Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 17
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных. 1. Организационно-методический раздел 1.1. Название курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента. Дисциплина «
Зоопсихология и сравнительная психология»
предназначена для изучения и сравнительного анализа психической деятельности животных как основы зарождения и развития человеческой психики. Содержание курса построено на авторской трактовке современной зоопсихологии как науки, объединяющей идеи когнитивной этологии и экспериментальной сравнительной психологии. Основной целью освоения дисциплины является овладение знаниями в области проблем становления и развития современной зоопсихологии в процессе взаимодействия с гуманитарными и естественнонаучными знаниями. 1.2. Цели и задачи курса Цель курса
: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к анализу эволюционных корней психических процессов у человека, воспитание представлений о плодотворности критических оценок явлений, проверяемых грамотно построенными экспериментами. Курс представляет введение в основные разделы современной зоопсихологии, дает представление об эволюционных истоках психической деятельности человека и о роли сравнительного анализа и экспериментального подхода в верификации знаний о возможностях психического развития животных. Место курса в системе социогуманитарного образования:
курс дает основы понимания эволюционных основ человеческой психики, естественнонаучной культуры, понимание мировоззренческих проблем, навыки категориального мышления, и является базисным для выработки целостного мировоззрения. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
выделение предмета зоопсихологии как науки о проявлении, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках в предыстории человеческого сознания. выделение основных исторических этапов развития зоопсихологии и формирование ее современного облика как науки, объединяющей идеи и методы когнитивной этологии и экспериментальной сравнительной психологии. выделение актуальных проблем и “горячих” точек современной зоопсихологии и анализ прикладных вопросов, от взаимодействия людей с животными в современной культуре до истоков и причин пограничных состояний человеческой психики. 1.3. Требования к уровню освоения содержания курса По окончании изучения указанной дисциплины студент должен: иметь представление
о современном состоянии зоопсихологии, ее теоретическом значении и возможном практическом применении, о функциях этой науки в современной культуре; знать
об истории становления и развития зоопсихологии и о ее теоретическом и прикладном значении в свете современного процесса взаимопроникновения гуманитарных и естественнонаучных знаний; уметь
применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе явлений и на разработке экспериментальных схем, для рассмотрения проблем и возможного поиска нестандартных решений в своей специальности. 1.4. Формы контроля Итоговый контроль.
Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен. Текущий контроль.
В течение семестра проводятся три коллоквиума в форме обсуждения наиболее дискуссионных и актуальных вопросов курса, с индивидуальным учетом выступлений студентов и накоплением баллов к основному зачету. В течение семестра проводится учет текущей успеваемости со стороны деканата в форме «контрольной недели». По итогам всех форм контроля выставляется предварительная оценка и зачет. В конце семестра студенты сдают экзамен. 2. Содержание дисциплины 2.1. Новизна курса В логику построения программы включен анализ высших форм психической деятельности животных и критериев различия “человек/ другие биологические виды”. Выделены три аспекта при поисках различий: (1) онтогенетический (парадоксальный вопрос “ с какого возраста когда человек – уже человек?”); (2) исторический (“от самцов и самок – к мужчинам и женщинам”); (3) топографический (этологический подход к анализу социальной структуры племенных сообществ). Поскольку области науки, связанные с изучением поведения, общедоступны, понятны и вызывают множество бытовых аналогий, в общественном сознании накоплен широкий спектр предвзятых утверждений, от пресловутого “человек – венец творения” до “ они
– такие же, как мы
”. Эти штампы, в сущности, мало изменились за последние полтора века, и они начинают ощутимо мешать взаимопониманию психологов и естествоиспытателей. Курс зоопсихологии не только превращает массу отрывочных, увлекательных и нередко противоречивых фактов, относящихся к проявлениям сложного поведения, в систему научного знания, основанного на экспериментах, но и ставит новые и исследовательские задачи для формирующегося поколения психологов, а также помогает найти нестандартные подходы к решению практических проблем. К ним, в частности, относится прогнозирование поведения людей во взаимодействующих группах, привлечение их внимания, формирование мотивированной познавательной активности – от закрепления навыков до развития творческих способностей. В основе курса лежат проблемы, связанные с наиболее сложными психическими процессами у животных и имеют непосредственное отношение к поиску эволюционных корней интеллектуальной деятельности человека. При обсуждении феномена человека речь, как правило, идет о разных его сторонах: использовании орудий, общественных отношениях, мышлении, сознании, языке. Все эти вопросы обсуждаются уже в течение многих веков, однако именно в XX столетии проблема сопоставления психической деятельности животных и человека пережила несколько волн все усиливающегося интереса. В последние три десятилетия в мировой науке, в том числе и в российской, появились столь значительные достижения в этой области знаний, что можно с уверенностью говорить о научной революции. Этим успехам в значительной степени способствовало взаимопроникновение методов этологии, психологии, лингвистики, антропологии. Соприкосновение этих наук порождает дискуссии, неожиданные эффекты и возможные применения результатов в практических областях психологии. Эти тенденции находят отражение в большом количестве научных конференций и специализированных журналов, актуальные материалы которых включены в программу курса и обсуждаются на коллоквиумах. Основная идея курса - проанализировать увлекательные приключения научной мысли и осветить наиболее дискуссионные проблемы в области экспериментального исследования таких сложных форм поведения животных как обучение, коммуникация, орудийная деятельность, подражание, новаторство. В курсе рассматриваются такие, казалось бы, не поддающиеся экспериментальному исследованию, вопросы как элементы сознание у животных, способность к сопереживанию, и даже способность лгать и “плести интриги” (“макиавеллизм”). Обращение к истокам и к истории тех или иных гипотез и открытий с позиций современных экспериментальных подходов позволяет в новом ракурсе увидеть развитие многих гипотез и понятий. 2.2. Содержание отдельных разделов и тем
Раздел 1. Введение
Тема 1.1.
Науки о поведении и психике животных и человека, их характер и особенности взаимодействия (Зоопсихология, Поведенческая и эволюционная экология, Этология и ее специфические разделы – когнитивная этология, этология человека). Тема 1.2.
Высшие формы психической деятельности животных и критерии различия “человек/ другие биологические виды”. Анализ трех аспектов при поисках различий: онтогенетический (“когда человек – уже человек?”), исторический (“от самцов и самок – к мужчинам и женщинам”), топографический (этологический подход к анализу племенных обычаев). Тема 1.3.
Этология человека: принципы и методологические подходы. Раздел 2. Теория обучения.
Тема 2.1.
Привыкание и сенситизация, особенности данных форм обучения. Тема 2.2.
Ассоциативное обучение и методы его исследования. История изучения ассоциативного обучения. Тема 2.3.
Сравнительный анализ классического обусловливания, инструментального и оперантного научения: методы и результаты. Тема 2.4.
Правило Моргана и его роль в современной зоопсихологии. Тема 2.5.
Формирование поведения: методы Скиннера и их трансформация в современной зоопсихологии и психологии. Режимы подкрепления, промежуточные стимулы, размер подкрепления. Тема 2.6.
Общие характеристики различных форм ассоциативного обучения: дифференцирование, генерализация, угашение. Тема 2.7.
Использование методов изучения “простых” форм обучения (привыкания, обусловливания) при исследовании высших психических функций человека и животных. Тема 2.8.
Основные научные школы в развитии теории обучения (бихевиоризм, гештальтизм), ключевые фигуры (Морган, Торндайк, Павлов, Ладыгина-Коттс, Уотсон, Скиннер, Толмен, Вертхаймер, Келлер, Харлоу, Фирсов, Крушинский). Современные тенденции и современные исследователи. Раздел 3. Роль этологии в интеграции научных школ, занимающихся поведением животных и человека
Тема 3.1.
“Неправильное поведение организмов” (программная статья Брелендов): предрасположенность к формированию ассоциативных связей на основе видотипического репертуара поведения. “Наведенное обучение” (guided learning). Тема 3.2.
Особенности запоминания у “запасающих” животных. Тема 3.3.
Когнитивные процессы у животных и “высшие “ формы обучения: инсайт, латентное обучение, формирование установки на обучение, способности к абстрагированию и экстраполированию. Характеристика каждой из этих форм обучения, экспериментальные методы исследования, основные полученные результаты. Тема 3.4.
Сравнительный анализ когнитивной деятельности у разных систематических групп животных. Связь высших психических функций с особенностями строения нервной системы. Тема 3.5.
Когнитивные карты и методы их изучения. Раздел 4. Коммуникация, язык и речь
Тема 4.1.
Коммуникация, язык и речь: критерии различия. Методологические подходы к исследованию языка. Таблица Хоккета. Тема 4.2.
Сравнительная характеристика трех методов изучения коммуникации животных: расшифровка сигналов, использование языков-посредников, теоретико-информационный экспериментальный метод. Возможности и ограничения каждого из методов. Тема 4.3.
Основные результаты, достигнутые с помощью разных методов изучения сложных форм коммуникации животных. Расшифровка символического языка танцев пчел (фон Фриш). Передача сигналов с использованием пчел-роботов (Михельсен). Расшифровка акустических сигналов тревоги у обезьян и некоторых других видов животных (Струзейкер, Сифард, Чини, Слейтер). Применение искусственных языков (ASL, Йеркиш) для изучения языкового поведения обезьян (проект “Язык и Большие Обезьяны”). История развития данного подхода, исследователи и их основные результаты (Гарнер, Йеркс, Гарднеры, Премак, Футс, Сэвидж – Румбо). Анализ лингвистических достижений антропоидов с помощью таблицы Хоккета. Применение языков-посредников для исследования коммуникативных возможностей других животных (дельфины, попугаи – Херман, Пепперберг). Тема 4.4.
Применение идей теории информации для исследования коммуникации муравьев (“бинарное дерево”, скорость передачи информации, способность животных к сжатию данных при передаче информации) и возможность применения этого метода к исследованию других видов. Раздел 5. Структура сообществ, социальное обучение и элементы культуры у животных
Тема 5.1.
Формы и уровни социальности у животных. Подходы к классификации сообществ. Анонимные и индивидуализированные сообщества. Тема 5.2.
Критерии эусоциальности. Сфера размножения и обеспечения у эусоциальных животных, примеры (общественные насекомые, голые землекопы). “Размытая эусоциальность” у разных видов (птицы, млекопитающие, ракообразные). Тема 5.3.
“Альтруизм” в сообществах животных, различные формы его проявления. Теория отбора родичей Гамильтона и объяснение возможных эволюционных истоков альтруизма. Тема 5.4.
Теория родительского вклада (Трайверс). Применение подхода, основанного на оценке инвестиций (соотношение затрат и выгод) к исследованию социальных взаимодействий животных. Тема 5.5.
Связь альтруизма и эусоциальности. Альтруизм в сообществах родственников и не родственников. Тема 5.6.
Отношения доминирования-соподчинения как универсальный механизм поддержания структуры сообществ. Тема 5.7.
Различные формы иерархических отношений (линейная иерархия, параллельные иерархические структуры, формы наследования ранга). Тема 5.8.
Особенности иерархических отношений в анонимных и индивидуализированных сообществах. Тема 5.9.
Ролевая иерархия, разделение ролей, разделение функций в сообществах. Тема 5.10.
Социальное обучение, критерии и методы экспериментального исследования этой формы поведения. Метод “два способа - один результат”. Тема 5.11.
Роль социального обучения в формировании реакций пищевого предпочтения и отвращения и реакций боязни (хищников и других “опасных объектов”). Экспериментальные методы исследования. Тема 5.12.
Роль социального обучения в распространении инноваций в популяциях. Различия между поведенческими традициями и “культурой” у животных. Тема 5.13.
Орудийная и инструментальная деятельность животных. Критерии и формы орудийной деятельности. Распространение этих форм поведения у разных видов. Роль культурных традиций в проявлениях орудийного поведения. Культурная приматология (Де Ваал, Гуддолл). Раздел 6. Соотношение врожденных стереотипов, индивидуального и социального опыта в поведении животных
Тема 6.1.
Влияние раннего опыта на формирование поведения животных. Сложные модели врожденного ( инстинктивного) поведения животных, принципы и подходы к его анализу (Лоренц, Тинберген). Тема 6.2.
Методы “вычленения” разных форм поведения. Депривационные эксперименты и история развития этого метода (Сполдинг, Кювье, Эйбл-Эйбесфельдт). Тема 6.3.
Импринтинг: характеристика и отличия этой формы поведения от инстинктивного и от ассоциативного научения. Тема 6.4.
Переплетение индивидуального и социального опыта и проявлений видотипических стереотипов в поведении животных. Тема 6.5.
Роль наследственно обусловленных факторов в поведении человека. 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 3.1. Темы ов (курсовых работ) Не планируется. 3.2. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу 1. Науки о поведении и психике животных и человека, их характер и особенности взаимодействия. 2. Привыкание и сенситизация, особенности данных форм обучения. 3.. Ассоциативное обучение и методы его исследования. История изучения ассоциативного обучения. 4.Сравнительный анализ классического обусловливания, инструментального и оперантного научения: методы и результаты. 5.Правило Моргана и его роль в современной зоопсихологии. 6.. Формирование поведения по методу Скиннера. Режимы подкрепления, промежуточные стимулы, размер подкрепления. 7. Общие характеристики различных форм ассоциативного обучения: дифференцирование, генерализация, угашение. 8. Основные научные школы в развитии теории обучения. Современные тенденции и современные исследователи. 9. Предрасположенность к формированию ассоциативных связей на основе видотипического репертуара поведения. “Наведенное обучение” (guided learning). 10. Особенности запоминания у “запасающих” животных. 11. Инсайт. Характеристика, методы исследования, основные результаты. 12. Латентное обучение. Характеристика, методы исследования, основные результаты. 13. Формирование установки на обучение, Характеристика, методы исследования, основные результаты. 14. Способности к абстрагированию и экстраполированию. Характеристика, методы исследования, основные результаты. 15 Связь высших психических функций с особенностями строения нервной системы. 16. Когнитивные карты: методология и перспективы экспериментальных исследований. 17. Коммуникация, язык и речь: критерии различия. 18. Методологические подходы к исследованию языка. Таблица Хоккета. Анализ лингвистических достижений антропоидов. 19. Сравнительная характеристика трех методов изучения коммуникации животных: расшифровка сигналов, использование языков-посредников, теоретико-информационный экспериментальный метод. Возможности и ограничения каждого из методов. 20. Формы и уровни социальности у животных. Подходы к классификации сообществ. 21. Критерии эусоциальности. Сфера размножения и обеспечения у эусоциальных животных, анализ примеров. 22. “Альтруизм” в сообществах животных, различные формы его проявления. 23. Теория отбора родичей Гамильтона и объяснение возможных эволюционных истоков альтруизма. 24. Теория родительского вклада (Трайверс). Применение подхода, основанного на оценке инвестиций к исследованию социальных взаимодействий животных. 25.Отношения доминирования-соподчинения как универсальный механизм поддержания структуры сообществ. Различные формы иерархических отношений. 26. Особенности иерархических отношений в анонимных и индивидуализированных сообществах. 27. Ролевая иерархия, разделение ролей, разделение функций в сообществах. 28 Социальное обучение, критерии и методы экспериментального исследования этой формы поведения. 29.Роль социального обучения в формировании реакций пищевого предпочтения и отвращения и реакций боязни. 30.Распространение инноваций в популяциях. Различия между поведенческими традициями и “культурой” у животных. 31. Орудийная и инструментальная деятельность животных. Критерии и формы орудийной деятельности. Распространение этих форм поведения у разных видов. 32. Роль культурных традиций в проявлениях орудийного поведения. Культурная приматология. 33. Влияние раннего опыта на формирование поведения животных. 34. Сложные модели врожденного (инстинктивного) поведения животных, принципы и подходы к его анализу. 35. Методы “вычленения” разных форм поведения. Депривационные эксперименты и история развития этого метода. 36. Импринтинг: характеристика и отличия этой формы поведения от инстинктивного и от ассоциативного научения. 37. Переплетение индивидуального и социального опыта и проявлений видотипических стереотипов в поведении животных. Роль наследственно обусловленных факторов в поведении человека. 3.3. Список основной и дополнительной литературы Основная литература:
Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. -М: “Наука”, 2000. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию. - М.: “Наука”, 2004. Резникова Ж.И. Экология, этология и эволюция, часть 1. Структура сообществ и коммуникация животных. – Новосибирск: “Мост”, 1997. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Изд-во МГУ, 1999. Переиздание. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. Изд-во МГУ, 1976. Дополнительная литература:
Бутовская М.Л. Этология человека. М.: “Научный мир”, 2003. Брайен М. Общественные насекомые. Экология и поведение. - М.: ” Мир”, 1986. Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. - Санкт-Петербург – Москва, т. 1-2, 1910 - 1913. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. - М.: “Мир”, 1992. Дембовский Я. Психология животных. - М.: изд-во иностранной литературы, 1959. Дембовский Я. Психология обезьян. - М.: изд-во иностранной литературы, 1963. Кроукфорт П. Артур, Билл и другие. Все о мышах. - М.: «Мир», 1970. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности, 1977. Эволюционный и физиолого - генетический аспекты поведения. Изд-во МГУ. Лавик - Гудолл Дж. Ван. В тени человека. - М.: « Мир», 1974. Лавик - Гудолл Дж. Ван. Шимпанзе в природе: поведение. - М.: 1992. Лавик - Гудолл Дж. Ван, Лавик - Гудолл Г. Невинные убийцы. - М.: «Мир», 1977. Ладыгина - Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. - М.: 1935. Ладыгина - Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. – М: Изд-во АН СССР. 1959. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М.: « Мир», 1981. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. – М.: « Знание», 1970. Лоренц К. Год серого гуся. – М.: « Мир», 1984. Лоренц К. Человек находит друга. – Новосибирск: «Наука», 1991 . Лоренц К. Агрессия (так называемое « зло»). Библиотека современной психологии. – М., Издательская группа « Прогресс», 1994. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: издательство «Республика», 1998. Майнарди Д. Собака и лисица. Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии. - М.: «Мир», 1980. Мак - Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. - М.: «Мир», 1988. Меннинг О. Поведение животных. - М.: « Мир», 1982. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. - М.: Знание, 1983. Прайор К. Несущие ветер. Рассказ о дрессировке дельфинов. - М.: «Мир», 1981. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. – М.: «Селена», 1995. Резникова Ж.И. Между драконом и яростью. Этологические и эволюционные аспекты межвидовых отношений животных (гипотезы и теории, хищники и жертвы). Часть II. - М.: Научный Мир, 2000, 208 стр. Резникова Ж.И. Популяции и виды на весах войны и мира. Этологические и эволюционные аспекты межвидовых отношений животных. Часть III. - M.: Логос, 2001. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. - М.: «Мир», 1995. Тинберген Н. Осы, птицы, люди. - М.: “Мир”,1970. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: “Мир”,1978. Фосси Д. Гориллы в тумане. - М.: «Прогресс», 1990. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: “Мир”,1975. Хейнрих Б. Ворон зимой. - М.: «Мир», 1994. Шовен Р. Поведение животных. - М.: «Мир», 1972. На Web-странице кафедры размещаются планы семинарских занятий, дополнительной литературы.
|