Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 20
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный педагогический университет» Факультет иностранных языков
Методика обучения монологической и диалогической речи на
начальном этапе изучения английского языка
Выполнила студентка 6 курса 12с группа Филимонова Ольга Витальевна ___________________________ Научный руководитель Марусева Е. Г. ___________________________ Допустить к защите Работа защищена Зав кафедрой «___» _______ 200__г. канд. ист. наук, профессор Оценка __________ Иванов И.И. Председатель ГАК _____________ канд. философ. наук, профессор Сидоров С.С. «___» _______ 200__г. ________________ Самара 2008 Содержание
Глава 1 Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения. 7
1.1 Определение содержания обучения говорению.. 7
1.2 Основные принципы работы над монологическим высказыванием. 10
1.3 Стратегия обучения диалогической форме общения. 16
Глава 2 Речевые упражнения для обучения монологической и диалогической формам общения. 23
2.1 Речевые упражнения для обучения монологическому высказыванию.. 23
2.2 Речевые упражнения для обучения диалогической форме общения. 26
2.3 Использование речевых упражнения на практике в школе. 33
Список использованных источников. 44
Приложение 1. Используемые опоры. 49
Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Во-первых, это обусловлено тем, что обучение монологической речи является чрезвычайно сложным делом, а вопросно-ответные упражнения - не самое адекватное средство обучения. Что касается диалогической формы общения - это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны. Во-вторых, обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевых видов деятельности. Актуальность темы исследования.
Говоря об актуальности данной проблематики, для нас важно отметить, что в своей работе мы рассматриваем обучение английскому языку на начальном этапе изучения, так как здесь приоритетом являются воспитательные развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации. Основной задачей на данном этапе является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации. Степень изученности проблемы.
Попытка изучения и разработки методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения английского языка не является новой. К данной теме обращаются не только педагоги и методисты, но и филологи, лингвисты, психологи, логопеды. Достаточно детально и подробно останавливается на данной проблеме известный ученый в области методики преподавания иностранных языков, один из основоположников коммуникативного метода в обучении иностранным языкам Пассов Е.И. [1], [2], [3]. Методикой обучения монологической и диалогической речи занимались руководитель лаборатории психологии обучения второму языку Института психологии АН Грузии Алхазишвили А.А. [4], педагоги Елухина Н.В. [5] и Скалкин В.Л. [6]. Данной проблемой занимались и иностранные коллеги, например английский педагог и методист, автор свыше пятидесяти теоретических трудов, учебников и учебных пособий Гарольд Пальмер [7], [8], [9], [10], [11]. Кроме того, методикой преподавания диалогической и монологической речи на начальном этапе занималась и занимаются американские педагоги и филологи [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19]. Достаточно много методик представлено и в сети Интернет на специализированных иностранных и русских сайтах, из которых особенно хотелось бы отметить официальный сайт BBC [20], [21]. Среди русских сайтов выделяются такие сайты как Bilingual и Babylessons 22], [23]. Теоретическая и методологическая база исследования.
Методология исследования базируется на следующем комплексе взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической и психологической литературы; анкетирование детей, беседа с учителем, прямое наблюдение, изучение и обобщение педагогической деятельности. Объект
исследования
- процесс обучения монологической и диалогической речи. Предмет исследования
- упражнения в качестве средства обучения. Цель
дипломной работы - изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка с учётом характерных черт монологического высказывания и диалога. Данная цель предполагает решение ряда следующих взаимосвязанных задач
: - Определить содержание обучения говорению; - Выявить основные принципы работы над монологическим высказыванием; - Разработать стратегию обучения диалогической форме общения; - Выявить основные упражнения для обучения монологической речи; - Выявить основные упражнения для обучения диалогической речи; - Доказать на практике, что выявленные нами упражнения для обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка являются действенными. Структура работы подчинена цели и задачам исследования. состоит из введения, двух глав, разбитых на три параграфа, заключения и списка используемых источников. Первая глава называется «Обучение монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения». В первом параграфе рассматривается содержание обучения говорению, определяется форма содержания и мотивация речевой деятельности, даются основные модели содержания говорения. Во втором параграфе рассматриваются основные принципы работы над монологическим высказыванием, определяются уровни и параметры монологического высказывания, а также этапы высказывания и опоры, используемые при обучении монологической форме общения. В третьем параграфе рассматривается стратегия обучения диалогической форме общения, дается определение содержанию обучения и стратегии, определяются частные умения, без которых диалогическая форма общения не мыслима. Вторая глава называется «Речевые упражнения для обучения монологическому и диалогическому формам общения». В первом параграфе рассматриваются речевое умение, речевые упражнения и обучение монологическому высказыванию Во втором параграфе рассматриваются основные речевые упражнения для обучения диалогическому высказыванию. В третьем параграфе доказывается на практике действенность представленных в предыдущих двух параграфах речевых упражнений. В заключении подводятся итоги проведённой работы. Список использованных источников насчитывает 74 наименований. 1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988. 2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989. – С.39 3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говореию.-М., 1991. 4. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. - М, 1988.; Основы овладения устной иностранной речью. - М, 1988. 5. Елухина Н. В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации//Иностранные языки в школе. — 1993. 6. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. - М., 1986. 7. Пальмер, Гарольд Е. Устный метод обучения иностранному языку. -М., 1961. 8. Palmer and Blandford. Everyday Sentences in Spoken English. - Cambridge W HEFFER and SONS LTD, 1930. 9. Palmer H.E., Oral Method of Teaching Languages – Cambridge W HEFFER and SONS LTD, 1949. 10. Palmer H.E., Colloquial English, Part I - Cambridge W HEFFER and SONS LTD, 1950. 11. Palmer H The Scientific Study and Teaching of Languages. – London, 1922. – P. 138. 12. English Teaching Forum – November, 1997. 13. Deborah J. Short, Margaret Seufert-Bosco, and Allene Guss Grognet – Of the People: U.S.History – Center for Applied Linguistics/Delta Systems, 1991, 178 pages. 14. Bernard and Content. Language and Content. – Addison Wesley Publishing Company, 1986, 143. 15. Donna M. Brinton, Marguerite Ann Snow, and Marjorie Bingham Wesche. Content-Based Second Language Instruction. – Newbury House Publishers, 1989, 241 pages. 16. Thomas Beach, Modern Language Teaching and Learning with Gramophone and Radio. – B.Com (London), 1929. 17. Robson. E.H.A. M.A, How shall we train the teacher of modern languages? – Cambridge W HEFFER and SONS LTD, 1950. 18. Moore B.A. H.E., Modernism in Language Teaching – Cambridge W HEFFER and SONS LTD, 1930. 19. Miluse Soudek, Lev. I. Soudek. Non-Verbal channels in language learning//ELT journal. – April, 1985. – Volume 39/2. 20. www.bbcenglish.com. 21. http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/ 22. http://www.bilingual.ru/lessons/ 23. http://www.babylessons.ru/anglijskij-dlya-detej-on-lajn 24. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988г. 25. Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному усто-речевому общению. // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1,2. 26. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991г. 27. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1978. 28. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности//Иностр. яз. в школе. – 1973. – №4. 29. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. - М., 1981г. 30. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1990. 31. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин B.C. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М, 1967г. 32. Соколова М.А, Гиптовт К.П. Практическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002ю – 384 с.: ил. 33. Клементьева Т.Б., Монк Б. Счастливый английский. Кн. 1. Учеб. для 5-6 кл. сред. шк./ Худож. Е.В. Ромашко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 416 с., ил. 34. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: Учеб. Пособие для студентов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с. 35. Скультэ В.И. Английский язык для детей. – Спб.: Комета, 1992. 36. Рахманов И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. – М., 1947. – С.21. 37. Годлинник Ю.И., Кузнец М.Д. Учебник английского языка для III класса начальной школы. – М., 1949. 38. Методика обучения иностранным языкам в начальновй школе (III и IV классы)/Под ред. И.В. Каропова, И.В. Рахманова. – М., 1950. 39. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка. – М., 1950. 40. Методика начального обучения иностранным языкам/Под ред. И.В. Карпова, И.В. Рахманова. – М., 1957. 41. Корндорф Б.Ф. Методика преподавания английского языка. – М., 1958. 42. Артемов В.А. Психология. Курс лекций. – Харьков, 1958. 43. Беляева Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М., 1959. 44. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. 45. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959. 46. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. – М., 1965. 47. Короглуев Г.Х., Магдесян Р.М., Немков В.П. Английский язык на начальном этапе. – М., 1963. 48. Уайзер Г.М. и др. Развитие устной речин на английском языке. – М., 1965. 49. Старков А.П. Обучение устной речи. – Воронеж, 1964. 50. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке в восьмилетней школе/Под ред. А.А. Миролюбова. – М., 1965. 51. Аничков И.Е, Саакянц В.Н. Методика преподавания английского языка в средней школе. – М., 1966. 52. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – Л. 1975. 53. Борисов Ю.Б., Берлин С.А., Семерова Т.Ф. Учебник английского языка для II класса школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. – М., 1963. 54. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М., 1982. 55. Москальская О.И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1981. – С. 85. 56. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983. – С. 129. 57. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – С. 362. 58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940. – С. 461. 59. Леонтьев А.А. Методика. – М., 1982. 60. Раздина Т.И. Адекватность правила как важнейшее условие формирования навыка//Иностр. яз. в школе – 1969. - № 2. 61. Малишевская Л.П. Схема как один из видов учебного правила//Иностр. яз. в школе –1973. - № 6. 62. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А Английский язык: Учеб. для 2 кл. шк.с углуб. изуч. англ. яз., лицеев и гимназий. 1 часть – М.: Просвещение, 2008. 63. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А Английский язык: Учеб. для 2 кл. шк.с углуб. изуч. англ. яз., лицеев и гимназий. 2 часть – М.: Просвещение, 2008. 64. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А Английский язык: Рабочая тетрадь для 2 кл. шк.с углуб. изуч. англ. яз., лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 2008. 65. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А Английский язык: Книга для чтения для 2 кл. шк.с углуб. изуч. англ. яз., лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 2008. 66. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А Английский язык: Книга для учителя (II класс ср. шк. с углуб. изуч. англ. яз., лицеев и гимназий). – М.: Просвещение, 2008. 67. http://www.all-ebooks.com/2009/09/01/62136-vereshhagina-i.-n.-anglijjskijj.html 68. Бим И.Л. К вопросу о методах обучения иностранным языкам//Иностр. яз. в школе. – 1974. – №2. 69. Бим И.Л. Понятние системы обучения иностранным языкам на разных уровнях рассмотрения//Иностр. яз. в школе. – 1975. – №2. 70. http://playroom.com.ru/english.htm 71. http://www.englishplus.ru/anglijskij-yazyk-v-kartinkax/ 72. Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе. – М., 1979. 73. Хегболдт П. Изучение иностранных языков. – М., 1963. – С. 74. Горелова К.Р. Игра как способ иноязычного образования на начальном этапе обучения английского языка. – 2003. Игра «Прятки»
Игра «Чехарда»
Игра «Классики»
Игра «Салочки»
Схема образования времени Present Indefinite Tense
Схема образования предложения ______________
like (s) to play
_______________
I He, She, It You, We, They tag hopscotch leap-frog hide-and-seek ______________
don’t (doesn’t) like (s) to play
_______________
I He, She, It You, We, They tag hopscotch leap-frog hide-and-seek
|