Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по эпидемиологии министерство образования и науки украины

 

             

Указания методические для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по эпидемиологии министерство образования и науки украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Сумский государственный университет

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

2801 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ДОАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО

ЭПИДЕМИОЛОГИИ

для студентов старших курсов высших медицинских заведений образования ІІІ-ІV уровней аккредитации

СУМЫ

Издательство СумГУ

2010

Методические указания для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по эпидемиологии / Авторы: Н.Д. Чемич, Г.С. Зайцева, Н.И. Ильина. – Сумы: Издательство СумГУ, 2010. – 187 с.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

СОДЕРЖАНИЕ

1

Учение об эпидемическом процессе. Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекционных болезней. Противоэпидемическая работа участковых (семейных) врачей и врачей-инфекционистов ………………………………………….

5

2

Организация противоэпидемической и профилактической работы на врачебном участке .…………………………………….

20

3

Дезинфекция и стерилизация. Живые переносчики возбудителей инфекционных болезней. Дезинсекция. Дератизация ……………………………………….…………………

39

4

Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Календарь профилактических прививок. Оценка эффективности иммунопрофилактики. Экстренная иммунопрофилактика ….

62

5

Эпидемиологический метод исследования и его структура. Эпидемиологическая диагностика. Прогнозирование проявлений эпидемического процесса. Планирование противоэпидемических и профилактических мероприятий. Контрольная работа ………………………………………………...

82

6

Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекций с фекально-оральным механизмом передачи ..……………………

99

7

Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекций с аэрозольным механизмом передачи ………………………………

117

8

Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекций с трансмиссивным и контактным механизмами передачи …….

134

9

Профилактические и противоэпидемические мероприятия при особо опасных инфекциях (холера, чума). Карантинные мероприятия.

Защита курсовой работы …………………………………………..

151

10

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение .……

169

11

Итоговый модульный контроль …..………………………………

170

Тема. Учение об эпидемическом процессе. Противоэпидемические мероприятия в ОЧАГАХ инфекционных болезней. Противоэпидемическая работа участковых (семейных) врачей и врачей-инфекционистов

Продолжительность – 2 часа.

1 Актуальность темы: интенсивное распространение многих инфекционных болезней нуждается в изучении закономерностей эпидемического процесса, который возникает и распространяется при определенных условиях жизни общества. Современные условия жизни человека нуждаются в четкой ориентации врачей на особенности хода эпидемического процесса, знания основных законов эпидемиологии и общих направлений борьбы и профилактики инфекционных болезней.

2 Учебные цели занятия (с указанием уровня усвоения, который планируется).

2.1 Студент должен знать:

а-2

• определение эпидемиологии;

• понятие об эпидемическом процессе;

• звенья эпидемического процесса;

• разделы учения об эпидемическом процессе;

• противоэпидемические мероприятия в очаге – мероприятия, направленные на звенья эпидемического процесса;

• правила обследования очага инфекционного заболевания;

• порядок заполнения соответствующей документации;

• мероприятия по ликвидации очага;

• мероприятия по отношению к больному и носителю;

• мероприятия по обеззараживанию окружающей среды;

• мероприятия в отношении лиц, которые общались с источником инфекционного заболевания.

2.2 Студент должен уметь:

а-3

• различать звенья эпидемического процесса;

• планировать противоэпидемические мероприятия в очаге – мероприятия, направленные на звенья эпидемического процесса;

• проводить обследование очага инфекционного заболевания;

• проводить заполнение соответствующей документации;

• проводить мероприятия по ликвидации очага;

• проводить мероприятия по отношению к больному и носителю;

• проводить мероприятия по обеззараживанию окружающей среды;

• проводить мероприятия по отношению к лицам, которые общались с источником инфекционного заболевания.

3. Материалы доаудиторной самостоятельной работы

3.1. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

Дисциплины

Знать

Уметь

1

2

3

Предыдущие дисциплины

Микробиология

Свойства возбудителей инфекционных болезней

Анализировать результаты микробиологических исследований, обобщать их

Иммунология и аллергология

Роль системы иммунитета и неспецифических факторов защиты в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации

Оценить данные иммунологических исследований

1

2

3

возбудителя из организма человека

Пропедевтика внутренних болезней

Основные этапы и методы клинического обследования больного

Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, выявить основные симптомы и синдромы. Проанализировать полученные данные

Дерматология

Патогенез, клинику и стадии развития сыпи у инфекционного больного

Распознать сыпь у инфекционного больного

Следующие дисциплины

Семейная медицина

Эпидемиологию, динамику клинических проявлений, возможные осложнения инфекционных заболеваний. Принципы профилактики

Проводить дифференциальную диагностику болезней различного генеза. Распознать инфекционное заболевание, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар

Внутрипредметная интеграция

Инфекционные болезни

Особенности инфекционных болезней

Использовать эпидемиологический метод исследований,

1

2

3

Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения инфекционных заболеваний

проводить анализ инфекционной заболеваемости.

Проводить дифференциальную диагностику болезней различного генеза. Распознать инфекционное заболевание, его осложнения; интерпретировать данные лабораторного обследования

3.2 Структурно-логическая схема содержания темы занятия

Структура эпидемического процесса

Источник возбудителей (первое звено)

Инфицированные люди, животные

Больные

Носители

Механизм передачи (второе звено)

І фаза - выделение возбудителя из организма

II фаза - пребывание в окружающей среде

III фаза - проникновение возбудителя в новый организм

Восприимчивый организм (коллектив) (третье звено)


Характеристика источника инфекции

Инфицированные люди. Инфицированные животные

Больные Носители

Форма болезни Форма носительства

Острая Реконвалесцентное

Манифестная Острое

Стертая Хроническое

Абортивная Транзиторное (здоровое)

Хроническая Иммунное – после

иммунизации

Периоды болезни

Инкубационный

Продромальный

Разгара

Выздоровление (реконвалесценции)

Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного заболевания

Направленность и содержание противоэпидемических мероприятий

Первое звено эпидемического процесса

Инфицированные люди

Выявление

Выяснение эпидемиологического анамнеза

Изоляция дома или в инфекционном стационаре

Сообщение в СЭС

Лечение

Инфицированные животные

Выявление

Изоляция

Лечение или уничтожение

Второе звено эпидемического процесса

Факторы окружающей среды

Дезинфекция

Переносчики возбудителей

Дезинсекция, дератизация

Третье звено эпидемического процесса

Лица, которые контактируют с источником инфекции

Выявление контактных лиц

Выявление среди них восприимчивых

Наблюдение за контактными на протяжении максимального инкубационного периода

Защита восприимчивых - специфическая иммунопрофилактика

Поиск инфицированных среди контактных лиц Источник возбудителя инфекции – лабораторное обследование

3.3. 3.3 Список рекомендованой литературы:

Основной:

· Епідеміологія / За редакцією Гоца Ю.Д., Колеснікової І.П., Мохорта Г.А. – Київ: Асканія, 2007. – С.

· Синяк К.М. Епідеміологія. - Київ, 1998. - С. 46-56.

· Беляков В.Д., Яфаєв Р.Х. - Эпидемиология. - М., 1998. –

С. 36-83.

· Ющук Н.Д., Тогова М.А., Бушуєва В.В. и др. Эпидемиология.. - М.: Медицина, 1993. - С. 5-36.

Дополнительной:

• Методические указания к освоению практических навыков по эпидемиологии / Составители: Н.Д. Чемич, Г.С. Зайцева, Н.И. Ильина, В.В. Захлебаева. - Сумы: Изд-во СумГУ, 2009. - 95 с.

• Черкаський Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии - М.: Медицина, - 2001. - С.38-43

• Офіційний сайт МОЗ України // www. moz.gov.ua

3.4 Материалы для самоконтроля

3.4.1 Вопросы для самоконтроля

1 Предмет и задачи эпидемиологии.

2 Основные этапы развития эпидемиологии (Д. Самойлович, Д.К. Заболотный, Л.В. Громашевский).

3 Эпидемический процесс и его звенья.

4 Разделы учения об эпидемическом процессе.

5 Движущие силы эпидемического процесса.

6 Особенности эпидемического процесса при антропонозах и зоонозах. Понятие о сапронозах.

7 Количественные и качественные проявления эпидемического процесса.

8 Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний.

9 Дайте определение очага инфекционной болезни. В каких направлениях проводится эпидемиологическое обследование очага?

10 Чем обуславливаются границы очага инфекционной болезни? Приведите примеры.

11 Назовите цель и задачи эпидемиологического обследования очага.

12 Как проводится выявление инфекционных больных и сообщения о них?

13 Источник и резервуар возбудителей инфекционных болезней.

14 Больной человек и носитель, их эпидемиологическое значение.

15 Категории носителей возбудителей инфекционных болезней.

16 Мероприятия в отношении больных и носителей как источника возбудителей инфекционных болезней.

17 Эпидемиологическое значение животных.

3.4.2 Тесты для самоконтроля

Выбрать правильные ответы

1 Эпидемическим процессом называют:

а - распространение инфекционных болезней среди животных;

б - распространение инфекционных болезней среди растений;

в - распространение возбудителей среди кровососущих переносчиков;

г - распространение инфекционных болезней в популяции людей;

д - состояние зараженности организма человека или животного.

2 Источниками инфекции для человека могут быть:

а - домашние животные (кошки, собаки);

б - сельскохозяйственные животные (КРС, козы, овцы, свиньи);

в - дикие животные (волки, лисы);

г - синантропные грызуны (крысы, мыши);

д - птицы;

е - моллюски, рыбы.

3 Кто наиболее опасен как источник инфекции:

а - больные с тяжелым течением болезни;

б - больные с легким течением болезни;

в - транзиторные бактерионосители;

г - хронические бактерионосители?

4 Источником возбудителя инфекции могут быть:

а - различные объекты, на которых найден возбудитель;

б - живой зараженный организм человека или животного;

в - продукт, в котором возбудитель хранится длительное время;

г - переносчики, в которых возбудитель сохраняется и размножается.

5 Классификация инфекционных болезней основана на:

а - характеристике свойств возбудителей;

б - отличии в восприимчивости людей;

в - своеобразии механизма передачи возбудителя;

г - особенностях клинического проявления болезни.

6 Звеньями эпидемического процесса являются:

а - возбудители инфекционных болезней;

б - источник возбудителя инфекции;

в - механизм передачи возбудителя;

г - вода, воздух, пища, почва, живые переносчики;

д - восприимчивый организм.

7 В какое время года легко реализуются пути передачи возбудителей:

а - осенью, зимой;

б - во все времена года;

в - весной;

г - в теплое время года, холодное время года;

д - летом?

8 Укажите, какие объекты внешней среды (факторы передачи возбудителей кишечной инфекции) имеют большое эпидемическое значение:

а - детские игрушки;

б - дверные ручки;

в - молоко;

г - виноград;

д - огурцы;

е - сметана.

9 В какие периоды инфекционной болезни человек представляет наибольшую угрозу для окружающих:

а - на протяжении всего инкубационного периода;

б - в последние дни инкубационного периода;

в - в продромальный период;

г - в период разгара болезни;

д - в период реконвалесценции.

10 Выберите сапронозы:

а - эшерихиоз;

б - легионеллез;

в - бешенство;

г - болезни, вызванные Bac. aureus;

д - токсоплазмоз;

е - корь.

11 Возможным источником возбудителей шигеллеза могут быть:

а - человек, который выделяет бактерии;

б - испражнения больного;

в - живая культура дизентерийных бактерий;

г - зараженная вода;

д - мухи;

е - посуда, которой пользовался больной.

12 Звеньями эпидемического процесса являются:

а - возбудители инфекционных болезней;

б - источник возбудителя инфекции;

в - механизм передачи возбудителя;

г - вода, воздух, пища, почва, живые переносчики;

д - восприимчивый организм.

13 Понятие "эндемия" означает:

а - длительное сохранение возбудителей в почве, воде;

б - зараженность возбудителями живых переносчиков;

в - постоянное существование на данной территории инфекционной болезни, характерной для данной местности;

г - распространение на территории инфекционных болезней среди диких животных.

14 Укажите варианты механизма передачи возбудителей инфекционных болезней:

а - аэрозольный;

б - фекально-оральный;

в - трансмиссивный;

г - контактный;

д - водный;

е - пищевой;

ж - вертикальный.

15 Из предложенного перечня зараженных объектов выберите возможные источники инфекции:

а - люди;

б - грызуны;

в - птицы;

г - свиньи;

д - москиты;

е - клещи;

ж - комары;

з - овощи;

и - молоко;

к - вода.

16 Своеобразие механизма передачи возбудителя определяется:

а - тяжестью течения болезни;

б - локализацией возбудителя в организме;

в - условиями жизни источника инфекции;

г - устойчивостью возбудителей в окружающей среде;

д - патогенностью и вирулентностью возбудителей.

17 Проявлениями эпидемического процесса являются:

а - болезнь в острой форме;

б - болезнь в хронической форме;

в - носительство;

г - спорадический тип заболеваемости;

д - эпидемический тип заболеваемости.

18 Выберите потенциальные источники инфекции:

а - больные люди;

б - бактерионосители;

в - птицы;

г - вши;

д - клещи;

е - грызуны;

ж - молоко и молочные продукты.

19 Проявлениями инфекционного процесса могут быть:

а - болезнь;

б - носительство;

в - эпидемия гриппа;

г - вспышка инфекционного заболевания среди животных.

20 Какой признак рассматривается основным при оценке заболевания как вспышка, эпидемия, пандемия:

а - по распространенности;

б - по количеству больных людей;

в - по тяжести заболевания?

21 Источник инфекции при антропонозах:

а - зараженные люди;

б - зараженные животные;

в - зараженные переносчики;

г - зараженные объекты окружающей среды.

22 Сапронозы - это болезни, при которых:

а - не установлен источник инфекции;

б - возбудители образуют споры;

в - возбудители требовательны и размножаются в воде, почве, на поверхности разных объектов.

Эталоны правильных ответов

1 - г

7 - б

13 - в

19 - a, б

2 - a, б, в, г, д

8 - a, б, в, г, д

14 - a, б, в, г, ж

20 - б

3 - б, г

9 - б, в

15 - a, б, в, г

21 - a

4 - б

10 - б, г

16 - б

22 - в

5 - в

11 - a

17 - г, д

6 - б, в, д

12 - б, в, д

18 - a, б, в

3.4.3 Задачи для самоконтроля

Задача 1

В одном из районов города зарегистрированы несколько случаев брюшного тифа. Все больные пили молоко, которое купили на рынке у одного продавца.

Назовите возможный источник инфекции и факторы передачи возбудителя.

Задача 2

Среди жителей поселка предгорья, которые пользуются водой из реки, выявлены случаи ангинозно-бубонной формы туляремии.

Определите возможные источники инфекции и факторы передачи возбудителя.

Задача 3

В детском садике зарегистрирована вспышка шигеллеза Зоне. Заболевание связывают с употреблением в еду сметаны.

Назовите возможный источник инфекции и факторы передачи возбудителя.

Задача 4

У ребенка 3 лет диагностирована корь. При опросе было установлено, что в первый день болезни ребенок посещал детский садик, а накануне в семье больного были в гостях родственники с детьми.

Укажите ориентировочные границы эпидемического очага.

Эталоны ответов к задачам

Задача 1

Источником инфекции в данном случае могут быть продавец молока, члены его семьи, а фактором передачи – молоко.

Задача 2

Источником инфекции в данном случае были грызуны (водяные крысы, ондатры), которые заразили воду в реке, а фактором передачи была вода.

Задача 3

Источником возбудителя инфекции в данном случае могут быть работники пищеблока детского садика или молокозавода, а фактором передачи – сметана.

Задача 4

Эпидемический очаг распространяется на группу детского садика, квартиру больного и семью родственников, которые были в гостях, если среди них есть люди, которые не болели корью.

4 Материалы для аудиторной самостоятельной работы

4.1 Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

• определить звенья эпидемического процесса;

• спланировать противоэпидемические мероприятия в очаге – мероприятия, направленные на звенья эпидемического процесса;

• правильно заполнить соответствующую документацию;

• спланировать мероприятия по ликвидации очага – мероприятия по больному и носителю, обеззараживанию окружающей среды и лицам, которые общались с источником инфекционного заболевания;

• овладеть приемами эпидемиологического метода исследования;

• обосновать причины и условия возникновения, механизм развития и проявления эпидемического процесса.

4.2 Материалы методического обеспечения основного этапа занятия

4.2.1 Профессиональный алгоритм относительно формирования навыков и умений проведения противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней

Пор. ном.

Задание

Последовательность выполнения

Замечание, предупреждение относительно самоконтроля

1

2

3

4

1

Овладеть приемами эпидемиологи-ческого метода исследований

Ознакомиться с приемами исследований:

1) описательно-оценочный;

2) аналитический;

3) экспериментальный

Уметь использовать эпидемиологичес-кий метод исследования

1

2

3

4

2

Обосновать причины, механизм развития и проявления эпидемическо-го процесса

Оценивать количественные проявления эпидемического процесса:

спорадическая, эпидемическая (вспышка, эпидемия) и пандемическая заболеваемость.

Уметь анализировать социально-возрастные группы риска, коллективы риска и время риска (в многолетней и годовой динамике заболеваемости).

3

Определение эпидемиоло-гии и эпидемическо-го процесса

Эндемическая и экзотичная заболеваемости по территориям.

Знать определение эпидемического процесса, его звенья, движущие силы

4

Понятие “паразит” и “паразитарная система”

Составить схему открытой и закрытой, одно- и многочленной паразитарных систем

5

Источник и резервуар возбудителей инфекцион-ных болезней.

Антропонозы, зоонозы, сапронозы

Дать характеристику источника и резервуара возбудителей инфекции

Распределить инфекционные заболевания в зависимости от источника инфекции

1

2

3

4

6

Структура и содержание эпидемиологи-ческого метода исследования

Знать приемы эпидемиологического метода исследования

Привести примеры описательно-оценочного, аналитического, эксперименталь-ного

7

Теория механизма передачи

Знать виды и фазы механизма передачи

Составить классификацию инфекционных болезней по механизмам передачи

Материалы послеаудиторной самостоятельной работы

Тематика У ИРС и Н ИРС

· Эпидемиологические особенности течения инфекционных заболеваний в современных условиях.

· Современные методы эпидемиологического исследования инфекционных заболеваний.

Тема. Организация противоэпидемической и профилактической работы на врачебном участке

Продолжительность – 2 часа.

1 Актуальность темы: интенсивность эпидемического процесса, своевременность локализации и ликвидации очагов инфекционных заболеваний в значительной степени зависит от организации профилактической и противоэпидемической работы на врачебном участке. Одними из основных обязанностей участкового (семейного) врача являются снижение уровня инфекционной заболеваемости путем проведения специфической профилактики, активного выявления скрытых источников инфекции, раннее выявление эпидемических очагов и недопущение распространения инфекционных заболеваний за пределы очагов.

2 Учебные цели занятия (с указанием уровня усвоения, который планируется).

2.1 Студент должен знать:

а-2

• методы выявления инфекционных больных;

• клинические и эпидемические показания к госпитализации;

• сроки и правила выписки инфекционных больных из стационара;

• сроки и объемы диспансерного наблюдения за реконвалесцентами;

• способы прерывания механизма передачи;

• противоэпидемические мероприятия в эпидемическом очаге до и после изоляции источника инфекции;

• понятие о контактных лицах, медицинском наблюдении за ними, их лабораторное обследование;

• методику расчетов статистических показателей (заболеваемость, летальность, очаговость);

• порядок планирования и проведения профилактических прививок;

• методы профилактической работы на объектах эпидемического риска;

• порядок и объемы проведения медицинских осмотров работников объектов эпидемического риска.

2.2 Студент должен уметь:

а-3

• организовать и провести мероприятия, направленные на устранение источника инфекции;

• провести мероприятия по изоляции больного инфекционным заболеванием;

• правильно провести выписку реконвалесцентов из стационара;

• организовать диспансерное наблюдение за переболевшими;

• прервать механизм передачи инфекции;

• организовать проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге;

• определить границы эпидемического очага и срок его существования;

• определить круг контактных, необходимость их лабораторного обследования;

• применить ограничительные мероприятия к контактным;

• провести анализ инфекционной заболеваемости на участке;

• организовать и провести профилактические медицинские осмотры работников объектов питания, водоснабжения, торговли, общественного питания и др.;

• проводить санитарно-просветительную работу на участке.

3 Материалы доаудиторной самостоятельной работы

3.1 Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

Дисциплины

Знать

Уметь

1

2

3

Предыдущие дисциплины

Микробиология

Влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы

Определять необходимость проведения дезинфекции в зависимости от вида возбудителя

Иммунология и аллергология

Роль системы иммунитета и неспецифических факторов защиты в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма человека

Оценить данные иммунологических исследований

Пропедевтика внутренних болезней

Основные этапы и методы клинического обследования больного

Собрать анамнез, провести клиническое обследование. больного, выявить основные симптомы и синдромы. Проанализировать полученные данные

Дерматология

Патогенез, клинику и стадии развития сыпи у инфекционного больного

Распознать сыпь у инфекционного больного.

1

2

3

Последующие дисциплины

Семейная медицина

Эпидемиологию, динамику клинических проявлений. Принципы профилактики

Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза. Распознать инфекционное заболевание; интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар

Внутрипредметная интеграция

Инфекционные болезни

Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения инфекционных заболеваний

Использовать эпидемиологический метод исследования, проводить анализ инфекционной заболеваемости.

Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза. Распознать инфекционное заболевание, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования


3.2 Структурно-логическая схема содержания темы занятия

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО (СЕМЕЙНОГО) ВРАЧА

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В ОЧАГЕ ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ

аЛГОРИТМ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

НА врачебНОМ УЧАСТКЕ

фУНКЦИИ УЧАСТКОВОГО (СЕМЕЙНОГО) ВРАЧА :

· pаннее выявление инфекционного больного;

· cбор эпидемиологического анамнеза;

· pанняя изоляция, госпитализация – обязательная и по показаниям: клиническим и эпидемиологическим;

· oрганизация текущей дезинфекции (проводится силами населения);

· взятие материала от больного для бактериологического исследования;

· своевременное сообщение об инфекционном заболевании в территориальную санэпидстанцию ;

· санитарно-просветительская работа.

ФУНКЦИИ ВРАЧА КАБИНЕТА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:

· консультативно-методическая работа по вопросам диагностики, лечения инфекционных больных ;

· организация и проведение диспансерного наблюдения за реконвалесцентами и носителями ;

· санитарно-просветительская работа.

ФУНКЦИИ ВРАЧА-ЭПИДЕМИОЛОГА :

· своевременное проведение эпидемиологического обследования эпидемического очага ;

· тщательный сбор эпидемиологического анамнеза ;

· определение границ очага;

· выявление контактных лиц;

· организация медицинского наблюдения за контактными на протяжении максимального инкубационного периода;

· организация лабораторного обследования контактных лиц с целью выявления возможных источников инфекции;

· забор материала из объектов окружающей среды для лабораторного исследования;

· контроль за организацией и проведением текущей и заключительной дезинфекции;

· разобщение от коллектива контактных: детей, лиц из декретированных групп;

· организация экстренной профилактики среди контактных (введение иммуноглобулинов, сывороток, бактериофагов, химиопрофилактика);

· сообщение о заболевшем и контактных по месту учебы, работы, отдыха;

· санитарно-просветительская работа.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИВИВОК

Подготовка населения (беседы, лекции)

Разъяснительная и санитарно-просветительская работа;

Информация о времени и порядке прививок, их целесообразность.

Требования к помещению

Поверхности помещения должны выдерживать влажную уборку и дезинфекцию. Оборудование кабинета для прививок должно включать: холодильник или термоконтейнер (для временных пунктов прививок), шкаф для инструментария и медикаментов, биксы со стерильным материалом, пеленальный столик и медицинскую кушетку, столы для подготовки препаратов к применению, стол (шкаф) для сохранения документации, емкость с дезинфицирующим раствором, коробки безопасной утилизации).

Иммунобиологические препараты для прививок

Получение из СЭС предварительно согласно с потребностью.

Соблюдение условий хранения (в соответствии с инструкцией об использовании). Температурный режим должен соблюдаться при хранении и транспортировке препаратов. Для большинства бактериальных и вирусных препаратов оптимальная температура +2, +80 С; для длительного хранения пероральной вакцины для профилактики полиомиелита рекомендуется ее содержание при температуре от -15 до -250 С. Категорически не допускается замораживание адсорбированных вакцин – АКДС, АДС, АДС-м, АС, вакцины против вирусного гепатита В и тому подобное, а также растворителей для живых вирусных вакцин.

Подготовка медицинского персонала

Ежегодно территориальными управлениями охраны здоровья и санитарно-эпидемиологическими станциями организуются семинары для средних медицинских работников по теории иммунизации и техники проведения профилактических прививок с обязательным проведением зачетов.

3.3 Список рекомендуемой литературы

Основной

· Епідеміологія / За редакцією Ю.Д. Гоца, І.П. Колеснікової, Г.А. Мохорта. – Київ: Асканія, 2007. – С. 224 -235.

· Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. - М.: Медицина, 1989. - С. 151-164.

· Ющук Н.Д., Жогова М.А., Бушуева В.В., Колесова В.Н. Эпидемиология. – М.: Медицина, 1993. - С. 5-36.

Дополнительной

• Методические указания к освоению практических навыков по эпидемиологии / Составители: Н.Д. Чемич, Г.С. Зайцева, Н.И. Ильина, В.В. Захлебаева. - Сумы: Изд-во СумГУ, 2009. - С. 6-20, 51-57.

• Ждан В.М., Лисак В.П., Дубинська Г.М. та ін. Профілактична та протиепідемічна робота в практиці сімейного лікаря.- Полтава: УМСА, 2004. – 166 с.

• Петренко В.Ю., Кравченко В.К., Трецька, Т.О. Зайцева Г.С. Методичні рекомендації «Організація та проведення в умовах міста медичного спостереження за контактними з інфекційними хворими у епідемічних вогнищах за місцем проживання». - Суми, 1998. – 10 с.

• Наказ МОЗ України від 10.01.06 р. № 1 "Про затвердження форм первинної облікової документації з інфекційної, дерматовенерологічної, онкологічної захворюваності та інструкцій щодо їх заповнення".

• Наказ МОЗ України від 23.07.02 р № 280 "Щодо організації проведення обов’язкових профілактичних медичних оглядів працівників окремих професій, виробництв, організацій, діяльність яких пов’язана з обслуговуванням населення і може призвести до поширення інфекційних хвороб".

• Наказ МОЗ України від 19.07.95 р. № 133 "Про затвердження переліку особливо небезпечних, небезпечних інфекційних та паразитарних хвороб людини і носійство збудників цих хвороб".

• Офіційний сайт МОЗ України // www. moz.gov.ua

3.4 Материалы для самоконтроля

3.4.1 Вопрос для самоконтроля

1 Методы выявления инфекционных больных.

2 Эпидемиологические показания к госпитализации инфекционных больных.

3 Цели и задачи диспансерного наблюдения за реконвалесцентами.

4 Организация и проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге до госпитализации больного и при организации стационара дома.

5 Организация текущей и заключительной дезинфекции в очаге.

6 Профилактическая и противоэпидемическая работа участкового (семейного) врача, врача-инфекциониста.

7 Связь участкового (семейного) врача с кабинетом инфекционных заболеваний и территориальной санэпидслужбой.

8 Регистрация и учет инфекционных больных.

9 Организация и планирование профилактических прививок на участке.

10 Методика расчетов статистических показателей: заболеваемость, летальность, очаговость. Их использование при проведении анализа работы участкового (семейного) врача.

11 Основные формы и методы санитарно-просветительской работы среди населения.

3.4.2 Тесты для самоконтроля

Выбрать правильные ответы

1 Эпидемический очаг - это:

а - место пребывания источника инфекции;

б - территория, в пределах которой возможно распространение возбудителя;

в - территория, на которой находится переносчик возбудителя;

г - место локализации возбудителя в организме.

2 Экстренное сообщение о выявлении инфекционного заболевания посылает:

а - врач, который заподозрил инфекционное заболевание;

б - врач, к которому обратился больной;

в - врач, который подтвердил инфекционное заболевание;

г - врач-эпидемиолог при обследовании эпидемического очага;

д - врач-бактериолог после проведения бактериологического исследования.

3 Экстренное сообщение о выявлении инфекционного заболевания посылается:

а - в территориальную санэпидстанцию;

б - в участковую больницу;

в - в инфекционную больницу;

г - в территориальное управление охраны здоровья.

4 Экстренное сообщение об инфекционном заболевании посылается:

а - после госпитализации больного;

б - после лабораторного обследования больного;

в - не позже 12 часов с момента выявления больного;

г - на протяжение суток с момента выявления больного.

5 Цель эпидемиологического обследования эпидемического очага:

а - выявление источника инфекции;

б - установление путей и факторов передачи возбудителя;

в - выявления лиц, которые контактировали с больным;

г - выявления лиц, которые были с больным в одинаковых условиях относительно заражения;

д - разработка мероприятий по локализации и ликвидации очага.

6 При выявлении инфекционного больного участковый (семейный) врач должен:

а - собрать эпидемиологический анамнез;

б - решить вопрос о госпитализации больного;

в - организовать текущую дезинфекцию;

г - вызвать бригаду дезинфекторов;

д - направить срочное сообщение в санэпидстанцию.

7 Госпитализацию инфекционных больных осуществляют:

а - по клиническими показаниям;

б - по эпидемиологическими показаниям;

в - обязательно, независимо от диагноза инфекционного заболевания.

8 Срок наблюдения за эпидемическим очагом отчисляется от:

а - даты начала болезни;

б - даты обращения к врачу;

в - даты установления диагноза;

г - даты госпитализации больного и проведения заключительной дезинфекции.

9 Противоэпидемические мероприятия в эпидемическом очаге проводят:

а - врач-инфекционист;

б - врач-эпидемиолог;

в - врач-бактериолог;

г - врач-дезинфектор;

д - участковый (семейный) врач .

10 Наблюдение за эпидемическим очагом прекращается:

а - после изоляции больного в отдельной комнате;

б - после госпитализации больного;

в - после проведения заключительной дезинфекции;

г - по окончании максимального инкубационного периода у контактных;

д - после выздоровления больного.

11 Срочное сообщение (ф. № 58/о) предоставляется в санэпидстанцию при выявлении больных:

а - острой кишечной инфекцией;

б - ангиной;

в - корью;

г - гриппом;

д - ветряной оспой.

12 Обязательной госпитализации в инфекционный стационар подлежат больные:

а - острой респираторной инфекцией;

б - холерой;

в - брюшным тифом;

г - шигеллезом;

д - дифтерей.

13 Обязательной госпитализации в инфекционный стационар по эпидемиологическим показаниям подлежат больные:

а - проживающие в интернатах;

б - проживающие в общежитиях;

в - посещающие детские дошкольные заведения;

г - проживающие в квартирах вместе с детьми дошкольного возраста.

14 Эпидемиологическое обследование эпидемического очага включает:

а - опрос больного и окружающих его лиц;

б - госпитализацию больного;

в - санитарное обследование очага;

г - забор материала от больного и контактных лиц;

д - забор материала из объектов окружающей среды.

15 Учет инфекционных больных осуществляют в:

а - территориальной поликлинике;

б - территориальной санэпидстанции;

в - территориальном управлении охраны здоровья.

16 Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами проводят:

а - врач-инфекционист кабинета инфекционных заболеваний;

б - врач-инфекционист инфекционного стационара;

в - врач-эпидемиолог.

Эталоны правильных ответов

1 - б

5 – а, б, в, г, д

9 – а, б, г, д

13 – а, б

2 - а

6 – а, б, в, д

10 - г

14 - а, в, г, д

3 - а

7 – а, б

11 – а, в, д

15 - а, б

4 – в

8 - г

12 – б, в, д

16 - а

3.4.3 Задачи для самоконтроля

Задача 1

На амбулаторном приеме выявлен больной сыпным тифом.

Какой должна быть тактика врача относительно больного и контактных лиц?

Задача 2

В населенном пункте на протяжение нескольких лет регистрируются случаи столбняка.

Какие меры необходимо принять с целью снижения заболеваемости?

Задача 3

Участковый врач при посещении больного дома диагностировал шигеллез. Больной – пенсионер, живет в двухкомнатной квартире вместе с женой.

Можно ли лечить больного дома?

Задача 4

Из инфекционного отделения на больничный участок выписан реконвалесцент вирусного гепатита А с остаточными явлениями.

Какой должна быть тактика участкового врача относительно переболевшего и контактных?

Задача 5

Больной с подозрением на брюшной тиф госпитализирован в инфекционное отделение.

Какие меры должен принять участковый врач относительно контактных?

Эталоны ответов к задачам

Задача 1

Больного госпитализировать в инфекционный стационар. Установить медицинское наблюдение за контактными в очаге на 25 дней с ежедневным измерением температуры. Провести осмотр на педикулез. По показаниям (наличие педикулеза или острого лихорадочного заболевания на протяжении последних 3 месяцев) провести лабораторное обследование (одновременно РСК и РНГА) (Наказ МОЗ України від 21.12.93 р № 246 «Про удосконалення профілактики епідемічного висипного тифу та хвороби Бриля»).

Задача 2

Проанализировать состояние охвата населения профилактическими прививками против столбняка, обеспечить проведение прививок всем подлежащим. Обратить внимание на своевременность и правильность проведения активно-пассивной профилактики столбняка при травмах (Наказ МОЗ України від 05.08.99 р. № 198 «Про вдосконалення профілактики, діагностики та лікування правця»).

Задача 3

Можно, если имеет место легкое или средней тяжести течение заболевания и если профессия жены не связана с эпидемическим риском распространения шигеллеза (Приказ МЗО СССР от 16.08.89 г. № 475 «О мерах по дальнейшему усовершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями»).

Задача 4

Больного необходимо взять на диспансерный учет в кабинете инфекционных заболеваний с осмотром и лабораторным обследованием не реже 1 раза в месяц. Снять с учета через 3 месяца после исчезновения жалоб, нормализации размеров и функции печени. За контактными продолжать наблюдение на протяжении 35 дней с момента изоляции больного. (Приказ МЗО СССР от 12.07.89 г. № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»).

Задача 5

На протяжении 21 дня проводить наблюдение за контактными с обязательным лабораторным обследованием (бактериологическое исследование кала и мочи). (Приказ МЗО СССР от 02.03.89 г. № 139 «О мероприятиях по снижению заболеваемости брюшным тифом в стране»).

4 Материалы для аудиторной самостоятельной работы

4.1 Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

• оформить экстренное сообщение о впервые выявленном инфекционном заболевании (форма № 58/о);

• заполнить журнал учета инфекционных заболеваний (форма № 60/о);

• овладеть навыками эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания;

• определить границы эпидемического очага;

• составить план противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию эпидемического очага и обосновать его;

• провести анализ инфекционной заболеваемости на участке.

4.2 Материалы методического обеспечения основного этапа занятия

4.2.1 Профессиональный алгоритм относительно формирования навыков и умений по организации противоэпидемической и профилактической работы на врачебном участке

Пор.

Ном.

Задание

Последовательность выполнения

Замечание, предупреждение относительно самоконтроля

1

2

3

4

1

Овладеть методами выявления инфекционных больных

Ознакомиться с приемами выявления инфекционных больных при амбулаторном приеме, профилактических осмотрах, диспансеризации и тому подобное

Правила регистрации и учета инфекционных больных; оформление экстренного сообщения о впервые выявленном инфекционном заболевании (форма № 58/о); заполнение журнала учета инфекционных заболеваний (форма № 60/о)

2

Обосновать клинические и эпидемические показания к госпитализа-ции

Определить основные клинические и эпидемические показания к госпитализации, условию лечения больного на дому

Основные эпидемиологические показания к госпитализации инфекционных больных

3

1

Определение срока и правил

2

Определить основные показания к выписке

3

Правила эпидемиологического

4

выписки инфекционных больных из стационара; срока и объема диспансерного наблюдения за реконвалесцен-тами

больного из стационара: клинические, лабораторные, эпидемиологические. Длительность и объем диспансерного наблюдения по клиническим и эпидемиологическим показаниям

обследования очага инфекционного заболевания; определение границ эпидемического очага; составление плана противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию эпидемического очага;

организации текущей и заключительной дезинфекции в очаге

4

Определение метода прерывания механизма передачи; противоэпиде-мических мероприятий в эпидемическом очаге до и после изоляции источника инфекции

Дать характеристику методов прерывания механизма передачи возбудителей инфекции. Основные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции

Правила организации и проведения противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге до госпитализации больного и при организации стационара на дому.

Проведение анализа инфекционной заболеваемости на участке

5

1

Понятие о контактных лицах, медицинском наблюдении за

2

Определение круга контактных лиц, показания к обследованию

3

Основные формы и методы санитарно-просветительной работы среди населения

4

ними, их лабораторное обследование

6

Методика расчетов статистических показателей. Порядок планирования и проведения профилактиче-ских прививок

Использование статистических показателей с целью оценки инфекционной заболеваемости населения на участке. Использование показателей для планирования профилактической работы

Профилактическая и противоэпидемическая работа участкового (семейного) врача, врача-инфекциониста

7

Методы профилактиче-ской работы на объектах эпидемическо-го риска

Определить круг объектов эпидемического риска на территории участка

Организация и планирование профилактических прививок на участке

Материалы послеаудиторной самостоятельной работы

Тематика У ИРС и Н ИРС :

· составить план профилактических прививок на одном из врачебных участков;

· оценить состояние здоровья возрастной группы (по выбору) на одном из врачебных участков.


Тема. Дезинфекция и стерилизация. Живые переносчики возбудителей инфекционных болезней. Дезинсекция. Дератизация

Продолжительность – 2 часа.

1 Актуальность темы: дезинфекция является не только составляющей комплекса противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний и обеспечивает прерывание механизма передачи. В ряде эпидемических очагов именно дезинфекция является ведущим методом предупреждения распространения инфекции.

Проведение дезинфекционно-стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических заведениях существенно снижает риск возникновения внутрибольничных инфекций, актуальность которых связана с высоким уровнем заболеваемости, летальности и значительным социально-экономическим ущербом.

Изучение эпидемиологической роли живых переносчиков- возбудителей имеет значениe для профилактики и борьбы с трансмиссивными инфекциями. Не меньшее внимание уделяется дератизации как предупреждению распространения ряда зоонозных инфекций.

2 Учебные цел и занятия (с указанием уровня усвоения, который планируется)

2.1 Студент должен знать:

а-2

• oпределение и суть дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

• виды дезинфекции;

• методы и способы дезинфекции;

• характеристика физического и химического методов дезинфекции;

• методы контроля качества дезинфекции;

• химические дезинфектанты, требования к ним;

• роль живых переносчиков в распространении возбудителей инфекционных болезней;

• химические инсектициды, требования к ним;

• методы контроля качества дезинсекции;

• типы аппаратуры, которая используется для проведения дезинфекции, дезинсекции;

• виды и методы дератизации;

• характеристика групп препаратов, которые используются для дератизации;

• методы контроля качества дератизации;

• типы аппаратуры, которая используется для проведения дератизации.

2.2 Студент должен уметь:

а-3

• определить необходимость проведения дезинфекции;

• определить объемы и методы дезинфекции в очаге;

• использовать физические методы дезинфекции;

• определить группы дезсредств, которые целесообразно использовать с профилактической целью, в очагах разных инфекционных заболеваний;

• подобрать дезинфектанты для рационального обеззараживания разных объектов;

• контролировать качество проведенной дезинфекции;

• определить группы инсектицидов, способ их применения в зависимости от вида переносчика;

• подобрать тип дезинфекционной камеры и режим ее работы при дезинфекции разных объектов;

• контролировать качество дезинсекционных мероприятий;

• определить объемы и методы дератизации;

• контролировать качество дератизационных мероприятий.

3 Материалы доаудиторной самостоятельной работы

3.1 Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

Дисциплины

Знать

Уметь

1

2

3

Предыдущие дисциплины

Микробиология

Свойства возбудителей инфекционных болезней, их устойчивость в окружающей среде

Определить необходимость проведения дезинфекции в зависимости от вида возбудителя

Фармакология

Фармакологическую характеристику препаратов, которые используются для дезинфекции

Проводить выбор дезинфектанта в очагах разных инфекционных заболеваний

Биология

Характеристику основных видов насекомых – переносчиков возбудителей инфекционных болезней

Определить группы инсектицидов и способ их применения для уничтожения основных видов переносчиков инфекции

Иммунология и аллергология

Роль системы иммунитета и неспецифических факторов защиты в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма человека

Оценить данные иммунологических исследований

1

2

3

Последующие дисциплины

Семейная медицина

Функции семейного врача при организации проведения дезинфекционных мероприятий

Организовывать и проводить очаговую, текущую дезинфекцию

Внутрипредметная интеграция

Инфекционные болезни

Особенности инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней

Обеспечивать дезинфекционно-стерилизационный режим в инфекционном стационаре,

организовывать дезинфекцию в эпидемическом очаге

3.2 Схема содержания темы занятия

Виды дезинфекции

Профилактическая

При возможности или угрозе распространения инфекционных болезней, при невыявленном источнике инфекции.

Места скопления людей:

вокзалы, гостиницы, общежития, общественные туалеты, парикмахерские,

бани, дошкольные детские учреждения и др.

Лечебные учреждения:

роддомы, операционные блоки и др.

Предприятия по изготовлению пищевых продуктов.

Водоснабжающие станции и сооружения.

Исполнители : персонал учреждений, работники дезинфекционных учреждений.

Время проведения – периодически.

Очаговая


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ГРУПП ДЕЗИНФЕКТАНТОВ

Композиционные


Методы и режимы стерилизации изделий медицинского назначения

МЕТОД

ДЕЙСТВУЮ - ЩИЙ АГЕНТ

РЕЖИМ

НАЗВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

1

2

3

4

Физический

Пар

2 атм. (± 0,2)

1320С (± 2)

20 мин.

Рекомендуется для изделий из корозиеустойчивого металла, стекла, текстильных материалов, ваты и тому подобное

1,1 атм. (± 0,2)

1200С (± 2)

45 мин.

Рекомендуется для изделий из резины, латекса, отдельных полимерных материалов

1

2

3

4

Воздух

1800С (+ 2-10)

60 мин.

Рекомендуется для материалов из металла, стекла, силиконовой резины

1600С (+ 2-10)

150 мин.

Химический

Растворы

химических

препаратов

Режим соответственно регламенту из применения средства

Используют тогда, когда невозможно применить другие методы

Газовый

Используют преимущественно в промышленных условиях

Радиационный

Плазменный

Эпидемиологическое значение членистоногих переносчиков - возбудителей инфекционных болезней

Класс насекомого (Insecta)

Отряд вши (Anopluda)

Семейство вши

(Рediculidae)

Платяная,

головная,

лобковая вошь

Сыпной тиф, возвратный тиф, волынская лихорадка

Отряд блохи (Suctoria)

Блоха человеческая,

блоха крысиная

Чума, туляремия, крысиный сыпной тиф, псевдотуберкулез, сибирская язва

Отряд двукрылые (Diptera)

Семейство комары

(Сulicidae)

Более 80 видов комаров рода Aedes, Culex, Anopheles

Более 50 видов вирусных и бактериальных инфекций (японский энцефалит, желтая лихорадка, малярия)

Семейство мотыльковых (Рsychdidae)

Более 20 видов москитов

Кожный лейшманиоз, висцеральный лейшманиоз, флеботомная лихорадка

Семейство настоящие мухи (Мuscidae)

Комнатная муха, муха жигалка, муха цеце

Более 60 видов инфекций (шигеллез, брюшной тиф, холера, сибирская язва, туляремия)

Класс паукообразные (Arachnoideа)

Отряд клещи (Acarina)

Род

гамазовые клещи

(Gamasoidea)

Туляремия, чума, крысиный сыпной тиф, лихорадка Ку, клещевой энцефалит, геморрагические лихорадки, боррелиоз, бруцеллез

Семейство аргасовые клещи

(Argasidea)

Семецство краснотельцевые клещи

(Trombiculidae)

Семейство иксодовые клещи

(Ixodidae)

Виды дезинсекции

Профилактическая –предупреждает размножение членистоногих, проникновение их в помещение, попадание их на тело, пищевые продукты

Истребляющая – истребление

членистоногих на всех стадиях метаморфоза во всех местах их обитания


Методы дезинсекции

1 Механический (освобождение предметов от членистоногих)

- встряхивание, выбивание, отлов, освобождение предметов с помощью пылесоса.

2 Физический (применение высоких температур)

- сжигание, кипячение, горячий воздух, водный пар.

3 Биологический (использование биологических объектов, которые уничтожают насекомых в естественных условиях)

- патогенные микроорганизмы, энтомофаги (птицы), личиночные рыбы.

4 Химический (применение ядовитых для насекомых химических веществ)

- инсектициды, акарициды, ларвициды, овициды, репелленты.

Группы химических инсектицидов

Хлорируемые углеводороды

ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан), гексахлоран

Фосфорорганические соединения

Хлорофос, дихлофос, карбофос, трихлофос, дибром, сульфидофос

Растительные

Пиретрум

Синтетические пиретроиды

Неопин, риапан, цинерметрин

Другие соединения

Бензил-бензоат, сульфопин, боракс, бура, ”Децис”

По способу проникновения в организм насекомых и механизму действия

1 Контактные – проникают в организм через внешние покровы – пиретрум. Дихлофос, байпикс, линдан, дифос.

2 Кишечные – попадают в кишечник вместе с едой, водой – фторид натрия, борная кислота, бура, бутадион.

3 Фумиганты – проникают в организм через дыхательные пути – дихлорэтан, цианистый водород, хлорпикрин.

4 Разного действия – попадают в организм различными путями – хлорофос, трихлофос, карбофос.

Типы дезинфекционных камер

- по характеру теплового агента:

воздушные – действующий агент – горячий воздух, который нагрет до температуры 80-100 0 С ( используется редко, только для дезинсекции);

паровые – действующий агент- насыщенный водяной пар нормального атмосферного давления или под давлением 1,2-1,5 атм. при температуре 104-111 0 С (нельзя дезинфицировать вещи из кожи, меха, резины, шелка, капрона, клеенки и окрашенные неустойчивыми красками);

паровоздушно-формалиновые – используются для дезинфекции кожных, резиновых, меховых изделий, обуви, предметов из пластмассы, книг, картин; работают пароформалиновым и паровоздушным методами:

а) пароформалиновый – действующие агенты водяной пар, формальдегид, нагретый воздух (до 590 С);

б) паровоздушный – действующие агенты – пар и нагретый воздух (до 98 0 С);

- по устройству:

1) стационарные;

2) передвижные.

естественное носительство возбудителей инфекционных болезней грызунами

СемЕЙСТВО беличьи

Обычная белка

Энцефалиты: клещевой, японский; туляремия

Азиатский бурундук

Туляремия, клещевой спирохетоз, клещевой и японский энцефалиты

Серый сурок

Чума

Малый сурок

Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва

СемЕЙСТВО дикобразы

Дикобраз

Клещевой спирохетоз, клещевой риккетсиоз, бруцеллез

СемЕЙСТВО тушканчики

Большой тушканчик, или земляной заяц

Чума

СемЕЙСТВО мышевидные

Рыжая (амбарная) крыса

Чума, туляремия, крысиный риккетсиоз, лихорадка Ку. Клещевой спирохетоз, лептоспироз, листериоз, бешенство, ящур, содоку, бруцеллез, цуцугамуши, трихинеллез

Черная крыса

Чума, крысиный риккетсиоз, лихорадка Ку. Лептоспироз, ящур, содоку, бешенство, цуцугамуши, трихинеллез

Полевая мышь

Туляремия, лептоспироз, клещевой сыпной тиф

Мышь домовая

Чума, туляремия, лептоспироз, крысиный риккетсиоз. Лимфоцитарный хориоменингит, листериоз, ящур, содоку, трихинеллез

Лесная мышь

Туляремия, лептоспироз. Лимфоцитарный хориоменингит

СемЕЙСТВО хомяковидные

Серый хомяк

Чума, туляремия

Большая песчанка

Чума, клещевой сыпной тиф, клещевой риккетсиоз, лептоспироз, кожный лейшманиоз, лихорадка папатачи

Европейская рыжая полевка

Туляремия, лептоспироз, клещевой риккетсиоз, клещевой энцефалит

Водяная крыса

Туляремия, лептоспироз

СемЕЙСТВО зайцы