Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 15
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕДУЩЕЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра ортопедической стоматологии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
СО СТУДЕНТАМИ 4-ГО КУРСА 7-ГО СЕМЕСТРА
Методические указания утверждены на методическом совещании кафедры_____________________ С.А.Наумович Зав. кафедрой, профессор. Минск ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА КАФЕДРЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ
СТОМАТОЛОГИИ
Общие требования и особенности проведения практических занятий со студентами следующие: а) студент к каждому занятию должен хорошо теоретически готовиться, использовать новейшие литературные источники; б) чутко и внимательно относиться к больному; в) для определения диагноза обязательно использовать субъективные, объективные и дополнительные методы обследования ортопедических больных; г) логические обосновать клинические симптомы и топографию дефекта зубных рядов, научиться правильно давать оценку предложенной конструкции изготовления зубных протезов; д) научить студентов ведению медицинской документации; е) по возможности овладеть соответствующими мануальными навыками в лечении тематических больных. Оценку знаний ассистент проводит посредством опроса, решения ситуационных клинических задач, а также по результатам приема студентами больных и овладению ими мануальными навыками и выставляет оценку в книжку преподавателя и кафедральный журнал. Отработка пропущенных занятий должна проводится согласно составленного графика на кафедре с указанием фамилии ассистента, числа и времени. Критерии оценки знаний студентов на экзаменах по ортопедической стоматологии
С целью совершенствования контроля учебной работы студентов сотрудниками кафедры ортопедической стоматологии учитывается следующее: 1. Контроль учебной работы студентов во всех его формах рассматривается в качестве одного из ведущих средств управления учебно-воспитательной работы. Он направляется на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения будущими специалистами учебно-программного материала в полном соответствии с требованиями утвержденными в установленном порядке квалификационных характеристик, учебных планов и программ. Контроль учебной работы студентов на кафедре в межсессионный период проводится в ходе аудиторных занятий, проводимых в соответствии с расписанием, а также путем проверки результатов самостоятельного выполненных будущими специалистами заданий, клинических и лабораторных манипуляций по лечению больных с различными деформациями зубов челюстной системы предусмотренных действующими учебными планами, программами и методическими разработками кафедры. Данные межсессионного контроля используются кафедрой и преподавателями для обеспечения ритмичной учебной работы студентов, привития им умения четко организовать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебно-программного материала. 2. Курсовые экзамены и зачеты являются ведущими формами контроля учебной работы студентов, на основе которых оценивается уровень усвоения будущими специалистами всех разделов ортопедической стоматологии. Успеваемость студентов определяется и фиксируется с использованием следующих оценок: по результатам зачетов – «зачтено» и «не зачтено», по результатам экзаменов – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»
и «неудовлетворительно»
. При определении требований к экзаменационным оценкам по ортопедической стоматологии преподаватели кафедры руководствуются следующим: а) оценка «отлично»
заслуживает студентов, обнаруживающий всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных заболеваний зубочелюстной системы, функцией желудочно-кишечного тракта, а также их влияние на состояние всего организма, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. б) оценку «хорошо»
заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо»
выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине. в) оценка «удовлетворительно»
ставится студенту, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме. Необходимом для дальнейшей учебы и представляющей работы по профессии. Определяющейся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно»
выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий. по обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. г) оценка «неудовлетворительно»
выставляется студенту, обнаружившему проблемы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. по практическим навыкам. Как правило оценка «неудовлетворительно»
ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных знаний по соответствующей дисциплине. Требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов не государственных экзаменов и при защите истории болезни и дневников производственной практики должны обеспечивать всестороннюю оценку знаний, умений и навыков, профессиональных и идейных качеств будущих специалистов в их системе и в соответствии с положениями квалифицированных характеристик. Результаты каждой экзаменационной сессии по ортопедической стоматологии рассматривать на заседании кафедры с обсуждением трудностей и недостатков в подготовке специалистов, а также разработке и осуществлению мероприятий по из предотвращению. Ответственность за организацию и контроль учебной работы студентов на кафедре несет зав.кафедрой, д.м.н., профессор С.А.Наумович. ФОРМА УИРС 1. ивный доклад. 2. Написание а. 3. Изготовление музейных и учебных пособий (препаратов) моделей. 4. Изготовление учебных ТСО. 5. Разбор больного (в виде доклада) на практических занятиях. 6. Изучение и анализ архивных материалов. 7. Участие в апробации новых методов исследования препаратов, ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ Этапы проведения занятия техническо-материальное обеспечение Время в минутах 1. Организация занятия Журнал преподавателя 5 2. Теоретический опрос Контрольные вопросы, слайды, таблицы, диагностические модели 25 3. Демонстрация больного Истории болезни 10 4. Клинический прием больных Тематические больные 220 5. Контроль результатов усвоения темы 5 6. Задание на дом Методические разработки 5 Всего 270 4 курс 7 семестр Основная литература 1. Лекционный материал. 2. Гаврилов Е.И.,Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. - М. 1984, 544 с. 3. Дойников А.И., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловеде ние, М. - 1986. 208 с. 4. Жулев Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии – ГИИ. – Н.Новгород, 1997. 5. Л.С. Величко, О.И. Иванова, О.И. Цвирко Психологическая подготовка пациентов в клинике ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 6. Л.С. Величко, Л.В. Белодед, С.В. Ивашенко Принципы лечения вертикальных зубоальвеолярных деформаций у взрослых Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 7. Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника. М.1985, - 400 с. 8. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М.1988. - 511 с. 9. Копейкин В.Н., Бушан М.Г., Воронов А.И. и др. Руководство по ортопедической стоматологии. М., 1993. 495 с. 10. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М.1977. 415с. 15. Наумович С.А. и др. Реставрация металлокерамических протезов Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 16. Наумович С.А. и др. Правила эксплуатации и техническое обслуживание стоматологических установок Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 17. Наумович С.А. и др. Протезирование частичной вторичной адентии съёмными пластиночными протезами Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 18. Наумович С.А. и др. Непосредственное протезирование в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 19. Наумович С.А. и др. Препарирование зубов под современные виды ортопедических конструкций Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 20.Наумович С.А. и др. Ортопедические методы лечения болезней мышечного и височно-нижнечелюстного суставного комплекса Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 21 Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (основные конструктивные элементы)Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 22. Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (клинико-лабораторные этапы)Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 23. Наумович С.А. и др. Применение лазерной сварки в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 24. Наумович С.А. и др. Телескопические коронки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 25. Наумович С.А. и др. Методика определения центральной окклюзии (при дефектах зубных рядов) и центрального соотношения челюстей (при полной потере зубов). Ошибки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 26. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с. Дополнительная литература 1. Анатомо-физиологические принципы конструирования протезов для беззубых больных. Методические рекомендации. Москва, 1974. 2. Бушан М.Г. Патологическая стираемость зубов и ее осложнения. 3. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика. Кишенев, 1982. 4. Гаврилов Е.И. Протез и протезное ложе. М., 1979. 5. Каламкаров Х.А. Ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей зубов. М, 1984 6. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зубов. М., 1990 . 7. Калинина Н.В. Протезирование при полной потере зубов. М.,1979 8. Наумович С.А., Коцюра Ю.И. Патологическая стираемость зубов: этиология, клиника, лечение. 2002г. 9. Полонейчик Н.Н. Конструктирование искусственных зубных рядов при протезировании больных с полной потерей зубов. – Мн., 1996 10. Функциональные оттиски при лечении больных с полным отсутствием зубов. Методические рекомендации. Волгоград, 1974. ЗАНЯТИЕ 1
Тема:
Протезирование при полной потере зубов (полной вторичной адентии). Особенности клинического обследования при полном отсутствии зубов. Определение морфологических особенностей твердых и мягких тканей протезного ложа, степень атрофии костной ткани альвеолярных отростков и тела челюстей, податливости подвижности слизистой оболочки. Цель занятия:
обучить студентов методике обследования больного с полной потерей зубов. Контрольные вопросы
1. Полная потеря зубов (вторичная адентия). Причины, распространенность. 2. Функциональные и морфологические изменения при полной потере зубов. 3. Обследование больных с полной потерей зубов. 4. Оценка состояния слизистой оболочки протезного ложа беззубых челюстей. Схема ООД по теме: «Протезирование при полной потере зубов.
Особенности клинического обследования при полном отсутствии зубов. Определение морфологических особенностей твердых и мягких тканей
протезного ложа».
Методы об
следования
Методы
проведения
Критерии для оценки проведенных исследований
1.Осмотр Сбор анамнеза Изучить жалобы больного, его общее состояние, условия жизни, профессиональные условия труда. Выявить причину потери зубов и давность их удаления. Установить - пользовался ли больной съемными протезами. Оценить состояние ранее изготовленных протезов с точки зрения врача и больного. В тех случаях, когда больной протезируется впервые нужно выяснить его осведомленность о протезах. 2. Осмотр Визуальное изучение, инструменты для осмотра-зонд, зубоврачебное зеркало Внешний осмотр - оценить степень изменений в конфигурации лица. Отметить симметрию лица, наличие или отсутствие рубцов кожных покровов лица, ограничивающих открывания рта, степень уменьшения губ, состояние их красной каймы, степень выраженности носогубных и подбородоч- ных складок, состояние слизистой оболочки в области углов рта. Обратить внимание на степень открывания рта (свободный или затрудненный), характер соотношения челюстей (ортогнатический, прогнатический, прогенический). Отметить особенности речевой артикуляции и произношения звуков, мимику. Осмотр полости рта: при осмотре верхней челюсти обращаем внимание на выраженность альвеолярного отростка и направление вестибулярного ската (пологий, отвесной), высоту небного свода (глубокий, средний, плоский), выраженность бугров (высокие, маловыраженные, невыражен-ные).Отмечаем выраженность торуса и топографию его по отношению к линии А, выраженный торус, не резко выраженный широкий торус. На нижней челюсти обращаем внимание на выраженность альвеолярного отростка -резко выражен; равномерно; значительно атрофирован; хорошо выражен в области фронтальных зубов и резко атрофирован в области жевательных зубов; резко атрофирован в области фронтальных зубов и хорошо выражен в области жевательных зубов; топографию переходной складки (альвеолярный отросток выступает над уровнем прикрепления мышц; альвеолярный отросток атрофирован до уровня места прикрепления мышц; атрофия тела челюсти ниже места прикрепления мышц; неравномерная атрофия в области жевательных или передних зубов). Отмечаем расположение уздечек, связок, Альвеолярный отросток следует нропаль-пировать для обнаружения острых выступов и корней, прикрытых слизистой оболочкой и недвижимых при осмотре. Опре-деляем сохранность альвеолярного отро-
стка, направление, положение и подвижность складок слизистой оболочки и уздечек. Устанавливаем наличие небного возвышения. Выявляем состояние переходной складки и альвеолярного отростка. 4. Лабораторные исследования Приборы для определения податливости слизистой оболочки Определение податливости слизистой оболочки покрывающей твердое небо и альвеолярные отростки. При подозрении на скрытые корни показана рентгенография. Оценка опорных свойств, протезного ложа с помощью рентгенологического обследования. Рентгенологическое обследование височно-нижнечелюстного сустава. На основании клинических и дополнительных методов исследования больному необходимо поставить диагноз с указанием класса беззубой челюсти по Келлеру, Шредеру, Курляндскому, Оксману. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Больной М. Жалобы на полное отсутствие зубов. Тактика врача-ортопеда 2. Больной В. 60 лет. Обратился в клинику с целью протезирования. Выяв 1. Какие методы обследования применялись? 2. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести? 3. Чем обусловлена выраженность носогубных и подбородочных скла 4. Чем обусловлено прогеническое соотношение челюстей? 3. При обследовании полости рта у больного Д. было отмечено наличие Осуществить оценку состояния слизистой оболочки протезного ложа на основе классификации Суппле. 4. Больной X. 68 лет, месяц назад был протезирован полными съемными выступающий корень зуба 25 отечная гиперемированная слизистая оболочка. Укажите допущенную ошибку при обследовании больного. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 3. Копейкин В.Н. и др. Ортопедическая стоматология. 1988 4. Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1987 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1985 Дополнительная: 1. Боровский Е.В. и др. Стоматология. М.,1987 2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере 3. Калинина Н.В. и др. Протезирование при полной потере зубов. 1979 4. Миликевич В.Ю. и др. Функциональные оттиски при лечении больных с 5. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1986 ЗАНЯТИЕ 2
Тема:
Классификация беззубых челюстей по Шредеру, Келлеру, Курляндскому В.Ю., Оксману И.М. Цель занятия:
Изучить классификации для беззубых челюстей. Вопросы необходимые для усвоения темы:
1.
Анатомическое строение верхней и нижней челюстей. 2. Морфологические особенности мягких тканей верхней и нижней Контрольные вопросы
1. Классификации верхней беззубой челюсти. 2. Классификации нижней беззубой челюсти. Классификация по Шредеру
I тип
- хорошо выраженные бугры верхней челюсти, альвеолярный отрос III
тип
- атрофия альвеолярного отростка, отсутствие бугров верхней челюсти, плоское небо и низкое расположение клапанной зоны. II
тип
— занимает среднее место между первым и третьим. Классификация Келлера
I
тип
- резко выражен альвеолярный отросток, переходная складка распо- II
тип
- равномерная резкая атрофия альвеолярного отростка, подвижная III
тип
- альвеолярный отросток хорошо выражен в области фронтальных IV тип
- резкая атрофия альвеолярного отростка в области фронтальных зу Классификация Курляндского
Три типа беззубой верхней челюсти:
I
тип
- а) высокий альвеолярный отросток, равномерно покрыт плотной слизистой оболочкой; б) хорошо выражены высокие бугры верхней челюсти; в) глубокое небо; г) отсутствие торуса или не резко выраженным тору- сом, оканчивающимся не менее чем на 1 см линии А; д) большой слизисто-железистой подушкой над аноневрозом мышц мягкого неба. II
тип характеризуется:
а) средней степенью атрофии альвеолярного отростка; б) мало выраженными или невыраженными альвеолярными буграми, укороченной fossa ptery-goidei; в) средней глубины небом; г) выраженным торусом; д) средней податливостью железистой подушки над апоневрозом мышц мягкого неба. III
тип характеризуется:
а) почти полным отсутствием альвеолярного отростка; б) резко уменьшенными размерами тела верхней челюсти; в) слабой выраженностью альвеолярных бугров; г) укороченным передне-задним размером твердого неба; д) плоским небом; е) не резко выраженным широким торусом; ж) узкой полосой пассивно подвижных податливых тканей по линии А. Классификация беззубых нижних челюстей
I
тип
- альвеолярный отросток выступает над уровнем мест прикрепления II
тип
- альвеолярный отросток и тело челюсти атрофированы до уровня III
тип
- атрофия тела челюсти прошла ниже уровня мест прикрепления IV тип
- большая атрофия в области жевательных зубов. V тип
- большая атрофия в области передних зубов. Классификация Оксмана
I
тип
- высокий альвеолярный отросток, высокие бугры верхней челюсти, II
тип
- средневыраженная атрофия альвеолярного отростка и бугров III
тип
- резкая, но равномерная атрофия альвеолярного отростка бугров, IV тип
- неравномерная атрофия альвеолярного отростка, т.е. сочетает в СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. У больного А. при обследовании полости рта была отмечена следующая 2. У больного Б. при обследовании полости рта была отмечена следующая Укажите тип атрофии альвеолярного отростка нижней челюсти по классификации Курляндского. 3. У больного В. при обследовании полости рта было отмечено: 4. При обследовании полости рта у больного М. было отмечено полное от Укажите тип атрофии альвеолярного отростка по Шредеру. 5. У больной А. при объективном обследовании полости рта была отмечена 6. Больной Е.,63 лет обратился в клинику с целью протезирования. При 1. Укажите степень атрофии альвеолярного отростка нижней челюсти по 2. К какому типу по Суппле может быть отнесена слизистая оболочка. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 3. Копейкин В.Н. и др. Ортопедическая стоматология. 1988 4. Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1987 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1985 Дополнительная: 7. Боровский ЕВ. и др. Стоматология. М.,1987 8. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зу 9. Калинина Н.В. и др. Протезирование при полной потере зубов. 1979 10. Миликевич В.Ю. и др. Функциональные оттиски при лечении больных с 11. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М., 1986 ЗАНЯТИЕ 3
Тема:
Методы фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов. Цель занятия:
Изучить методы фиксации и стабилизации полных съемных протезов. Вопросы необходимые для усвоения темы:
1. Анатомические предпосылки к построению границ полных съемных про 2. Морфологические особенности мягких и твердых тканей протезного ложа. Контрольные вопросы
1. Методы фиксации протезов на беззубых челюстях (механические, физиче 2. Факторы стабилизации протезов на верхней и нижней челюстях при пол 3. Зависимость фиксации протезов от площади протезного ложа, воздейст СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Больная И., 58 лет. Жалобы на плохую фиксацию полного съемного про Укажите чем можно объяснить появление жалоб больной при протезировании. Укажите тактику врача. 2. Больной Н. 60 лет. Жалобы на частый перелом полного съемного протеза Укажите тактику врача. Назовите причину перелома. Укажите тип атрофии альвеолярного отростка верхней челюсти по В.Ю.Курляндскому. 3. Больному 74 года. Три дня тому назад наложили полный съемный протез 4. Больной X., поступил в клинику ортопедической стоматологии с жало 5 Больная Ю. 67 лет. Жалобы на плохую фиксацию протеза на верхней че- люсти. Пользуется протезами сутки. При осмотре полости рта установлено, что протез верхней челюсти балансирует по переходной складке альвеолярного отростка в области зубов 16,15,14. Имеются участки гиперемии с нарушением целостности эпителиального слоя. Укажите причину возникновения данной патологии. Ваша тактика ведения больного. 5. Больная С. 58 лет. Жалобы на плохую фиксацию полного ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 3. Копейкин В.Н. и др. Ортопедическая стоматология. 1988 4. Копейкин В.Н. и Демпер А.М.. Зубопротезная техника. 1987 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1985 Дополнительная: 1. Боровский Е.В. и др. Стоматология. М., 1987 2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зу- 3. Калинина Н.В. и др. Протезирование при полной потере зубов. 1979 4. Миликевич В.Ю. и др. Функциональные оттиски при лечении больных с 5. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1986 ЗАНЯТИЕ 4
Тема:
Методики получения анатомических оттисков для изготовления индивидуальных ложек и материалы, применяемые для этих целей. Цель занятия:
Освоить методику получения анатомических оттисков, знать оттискные материалы, применяемые для получения анатомических оттисков. ВОПРОСЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Морфологические особенности мягких и твердых тканей верхней и ниж 2. Ложки для получения оттисков, их характеристика. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Оттиски, их характеристика. 2. Оттискные материалы, применяемые для получения анатомического от 3. Правила подбор ложки и методика получения анатомического оттиска. 4. Клапанная зона и ее топография на верхней и нижней челюстях. 5. Границы индивидуальных ложек на верхней и нижней челюстях. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТТИСКОВ
II группа окончательные Анатомические Функциональные По методу оформления краев По степени отжатая слизистой оболочки Оформление при по Получение под давлением Комбинированные произвольным жевательным дозированным Получение при минимальном давлении ООД по теме: «Методика получения анатомических оттисков и мате
риалы, применяемые
для этик целей»
1. Поскольку протезы имеют расширенные границы, анатомический оттиск 2. На оттиске с нижней челюсти с язычной стороны в области моляров лость рта и указательными пальцами правой и левой рук, расположенными на вершине ложки в области премоляров, равномерно прижимается к челюсти. Одновременно больного просят высунуть язык для получения отпечатка его уздечки. При выдвижении языка вперед подвижные ткани дна полости рта отгибают оттискной материал в дистальных отделах. Поэтому необходимо, удерживая ложку на челюсти одной рукой, указательными пальцами другой руки дополнительно прижать слепочную массу к челюсти в области внутренних косых линий и альвеолярных бугорков. После охлаждения оттиска струей холодной воды он выводится из полости рта. 3. На верхней челюсти оттиск может быть получен гипсом. Окончательный выбор отгискного материала будет зависеть от анатомической характеристики слизистой оболочки протезного ложа. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 19787 3. Копейкин В.Н. и др. Ортопедическая стоматология. 1988 4. Копейкин В.Н. и Демпер А.М.. Зубопротезная техника. 1985 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Дойников АИ., Синицин В.Д. Ортопедическая стоматология. 1986 Дополнительная: 1. Калинина Н.В., Загорский В. А. Протезирование при полной потере зубов 2. Миликевич В.Ю. и др. Функциональные оттиски при лечении больных с ЗАНЯТИЕ 5
Тема:
Индивидуальные ложки, характеристика, методы их изготовления и материалы, применяемые для этих целей. Цель занятия:
изучить методы изготовления ложек. Вопросы для усвоения темы
1.
Что такое модель, методика получения, материалы применяемые для из 2. Границы индивидуальных ложек на верхнюю и нижнюю челюсти. Контрольные вопросы
1. Характеристика индивидуальных ложек. 2. Методы изготовления индивидуальных ложек. 3. Материалы, применяемые для изготовления индивидуальных ложек. ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977 3. Копейкин В.Н. и др. Ортопедическая стоматология. 1988 4. Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1985 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Дойников А.И., Синицин В.Д. Ортопедическая стоматология. 1986 Дополнительная: 1. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. 1986 2. Герне М.М. и др. Основы материаловедения по стоматологии. 1969 3. Калинина Н.В. и др. Протезирование при полной потере зубов. 1990 ЗАНЯТИЕ 6
Тема:
Припасовка индивидуальной ложки (по методике Гербста). Получение и оценка функциональных оттисков. Обоснование выбора оттискного материала для получения функциональных оттисков. Границы базисов протеза при полном отсутствии зубов. Границы базисов протеза при полном отсутствии зубов. Цель занятия:
научить студентов припасовывать индивидуальные ложки. Овладеть методикой получения функциональных оттисков. Вопросы для усвоения темы
1. Анатомо-топографические особенности верхней и нижней челюстей. 2. Жевательные мышцы, характеристика, прикрепление. 3. Методы изготовления индивидуальных ложек и материалы для их изго Контрольные вопросы
1. Припасовка индивидуальных ложек на верхнюю челюсть при помощи 2. Припасовка индивидуальных ложек при помощи функциональных проб 3. Методика получения функциональных оттисков, обоснование выбора 4. Оценка функционального оттиска, границы базисов протеза. Схема ООД по тема: «Методика получения функциональных оттис
ков»
Порядок деятельности Средства и орудия действия Критерий правильности действия Подготовительный этап: усадить больного в кресло при припасовке на нижней челюсти индивидуальной лолски по Гербсту, на верхней челюсти, оценить качество изготовленной ложки вне рта и в ротовой полости. Стоматологическое кресло, р-р КМпСч 4:100 Спина больного прилежит к спинке кресла, голова незначительно запрокинута назад. Ложка должна быть толщиной 1,5-2 мм. Края овальные, отсутствие пор и дефектов. Осмотр пациента и оценка качества изготовленных ложек: обработать дезинфицирующим раствором ложку и ввести в полость рта больного. Салфетка, лоток с инструментами, индивидуальные ложки, резы, фасонные головки. На нижней челюсти вестибулярные границы ложки проходят по самому глубокому месту переходной складки. Щечные и губные тяжи при этом перекрываются. В ретромолярной области границы ложки проходят на 2 мм кзади от слизистого бугорка. На язычной поверхности от. бугорка границы идет отвесно вниз к внутренней челюстно- а) припасовка начинается с введе б) широкое открывание рта, при в) глотание, при этом напрягается г) провести языком по красной д) вытянуть язык по направлению е) вытягивать губы трубочкой. Широкое открывание рта. При этом напрягаются крылочелюст-ная складка и щечные мышцы; вытягивание губ трубочкой. При этом напрягаются мимические мышцы верхней губы; втянуть щеки в полость рта. При этом натягиваются боковые щечные складки в области премоляров. Щель устраняют до формирования ложки. Если ложка сбрасывается, ее укорачивают в области моляров и дистальной поверхности верхнечелюстных бугров. Ложка не должна сбрасываться. При сбрасывании ложки, ее укорачивают с вестибулярной стороны на протяжении между клыками. Ложка не должна смещаться. После припасовки ложки не верхней челюсти с помощью проб Гербста проверяют присасываемость индивидуальной ложки спереди, оттягиваем ее за ручку вниз, а по линии «А» надавливаем на ручку вверх и вперед. При этом зачастую обнаруживаются отсутствие клапана в дистальном отделе. Причина заключается в недостаточно плотном погружении заднего края ложки в под-датливые ткани неба. В этом легко убедиться, если поднести к нему зубоврачебное зеркало м попросить пациента произнести звук «а». СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1.
Больная М., 73 лет. Диагноз: полная потеря зубов верхней челюсти. На 2.
У больного О., 62 лет при припасовке индивидуальной ложки на ниж Назовите ошибки в последовательности проведения функциональных проб. 3. У больного А., 66 лет после припасовки индивидуальной ложки на 4. У больной Н., 70 лет, при получении функционального оттиска с ниж ную слизистую в боковом отделе. Какая ошибка была допущена при получении функционального оттиска? 5. У больного С, 70 лет, после припасовки индивидуальной ложки на 6. Больной Н., 60 лет, жалобы на частичные переломы базиса полного ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977 3. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1985 4. Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1985 5. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1988 6. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 Дополнительная: 1. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. 1986. 2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной 3. Миликевич Ю.В. и др. Функциональные ошибки при лечении ЗАНЯТИЕ 7
Тема:
Отливка моделей и изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками. Критерии оценки. Цель занятия:
ознакомить студентов с методикой изготовления восковых базисов с окклюзионными валиками. Вопросы для усвоения темы
1.
Методика окантовки оттиска и отливки модели. 2. Воски и их характеристика, назначение. Контрольные вопросы
1. Окантовка краев оттиска и ее проведение. 2. Отливка моделей и ориентировочные линии, наносимые на модель (кла 3. Материалы, применяемые для изготовления восковых базисов с окклюзи 4. Требования, предъявляемые к восковому базису с окклюзионными вали ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1969,1978 3. Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1985 4. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная: 1. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. 1986. 2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной З.Дойников А.И., Синицин В.Д. зуботехническое материаловедение. 1981 ЗАНЯТИЕ 8
Тема:
Определение центрального соотношения челюстей при полном отсутствии зубов (методы). Последовательность переноса ориентиров на восковые базисы с окклюзионными валиками. Цель занятия:
научить студентов определять центральное соотношение челюстей при полной потере зубов. Знать основы конструирования искусственных зубных рядов при полной потере зубов. Вопросы для усвоения материал
1. Понятие об артикуляции и окклюзии. 2. Виды окклюзии. Признаки центральной окклюзии. Контрольные вопросы
1.
Антропометрические ориентиры для определения центрального соотно- 2. Методы определения высоты нижнего отдела и их характеристика. 3. Последовательность определения центрального соотношения челюстей. 4. Методы фиксации центрального соотношения челюстей. 5. Последовательность переносов ориентиров на восковые базисы. Схема ООД «Определения и фиксации центрального положения челю
стей у больных при полном отсутствии зубов»
Порядок деятельности
Средства и орудия деятельности
Критерии правильности действия
Усадить больного в кресле. Стоматологическое кресло Спина больного плотно прилегает к спинке кресла, голова слегка запрокинута назад. Оценить качество изготовленных вос-кового. базисов с окклюзионными валиками на моделях верхней и нижней челюстей Гипсовые модели верхней и нижней челюстей, восковые базисы с окклюзионными валиками. 1. Граница восковых базисов соответствует границам, очерченным на гипсовых моделях. 2. Плотное прилегание воскового базиса к моделям. Отсутствие балансирования. 3. Высота окклюзионного валика верхней челюсти во фронтальном отделе до 1,5 см в дистальном участке 0,8 см, нижней челюсти соответственно 1 см, 0,7 см. Снять с
модели и продензифицировать спиртом восковые базисы с окклюзионными валиками. Ватный тампон, смоченный спиртом. Должны быть обработаны все поверхности воскового базиса с прикусными валиками. Опустить восковые базисы с окклюзионными валиками в лоток с холодной водой на 2-3 мин. Ввести
в полость рта больного воско- Набор инструмен- Плотное прилегание базиса к протез- вые валики, наложить и проконтролировать положение воскового базиса верхней челюсти. тов, восковой базис ному ложу. Отсутствие балансирования. Сформировать вестибулярную поверхность окклюзионного валика. и
Гармоническое положение верхней губы. Верхняя губа не западает и не выступает. Определить высоту окклюзионного валика во фронтальном участке. и
Фронтальный участок воскового базиса выстоит из под верхней губы на 1-2 мм или находится на уровне губы. Нарастить или убрать излишки воска во фронтальном участке на высоте. Сформировать протетическую плоскость во фронтальном участке. Линейка Добиться параллельности со зрачковой линией. Линейка устанавливается на горизонтальной поверхности валика во фронтальном участке. Она должна быть параллельна линейке установленной на линии зрачков. Сформировать протетическую плоскость в боковом участке. Линейка, установленная на горизонтальной поверхности валика в боковом участке параллельна линейке сориентированной по камперовской горизонтали (крыло носа, середина козелка уха). Добиться параллельности, срезая или добавляя воск на окклюзионных валиках. Определить межальвеолярную высоту анатомо-физиологическим методом. После разговора с больным измерить расстояние между двумя точками нанесенными у основания носовой перегородки и на подбородке. При этом губы должны смыкаться на всем протяжении (без напряжения). Нижняя и средняя трети лица равны. Отделить у больного межальвеоляр-нун ысоту в соответствии центрального соотношения челюстей. Припасовав нижний окклюзионный валик, таким образом, чтобы он на всем протяжении прилегал к верхнему. Межальвеолярная высота в состоянии центрального соотношкения челюстей должна быть меньше на 2-3 мм. Определить мезио-дистальное положение нижней челюсти. Смыкание каждый раз происходит однотипно, выдвижение нижней челюсти вперед или назад не происходит. Вестибулярные поверхности окклюзионных валиков находятся при смыкании в одной плоскости. Фиксация центрального соотношения челюстей. На окклюзионной поверхности валика верхней челюсти наносятся крестообразные насечки шириной до 1,5-2 мм. На окклюзионной поверхности валика нижней челюсти напротив крестообразных насечек сделать выемки на СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. При проверке конструкции протезов на моделях отмечается смыкание зу 2. Больной Ню, полностью потерявший все зубы повторно поступил в кли 3. У больного К., 72 года. В углах рта появились заеды. Протезы были изго 4. Больной К., 60 лет, обратился в клинику ортопедической стоматологии с 5. После определения и фиксации центрального соотношения челюстей при ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 3. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1985,1988 4. Копейкин В.Н. Зубопротезная техника. 1987 Дополнительная: 1. Гаврилов Е.И. Протез и протезное ложе. 1979 2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной ЗАНЯТИЕ 9
Тема:
Конструирование зубных рядов при полном отсутствии зубов и ор-тогнатическом соотношении альвеолярных отростков. Особенности постановки зубов при прогнатическом и прогеническом соотношении альвеолярных отростков. Цель занятия:
ознакомить студентов с конструированием зубных рядов при полном отсутствии зубов. Вопросы для усвоения темы
1.
искусственные зубы и их подбор, вопросы эстетики. 2. Артикуляторы и окклюдаторы. 3. Соотношение альвеолярных отростков при прогении и прогнатии. Контрольные вопросы
J. Загипсовка моделей в окклюдатор и установка горизонтальной плоскости (стекло). 2. Методы постановки зубов. 3. Причины, приводящие к прогеническому и прогнатическому соотноше- 4. Особенности постановки зубов при прогеническом соотношении альвео- 5. Расстановка искусственных зубов при прогнатическом соотношении без- Схема ООД по теме: «Постановка зубов по стеклу»
После определения центральной окклюзии модели с восковыми бази- сами и прикусными валиками фиксируют в приборах, воспроизводящих движения нижней челюсти ( в окклюдаторе или артикуляторе). Особое внимание при постановке зубов должно обращаться на сохранение объема полости рта, что является непременным условием для нормального функционирования языка. Уменьпюние полости рта приводит к затруднению актов жевания, глотания и речи. I. Постановку зубов по стеклу, как при ортогнатическом, так и при других видах прикусов начинают с верхней челюсти. - стекло приклеивают к верхнему прикусному валику; - срезают часть прикусного валика нижней челюсти на толщину 2-3 мм; - приклеивают тонкие столбики размягченного воска и смыкают окклюда - на стекло с помощью специального карандаша наносят линию вестибу стеклянную пластинку приклеивают воском к прикусному валику нижней - прикусной валик верхней челюсти отделяют от стеклянной пластинки. - резцы ставят по обе стороны так, чтобы режущими краями они касались - боковые резцы ставят с медиальным наклоном режущего края к централь - клык ставят с небольшим наклоном режуще-рвущей поверхности к сред - первый премоляр касается поверхности стекла щечным бугром, небный - второй премоляр касается поверхности стекла обоими бугорками; - первый моляр касается стекла медиально-небным бугорком, медиально- - бугорки второго моляра не касаются поверхности стекла, медиально-щеч - жевательные зубы устанавливаются посредине гребня альвеолярного от По верхним зубам ставят зубы нижней челюсти: - вторые премоляры - моляры и первые премоляры - фронтальные зубы. Постановка всех зубов нижней челюсти проводится посредине гребня альвеолярного отростка. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1
. При проверке конструкции протезов было отмечено, что линия между 2. Больному 74 года. Три дня назад наложили полный съемный протез на 3. При проверке конструкции полных съемных протезов верхней и нижней ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1969,1978 3. Гаврилов Е.И. и др. Ортопедическая стоматология. 1978,1984 4. Копейкин В.Н. Зубопротезная техника. 1987 5. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1986 Дополнительная: 1. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. 1986 2. Шварцман М.С., У Тей Саун. Анатомо-физиологические принципы конст ЗАНЯТИЕ 10
Тема:
Проверка восковой конструкции протезов. Анализ и коррекция врачебных и технических ошибок при определении центрального соотношения челюстей. Цель занятия:
научить студентов правильно проверять восковые конструкции протезов и выявлять ошибки, допущенные на этапе определения центрального соотношения челюстей. Вопросы для усвоения темы занятия
1. Проверка конструкции протеза и методика ее проведения. 2. Возможные ошибки, допускаемые при определении центрального соот Контрольные вопросы
1.
Признаки центральной окклюзии при ортогнатическом прикусе. 2. Методика и последовательность проведения проверки восковой конструк 3. Требования, предъявляемые к постановке искусственных зубов. 4. Клинические признаки и тактика врача при повышении или понижении 5. Клинические признаки и тактика врача, связанные с фиксацией нижней 6. Ошибки, вызванные сдвигом, деформацией и отхождением базисов от Схема ООД по теме: «Проверка восковой композиции протезов. Анализ и коррекция врачебных и технических ошибок при определении центрального соотношения челюстей» I
. Проверка восковых композиций протезов на моделях
Этапы действия Методика оценки Критерии оценки Базис протеза: Визуально, путем надавли- Отсутствие щели между базис должен плотно вания на боковые зубы; восковым базисом и моде- прилегать к модели; визуально. лью базис не должен балан- -границы протеза сировать на модели. На мо- - -оценка гипсовой мо- дели должны быть обозна- дели. чены границы, восковой ба- зис должен повторять их. Отсутствие сколов гипса и пор, должен быть обозначен микрорельеф слизистой оболочки, анатомические образования на челюстях. взаимоотношения зубных рядов (прикус); - правильность формирования окклюзионных кривых. Плотные множественные Ш.Проверка восковых конструкций протезов в полости рта
Внешний осмотр Визуально Должен быть восстановлен вид больного, т.е. устранено западение губ, щек и др. Плотность прилегания базиса протеза к протезному ложу Край базиса по периферии должен плотно прилегать и слизистой оболочке протезного ложа. Отсутствие балансировки базиса. Уточнить границы базиса протеза Границы должны располагаться в пределах переходной складки, охватывая альвеолярные бугры, располагаясь на 1 -2 мм позади слепых ямок на верхней челюсти, на нижней челюсти перекрывая слизистые бугорки. Взаимоотношение зубных рядов в центральной окклюзии. Оно должно быть таким же, как и вне полости рта в окклюдаторе: средняя линия лица совпадает с линией проведенной между центральными резцами, каждый зуб имеет 2 антагонистов, кроме Щ и плотным фиссурно-бугорковый контакт. Плотность смыкания рядов Шпатель для цемента Смыкание должно быть плотным при введении шпателя в боковом участке. Проверка высоты нижнего отдела лица при сомкнутых зубах. Должна быть на 2-4 мм меньше чем высота во время физиологического покоя. Проверить выполнение эстетических ориентиров при постановке зубов: форму и цвет зубов; высоту искусственных зубов. Должны соответствовать форме лица, возрасту пациента с учетом индивидуальных особенностей. Передние верхние зубы при разговоре должны выступать из под края верхней губы на 1-1,5 мм, при улыбке искусственная десна не должна быть видна. Увеличение нижней трети лица, если верхние зубы стоят правильно, то искусственные зубы удаляют с нижнего воскового базиса, накладывают новый прикусной валик и повторно определяют центральное соотношение челюстей с целью перепостановке зубов; если зубы верхней челюсти стоят неправильно, т.е. выступают из-под верхней губы более чем на 2,0 мм и неправильно сформирована протетическая плоскость, то искусственные зубы удаляют с обоих восковых базисов. Изготавливают новые восковые прикусные валики и вновь определяют центральное соотношение челюстей с целью перепостановки зубов. 34
Визуально, путем измерения Избыток мягких тканей в - удаляют зубы с нижнего базиса, изготавливают новый окклюзионньш валик и вновь определяют центральную окклюзию; если верхние зубы не видны из-под края губы, то искусственные зубы удаляют с обоих базисов, заново изготавливают прикусные валики и повторно определяют центральное соотношение челюстей. 3. Определена передняя окклюзия визуально Контакт в области боковых зубов (бугорковое смыкание), щек между передними зубами, повышение высоты прикуса. Методика устранения: - удалить искусственные зубы с нижнего базиса, изготовить новый прикусной валик, заново определить центральное соотношение челюстей. 4. Определена боковая окклюзия (правая) Визуально Смещение линии между 1|1 влево, просвет между боковыми зубами справа, бугорковое смыкание боковых зубов слева. Методика устранения: - удалить искусственные зубы с нижнего базиса, изготовить новый прикусной валик, заново определить центральное соотношение челюстей. 5. Определена боковая окк- Визуально люзия (левая) Смещение линии между 1|1 вправо, просвет между зубными рядами слева, бугорковое смыкание зубов справа. Методика устранения: - удалить искусственные зубы с нижнего базиса, изготовить новый прикусной валик, заново определить центральное соотношение челюстей. Визуально, путем введения шпателя в боковом отделе. Появление щели между зубами при введении шпателя в боковом отделе Методика устранения: - положить полоску размягченного воска на искусственные зубы в боковом отделе и попросить больного закрыть рот в положении центральной окклюзии. Перегипсовать модели в новом положении и провести перепостановку зубов в окклюдаторе. 7. Смещение верхнего базиса с валиком вперед или нижнего базиса с валиком назад Прогеническое соотношение зубов. Преимущественное бугорковое смыкание. Просвет между фронтальными зубами. Повышение прикуса. Методика устранения: - удаляют зубы с обоих окклюзионных валиков, изготавливают новые окклюзионные валики и повторное определение центрального соотношения челюстей.
8. Смещение верхнего базиса с валиками назад Прогнатическое соотноше 9. Смещение нижнего базиса с валиком вперед Прогнатическое соотноше ние зубов, бугорковое смы кание боковых зубов. Про свет между фронтальными Методика устранения. - удаляют зубы с обоих окклюзионных валиков, изготавливают новые окклюзионные валики и повторное определение центрального соотношения челюстей. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. Во время проверки восковой конструкции протезов, при внешнем осмотре 2. У больного В., при проверке конструкции протезов в полости рта уста- 3. Каковы признаки снижения нижнего отдела лица во время проверки вос- 4. У больного на этапе проверки конструкции протезов установлено бугор- 5. У пациента при проверке конструкции протезов в полости рта установ- ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Лекционный материал 2.
Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 3. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и 4. Копейкин В.Н. и Демпер А.М.. Зубопротезная техника. 1987 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная: 7. Гаврилов Е.И. Протез и протезное ложе. 1979 8. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере 9. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1986 ЗАНЯТИЕ 11
Тема:
Припасовка и наложение пластиночных протезов при полном отсутствии зубов. Правила пользования и коррекция съемных протезов. Цель занятия:
уметь оценить качество изготовленных пластиночных протезов, освоить методику их припасовки, наложения, знать правила проведения коррекции и пользования съемными пластиночными протезами. Вопросы необходимые для усвоения темы
1.
Последовательность, методика припасовки и наложения съемных проте 2. Наставления больному по правилам пользования и гигиеническому уходу Контрольные вопросы
1. Какие ошибки в изготовлении можно выявить при визуальном осмотре 2. Припасовка и наложение полных съемных протезов. 3. Какие ошибки в изготовлении протезов можно выявить при осмотре их в 4. Наставления больному по правилам пользования протезами. 5. Коррекция протеза, методика ее проведения. 6. Адаптация больного к протезу. 7. В чем заключается принцип законченности лечения? Схема ООД по теме: «Припасовка и наложение протезов»
Последовательность
действия
Материальное оснащение
Критерии самокон
троля
I
. Оценка пр
отеза вне полости рта.
1 .Базис Визуально Толщина 2-2,5 мм, качественная шлифовка и полировка наружной поверхности, хорошо выражен микрорельеф слизистой оболочки, отсутствие пор и острых краев, однородный цвет пластмассы. 2. Искусственные зубы Визуально Анатомическая форма зубов сохранена, зубы должны находится в зубном ряду. II
. Медикаментозная обработка протеза 3% раствором перекиси водорода, спиртом и др.
III
. Припасовка и наложение протеза
1. Наложение протеза на верхнюю челюсть Визуально Протез плотно прилегает к переходной складке с вестибулярной стороны: - задняя граница протеза на 1-2 мм перекрывает слепые ямки; - границы протеза уточняются, используя функциональные пробы; - фиксация и стабилизация проверяется путем смыкания зубов и смещения нижней челюсти в различные стороны; - базис протеза должен плотно прилегать к слизистой оболочке. Балансирование определяется при нажатии попеременно на премоляры с каждой стороны. Центральные резцы должны выступать из-под края верхней губы на 1-2 мм, искусственная десна не должна быть видна при улыбке. 2. Наложение протеза на нижнюю челюсть Визуально Край протеза плотно прилегает к переходной складга с язычной и вестибулярной стороны: -границы протеза уточняются, используя функциональные пробы; - функция и стабилизация протеза проверяется при различных движениях нижней челюсти. Ц. Проверка артику-лшционных отношений Визуально Должен быть плотный режуще-бугорковый контакт между зубами верхней и нижней челюстей: - степень перекрытия фронтальных зубов 1-2 мм; - блокирующие контакты при боковых движениях нижней челюсти устраняются, используя шлифовальные круги и копировальную бумагу. 4. Проверка правильности определения центрального соотношения челюстей Визуально Высота прикуса должна быть меньше на 2-4 мм высоты нижней трети лица в состоянии физиологического покоя: - при проведении разговорной пробы (просят произнести несколько слов) расстояние между зубными рядами достигается 5-6 мм. 5. Контроль произношения звуков. Визуально Правильность постановки зубов во фронтальном участке определяется произношением звуков «т,д,н,с,ш». Четкое произношение звука «и» опреде- ляет правильность постановки фронтальных зубов нижней челюсти. Четкая дикция звуков «г,к,х» определяет правильность конструкции базиса протеза в дистальном участке. б.Обучение больного пользованию протезами Визуально Полоскать рот водой и чистить протезы после каждого приема пищи, На ночь протезы снимать и хранить в сосуде «Дента» или в сухом виде после тщательной чистки зубной щеткой. В первые сутки протезы рекомендуется на ночь не снимать. При появлении боли, протезы снять и наложить их за 5-8 часов до прихода к врачу. 7. Тактика врача после наложения протеза. Визуально Пациента назначают на прием ежедневно в течение первых дней для осмотра и проведения коррекции, а затем по показаниям. Наблюдение продолжается до тех пор, пока врач не убедится, что больной привык к протезу, пользуется им постоянно и ткани протезного ложа находятся в хорошем состоянии. IV
. Мето
дика повторного приема больного после нал
ожения протеза
- при жалобах на плохую - балансирование Методика устранения недостатков: при наличии гиперемии, язвы на слизистой оболочке, область поражения окрашивается химическим карандашом и накладывается сухой протез. Место окрашивания базиса сошлифовыва-ется; необходимо выверить окклю-зионные взаимоотношения; проводится клиническая или
1. Больная 60 лет обратилась с жалобами на невозможность жевания, боли в жевательных мышцах и височно-нижнечелюстных суставах. Боль проявляется при пользовании полными съемными протезами. Протезы изготов- лены месяц назад. Нижняя часть лица увеличена. При улыбке обнажается базис съемного протеза на верхней челюсти. При открывании рта, фронтальные зубы выступают на 4-5 мм из под верхней губы. Дикция нарушена. Полные съемные протезы были изготовлены без проведения клинического этапа, проверки конструкции восковой репродукции полных съемных протезов. 1. Какая допущена ошибка при изготовлении полных съемных протезов? 2. На каком этапе изготовления? 3. Как устранить ошибку у данного больного? 2. При припасовке и наложении полных съемных протезов наблюдается уменьшение нижней трети лица, выраженность носогубных складок, углы рта опущены. При проведении разговорной пробы отмечается расстояние между зубами верхней и нижней челюстью равной 8-9 мм. 1. Какая допущена ошибка при протезировании? 2. На каком этапе изготовления протезов? 3. Как устранить ошибку у данного больного? 3.Больной пользуется полными съемными протезами в течение 3 дней. Жалобы на плохую фиксацию протеза верхней челюсти при приеме пищи и разговоре. При осмотре полости рта границы протеза охватывают альвеолярные бугры, располагаются в пределах переходной складки. По задней границе твердого неба отчетливо видны слепые ямки. 1. В чем причина неудовлетворительной фиксации протеза верхней челю 2. Как устранить ошибку? 4. Во время припасовки и наложения протезов отмечебно, что они имеют 1. Какая допущена ошибка при изготовлении протеза? 2. Что должен сделать врач для устранения ошибки? 5. Больной обратился в клинику с жалобами на неудовлетворительную фик 2.Какая тактика врача? ЛИТЕРАТУРА Основная: 10. Лекционный материал 11.Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 12.Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика. Кишинев, 1980 13.Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1987 14.Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 15.Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная : 16,Гаврилов Е.И. Протез и протезное ложе. 1979 17.Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зу- бов.М., 1990 18.Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1986 ЗАНЯТИЕ 12
Тема:
Клинико-лабораторные этапы изготовления протезов у больных с полным отсутствием зубов. Цель занятия:
уметь последовательно проводить клинические этапы изготовления полных съемных протезов, знать их лабораторные этапы изготовления. Вопросы для усвоения темы
1
.Клинические этапы изготовления полных съемных протезов. 2.Лабораторные этапы изготовления полных съемных протезов. Контрольные вопросы
1.
Особенности обследования больного и заполнения медицинской доку 2. Назовите клинические этапы изготовления полных съемных протезов. 3. Перечислить лабораторные этапы изготовления протезов. 4. Почему при протезировании беззубых больных полными съемными 5. Последовательность определения центрального соотношения челюстей. 6. Постановка зубов по Васильеву. 7. Припасовка и наложение полных съемных протезов. 8. Рекомендации по правилам пользования и гигиеническому уходу за Потеря всех зубов приводит к анатомическим и функциональным нарушениям зубочелюстной системы. Тело и ветви челюсти становятся тоньше, угол нижней челюсти - более тупым. У таких больных уменьшается нижняя треть лица, опускаются углы рта, резко выражены носогубные складки и подбородочная складка, лицо приобретает старческий вид. Происходят изменения в височно-нижнечелюстном суставе - суставная ямка становится площе, головка смещается кзади вверх. С помощью протезов удается приостановить наступающие изменения, восстановить функцию жевания, нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта больного и внешний вид его. 1 лабораторный
этап. Изготовление индивидуальной ложки. В зуботехниче-ской лаборатории зубной техник изго-
В клинике проводится припасовка индивиду- 3 клинический этап.
Определение центрального соотношения челюстей. Врач определяет у больного центральное соотношение челюстей с помощью восковых базисов с окклюзионными валиками. Определить центральное соотношение челюстей - значит определить положение нижней челюсти по отношению к верхней в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях: вертикальной, сагиттальной и трансверзальной. Заканчивают данный этап нанесением антропометрических ориентиров
тавливает модели по полученным оттискам, а по моделям - индивидуальные ложки. Для этого могут использовать следующие материалы - пластмассы горячей и холодной полимеризации, воск, термопластические массы. 2 лабораторный этап.
Изготовлен» восковых базисов с окклюзионными ва ликами. В лаборатории зубной техник по функциональным оттискам изготавливает модели и восковые базисы с окклюзионными валиками из базисного воска. В лаборатории техник, ориентируясь н; эти линии, выбирает размер зубов необ ходимого цвета (цвет зубов врач указы вает) и производит постановку зубов. для постановки передних зубов. 4 клинический этап.
Проверка конструкции протеза. Восковая конструкция протеза проверяется в полости рта больного. Заканчивают проверку проведением речевой пробы, при которой расстояние между зубами фронтальными обеих челюстей должно быть приблизительно 5 мм. 4 лабораторный этап.
Замена воа пластмассу, зубной техник проводит окончател моделирование базисов, гипсует кювету и заменяет воск пластма После полимеризации пластмассы тезы шлифуют и полируют. 5 клинический этап.
Припасовка и наложение протеза. Вначале врач осматривает готовые протезы, а затем приступает к припасовке и наложению. Тщательно выверяется окклюзионные взаимоотношения, проверяет фиксацию протезов и да-^т рекомендации по пользованию протезами. Больного назначают на следующий день. ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1. Лекционный материал 2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 3. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и 4. Копейкин В.Н. и Демпер А.М.. Зубопротезная техника. 1987 5. Гаврилов Е.И., Оксман И.М. Ортопедическая стоматология. 1978 6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная: 7. Гаврилов Е.И. Протез и протезное ложе. 1979 8. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зу- 9. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1986 ЗАНЯТИЕ 13
Темя:
Тактика ведения больных в отдаленные сроки. Протезирование больных при полном отсутствии зубов на одной челюсти. Цель занятия:
обучить студентов ведению больных в отдаленные сроки, соблюдению принципов деонтологии, протезированию больных с отсутствием зубов на одной челюсти. Вопросы необходимые для усвоения темы
1. Соблюдение принципов деонтологии - основа врачебной тактики при 2. Протезирование больных с полной утратой зубов на одной челюсти. Контрольные вопросы
1. Ближайшие и отдаленные результаты протезирования полными съемными 2. Сроки и особенности повторного протезирования при полной вторичной 3. Особенности протезирования при полном отсутствии зубов на одной Обследование больного:
а) анамнез и жалобы больного; б) оценка внешнего вида больного; в) оценка протезного ложа: - состояние альвеолярного отростка, наличие то - податливость слизистой оболочки; г) оценка зубов антагонистов: - состояние зубов антагонистов; - состояние альвеолярного отростка; - деформация окклюзионной поверхности. Протезирование больных с полной утратой зубов на одной челюсти
Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов на одной из челюстей имеет некоторые особенности, которые выражаются в силовом преимуществе зубов антагонистов, а также определяются их состоянием. При составлении плана ортопедического лечения вначале планируется изготовление несъемных конструкций протезов, затем съемные протезы. Учитывая силовое преимущество зубов антагонистов, важно выровнять окклюзионную кривую, применив, как известно, конструкции коронок и мостовидных протезов, так и пришлифовывание бугорков естественных зубов. Это приведет к равномерному распределению жевательной нагрузки на полный съемный протез, нормализует артикуляцию нижней челюсти. Правильное планирование всего комплекса мероприятий будет способствовать восстановлению жевательной эффективности зубочелюстной системы, увеличению срока службы полного съемного протеза, т.к. частые переломы базиса в аналогичных случаях требуют замены протеза в более ранние сроки. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1 Больной обратился в клинику на следующий день после наложения полных съемных протезов с жалобами на боли, усиливающиеся при жевании, в области альвеолярного отростка верхней челюсти слева. При обследовании установлено, что имеется участок гиперемированной и отечной слизистой оболочки в области переходной складки на уровне зубов 16,17.
Укажите диагноз. В чем будет заключаться тактика врача. 3. Больная 60 лет. На верхней челюсти сохранены зубы- 16,13,12,11,21,22,23,24,27, на нижней все зубы отсутствуют. Имеется большая , но равномерная атрофия альвеолярного отростка нижней челюсти (II тип по Келлеру). Слизистая оболочка тонкая, внутренние косые линии острые. Какие конструктивные особенности должен иметь протез на нижней челюсти и почему? Составьте план лечения больного. 3. Больной 57 лет лектор. Жалобы на сбрасывание протеза верхней челюсти 4. Больной 63 года, верх ний
зубной ряд интактный, на нижней челюсти отмечается полная потеря зубов. При обследовании установлено, что жевательная поверхность зубов 17,16,25,26,27расположена на 3 мм ниже жевательной поверхности рядом стоящих зубов. Зубы устойчивы. Оставшиеся зубы на нижней челюсти удалены месяц назад. Ранее съемными протезами не пользовался. В чем будет заключаться особенность ведения данного больного. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1 .Лекционный материал 2.Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1978 З.Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика. Кишинев, 1980 4.Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1987 5.Гаврилов Е.И., Оксман ИМ. Ортопедическая стоматология. 1978 б.Гаврилов Е.И., Щербаков АС. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная: 1. Гаврилов Е.И. Протез и протезное ложе. 1979 2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зу- 3. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1986 ЗАНЯТИЕ 14
Тема:
Патологическая стертость. Характеристика, виды, этиология, патогенез. Классификация патологической стертости. Цель занятия:
научить студентов диагносцированию патологической стертости зубов. Контрольные вопросы
1.
Какие существуют виды стертости. 2. Этиология, патогенез патологической стертости зубов. 3. Классификация патологической стертости зубов. 4. Изменения, происходящие в пульпе зуба и костной ткани при патоло Схема: «Стертость твердых тканей зубов»
паталогическая (в пределах дентина)
задержка стертости твердых тканей зубов
локализованная форма
генерализованная форма
II степень до 2/3 коронки вертикальная форма горизонтальная форма смешанная форма 1. Больная 45 лет. Жалобы на эстетический недостаток, гиперестезию твердых тканей зубов от химических, термических, механических раздражителей в области фронтальных зубов.
Из анамнеза установлено, что она работает в цехе по производству кислот. Объективно: конфигурация лица не изменена. При осмотре полости рта фронтальные зубы верхней челюсти стерты на 1/3 длины коронки, прикус прямой. Зубные ряды на верхней и нижней челюстях интактные. Укажите причину патологической стертости зубов. Поставьте диагноз. Составьте план лечения. 2. Больной 40 лет обратился с жалобами на эстетический недостаток. При 3. Во время припасовки пластмассовой каппы , при лечении 4. У больного жалобы на стертость зубов, болезненность от всех 5. Через 2 недели после наложения и фиксации пластмассовой каппы на ЛИТЕРАТУРА Основная: 1 .Лекционный материал 2.Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977 3. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1988 4.Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1985 5.Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная: 1. Каламкаров X. А. Ортопедическое лечение патологической стертости 2. Бушан.М.Г. Патологическая стертость зубов и ее осложнения. Кишинев. 1979. 3. Бушан М.Г. и др. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика ЗАНЯТИЕ 15
Тема:
Патологическая стертость (локализованная форма). Этиология. Клиника, профилактика, методы ортопедического лечения. Виды ортопедических конструкций. Цель занятия:
научить студентов диагносцированию локализованной формы патологической стертости зубов, методам профилактики. Вопросы для усвоения тема
1. Анатомические особенности стертости твебрдых тканей зуба. 2. Анатомо-физиологические изменения, происходящие в челюстно-лицевой Контрольные вопросы
1.
Этиология и патогенез патологической стертости зубов (локализованная 2. Клиническая картина локализованной формы патологической стертости 3. Методы ортопедического лечения локализованной формы патологической 4. Клинико-лабораторные этапы изготовления различных конструкций зуб Схема «Этиология патологической стертости зубов»
функциональная недостаточность твердых тканей зубов, обусловленная их морфологической неполноценностью. 2. Врожденная, вследствие 3. Наследственная (болезнь 4. 1) частичной потере зубов (уменьшении 2) парафункция (бруксизм); 3) гипертонус жевательных мышц цен 4) хроническая травма зубов (в том чис Схема: «Ортопедическое лечение локализованной формы патологиче
ской стертости зубов»
лизо Лечение локализованной формы
Ортопедическое лечение (перестройка зубов и альвеоляр-
Мостовидные протезы при наличии де- г
е, пла^ Коронки комбинированные, пластмассо- Схема: «Профилактика патологической стертости зубов»
>ст
№
[актика патологической стертости
т.
Коллективная профилактика
^
Своевременное лечение зубочелюстных_анома-лий у детей, замещение дефектов зубных рядов. Исключение функциональной перегрузки от--цельных зубов. Лечение стоматологических заболеваний, которые имеют связь с патологической стертостью (патологические исследования внутренней секреции, нарушения фосфорного и кальциевого обмена). Правильный прием лекарственных веществ. Санитарно-гигиенические мероприятия направленные на уменьшение загазованности рабочих помещений. б) полоскание полости рта 1% раствором буры, 2-3% раствором питьевой в) втирание фтористых паст; г) прием глицерофосфата кальция; д) питье фторированной воды. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1 .Лекционный материал 2.Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977 3. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1988 4.Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника, 1985 5.Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1988 Дополнительная: 1. Каламкаров Х.А. Ортопедическое лечение патологической стертости 2. Бушан.М.Г. Патологическая стертость зубов и ее осложнения. Кишинев. 3. Алексеев В.А.и др. Патологическая стираемость зубов. 1970 4. Бушан М.Г. и др. Осложнения при зубном протезировании и их профилак ЗАНЯТИЕ 16
Тема:
Патологическая стертость (генерализованная форма). Клиника, дифференциальная диагностика. Цель занятия:
научить студентов методам диагностики генерализованной формы патологической стертости зубов. Вопросы для усвоения темы
1
. Анатомо-физиологические особенности строения зубов и зубных рядов (изменение угла нижней челюсти, окклюзионной плоскости, изменения в ВНЧС и их возрастные особенности). Контрольные вопросы
1.
Этиология генерализованной формы патологической стертости зубов. 2. Обследование больного при генерализованной форме патологической 3. Рентгенологическая картина зубов, челюстей, ВНЧС при патологической 4. Формы патологической стираемости зубов при генерализованном пора 5. Дифференциальная диагностика стертости зубов при генерализованном 6. Изменения в ВНЧС при генерализованной форме патологической стирае Схема ООД по теме: «Диагностика патологической стираемости зубов»
Этапы действия Условия действия Средства и критерии самоконтроля Осмотр лица Сравнить окклюзионную высоту нижней трети лица в соответствии физиологического покоя и центральной окклюзии. Снижение окклюзионной высоты более чем на 5 мм характерно для генерализованной формы патологической стертости зубов. Осмотр полости рта По общепринятой методике Возможны травматические повреждения слизистой оболочки щек, языка острыми краями стертых зубов. Осмотр зубных рядов Наличие стертости на жевательной и режущей поверхностях всего зубного ряда верхней и нижней челюстей. Характерно для генерализованной форомы патологической стертости зубов. Характерно для локализо ванной формы патологической стертости зубов.- Нарушение анатомической формы 21 12 за счет стертости зубов, все остальные зубы имеют правильную анатомическую форму, соотношение коронки и корня 1:2 ванной формы патологической стертости зубов. Обследование в суставе Снижение высоты прикуса, шум и щелкание в суставе Характерно для генерализованной формы патологической стертости зубов. Ситуационные задачи
1 Жалобы больной 50 лет на боли в области ВНЧС, усталость мышц, повышенную чувствительность твердых тканей зубов, эстетический недостаток. Из анамнеза: на протяжении 10 лет работала в цехе по производству кислот. Объективно: высота нижнего отдела лица снижена, уголки рта опущены, подбородочная и носо-губные складки резко выражены. При осмотре полости рта установлено: зубные ряды интактны, коронки всех зубов стерты на 1/3-1/2, при зондировании отмечается болезненность. Поставьте диагноз. Составьте план лечения. 2. 2. Больной в возрасте 35 лет обратился в клинику с жалобами на травму Поставьте диагноз. Составьте план лечения. 3. После наложения пластмассовой каппы больной обратился с жалобами на 4. Больная 55 лет обратилась с жалобами на эстетический недостаток, затрудненное пережевывание пищи. Объективно: высота нижнего отдела лица снижена, уголки рта опущены, подбородочные и носо-губные складки резко выражены. При осмотре полости рта установлено: все зубы стерты на 1/3 длины коронки, зубы 13,11,23 изменены в цвете, прикус прямой, на рентгенограмме зуба 11 в области верхушки корня имеется гранулема. На верхней челюсти сохранены зубы 15,14,13,11,23,24,25, на нижней – зубы 35,34,33,41,45 Поставьте диагноз. Составьте план лечения. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1 .Лекционный материал 2.Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977 3. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1988 4.Копейкин В.Н. и Демпер A.M.. Зубопротезная техника. 1985 5.Гаврилов Е.И. и др. Ортопедическая стоматология. 1978, 1988 Дополнительная: 1. Каламкаров Х.А. Ортопедическое лечение патологической стертости 2. Копейкин В.Н.Ошибки в ортопедической стоматологии. 1986 3. Бушан М.Г. Патологическая стертость зубов и ее осложнения. 1979 ЗАНЯТИЕ 17 Тема: Методы ортопедического лечения при генерализованной стертости. Виды конструкций. Цель занятия: научить студентов различным методам лечения генерализованной стертости зубов. Вопросы для усвоения темы 1. Клинико-лабораторные этапы изготовления зубных протезов при генерализованной форме стертости. Контрольные вопросы 1. Методы ортопедического лечения генерализованной формы стертости при 2. Методы ортопедического лечения генерализованной формы стертости при 3. Ортопедическое лечение патологической стертости, осложненной дис 4. Клинико-лабораторные этапы изготовления различных конструкций зуб ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ
1.
Причины и распространенность полной потери зубов. 2. Функциональные и морфологические изменения при полной потере 3. Обследование больных с полной потерей зубов. 4. Классификации беззубых челюстей. 5. Оценка состояния слизистой оболочки полости рта протезного ложа 6. Методы фиксации протезов на беззубых челюстях, их характеристика. 7. Зависимость фиксации протезов от площади протезного ложа, воздей 8. Оттиски, их характеристика, материалы, применяемые для получения 9. Подбор ложки и методика получения анатомического оттиска. 10. Границы индивидуальных ложек на верхней челюсти и нижней, кла 11 .Характеристика изготовления индивидуальных ложек. 12.Материалы, применяемые для изготовления индивидуальных ложек и методы их изготовления. 13.Припасовка индивидуальных ложек при помощи функциональных проб по Гербсту на верхнюю челюсть и нижнюю. 14. Методика получения функциональных оттисков и их оценки. 1.5.Границы базисов протезов. 16.Методика окантовки оттисков и отливки модели. 17.Требования , предъявляемые к восковым базисам с окклюзионными валиками, материалы и способы их изготовления. 18. Антропометрические ориентиры для определения центрального соотношения челюстей. ^.Последовательность определения центрального соотношения челюстей. 20.Ориентиры, переносимые на восковые базисы и последовательность их нанесения. 21 .Загипсовка моделей в артикулятор и окклюдатор. 22.Постановка зубов по стеклу (методика Ваильева). 23.Особенности постановки зубов при прогеническом и прогнатическом соотношении беззубых челюстей. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТОМФАКА
1. Признаки центральной окклюзии при ортогнатическом прикусе. 2. Методика проведения проверки восковой конструкции съемного протеза. 3. Требования, предъявляемые к постановке искусственных зубов. 4. Ошибки при определении центрального соотношения челюстей при полной потере зубов и методы их устранения. 5. Окончательное моделирование базисов съемных протезов. 6. Методы гипсовки восковой композиции протезов в кювету. 7. Правила проведения замены воска на пластмассу и режим полимеризации. 8. базисные пластмассы. 9. Оценка качества готового съемного протеза при визуальном осмотре. 10. Методы устранения возможных ошибок, выявленных при осмотре. 11. Ошибки, выявленные при наложении съемного протеза в полости рта и методы их устранения. 12. Припасовка и наложение полного съемного протеза. 13.Наставления больному по правилам пользования и гигиеническому уходу за протезами. 14.Коррекция протеза и методика ее проведения. 15.Адаптация больного к протезу. 16. Особенности протезирования больных с полной утратой зубов на одной челюсти. 17. Виды стабилизации. 18. Этиология, патогенез, клиническая картина патологической стертости (локализованная и генерализованная). 19. Классификация патологической стертости. 20.Изменения, происходящие в пульпе зуба и костной ткани при патологической стертости зубов. 21. Методы ортопедического лечения локализованной формы патологической стертости зубов при интактных зубных рядах и частичной потере зубов. 22. Клинико-лабораторные этапы изготовления различных конструкций зубных протезов 23. рентгенологические обследования зубов, челюстей, ВНЧС при патологической стертости зубов. 24. Дифференциальная диагностика форм патологической стертости зубов. 25. Изменения в ВНЧС при генерализованной форме патологической стертости зубов. 26. Синдром Костена. Этиология, клиника, диагностика. 27. Методы ортопедического лечения генерализованной формы патологической стертости зубов при интактных зубных рядах и частичной потере зубов. 28. Особенности ортопедического лечения патологической стертости зубов, осложненной дисфункцией ВНЧС.
|