Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Сервис транспортных и технологических машин и оборудования

 

             

Сервис транспортных и технологических машин и оборудования

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Владимирский государственный университет

СЕРВИС ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Методические указания к дипломному проектированию

Составитель

В.Г. Тюльпа

Владимир 2006

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПМЛОНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломное проектирование по кафедре «Автомобильный транспорт» для студентов специальности 190603 – «сервис транспортных и технологических машин и оборудования» является завершающим ответственным этапом подготовки инженера автомобильного транспорта. Решение комплексной задачи проектирования станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) требует определенных навыков, умения работать со специальной литературой и применять знания, полученные студентом в ходе теоретического обучения и производственных практик.

Основными целями дипломного проектирования являются обобщение ранее полученных знаний и их дальнейшее пополнение, а также умение самостоятельно решать практические вопросы в области данной специальности.

Основные задачи дипломного проектирования:

- овладение методикой проектирования новых и реконструкции существующих СТОА и их отдельных зон, участков, отделений и т.п.;

- закрепление навыков по выполнению технологического расчета СТОА и ее отдельных составляющих;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладения методами исследования и современными информационными технологиями в дипломном проектировании;

- приобретение навыков патентного поиска и анализа эффективности принимаемых решений;

- закрепление навыков пользования научной, технической и справочной литературой, ГОСТами, типовыми проектами и другой нормативно-технической документацией.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Темы дипломных проектов подготавливает кафедра. Основная часть тем формируется по предложениям предприятий и организация автосервиса, темы должны иметь практическое значение.

2.2. Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта, но студент может предложить и свою тему с необходимым обоснованием ее целесообразности (например, разработка темы для предприятия – места будущей работы студента).

2.3. Закрепление за студентом темы дипломного проекта оформляется приказом ректора по представлению кафедры и личному заявлению студента перед направлением его на преддипломную практику. В этом же приказе каждому студенту назначается руководитель дипломного проекта (преподаватели кафедры или ведущие специалисты предприятий автосервиса).

2.4. В соответствии с темой дипломного проекта руководитель составляет задание на преддипломную практику по сбору материала к дипломному проектированию, утверждаемое заведующим кафедрой.

2.5. Перед началом дипломного проектирования руководитель составляет задание на дипломное проектирование с подробным составом и объемом работ.

2.6. Кафедрой разрабатывается календарный график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов дипломного проектирования, в который руководитель проставляет процент выполнения проекта студентом.

2.7. Студент выполняет все виды работ над проектом самостоятельно, поэтому за принятые решения и за правильность всех вычислений несет личную ответственность.

2.8. Учитывая важность самостоятель6но работы студента над дипломным проектом, роль руководителя водится к выдаче задания с уточнением состава и объемов работы по разделам, к советам по принципиальным направлениям в решении основных задач и к контролю работы студента над проектом еженедельно.

2.9. Законченный проект подписывается студентом, проверяется и подписывается консультантами и после этого представляется руководителю. После проверки и одобрения дипломного проекта руководитель подписывает его и дает письменный отзыв, что дает возможность студенту представить проект заведующему кафедрой. Заведующий кафедрой на основании представленного проекта решает вопрос о допуске студента к защите.

2.10. Дипломный проект, допущенный заведующим кафедрой к защите, направляется на рецензию, и после ознакомления студента с рецензией – в государственную аттестационную комиссию (ГАК).

2.11. Кафедра может не допустить студента к защите проекта, если проект не отвечает действующим требованиям, небрежно оформлен или предоставлен на кафедру с опозданием. В этом случае студент отчисляется из университета за неуспеваемость с выдачей ему соответствующей справки.

2.12. Публичная защита дипломных проектов организуется выпускающей кафедрой совместно с председателем ГАК в сроки, установленные графиком заседаний ГАК, который утверждается ректором университета.

На заседания ГАК приглашаются студенты (любых курсов), преподаватели и представители производства. Защита дипломных проектов может проходить как в университете, так и на предприятиях автосервиса.

2.13. Порядок защиты дипломных проектов, установленный положением о ГАК следующий:

- объявление председателем ГАК темы проекта и имени автора;

- доклад студента об основных положениях проекта с выделением новизны решения рассматриваемых вопросов в течение не более 15 минут;

- ответы студента на вопросы членов ГАК и присутствующих;

- зачитывание секретарем ГАК отзыва руководителя и рецензии на проект;

- ответы студента на замечания рецензента;

- объявление председателем ГАК об окончании защиты.

После защиты проектов, проведенной в день заседания, ГАК на закрытом совещании проводит обсуждение рассмотренных проектов: из содержания, результатов защиты, отзывов, рецензий и выносит решение об оценке каждого проекта в протоколе заседания. Председатель ГАК после закрытого совещания оглашает результаты защиты и оценки по проектам, решение о присвоение квалификации инженера.

3. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

3.1. Темы проектов в общем случае предусматривают решение ряда технических, технологических, организационных, экономических и других задач, т.е. являются комплексными. При этом основной частью проекта является технологический расчет нового или реконструкция действующего предприятия автосервиса: станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) городской или дорожной; базы централизованного технического обслуживания или ремонта; центра инструментального контроля и других типов предприятий автосервиса. Вышеперечисленные предприятия могут быть предназначены для обслуживания определенного города, района, транспортных магистралей. По мере развития рыночных отношений будет возрастать потребность в создании предприятий автосервиса различной мощности и видов выполняемых работ, станций фирменного обслуживания автомобилей отечественных автозаводов и зарубежных фирм, поэтому все большее количество проектов будет посвящено этой тематике, а также развитию дорожного сервисного обслуживания автомобилей в связи с расширением строительства современных дорог регионального и федерального назначения.

3.2. Темы проектов, выполняемых студентами заочного обучения, должны быть, как правило, полностью или частично увязаны с задачами тем предприятий автосервиса, на которых работают (или с которыми связаны) авторы проектов.

3.3. Для студентов, активно участвующих в научно-исследовательской работе кафедры, дипломный проект может быть заменен дипломной работой (с разрешения ректора университета). Темой дипломной работы может быть исследование или углубленная разработка проблемы, не связанной в проектированием конкретного предприятия, но с существенными научным или практическим значениями.

3.4. Примерные названия тем дипломных проектов:

- проект городской станции (универсальной, специализированной) технического обслуживания автомобилей для (города, района) с разработкой участка производства);

- проект реконструкции конкретной СТОА с разработкой одной из зон или участка;

- проект дорожной СТОА, совмещенной с АЗС с разработкой конкретного участка или зоны;

- проект (реконструкция) центра инструментального контроля для (города, района).

4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

4.1. При общем названии, определяющем основное направление работы, проект обычно состоит из нескольких разделов, наиболее типичными из которых являются:

- технико-экономическое обоснование проектируемого объекта;

- технологический расчет проектируемого или реконструируемого сервисного предприятия;

- проект производственной зоны ТО и ТР, участка, рабочего поста;

- разработка технологических процессов сборки (разборки) отдельных узлов, механизмов, агрегатов; восстановления деталей, узлов автомобиля; технического обслуживания, ремонта, диагностирования;

- исследовательская часть, связанная с технологией или разработкой конкретного участка;

- конструкторская часть, посвященная разработке новой или модернизации существующей модели оборудования;

- разработка вопросов безопасности жизнедеятельности;

- проработка вопросов организации производства;

- экономическая оценка проектируемого предприятия и других разработанных вопросов.

4.2. Дипломный проект должен содержать пояснительную записку объемом не более 110 – 120 листов формата А4 и не менее 10 – 11 листов формата А1 графических материалов. В приводимой таблице дается более детальная структура проекта и примерное распределение объемов работы по разделам.

п/п

Наименование разделов проекта

Объем разделов, листов

Объем работы,

%

Пояснительная записка формат А4

Чертежи

формат А1

1

2

3

4

5

1

2

3

Введение

Технико-экономическое обоснование

Технологический расчет СТОА м участка с разработкой планировочных решений СТОА, производственного корпуса и отдельных зон или участка

2 – 3

6 – 8

35 - 40

-

-

3 - 4

-

5

35

Окончание таблицы

1

2

3

4

5

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Технологический процесс:

- технического обслуживания автомобиля

- диагностирования элементов автомобиля

- текущего ремонта агрегата, узла, системы

- восстановления детали

- сборки (разборки) агрегата, узла

Исследовательская часть

Конструкторская часть с патентной проработкой

Экономическая часть

Организация производства

Безопасность жизнедеятельности

Заключение

Библиография

Приложения

8 – 10

6 – 8

6 – 8

8 – 10

6 – 8

8 – 10

15 – 20

25 – 30

8 – 10

10 – 12

1 – 2

1 – 3

-

1 – 2

1 – 2

1 – 2

1 – 2

1 – 2

1 – 2

2 – 3

1

1

1

-

-

-

10

-

-

-

-

5

15

20

5

5

-

-

-

Всего

110 - 120

10 - 11

100

4.3. Конкретное содержание дипломного проекта определяется заданием на дипломное проектирование. Руководитель дипломного проекта может определять объем каждого раздела проекта, т.е. некоторые разделы могут быть расширенными и иметь больший объем за счет снижения объема других разделов. Но каждый дипломный проект должен содержать в обязательном порядке все основные разделы.

4.4. Основные требования по оформлению пояснительной записки и графической части дипломного проекта указаны в методической литературе [ ].

5. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

5.1. Введение

Во введении к дипломному проекту студент кратко формирует основные задачи, стоящие перед автосервисом, его роль в экономическом и социальном развитии страны, особенности развития автосервиса в настоящее время. Обосновывается актуальность темы дипломного проекта и ее связь с задачами развития автосервиса.

5.2. Технико-экономическое обоснование

Технико-экономическому обоснованию подлежат:

- выбираемый тип станции технического обслуживания автомобилей;

- мощность станции технического обслуживания в зависимости от различных факторов (местонахождение, число обслуживаемых автомобилей, интенсивность движения, численность населения, количество автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, среднегодовой пробег, классы обслуживаемых автомобилей, климатические условия и т.д.);

- режим работы предприятия в зависимости от: его типа, дней работы в году, продолжительности рабочей смены, числа смен, числа дней работы в неделю и т.д.;

нормативно-справочные данные по конкретному проектируемому предприятию (трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега, приемки-выдачи, мойки и уборки, предпродажной подготовке и противокоррозионной обработке).

Принятие решения по обоснованию исходных материалов проектирования должно подкрепляться экономическими расчетами или сравнением технико-экономических показателей с целью выбора оптимального.

В зависимости от темы и поставленных задач исходные данные для проектирования могут быть самыми различными.

5.3. Технологический расчет СТОА

5.3.1. Общие положения

Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размер и тип СТОА (специализированная, универсальная) является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания проектируемой СТОА, а также число заездов на СТОА.

При определении числа обслуживаемых автомобилей необходимо учитывать следующие особенности:

- входящий поток заездов на СТОА характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды услуг и трудоемкостью их выполнения. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что трудовые затраты зависят от возраста автомобиля и что поток заездов можно подразделить на четыре группы:

1-я группа включает работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, текущий ремонт на базе замены деталей, регулировка приборов системы питания и электрооборудования и др.). Средняя удельная трудоемкость по данной группе не более 2чел.-ч, а их доля в структуре заездов – 60 %.

2-ю группу составляют работы с меньшей частотой спроса, чем для работ 1-й группы, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, приборов систем электрооборудования и питания, тормозной системы, шиномонтажные работы и др.). Средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе не более 4 чел.-ч, а их доля в структуре заездов – 20 %.

3-ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел.-ч (мелкие и средние кузовные работы, подкраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.). Эти работы в потоке заездов составляют 13 %.

4-я группа – это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы. Средняя удельная трудоемкость более 8 чел.-ч, а их доля составляет 7 % от общего числа заездов;

- легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т.е. они, как правило, не закреплены за определенными СТОА, и заезды их на станции носят случайный характер;

- часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц, т.е. не все автомобили, которым необходимы ТО и ТР, заезжают на СТОА, а только часть из них.

С учетом приведенных выше особенностей технологический расчет принято выполнять для парка условно обслуживаемых на СТОА автомобилей

N СТОА = Nk , (1)

где N – парк автомобилей региона; k – коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТОА (для отечественных автомобилей k = 0,45…0,50; для автомобилей иностранного производства k = 0,75…0,80).

5.3.2. Структура технологического расчета

В процессе выполнения технологического расчета необходимо решить три основные задачи:

- какими силами будет выполняться заданный объем работ (количество постов и количество работающих);

- какими средствами будет осваиваться заданный объем работ (оборудование постов и участков);

- на каких площадях будет реализовываться заданный объем работ (площади зон, участков, складские, административно-бытовые и общая площадь территории СТОА).

Для решения поставленных задач необходима следующая структура технологического расчета:

- исходные данные;

- расчет годовых объемов работ;

- распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения;

- расчет численности рабочих;

- расчет числа работающих;

- расчет числа постов;

- расчет автомобиле-мест ожидания и хранения;

- определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТОА;

- определение состава и площадей помещений;

- расчет площади территории;

- определение потребности в технологическом оборудовании.

5.3.3. Исходные данные

Исходными данными для технологического расчета являются:

- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам или классам N СТОА ;

- количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год n (согласно ОНТП n = 2);

- годовое количество продаваемых автомобилей (если СТОА продает автомобили) N п ;

- среднегодовой пробег автомобиля L г ;

- число рабочих дней в году Др.г (для городских СТОА Др.г = 305 дней, для дорожных – Др.г = 365 дней);

- продолжительность смены Тсм ;

- число смен С;

- число заездов автомобилей данного типа на станцию в сутки N c ;

- средняя разовая трудоемкость работ одного заезда автомобиля на станцию t ср (чел.-ч).

В качестве примера ниже рассматривается технологический расчет станции обслуживания автомобилей семейства ГАЗ и ВАЗ, для которой приняты исходные данные, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Марки автомобилей

Годовое кол-во условно обслуживаемых на станции автомобилей

N СТОА

Кол-во заездов одного автомобиля в год,

n

Кол-во продаваемых в год автомобилей

N п

Среднегодовой пробег автомобиля

L г , км

Число рабочих дней в году,

Др.г

Продолжительность смены

Тсм , ч

Число

смен

С

ГАЗ

1000

2,0

200

17000

305

8

1,5

ВАЗ

2000

2,0

500

15000

305

8

1,5

5.3.4. Расчет годовых объемов работ

Годовой объем работ СТОА может включать услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные работы (УМР), работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по предпродажной подготовке автомобилей и противокоррозионной обработке кузовов.

Годовой объем работ по ТО и ТР (в чел.-ч)

ТТО,ТР = N СТОА1 L г1 t 1 /1000 + N СТОА2 L г2 t 2 /1000 + … + N СТОА i L г i ti /1000, (2)

где N СТОА1 , N СТОА2 , … N СТОА i – соответственно число автомобилей по каждой модели, обслуживаемых проектируемой СТОА; L г1 , L г2 , … L г i - соответственно среднегодовые пробеги автомобилей, км; t 1 , t 2 , … ti - соответственно удельные трудоемкости работ по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км (табл. 2).

Таблица 2

Трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТОА (по ОНТП-01-91)*

Тип СТОА

и подвижного состава

Удельная трудоемкость ТО и ТР**, чел.-ч/1000 км

Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ,

чел.-ч

ТО и ТР

Мойка и уборка

Приемка и выдача

Предпродажная подготовка

Противокоррозионная обработка

1

2

3

4

5

6

7

Городские СТОА легковых автомобилей:

Окончание табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

- особо малого класса

- малого класса

- среднего класса

2,0

2,3

2,7

-

-

-

0,15

0,20

0,25

0,15

0,20

0,25

3,5

3,5

3,5

3,0

3,0

3,0

Дорожные СТОА:

- легковых автомобилей всех классов

- автобусов и грузовых автомобилей независимо от класса и грузоподъемности

-

-

2,0

2,8

0,20

0,25

0,20

0,30

*Трудоемкости могут быть скорректированы при соответствующем обосновании.

**Без учета уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки.

Годовой объем работ ТО и ТР проектируемой СТОА:

Годовой объем уборочно-моечных работ (чел.-ч)

ТУМР = N зУМР t УМР , (3)

где N зУМР – число заездов в год на УМР; t УМР – средняя трудоемкость УМР, чел.-ч.

Уборочно-моечные работы на СТОА выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.

(4)

Если на СТОА УМР выполняется как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР увеличивается на 3 заезда.

Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг

(5)

Для нашего примера

заездов;

заездов;

заездов;

6000 заездов.

Годовой объем работ УМР (чел.-ч)

ТУМР = ( )t УМР1 +( ) t УМР2 , (6)

где t УМР1 , t УМР2 – соответственно средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной мойке для автомобилей среднего и малого классов (t УМР1 = 0,25 чел.-ч и t УМР2 = 1,15 чел.-ч) и ручной мойке (t УМР1 = t УМР2 = 0,5 чел.-ч).

Для нашего примера

ТУМР = (2000 + 3000)0,15 + (4000 + 6000)0,15 = 2250 чел.-ч.

Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (чел.-ч)

Тn в1 = N СТОА1 nt n в1 ; (7)

Тn в2 = N СТОА2 nt n в1 ,

где nt n в1 , nt n в2 – соответственно разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей среднего и малого классов, чел.-ч.

Для рассматриваемого примера

Тn в = Тn в1 + Тn в2 . (8)

Тn в = 1000·2·0,25 + 2000·2·0,20 = 500 + 800 + 1300 чел.-ч.

Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (вел.-ч)

Тn к = N з n к tn к , (9)

где N з n к – число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; tn к – разовая трудоемкость противокоррозионной обработки кузова на один заезд.

Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 – 5 лет, т.е. 0,2…0,3 заезда в год.

N з n к = N СТОА (0,2…0,3). (10)

В нашем случае принимаем

N з n к = 0,3·3000 = 900 заездов;

Тn к = 900·3,0 = 2700 чел.-ч.

Годовой объем работ по предпродажной подготовке (чел.-ч)

Тпп =N п t пп , (11)

где Nп – количество продаваемых автомобилей в год; t пп – трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (t пп =3,5 чел.-ч).

Для нашего примера

Тпп = 700·3,5 = 2450 чел.-ч.

Результаты расчета годовых объемов работ приводятся по форме табл. 3.

Таблица 3

Годовые объемы работ, чел.-ч

Марки автомобилей

Виды воздействий

Общий годовой объем работ

Т

ТО и ТР ТТО и ТР

УМР

ТУМР

Приемка и выдача автомобилей

Тпв

Противокоррозионная обработка кузова

Тпк

Предпродажная подготовка автомобилей

Тпп

ГАЗ

45900

750

500

900

700

48500

ВАЗ

69000

1500

800

1800

1750

74850

Итого

114900

2250

1300

2700

2450

123600

Кроме работ, приведенных в табл. 3, на СТОА выполняются вспомогательные работы, в состав которых, в частности, входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10…15 % от общего объема работ СТОА.

Для нашего примера объем вспомогательных работ составит

Твсп = 123600·0,1 = 12360 чел.-ч.

5.3.5. Распределение годовых объемов работ по видам

и месту выполнения

В настоящее время ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.

Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.

На СТОА, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.

Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным табл. 4.

Таблица 4

Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТОА, % (по ОНТП-01-91)*

Вид работ

Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов

Распределение объема работ по месту их выполнения

До 5

От 6 до 10

От 11 до 20

От 21 до 30

Свыше 30

На рабочих постах

На производственных

участках

1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностические

6

5

4

4

3

100

-

ТО в полном объеме

35

25

15

10

6

100

-

Смазочные

5

4

3

2

2

100

-

Окончание табл. 4

1

2

3

4

5

6

7

8

Регулировочные по установке углов управляемых колес

10

5

4

4

3

100

-

Ремонт и регулировка тормозов

10

5

3

3

2

100

-

Электротехнические

5

5

4

4

3

80

20

По приборам системы питания

5

5

4

4

3

70

30

Аккумуляторные

1

2

2

2

2

10

90

Шиномонтажные

7

5

2

1

1

30

70

Ремонт узлов, систем и агрегатов

16

10

8

8

8

50

50

Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)

-

10

16

20

25

100

-

Окрасочные

-

10

16

20

25

100

-

Обойные

-

1

3

3

2

50

50

Слесарно-механические

-

8

7

7

5

-

100

Уборочно-моечные

-

-

-

-

-

100

-

Противокоррозионные

-

-

-

-

-

100

-

* Распределение объема работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании

Для выбора распределения объема работ проектируемой СТОА предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения

(12)

где Т – общий годовой объем работы СТОА, чел.-ч; φ – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА (φ = 1,15); Кп – доля постовых работ в общем объеме (0,75…0,8); Дрг – число рабочих дней в году; Тсм – продолжительность смены; С – число смен; Рср – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Рр = 1,5 при полуторасменной организации работы станции); ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (ηп = 0,9).

Для нашего примера

рабочих поста.

Используя данные табл. 4 (колонка от 21 до 30 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТОА по видам и месту выполнения (табл. 5).

Таблица 5

Распределение годового объема работ ТО и ТР

по видам и месту выполнения

Вид работ

Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов

Распределение объема работ по месту их выполнения

На рабочих

постах

На производственных участках

%

чел.-ч

%

чел.-ч

%

чел.-ч

Диагностические

4

4596

100

4596

-

-

ТО в полном объеме

10

11490

100

11490

-

-

Смазочные

2

2298

100

2298

-

-

Регулировочные по установке углов управляемых колес

4

4596

100

4596

-

-

Ремонт и регулировка тормозов

3

3447

100

3447

-

-

Электротехнические

4

4596

80

3676,8

20

919,2

По приборам системы питания

4

4596

70

3217,2

30

1378,8

Аккумуляторные

2

2298

10

229,8

90

2068,2

Шиномонтажные

1

1149

30

344,7

70

804,3

Ремонт узлов, систем и агрегатов

8

9192

50

4596

50

4596

Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)

28

32172

75

24129

25

8043

Окрасочные

20

22980

100

22980

-

-

Обойные

3

3447

50

1723,5

50

1723,5

Слесарно-механические

7

-

-

-

100

8043

Итого

100

114900

87324,0

27576

5.3.6. Расчет численности работающих

Технологически необходимое (явочное) количество производственных рабочих Рт и штатное Рш

(13)

(14)

где Т – годовой объем работ, челю-ч; Фт и Фш – соответственно годовой фонд времени технологически необходимого и штатного рабочего, ч.

Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность неделя и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей Фт = 2020 ч и Фш = 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).

Для нашего примера результаты расчета общей численности производственных рабочих приведены в табл. 6.

Таблица 6

Результаты расчета общей численности

производственных рабочих СТОА

Вид работ

Годовой объем работ, чел.-ч

Рт

Рш

Расчетное

Принятое

Расчетное

Принятое

ТО и ТР

114900

56,88

57

64,9

65

УМР

2250

1,1

2

1,3

2

Приемка и выдача

1300

0,64

2

9,73

2

Противокоррозионная обработка

2700

1,34

2

1,53

2

Предпродажная

подготовка

2450

1,21

1

1,38

1

Итого

123600

61,17

62

69,83

70

Численность вспомогательных рабочих

Рт = = 6,12 ≈ 6 чел.; Рш = = 6,98 ≈ 7 чел.

Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл. 7.

Таблица 7

Результаты расчета производственных рабочих ТО и ТР

по видам работ и месту выполнения

Вид работ

Объем работ ТО и ТР, выполняемый

Численность производственных

рабочих

На рабочих

постах,

чел.-ч

На производственных участках,

чел.-ч

На рабочих

постах

На производственных участках

Рт

Рш

Рт

Рш

Рас-чет-ное

Принятое

Рас-чет-ное

Принятое

Рас-чет-ное

Принятое

Рас-чет-ное

Принятое

Диагностические

4596

-

2,27

2

2,6

3

-

-

-

-

ТО в полном объеме

11490

-

5,69

6

6,49

6

-

-

-

-

Смазочные

2298

-

1,14

1

1,3

1

-

-

-

-

Регулировочные по установке углов управляемых колес

4596

-

2,27

2

2,6

3

-

-

-

-

Ремонт и регулировка тормозов

3447

-

1,7

2

1,95

2

-

-

-

-

Электротехнические

3678,8

919,2

1,82

2

2,08

2

0,45

1

0,52

1

По приборам системы питания

3217,2

1378,8

1,59

2

1,82

2

0,68

-

0,78

-

Аккумуляторные

229,8

2068,2

0,11

-

0,13

-

1,02

1

1,17

1

Шиномонтажные

Ремонт узлов, систем и агрегатов

4596

4596

2,27

2

2,6

3

2,27

2

2,6

3

Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)

24129

8043

11,94

12

13,63

14

3,98

4

4,54

4

Окрасочные

22980

-

12,91

13

14,73

15

-

-

-

-

Обойные

1723,5

1723,5

0,85

1

0,97

1

0,85

1

0,97

1

Слесарно-механические

-

8043

-

-

-

-

3,98

4

4,54

5

Итого

87324

27576

44,73

45

51,1

52

13,63

14

15,57

16

Примечание: принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа

На основании практики проектирования количество других категорий работающих определяется в процентном отношении от общего количества производственных и вспомогательных рабочих и может выражено следующим соотношением:

ИТР – 10…11 %; СКП – 4…5 %; МОП и ПСО – 1 %.

Общее количество ИТР, СКП и МОП, работающих непосредственно на производстве, должно приниматься в следующих пределах: ИТР – не более 6 % от общего числа работающих на производстве; СКП и МОП – не более 1 % от числа работающих на производстве.

5.3.7. Расчет числа постов

Посты по своему технологическому назначения подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.

Число рабочих постов

(15)

где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч; φ = 1,15 – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на станцию; Фп – годовой фонд времени рабочего поста; Рср – среднее число рабочих, одновременно занятых на посту (Рср = 1,5).