагностики при спонтанном пневмотораксе и принципы терапии при данном заболевании.

Тема 6: Дыхательная недостаточность

На лекциях, семинарских и практических занятиях, посвященных разбору заболеваний органов дыхания, обращается внимание на важность указания в клиничеком диагнозе наличия и выраженности дыхательной недостаточности; обсуждаются вопросы ее инструментальной диагностики.

Тема 7: Легочное сердце

В процессе проведения семинара «Тромбоэмболия легочной артерии» обращается внимание на особенности клинических проявлений указанной острой патологии с проведением дифференциальной диагности, возможности формирования острого легочного сердца. Решаются вопросы интенсивной терапии и наблюдения за больным в динамике.

На практических занятиях по клиническому разбору больных с хроническим обструктивным бронхитом, пневмонией, бронхиальной астмой обращается внимание на наличие или отсутствие у больного признаков хронического легочного серда и указание этого в клиническом диагнозе; рассматриваются подходы к применению при хроническом легочном сердце бронходилатирующей терапии, вазодилататоров, мочегонных, антиагрегантов, кровопускания.

РАЗДЕЛ 5

БОЛЕЗНИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Тема 1: Методы обследования больных с сердечно-сосудистой патологией

Во время проведения практических занятий, при клиническом разборе больных обращается внимание на последовательность опроса больного (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни), важность отдельных физикальных методов исследования (общий осмотр, осмотр области сердца, пальпация, перкуссия, аускультация сердца, определение свойств пульса), измерения АД для диагностики заболеваний органов кровообращения.

Обращается внимание на важность проведения ЭКГ-исследования с разбором данных привсех сердечно-сосудистых заболеваниях, в т.ч. аритмиях

Отдельно разбираются вопросы проведения суточного мониторирования артериального давления (семинар «СМАД в клиник внутренних болезней», практическое занятие), показания к его применению, трактовка полученных результатов.

Тема 2: Атеросклероз

На лекции «Гиперлипидемии в клинике внутренних болезней: виды, диагностика, принципы лечения на современном этапе» обращается внимание на вопросы механизма формирования нарушений липидного обмена. Рассматривается классификация, выделяющая различные виды гиперлипидемий. Предлагается алгоритм диагностики, дифференциальной диагностики; дается характеристика групп различных гиполипидемических средств и современные подходы к терапии.

На практических занятиях по ИБС, артериальной гипертонии при разборе больного подчеркивается роль нарушений липидного обмена в развитии заболеваний и важность своевременной диагностики и коррекции выявленных изменений.

Тема3: Ишемическая болезнь сердца (ИБС ): Стенокардия

На лекции «ИБС. Стенокардия» рассматриваются вопросы современной классификации ИБС. Излагается этиология, патогенез, клиника, принципы лабораторной и инструментальной диагностики стенокардии. Предлагается алгоритм дифференциальной диагностики; определяются принципы антиангинальной и метаболической терапии.

На семинарском занятии «Современные методы лечения ИБС на всех этапах» подробно рассматривается тактика антиангинальной и метаболической терапии стенокардии на догоспитальном этапе и в условиях стационара в зависимости от стабильности состояния и функционального класса. Определяютсявозможные комбинации применяемых препаратов, противопоказания к их применению и возможные побочные эффекты.

На практических занятиях при разборе больного со стенокардией решаются вопросы физикального обследования больного, построения плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется дифференциальная диагностика с болями в грудной клетке различного генеза (аортит, межреберная невралгия, поражения плевры и т.д.). Рассматриваются ЭКГ-признаки при различных вариантах стенокардии. Обсуждается формулировка диагноза ИБС (стенокардии) с учетом стабильности состояния и функционального класса. Вырабатывается план антиангинальной и метаболической терапии с учетом тяжести больного и наличия сопутствующих заболеваний.

Тема 4: Инфаркт миокарда

На лекции «ИБС. Инфаркт миокардая» рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, клиники, принципы лабораторной и инструментальной диагностики. Предлагается алгоритм дифференциальной диагностики; излагаются принципы ургентной терапии с учетом клиники и развившихся осложнений.

На практических занятиях при разборе больного с инфарктом миокарда решаются вопросы физикального обследования больного, построение плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется дифференциальная диагностика с болями в грудной клетке различного генеза (ТЭЛА, расслаивающая аневризма аорты, аортит, межреберная невралгия, поражения плевры и т.д.), а также с патологией желудочно-кишечного тракта (острый панкреатит, обострение язвенной болезни, желчная и кишечная колика). Обсуждаются ЭКГ-признаки с различными проявлениями и локализацией инфаркта миокарда. При формулировке диагноза у больного с инфарктом миокарда обязательно указывается время развития, локализация, фаза процесса, имеющиеся осложнения. Вырабатывается порядок неотложной и плановой терапии с учетом ЭКГ-данных, клиники и имеющихся осложнений.

Тема 5: Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии

Вопросы этиологии, патогенеза, клиники, классификации, диагностики и дифференциальной диагностики гипертонической болезни разбираются на лекциях «Артериальная гипертония» и «Симптоматические гипертонии». Особое внимание обращается на принципы ступенчатой и комбинированной терапии гипертонической болезни в зависимости от возраста, особенностей клинических проявления,наличия факторов риска и развившихся осложнений. В лекции «Симптоматические гипертонии» освещаются вопросы дифференциальной диагностики артериальной гипертензии с «почечными», «эндокринными», «центральными», «гемодинамическими» гипертониями.

На семинарах «Лечение артериальной гипертонии», «Гипертонические кризы», «Дисциркуляторные энцефалопатии в практике врача-терапевта» отрабатываются вопросы детального подхода к терапии артериальной терапии с учетом точки приложения основных гипотензивных средств и противопоказаний к их применению. Обсуждается подбор терапии с учетом сопутствующих заболеваний (ИБС, почечная недостаточность, язвенная болезнь и т.п.), а также в зависимости от возраста больного. Особое внимание уделяется разбору ургентной терапии при гипертонических кризах (в зависимости от типа и тяжести) и ведению больных с дисциркуляторными энцефалопатиями.

На семинаре «Метаболический синдром» разбираются вопросы ведения больных АГ на фоне ожирения и формирования инсулинорезистентности, в т.ч. больных с сахарным диабетом.

На практическом занятии при разборе больного с артериальной гипертонией решаются вопросы физикального обследования больного, построения плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется диф-

ференциальная диагностика с симптоматическими гипертониями. При формулировке диагноза у больного с АГ обязательно указывается степень, стадия и категория сердечно-сосудистого риска. Определяется выбор «первичного» препарата или применения комбинированных низкодозовых средств с выработкой дальнейшего плана медикаментозного ведения больного. На отдельном занятии разбирается вопрос методики проведения и интерпретации результатов СМАД (суточное мониторирование АД). Проводится практический разбор дан-

ных СМАД на слайдах и картах мониторинга.

Тема 6 : Синдром вегетативной дисфункции (НЦД )

Вопросы этиологии, патогенеза, клиники, классификации, диагностики и дифференциальной диагностики нейроциркуляторной дистонии рассматриваются на лекции Артериальная гипертония». Особое внимание обращается на принципы диагностики и дифференциальной диагностики с артериальной гипертонией с учетом современных методов исследования (СМАД).

Тема 7: Болезни миокарда

Данной проблеме уделяется внимание при клиническом разборе больных на практическом занятии при обследовании больных с поражением миокарда

(миокардитом, миокардиодистрофией, кардиомиопатией). При этом рассматриваются вопросы не только физикального обследования больного, но и данных дополнительных методов исследования (лабораторных, инструментальных). Особое внимание уделяется дифференциальной диагностике различных поражений в зависимости от этиологии и типа поражения. При формулировке диагноза у больного обязательно указывается характер поражения, этиология, степень тяжести и наличие сердечной недостаточности. Определяется план медикаментозной терапии.

Тема 8: Нарушения ритма сердца и проводимости

Вопросы этиологии, патогенеза, клиники, классификации, диагностики и дифференциальной диагностики нарушений ритма сердца и проводимости разбираются на лекции «Нарушения ритма и проводимости: виды, классификация, диагностика, основы современной терапии». Особое внимание обращается при этом на принципы диагностики по клиническим проявлениям и данным ЭКГ. Определяются основные принципы терапии.

На семинаре «Лечение нарушений ритма на всех этапах» отрабатываются вопросы детального подхода к терапии нарушений функции синусового узла (ССУ, синусовая аритмия, синусовая тахикардия, брадикардия), нарушений возбудимости (экстрасистолия, мерцательная аритмия), нарушений проводимости с учетом точки приложения основных антиаритмических препаратов и противопоказаний к их применению. Особое внимание уделяется разбору ургентной терапии.

На практическом занятии уделяется внимание рассмотрению основных ЭКГ-признаков аритмий и самостоятельной расшифровке соответствующих ЭКГ-данных.

Тема 9: Недостаточность кровообращения

Вопросы этиологии, патогенеза, клиники, классификации, диагностики разбираются на лекции «Хроническая недостаточность кровобращения: классификация, диагностика, основы современной терапии». Особое внимание обращается на нейрогуморальный механизм формирования основных симптомов, что определяет построение современной схемы терапии.

На практическом занятии при разборе больного с хронической сердечной недостаточностью решаются вопросы физикального обследования больного, построения плана лабораторного и инструментального исследования. При формулировке диагноза у больного с ХСН обязательно указывается причина развития, стадия и функциональный класс. Определяется выбор схемы лечения больного с учетом стадии, сердечного ритма и вида дисфункции миокарда левого желудочка.

РАЗДЕЛ 6

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Тема 1: Ревматические пороки сердца

Проблема ревматических пороков сердца разбираются на семинарском занятии «Дифференциальная диагностика при приобретенных пороках сердца», где подробно рассматривается вопросы гемодинамики при различных пороках, клинические проявления на разных стадиях их формирования (компенсация, начальная декомпенсация, конечная декомпенсация), диагностическая (данные инструментальных методов исследования) и дифференциально- диагностическая тактика при митральной недостаточности, митральном стенозе, аортальной недостаточности, аортальном стенозе. Разбираются принципы терапии при различных вариантах ревматических пороков, определяются возможные комбинации применяемых препаратов, противопоказания к их применению и возможные побочные эффекты. Отдельно обсуждаются действия врача при критических стенозах на фоне приобретенных пороков сердца.

Тема 2: Заболевания суставов

Патология суставов разбирается на лекции «Остеоартроз: проблемы диагностики и дифференциальной диагностики» и семинарах «Обследование артрологического больного» и «Ревматоидный артрит», а также на практическом занятии «Клинический разбор больных с заболеваниями суставов».

Лекция «Остеоартроз: проблемы диагностики и дифференциальной диагностики» посвящена вопросам диагностики и лечения данного заболевания с одновременным проведением дифференциальной диагностики суставного синдрома.

На семинаре «Обследование артрологического больного» разбираются приемы физикального обследования больного при суставном синдроме, а также особенности физикальных данных при различной суставной патологии.

На семинаре «Ревматоидный артрит» подробно рассматриваются вопросы диагностики и терапии ревматоидного артрита в зависимости от клинических проявлений, лабораторных данных, рентгенологической стадии заболевания, наличия висцеральных проявлений, осложнений и сопутствующей патологии.

На практическом занятии проводится разбор больного с патологией суставов. Разбираются вопросы дифференциальной диагностики, составляется план обследования, формулируется диагноз и разрабатывается тактика лечения в каждом конкретном случае.

Тема 3: Диффузные заболевания соединительной ткани (ДЗСТ)

На лекции « Диффузные заболевания соединительной ткани. Этиология, патогенез, классификация. Современные подходы к диагностике и терапии» отражаются современные взгляды на механизм развития ДЗСТ, представляется новая классификация данных заболеваний и ревматизма в том числе, излагается алгоритм физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики и дифференциальной диагностики.

На практическом занятии проводится разбор больного с диффузным заболеванием соединительной ткани, разбираются критерии клинической диагностики, вопросы дифференциальной диагностики, составляется план обследования, формулируется диагноз и разрабатывается тактика лечения в каждом конкретном случае.

Тема 4: Остеопороз.

Проблема рассматривается на лекции «Остеопороз: этиология, классификация, диагностика; современные подходы к лечению».

При изложении материала дается определение понятия, социально-экономической значимости проблемы остеопороза в связи с его широкой распространенностью и наличием тяжелых осложнений. Представляются современные данные о физиологии костной ткани и регуляторных механизмах костеобразования и костеразрушения. Излагается классификация остеопороза по типам и этиологическому признаку, подробно разбирается этиология и мезанизмы развития менопаузального, сенильного, стероидного остеопороза. Перечисляются современные методы лабораторной и инструментальной диагностики с выработкой показаний к их применению. Представляются основные группы лекарственных препаратов, применяемых в лечении остеопороза, с указанием их доз, схем и контроля за проводимой терапией. В заключении указываются методы первичной и вторичной профилактики.

РАЗДЕЛ 7

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Тема 1: Методы обследования больных с заболеваниями органов пищеварения

Во время проведения практических занятий, при клиническом разборе больных обращается внимание на последовательность опроса больного (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни), важность отдельных физикальных методов исследования (общий осмотр, осмотр ротовой полости, осмотр области живота, поверхностная и глубокая пальпация, перкуссия, аускультация; осмотр, перкуссия, пальпация печени и селезенки) для диагностики заболеваний органов пищеварения.

Тема 2: Болезни пищевода

На лекции «Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: этиология, патогенез, диагностика, осложнения, основы современной терапии» рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, клиники рефлюкс-эзофагита и определяются принципы лабораторной и инструментальной диагностики. Предлагается алгоритм дифференциальной диагностики с другими поражениями пищевода и излагаются принципы ступенчатой терапии у учетом выраженности эзофагита, моторных расстройств, клиники и развившихся осложнений.

На практическом занятии при разборе больного с поражениями пищевода решаются вопросы построения плана лабораторного и инструментального исследования; осуществляется дифференциальная диагностика с болями в грудной клетке различного генеза (ИБС, аортит, межреберная невралгия, поражения плевры и т.д.), а также с патологией желудочно-кишечного тракта (обострение язвенной болезни и хронического панкреатита, желчная колика). Отдельно разбирается вопрос ранней диагностики пищевода Баррета. При формулировке диагноза у больного с поражением пищевода обращается внимание на ЭГДС-признаки и данные суточной РН-метрии и манометрии пищевода. Вырабатывается план антисекреторной терапии и использования средств, регулирующих моторику желудочно-кишечного тракта с учетом степени выраженности поражения пищевода и имеющихся осложнений.

Тема 3: Болезни желудка

Вопросы патологии желудка рассматриваются на лекциях «Неязвенная диспепсия: понятие, диагностика, принципы терапии» и «Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки: этиология, патогенез, осложнения, основы современной терапии». Особое внимание обращается на принципы инструментальной и морфологической диагностики (особенно для ранней диагностики рака желудка), а также схемы и принципы антихеликобактерной терапии.

На семинарском занятии разбирается проблема «Тактики терапевта при желудочно-кишечных кровотечениях». Рассматриваются причины кровотечений из желудочно-кишечного тракта, патогенез их развития в зависимости от этиологии, жалобы и клинические проявления, клиническая классификация по степени тяжести и классификация по эндоскопической картине, диагностические и дифференциально-диагностические критерии желудочно-кишечных кровотечений. Особое внимание уделяется терапевтической тактике на догоспитальном и стационарном этапе при кровотечениях язвенной природы и кровотечениях из варикозно расширенных вен пищевода и желудка, а также вопросам профилактики развития первичных и повторных кровотечений.

На практических занятиях при разборе больного с хроническим гастритом или язвенной болезнью конкретно решаются вопросы построения плана лабораторного и инструментального исследования, а также осуществляется дифференциальная диагностика с раком желудка, ГЭРБ, хроническим панкреатитом и холециститом..При формулировке диагноза обращается внимание на указание локализации процесса, этиологию и фазу течения заболевания.

Тема 4: Болезни кишечника

Патология кишечника разбирается на лекциях « Синдромы при поражениях кишечника» и «Синдром раздраженного кишечника», «Воспалительные заболевания кишечника и семинарском занятии «Синдром нарушения микробной флоры кишечника» и практическом занятии «Клинический разбор больного с заболеваниями кишечника».

На лекции «Синдромы при поражениях кишечника» рассматриваются этиология, патогенез, клинические проявления, принципы терапии основных синдромов, развивающихся при заболеваниях тонкого кишечника – мальдигестии и мальабсорбции.

На лекции «Синдром раздраженного кишечника» (СРК) рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, клиники СРК и определяются принципы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики. Предлагается алгоритм дифференциальной диагностики с другими поражениями желудочно-кишечного тракта и излагаются принципы ступенчатой терапии у учетом выраженности СРК, моторных расстройств, клиники.

На лекции «Воспалительные заболевания кишечника» (ВЗК) рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, клиники язвенного колита и болезни Крона. Определяются принципы их клинической, лабораторной и инструментальной диагностики. Проводится их дифференциальная диагностика .Предлагается алгоритм дифференциальной диагностики с другими поражениями желудочно-кишечного тракта и излагаются принципы терапии ВЗК с учетом степени тяжести и локализации процесса.

На семинаре «Синдром нарушения микробной флоры кишечника» рассматриваются особенности микробного спектра различных отделов кишечникав норме, разбираются вопросы этиологии, патогенеза, клиники, классификации дисбиоза тонкого и толстого кишечника, определяются принципы его лабораторной и инструментальной диагностики. Предлагается алгоритм дифференциальной диагностики с другими поражениями кишечника, в том числе инфекционной природы, и излагаются принципы ступенчатой терапии с учетом этиологии, выраженности клинических проявлений дисбиоза, наличия моторных расстройств.

На практическом занятии «Клинический разбор больного с заболеваниями кишечника» конкретно решаются вопросы составления плана лабораторного и инструментального исследования, осуществляется дифференциальная диагностика, формулируется диагноз, разрабатывается план лечения.

Тема 5: Болезни печени и желчных путей

Патология печени и желчных путей разбирается на лекциях «Вирусные гепатиты В и С», «Алкогольная болезнь печени», «Циррозы печени», «Синдром холестаза: этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения», семинаре «Осложнения при циррозах печени» и на практических занятиях «Клинический разбор больного с циррозом печени», «Клинический разбор больного с хроническим гапатитом», «Клинический разбор больного с хроническим холециститом».

На лекциях рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза; разбираются классификация, клинические проявления, диагностические критерии (лабораторные и инструментальные), дифференциальная диагностика и принципы терапии хронических вирусных гепатитов, циррозов печени, лекарственных поражений, алкогольной болезни печени и синдрома холестаза. Обращается внимание на показания и противопоказания к назначению противовирусных препаратов, препаратов желчных кислот, адемитионина, гепатопротекторов, антифибротических средств.

На семинаре «Осложнения при циррозах печени» определяется тактика диагностики и лечения асцитического, гепато-ренального синдромов, синдрома портальной гипертензии, печеночной энцефалопатии..

На практических занятиях по разбору больных с хроническим холециститом, хроническим гепатитом, циррозом печени конкретно решаются вопросы составления плана лабораторного и инструментального исследования, осуществляется дифференциальная диагностика, формулируется диагноз, разрабатывается план лечения.

Т ема 6: Болезни поджелудочной железы

Вопросы патологии поджелудочной железы рассматриваются на лекции «Хронические панкреатиты: патогенез, диагностика инструментальная и лабораторная, лечение».

На лекции разбираются вопросы этиологии, патогенеза, классификация, клинические проявления, диагностика и дифференциальая диагностика хронических панкреатитов. Особое внимание уделяется терапевтической тактике при купировании болевого синдрома, показания к проведению антиферментной терапии, назначению антисекреторных средств и индивидуальному подходу к заместительной ферментной терапии.

РАЗДЕЛ 8

БОЛЕЗНИ ПОЧЕК

Тема 1: Гломерулонефриты

Проблема гломерулонефритов разбирается на практическом занятии «Клинический разбор больного с хроническим гломерулонефритом» и семинаре «Хроническая почечная недостаточность», где рассматриваются основные этиологические факторы гломерулонефрита, иммунологические механизмы прогрессирования, клиническая классификация гломерулонефритов, морфологические варианты и клинические проявления гломерулонефритов. На основании анализа истории болезни составляется план обследования и лечения больного в конкретном случае, а также рассматриваются общие подходы к лечению различных клинических форм гломерулонефритов с акцентом на цитостатическую терапию. Определяяются подходы к диагностике и лечению хронической почечной недостаточности.

Тема 2: Пиелонефриты

Проблема пиелонефритов разбирается на лекции «Хронический пиелонефрит: этиология, патогенез, диагностика, принципы современной терапии» и практическом занятии «Клинический разбор больного с хроническим пиелонефритом».

На лекции рассматриваются вопросы эпидемиологии инфекции мочевых путей, основные этиологические факторы, механизмы патогенеза, факторы риска и защиты в развитии пиелонефритов, клиническая классификация, морфологические изменения и клинические проявления пиелонефритов. Особое внимание уделяются причинам развития, клинической картине пиелонефрита у детей, беременных женщин и лиц пожилого возраста. Подробно излагаются вопросы выбора антибактериальной терапии и профилактики инфекций мочевых путей.

На практическом занятии проводится разбор больных с хроническими пиелонефритами, составляется план обследования и лечения в каждом конкретном случае. Рассматриваются общие подходы к лечению различных клинических форм пиелонефритов с учетом показаний к адекватной антибактериальной терапии и разрабатываются роторные схемы длительной профилактики обострений заболевания.

РАЗДЕЛ 9

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ

Тема 1: Анемии.

Вопросы анемии разбираются на семинаре « Дифференцированное лечение анемий».

На семинаре отрабатываются вопросы детального подхода к терапии анемии с учетом причины ее развития. Обсуждаются схемы и дозы препаратов, применяющихся в лечении анемии, а также показания к их применению Отдельно разбирается вопрос о показаниях к переливанию крови. Особое внимание уделяется разбору ургентной терапии при прекоматозных и коматозных состояниях при В-12 – дефицитной анемии.

РАЗДЕЛ 10

ЭНДОКРИННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Тема 1: Сахарный диабет

Вопросы сахарного диабета разбираются на лекции «Сахарный диабет: этиология, патогенез, классификация, принципы лечения диабета»

На лекции рассматриваются вопросы эпидемиологии, основные этиологические факторы, механизмы патогенеза, факторы риска развития диабета 2 типа, современная клиническая классификация, причины формирования сосудистых осложнений и нейропатии при диабете. Предлагается алгоритм диагностики гипергликемий, разбирается клиника «диабетической стопы», а также стадии развития и клнические особенности диабетической нефроангиопатии и нейропатии. Особое внимание уделяются вопросам дифференцированной терапии диабета 2 типа и его осложнений.

Тема 2: Ожирение.

Данная проблема разбирается на семинаре «Метаболический синдром». Проводится самостоятельная курация больных с наличием ожирения, а затем разрабатывается план исследования данного больного, решаются вопросы построения диагноза с указанием типа и степени тяжести ожирения. На конкретном примере определяется диагностика возможного наличия синдрома инсулинорезистентности. Рассматриваются общие подходы к выработке диетического режима, режима физических нагрузок, а также принципы медикаментозной терапии. Отрабатываются планы по профилактике осложнений.

РАЗДЕЛ 12

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ И РЕАНИМАЦИЯ

В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Тема 1: Интенсивная терапия и реанимация в кардиологии

Основное внимание интенсивной терапии уделяется на лекции «Острая сердечная недостаточность (ОСН)» и семинаре «Острый коронарный синдром». При изложении материала лекции разбираются причины развития ОСН, ее формы , методы диагностики и дифференциальной диагностики, а также алгоритм действий врача на всех этапах наблюдения и ведения больного.

На семинарском занятии «Острый коронарный синдром» подробно рассматриваются причины дестабилизации течения стенокардии, определяется четкий алгоритм диагностики и дифференциальной диагностики нестабильной стенокардии и острого мелкоочагового инфаркта миокарда, последовательность действий участкового терапевта, врача скорой помощи, врача приемного отделения стационара, врача блока интенсивной терапии и врача специализированного и терапевтического отделений. Разбирается тактика антиангинальной, дезагрегантной терапии при нестабильной стенокардии на догоспитальном этапе и в условиях стационара, показания к проведению фибринолиза при инфаркте миокарда. Отдельно обсуждаются вопросы ведения больного после выписки из стационара.

Тема 2: Интенсивная терапия и реанимация в пульмонологии

Вопросы интенсивной терапии легочных больных подробно обсуждаются на семинарах «Диагностика и лечение астматического статуса» и «Тромбоэмболия легочной артерии». В процессе изложения материала особое внимание обращается на вопросы действия врача в процессе диагностики, плане дифференциальной диагностики и экстренной медикаментозной терапии с разбором предлагаемых схем, доз препаратов и последовательности оказания помощи.

РАЗДЕЛ 13

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Тема 1: Диетотерапия

Вопросы подбора диеты и правильного питания с учетом имеющегося заболевания отрабатываются на всех семинарах и практических занятиях при клиническом исследовании больных и выработке плана терапии.

Тема 2: Физиотерапия и санаторно-курортное лечение

Излагаются при проведении практических занятий по всем разделам терапии.

РАЗДЕЛ 14

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ И ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВ

Вопросы подбора лекарственной терапии в основном разрешаются на практических занятиях при клиническом разборе пациентов с патологией всех органов и систем.

РАЗДЕЛ 15

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СМЕЖНОЙ ПАТОЛОГИИ

Тема 1: Инфекционные болезни.

На лекции «Вирусный гепатит В и С: патогенез, лабораторная и инструментальная диагностика, лечение» разбираются механизмы формирования вирусного поражения печени (фазы репликации и интеграции), причины хронизации процесса, значение вирусоносительства, возможные осложнения.

На семинаре «Синдром нарушения микробной флоры кишечника» проводится дифференциальная диагностика между инфекционными поражениями кишечника и дисбиозами.

Тема 2: Туберкулез органов дыхания

Проблема туберкулеза органов дыхания обязательно обсуждается при разборе больных с легочной патологией в плане дифференциальной диагностики на семинарских и практических занятиях.

Тема 3: Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания

В лекции «Алкогольная болезнь печени: патогенез, особенности клинических проявлений, принципы лечения» подробно излагается вопрос социально-экономической значимости алкоголизма; рассматривается процесс метаболизма этанола в желудке и печени с разбором последствий алкоголизма.

На практических занятиях при обсуждении больных с заболеваниями печени обязательно проводится дифференциальная диагностика с алкогольной болезнью.

Тема 4: Онкологические заболевания

Вопросы опухолевых заболеваний подробно излагаются на лекции «Диссеминированные поражения легких», «Язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки» при проведении дифференциальной диагностики и разборе ранней диагностики предраковых поражений желудка и на лекции «Дифференциальная диагностика при поражениях плевры».

На практических занятиях при разборе больных с пневмонией, язвенной болезнью желудка, хроническим гастритом, поражениями печени, поджелудочной железы, кишечника, почек проводится дифференциальная диагностика с опухолевыми поражениями соответствующей локализации и отрабатывается план лабораторных и инструментальных мероприятий для верификации диагноза.

2.3. Заключение:

В результате прохождения общего усовершенствования по специальности «терапия» врачи-курсанты получают новые сведения о вопросах этиологии, патогенеза, методах диагностики и лечения различных нозологических форм терапевтической патологии, итогом чего является сдача ими письменного и сертификационного экзаменов по данной дисциплине.

Наличие свидетельства об окончании курса является обязательным для допуска врача к сдаче аттестационного экзамена с целью получения категории.

2.4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

цикла общего усовершенствования (ОУ ) «ТЕРАПИЯ»

Цель обучения на цикле : дальнейшее пополнение знаний врача-терапевта по актуальным вопросам терапии и смежных дисциплин, а также совершенствование практических умений и навыков, необходимых в их профессиональной деятельности в соответствии с профессионально-должностными требованиями, предъявляемыми к врачу-терапевту

Категория слушателей: врачи-терапевты со стажем работы по специальности

Срок обучения: 2 мес (288 ч).

Форма обучения: очная с отрывом от работ.

Режим занятий: 6 ч в день, 36 ч в неделю.

Код, наименование курсов и разделов

Число учебных часов

Лекции

Практ занятия

Семинары

Всего

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основы социальной гигиены и органи- - 1 1 2

зации терапевтической помощи в России

Тема 1 Теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения в РФ

-

-

1

1

2

Раздел 2. Теоретические основы внутренней пато-

логии 1 - 1 2

Тема 1. Аллергическая реактивность и механизмы аллергических реакций

1

-

1

2

Раздел 3. Общие методы обследования терапевти- 1 4 1 6

ческих больных

Тема 1 Значение общеврачебного обследования в современной диагностике внутренних болезней

-

1

-

1

Тема 2 Лабораторные методы исследования в диагностике внутренних болезней

1

2

1

4

Тема 3 Роль и место инструментальных и аппаратных методов диагностики в терапевтической клинике

1

1

-

1

Раздел 4 . Болезни органов дыхания 16 11 11 38

Тема 1 Обследование больных с заболеваниями органов дыхания

-

1

-

1

Тема 2 Бронхит

3

2

3

8

Тема 3 Пневмония

7

2

4

13

Тема 4 Бронхиальная астма

2

3

3

8

Тема 5 Болезни плевры

3

-

-

3

Тема 6 Дыхательная недостаточность

1

1

1

3

Тема 7 Легочное сердце

-

2

-

2

Раздел 5 . Болезни сердечно-сосудистой системы

26 24 21 71

Тема 1 Методы обследования больных с сердечно-сосудистой патологией

-

3

-

3

Тема 2 Атеросклероз

3

2

-

5

Тема 3 ИБС. Стенокардия

3

3

6

12

Тема 4 Инфаркт миокарда

3

3

-

6

Тема 5 Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии.

7

3

9

19

Тема 6 Нейро-циркуляторная дистония

2

-

-

2

Тема 7 Болезни миокарда

-

4

-

4

Тема 8 Нарушения ритма сердца и проводимости

4

3

6

13

Тема 9 Недостаточность кровообращения

4

3

-

7

Раздел 6. Ревматические болезни 11 7 9 27

Тема 1 Ревматизм

-

-

-

-

Тема 2 Ревматические пороки сердца

-

-

3

3

Тема 3 Заболевания суставов

3

3

6

12

Тема 4 Диффузные заболевания соединительной ткани

4

3

-

7

Тема 5 Остеопороз

4

1

-

5

Раздел 7 . Болезни органов пишеварения 35 18 6 59

Тема.1 Методы исследования больных с заболеваниями органов пишеварения

-

1

-

1

Тема 2 Болезни пищевода

4

1

-

5

Тема 3 Болезни желудка

7

5

4

16

Тема 4 Болезни кишечника

8

3

2

13

Тема 5 Болезни печени и желчных путей

13

8

-

21

Тема 6 Болезни поджелудочной железы

3

-

-

3

Раздел 8 . Болезни почек 3 7 3 13

Тема 1 Гломерулонефриты (острые и хронические)

-

3

3

6

Тема 2 Пиелонефриты

3

4

-

7

Раздел 9. Болезни органов кроветворения - - 3 3

Тема 1 Анемии

-

-

3

3

Раздел 10 . Эндокринные заболевания 3 - 3 6

Тема 1 Сахарный диабет

3

-

-

3

Тема 2 Ожирение

-

3

3

Раздел 12. Интенсивная терапия и реанимация в 3 - 12 15

клинике внутренних болезней

Тема 1 Интенсивная терапия и реанимация в кардиологии

3

-

3

6

Тема 2 Интенсивная терапия и реанимация в пульмонологии

-

-

6

6

Тема 3 Интенсивная терапия и реанимация в эндокринологии

-

-

3

3

Раздел 13. Немедикаментозные методы лечения

терапевтических больных - 2 - 2

Тема 1 Диетотерапия

-

1

-

1

Тема 2 Физиотерапия и санаторно-курортное лечение

-

1

-

1

Раздел 14. Клиническая фармакология и тактика

применения лекарств - 6 - 6

Тема 1 Лекарственные средства, применяемые при сердечно-сосудис­тых заболеваниях

-

2

-

2

Тема 2 Лекарственные средства, применяемые при ревматических и аутоиммунных заболеваниях

-

1

-

1

Тема 3 Лекарственные средства, применяемые при бронхообструкивных заболеваниях легких

-

1

-

1

Тема 4 Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях органов пищеварения

-

2

-

2

Раздел 15. Отдельные вопросы смежной патологии 3 4 2 9

Тема 1 Инфекционные болезни

1

-

1

2

Тема 2 Туберкулез органов дыхания

-

1

1

2

Тема 3 Хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания

1

1

-

2

Тема 4 Онкологические заболевания

1

2

-

3

Письменный экзамен + тестирование

-

-

3+2

5

Сертификационный экзамен

-

6

-

6

Всего

102

90

78

270

Военно-экстремальная медицина

-

18

-

18

Итого

102

108

78

288

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ

Название лекции

Перечень вопросов лекции

Методическое обеспечение

Раздел. 1, 2, 3, 15

1.

Хроническая обструктивная болезнь легких

Новое в этиологии, патогене-

зе; методы диагностики; со-

временные подходы к лече-

нию

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

2.

Острые пневмонии:

Этиология, мезанизм разви-

тия, классификация, диагнос-

тика, дифференциальная диагностика, современные подходы к подбору антибио- тиков и других лекарствен-

ных препаратов.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

3.

Бронхиальная астма

Новое в этиологии, патогене-

зе; классификация, дагности-

ка; дифференциальная диаг-

ностика, современные подхо-

ды к астмотерапии

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

4.

Дифференциальная диагностика при поражениях плевры

Патогнетические группы, этио

логия, патогенез, классифи-

кация плевритов; клиника, методы диагностики и лечения серозно-фибринозного плев-

рита, эмпиемы плевры, фибри

нозного плеврита; этиология, патогенез, клиника, методы диагностики и лечения спон-

танного пневмоторакса

Мультимедийная презентация

Рентгеновские снимки

Демонстрация больного

5.

Диссеминированные поражения легких: дифференциальнвя диагностика

Патогенетические группы, этиология. ДПЛ, Клиника, диагностические отличия

Мультимедийная презентация

Рентгеновские снимки

Демонстрация больного

Раздел 6

6.

Остеопороз

Определение понятия, социа-

льно-экономическая значи-

мость; Современные представ-

ления о физиологии костной ткани и регуляторных меха-

низмах костеобразования; классификация, этиология, причины и мезанизмы разви-

тия, иагностика, современные подходы к дифференцирован

ному применению лекарст-

венных препаратов.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

7.

Диффузные заболевания соединительной ткани. Этиология, патогенез, классификация. Современные подходы к диагностике и терапии.

-Определение понятия

-Этиология, патогенез,класси-

фикация, диагностика, диффе

ренциальная диагностика, современные принципы патогенетической терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

8.

Остеоартроз: проблемы диагностики и дифференциальной диагностики

Этиология, механизм разви-

тия остеоартроза, классифика-

ция, клиническая картина, диф

ференциальная диагностика современные подходы к терапии

Мультимедийная презентация

Рентгеновские снимки

Демонстрация больного

Раздел 5, 12

9

Артериальная гипертония

Этиология, мезанизмы формирования, факторы риска, классификация по степени и стадии АГ, стратификация риска, диагностика, дифференциальная диагностика, современные подходы к лечению.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

10.

Симптоматические гипертонии

Этиология, мезанизм разви-

тия, классификация, диагнос-

тика, дифференциальная диагностика эндокринных, почечных, центральных, гемодинамических АГ

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

11.

Ишемическая болезнь сердца: стенокардия.

Классификация ИБС. Этиология, факторы риска, мезанизм развития, классифи

Кация стенокардии. Диагнос-

тика, дифференциальная диагностика, современные подходы к антиангинальной и метаболической терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

12.

Ишемическая болезнь сердца: острый инфаркт миокарда

Этиология, мезанизм разви-

тия, клиника, диагностика, дифференциальная диагнос-

тика, ЭКГ-признаки ИМ. Современные подходы к обезболиванию, подбор антиангинальных препаратов, фибринолитическая и антиагрегантная терапия.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

13.

Острая сердечная недостаточность

Причины развития, формы, диагностика, дифференциальная диагностика, интенсивная терапия при кардиогенном шоке, острой левожелудочковой недостаточности

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

14.

Нарушения ритма и проводимости

Виды, мезанизмы разви-

тия, классификация, диагнос-

тика, дифференциальная диагностика, основы антиарит-мической терапии при экстра-систолии, пароксизмальных нарушениях ритма, внутри-сердечных блокадах, остановке сердца.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

ЭКГ-пленки

15.

Хроническая недостаточность кровообращения

Этиология, мезанизм разви-

тия, классификация, диагнос-

тика, современные подходы к подбору терапии (роль иАПФ ,сердечных гликозидов, β- адреноблокаторов,АРА-П, диуретиков,антагонистов альдостерона).

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

16.

Гиперлипидемии в клинике внутренних болезней

Виды,патогенез,классификация, диагностика, дифференциаль-

ная диагностика различных типов, современные подходы к подбору к гиполипидемиче

ским лекарственхых препаратов.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

Раздел 7, 15

17.

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

Этиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения. Дифференциальная диагностика при атипичных формах ГЭРБ. Современные подходы к подбору антисекреторной и прокинетической терапии в зависимости от стадии заболевания и выраженности рефлюкс-эзофагита.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

Демонстрация данных рН-метрии и манометрии пищевода

18.

Неязвенная диспепсия

Понятие, диагностика, дифференциальная диагностика, современные дифференцированные подходы к терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

19.

Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки

Этиология, мезанизмы разви-

тия, классификация, диагнос-

тика, дифференциальная диагностика, осложнения. Особенности патогенеза и клинических проявлений нестероидной гастропатии. Принципы современной терапии ( схемы эрадикации, антисекреторная терапия); особенности лечения нестероидных гастропатий.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

20.

Синдромы при поражении кишечника

Анатомо-физиологические особенности различных отделов кишечника; этиология, патогенез, классификация синдрома мальдигестии и синдрома мальабсорбции, диаг-

ностика, дифференциальная диагностика, принципы терапии. Особенности лечения диарейного синдрома.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

21

Воспалительные заболевания кишечника

Определение понятия, рас-

пространенность и социальная значимост язвенного колита и болезни Крона. Этиология, мезанизмы развития, классификация, диагностика, дифференциальная диагностика с другими поражениями кишечника, современные подходы к терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

22.

Синдром раздраженного кишечника

Определение понятия, рас-

пространенность и социальная значимость. Этиология, мезанизмы развития, классификация, диагностика, дифференциальная диагностика с органическими поражениями кишечника, современные подходы к терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

23.

Синдром холестаза

Определение понятия, современные представления о механизмах желчеобразования и желчевыведения, Причины развития, классификация. Лабораторные и инструмен-

тальные дифференциально-диагностические признаки. Принципы лечения.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

24

Вирусные гепатиты В и С

Этиология, мезанизм разви-

тия, классификация, диагнос-

тика, дифференциальная диагностика, современные подходы к подбору противовирусной терапии и других лекарственных препаратов.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

25.

Хронические панкреатиты

Этиология, патогенез,, классификация, клиника, лабораторная и инструментальная диагностика, дифференциальная диагностика, современные подходы к подбору анальгетической, антисекреторной и ферментной терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

26.

Алкогольная болезнь печени

Определение понятия, эпиде-

миология, факторы риска. Этапы метаболизма этанола в печени\ Механизм формиро-

вания АБП. Клинические вари-

анты, особенности клинических проявлений, Диагностика, диф

ференциальная диагностика, современные подходы к тера-

пии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

27

Циррозы печени

Этиология, мезанизм разви-

тия, классификация, клиника, осложнения. Диагностика, дифференциальная диагнос-

тика, современные подходы к терапии циррозов и их осложнений.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного

Раздел 8

28.

Хронический пиелонефрит

Этиология, патогенез, класси-

фикация, клиника, диагностика, дифференциальная диагнос-

тика, современные подходы к подбору антибактериальной терапии.

Мультимедийная презентация

Демонстрация больного Анализы мочи

Раздел 10

29.

Сахарный диабет

Этиология, новые взгляды на патогенез СД П типа, класси-