Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 18
поиск по сайту правообладателям
как форма государственной аттестации (по литературе)
Защита а в рамках государственной (итоговой) аттестации предполагает предварительный выбор выпускником интересующей темы работы ( по литературе ) с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов. Не позднее, чем за неделю до экзамена, сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой рецензией и после защиты реферата выставляет выпускнику отметку. По форме проведения защита а относится к разновидностям устного экзамена, хотя сам – это особый вид письменной работы, к выполнению которой предъявляются определенные требования: развернутый план, из которого видны структура реферата и его основное содержание, сформулированность и обоснованность целей и задач. Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. ивная работа должна содержать правильно выполненные цитирования и ссылки, а завершаться – оформлением в соответствии со стандартом библиографического описания перечнем использованной литературы.
как особый вид работы позволяет выявить как прочность и действенность предметных знаний выпускников, так и умение применять освоенные алгоритмы в незнакомых ситуациях, способность к познавательной самостоятельности, творческой активности и критичности мышления. ивная работа демонстрирует достигнутый уровень предметной, деятельностно – коммуникативной и ценностно – ориентационной составляющих образованности выпускника. диагностирует способность учащегося выйти на межпредметный и даже метапредметный уровень осмысления проблемы. Написание а предполагает углубленное изучение какого – либо вопроса или проблемы. является формой самостоятельной обработки научной информации, это творческая работа, «маленькое открытие». должен отражать понимание поставленных задач и содержать четкие формулировки обсуждаемых положений. Ответственный момент при написании а – выбор материала и формулировка темы. Следует избегать традиционных тем, при формулировке темы необходимо учитывать следующие требования: · научная новизна, актуальность и оригинальность:
тема должна предполагать решение какой – либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение; · конкретность:
должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Слишком общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии; · методологическая подготовленность:
в области предлагаемой тематики должны иметься серьезные исследования, на которые может опереться ученик. В противном случае получится легковесным и поверхностным. Общие требования, предъявляемые к у, зависят от его вида. Аналитический обзор
как вид а предполагает изложение истории изучения проблемы. Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами, перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению. Критический анализ дискуссии
как вид а представляет собой глубокое изучение противоположных точек зрения по какому – либо вопросу. Главная его цель – выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему. Развернутая рецензия
как вид а предполагает обоснование актуальности рецензируемой работы, краткое изложение теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями, анализ особенностей изложения рецензируемой работы и выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа: что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения. Требования к оформлению ивных работ.
По структуре ивные работы должны включать оглавление, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости). Все страницы работы, включая список литературы и приложение, нумеруются по порядку, начиная с титульного листа (на нем номер страницы не ставится). Оглавление отражает структуру работы и включает в себя все разделы работы с обозначением страниц. Список литературы включает всю литературу, относящуюся к теме: цитируемую, использованную в процессе написания работы, расположенную в алфавитно – авторском порядке (инициалы автора пишутся после фамилии). Обязательно указываются выходные данные: название книги, место и год издания. После списка литературы в виде приложения можно давать иллюстративный материал, таблицы и т. д. Сноски, содержащие примечания, помещаются внизу той или иной страницы. Ссылки на авторов или источники в тексте а помещаются в квадратные скобки с указанием соответствующего номера в прилагаемом списке литературы. В случае, если учащийся имеет отзывы на работу и рекомендательные письма, отражающие его научно – исследовательскую деятельность, желательно приложить их к ивной работе. Текст реферата может быть представлен в рукописном (аккуратно и разборчиво), машинописном или компьютерном варианте. При оценивании а необходимо обратить внимание на следующие параметры:
1. Сформулированность и обоснованность целей и задач. 2. Полнота и глубина раскрытия поставленной проблемы. 3. Новизна и актуальность сформулированной проблемы. 4. Логика изложения, убедительность рассуждений. 5. Самостоятельность автора в подходе к решению проблемы. 6. Достоверность и доказательность результатов исследования. 7. Научное и практическое значение результатов исследования. 8. Соответствие структуры работы требованиям жанра а. 9. Правильность языкового оформления работы (правильное словоупотребление, грамматическо-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка). 10. Качество технического оформления. При защите а важно учитывать коммуникативную грамотность учащегося:
-
умение представить содержание а адекватными речевыми средствами, соблюдая нормы литературного языка и требования научно – учебной сферы общения;
|