Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 15
Развитие торговых палат Пособие по организации и роли
систем торгово-промышленных палат
Маркус Пилгрим и Ральф Мейер
Бонн, Германия
май 1995 г.
для
Центра международного частного предпринимательства (
CIPE
)
Вашингтон
Центр Международного частного предпринимательства (CIPE) при Торговой палате США, является представителем в области бизнеса в Национальном фонде демократии. Цели CIPE включают - развитие частного предпринимательства и рыночных институтов, исследовательских центров и других организаций частного сектора, ориентированных на бизнес, помогая им эффективно функционировать и поддерживать политику частного предпринимательства. Начиная с 1983 г. CIPE поддержал свыше 700 проектов в 80 странах. Настоящая публикация оказалась возможной благодаря поддержке Управления финансов и инвестиций, Представительства в Каире, Агентства США по международному развитию, в рамках соглашения с CIPE. Мнения, выраженные здесь, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Агентства США по международному развитию. СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
5 2. ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ПАЛАТ
6 2.1 Определение Палаты 6 2.2 Краткая история Палат 6 3. ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ПАЛАТ
9 3.1 Континентальная модель 9 3.2 Англосаксонская модель 10 3.3 Смешанные системы 10 4. ПРИМЕРЫ СТРАН: РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТ
10 4.1 Членство, региональная структура и сравнительная роль палат 11 4.1.1 Континентальная модель 11 4.1.2 Англосаксонская модель 12 4.1.3 Смешанные системы 15 4.2 Внутренняя организация 17 4.2.1 Континентальная модель 17 4.2.2 Англосаксонская модель 21 4.2.3 Смешанные системы 25 4.3 Источники дохода 29 4.3.1 Континентальная модель 29 4.3.2 Англосаксонская модель 30 4.3.3 Смешанные системы 31 4.4 Сфера деятельности 32 4.4.1 Континентальная модель 32 4.4.2 Англосаксонская модель 36 4.4.3 Смешанные системы 39 5. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛЕЙ ПАЛАТ
41 5.1 Обсуждение континентальной модели 41 5.2 Обсуждение англосаксонской модели 44 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46 Таблицы
Таблица 1. Классификация некоторых систем палат 8 Таблица 2. Отличительные особенности континентальной модели 43 Таблица 3. Отличительные особенности англосаксонской модели 45 Схемы
Схема 1. Организационная структура германских палат 18 Схема 2. Организационная структура французских палат 20 Схема 3. Организационная структура палат США 22 Схема 4. Организационная структура филиппинских палат 24 Схема 5. Организационная структура японских палат 26 Схема 6. Организационная структура тайских палат 28 1. Введение
В развивающемся деловом сообществе, характеризуемом ориентацией на рыночные отношения и частное предпринимательство, возрастает необходимость вовлечения сильного частного сектора в развивающуюся национальную экономику. Поэтому деловые организации, представляющие частный сектор, ставят перед собой задачи отстаивания интересов частного предпринимательства путем диалога с правительством; требования ответственности правительства в области содействия развитию бизнесу и соответствия растущим потребностям сферы услуг делового сообщества. Настоящее руководство по системам торгово-промышленных палат делает акцент на наиболее важных формах многосекторных деловых организаций во всем мире. Цель - дать обзор различных существующих систем палат, включая сравнительный анализ структуры, статуса и сферы деятельности палат в отдельных странах. Рассмотрены примеры как развитых, так и развивающихся стран. Руководство адресовано руководителям и специалистам палат, государственным должностным лицам и заинтересованным читателям, и является основанием для обсуждения будущей роли палат в современном обществе. В Разделе 2 дается краткое определение палат и описание их исторического развития. В Разделе 3 анализируется правовой статус палат, сравниваются три различные системы и приводятся примеры стран для каждой системы. В Разделе 4 описывается, как палаты реально работают в условиях разных систем. В этом Разделе даются примеры из Германии, Франции, США, Филиппин, Японии и Таиланда. Рассматриваются все важные аспекты руководства и организации Палат, включая членство и региональную структуру, внутреннюю организацию, источники дохода и сферу деятельности. В последнем Разделе даются выводы на основе обсуждения преимуществ и недостатков различных систем палат. Для дополнительного чтения приводится обширный список литературы по палатам. В приложении приводятся законы о палатах. Мы надеемся, что настоящая публикация будет востребована широкой аудиторией. Маркус Пилгрим Ральф Мейер Маркус Пилгрим - директор отдела планирования Фонда экономического развития и профессионального обучения (
SEQUA, Бонн, Германия), Объединенное агентство по развитию Торгово-промышленной федерации Германии, Германской Федерации малого предпринимательства и Германской ассоциации работодателей. Ральф Мейер - научный сотрудник Института малого предпринимательства при Геттингенском университете, Германия и исполнитель Региональной программы укрепления палат в Азии (
ZDH/
Technonet
Asia
Partnership
Program)
Руководство подготовлено при неоценимом участии Кейта Майцели, Центр международного частного предпринимательства и Ричарда Лумиса, Торговая палата США Руководство издали Триша Ройз и Джон Земко из Центра международного частного предпринимательства.
2. Источники развития палат
2.1. Определение палат
Многосекторная
организация членства
Палаты - это объединения нескольких членов, представляющие собой деловые объединения и включающие предприятия и отдельных граждан, занимающихся торговлей, производством и услугами. Их общая цель – защита бизнеса и содействие его развитию. Они представляют собой как обслуживающие, так и представительские организации - с одной стороны, обеспечивающие помощь своим членам, а с другой - предоставляющие консультации и оказывающие влияние на правительство с целью создания более благоприятных условий для бизнеса. Общие характеристики
Все палаты имеют ряд общих характеристик. Во-первых, это некоммерческие организации. Во-вторых, они самоуправляемые, что означает, что члены определяют политику палаты. Наконец, палаты организованы территориально, представляя различные экономические секторы в пределах определенного района (например, города, района, области). Различия между палатами и объединениями, а
также организациями работодателей
Определение становится более ясным, если показать различия между Палатами и двумя основными формами деловых, организаций - коммерческими объединениями и организациями работодателей. Хотя палаты - многосекторные организации, коммерческие и промышленные организации имеют более однородное членство как отраслевые организации, представляющие отдельные отрасли экономики. В противоположность палатам и коммерческим объединениям ассоциации нанимателей имеют относительно узкую центральную задачу, которая ограничивается трудовыми и социально-политическими проблемами. 2.2 Краткая история палат
Происхождение палат: Средневековые цехи
История палат имеет в основном два корня. Наиболее отдаленные предшественники современных палат - это средневековые европейские корпорации и купеческие гильдии. Это были организации, опирающиеся только на собственные силы, организованные и управляемые купцами для защиты и регулирования своей торговли. Они не имели национальной основы и концентрировались в главных торговых центрах. Купеческие гильдии организовывали обмен товарами, определяли и контролировали весы и измерения, руководили арбитражными советами и управляли портами и рынками. С появлением современных национальных государств после Французской революции власть городов и купцов начала приходить в упадок, так как государственная власть начала организовывать и регулировать экономику на государственном уровне. Франция и Англия уничтожили гильдии законами Loi
de
Chapelier
от 1791 г.
и General
Combination
Act
от 1799 г.,
соответственно. В других странах их влияние снизилось по мере того, как была введена свобода торговли. Происхождение палат:
Французские "торговые
палаты"
Современная форма палат относится к так называемым "торговым палатам", введенным на государственном уровне во Франции в период правления Наполеона. В период с 1802 по 1804 гг. на территории Франции были учреждены 176 палат. Закон о палате устанавливал, что все предприниматели должны принадлежать соответствующей палате. Далее, закон регулировал область деятельности каждой палаты, допуская только одну официально признанную палату в каждом городе или районе. Первоначально эти палаты были, в основном, консультационными органами при государственной власти. Их основными задачами были сбор, накопление и представление правительству мнений и предложений деловых сообществ, касающихся экономического законодательства, тарифов и содействия развитию бизнеса. Палаты также должны были собирать и предоставлять статистическую информацию по торговле и промышленности. Наполеоновские палаты не были самоуправляемыми и не имели собственного бюджета. Они управлялись городскими чиновниками, поэтому их можно рассматривать как полугосударственные организации. Появление континентальной модели
Французская модель характеризуется обязательным членством и специальным законом о палатах, который определяет их статус и задачи. Она была принята несколькими государствами в континентальной Европе, включая Германию, Италию, Австрию, Нидерланды и Испанию в конце 19 и начале 20 века. Поэтому системы палат, действующие в рамках государственного закона, часто рассматриваются как "континентальные" модели. Эта система также была введена в большинстве французских колоний. Появление англосаксонской модели
В Великобритании появилась другая система палат. Следуя либеральным традициям Британской экономической политики, органы государственной власти меньше вмешивались в дела палат, что создавало благоприятные условия для самоуправления делового сообщества. В результате, в Великобритании отсутствовали палаты, управляемые законом. Наоборот, палаты были организованы на основе частного права, требующего регистрации в деловом регистре или в регистре объединений. Членство в таких палатах добровольное, область деятельности не регулируется, а задачи палат не определены законом. Мировое значение этой системы палат, часто определяемой как англосаксонская или американская модель, частично объясняется ее введением в Британских колониях. Континентальная и англосаксонская модели представляют два противоположных полюса в системе палат. Системы палат в большинстве стран можно классифицировать как одну из этих двух моделей. Однако существует несколько стран, чьи системы палат объединяют характеристики обеих этих моделей. Эти гибридные модели будут рассматриваться как "смешанные системы"'. До экономической и политической реформы в бывших коммунистических странах существовала четвертая система государственных палат как Управлений Министерств внешней торговли, деятельность которых основывалась на содействии экспорту государственных предприятий. Сейчас, как в Китае, так и во Вьетнаме торговые палаты являются государственными органами. Таблица 1. Классификация некоторых систем палат
Континентальная модель Англосаксонская модель Смешанная система Африка:
Алжир, Берег Слоновой Кости, Джибути, Египет, Эритрея, Марокко, Сенегал, Тунис
Африка:
Гана, Мозамбик, Намибия*, Сьерра-Леоне, Южная Африка, Зимбабве
Европа:
Австрия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Нидерланды, Словацкая Республика, Словения, Испания
Европа:
Чешская Республика, Дания, Эстония, Ирландия, Литва, Норвегия, Польша**,
Швеция, Швейцария, Великобритания
Северная Америка: Канада, США
Латинская Америка:
Аргентина, Чили, Ямайка, Перу, Венесуэла
Латинская Америка:
Бразилия***, Мексика***
Азия и Австралия:
Австралия, Индия, Непал,
Папуа - Новая Гвинея, Фиджи,
Сингапур, Шри-Ланка
Азия:
Япония, Таиланд
*В настоящее время в Намибии обсуждается переход в смешанную систему, в результате чего членство все еще будет добровольным, а Закон о палатах после его принятия даст возможность государству делегировать свои функции палатам
**В Польше в настоящее время обсуждается применение континентальной модели
***Бразилия и Мексика в настоящее время находятся в процессе реформирования своей системы палат скорее в сторону чисто англосаксонской модели, а не смешанной
3. Правовая структура различных систем палат
В настоящем Разделе рассматриваются правовые характеристики континентальной и англосаксонской моделей. Статус общественного права
3.1 Континентальная модель
Согласно континентальной модели палаты создаются на основе национального законодательства. Закон о палатах описывает создание палат как корпораций в рамках общественного права. Этот правовой статус дает возможность правительству делегировать палате определенные функции, которые обычно принадлежат органам государственной власти (например, образование, экспертиза, регистрация бизнеса). Обязательное членство
Статус общественного права не предписывает обязательное членство. Однако, в рамках континентальной модели закон о палатах предписывает обязательное членство для всех лиц, занятых собственным делом, и юридических субъектов, имеющих право заниматься бизнесом на территории, относящейся к палате. Обязательное членство включает регулярную и обязательную уплату взносов в местную палату. Обычно ввод обязательного членства обосновывается тремя преимуществами. Во-первых, обязательное членство гарантирует, что палаты представляют предприятия вне зависимости от отраслевой принадлежности, размеров и организационных форм. Во-вторых, обязательное членство гарантирует, что все предприятия вносят финансовый вклад, что освобождает от необходимости поиска финансирования. Наконец, обязательное членство гарантирует широкий и стабильный источник дохода. Консультационный статус при правительстве
В рамках континентальной модели власти обязаны по закону консультироваться с палатами перед решением правовых и экономических вопросов. В нынешних условиях палаты направляют своих представителей на парламентские слушания и в общественные комиссии. Это направлены на то, чтобы власти привлекали частный сектор к процессу экспертизы законотворческой деятельности. Регулируемая область деятельности
Другой правовой особенностью континентальной модели является закрепление области деятельности, что гарантирует существование только одной палаты в каждой административной территории. Делегирование государственных функций
Уникальным для континентальной модели является то, что палаты обязаны выполнять определенные функции, закрепленные в законе. Государство делегирует ряд своих функций палатам, принимая во внимание их тесные связи с деловым сообществом. Дополнительно, палаты могут решать свои задачи (услуги для членов), если они соответствуют уставу. Выполнение таких функций не регулируется законом. Государственный контроль
Хотя континентальная модель и гарантирует упомянутые выше привилегии и права в рамках общественного права, она также включает государственный контроль над деятельностью палат. Разрешая палатам использовать обязательное членство и выполнять делегированные функции, государство следит за тем, чтобы члены палат не подвергались эксплуатации, а государственные интересы не нарушались палатами. Континентальная модель характеризуется шестью ключевыми моментами: - Специальное законодательство регулирует деятельность палат (статус общественного права); - Закон устанавливает обязательное членство; - Палаты имеют формальный консультативный статус при правительстве; - За одной палатой законодательно закрепляется определенная территория деятельности; - Палаты должны выполнять делегированные им функции; - Палаты подлежат государственному контролю. 3.2 Англосаксонская модель
Статус частного права
Согласно англосаксонской модели, специальное законодательство, регулирующее деятельность палат, отсутствует. Палаты должны придерживаться местных законов там, где они зарегистрированы. Палаты англосаксонской модели также рассматриваются как палаты частного права. Добровольное членство
В отличие от континентальной модели, членство в палате англосаксонской модели является добровольным. Как следствие, их членская база обычно меньше и не обязательно включает все предприятия в данном районе. Однако, поскольку правовое регулирование отсутствует, членская база включает различные отрасли, включая торговлю, промышленность, сельское хозяйство, услуги, банковское дело, страхование и услуги специалистов, подобно адвокатам, бухгалтерам и консультантам. Без обязательного членства доход от членских взносов не гарантируется. Поэтому палаты англосаксонской модели обычно делают упор на маркетинг своих услуг и больше соответствуют потребностям членов. Свобода объединения
Палаты англосаксонской модели, действуют в конкурентной среде. Так как определение "палата" не имеет правовой зашиты, а территория ее деятельности не регулируется, каждый свободен учреждать палату. В результате несколько палат могут конкурировать на одной территории. Отсутствие делегируемых функций
Другой важной особенностью англосаксонской модели является то, что сфера деятельности палаты не регулируется. Поскольку специальное законодательство, управляющее деятельностью палат, отсутствует, эти организации не должны выполнять функции, делегируемые им государством. Каждая палата решает, уделять больше внимания представлению и защите интересов членов или предоставлению услуг членам. В заключение можно определить четыре ключевые характеристики англосаксонской модели: - Отсутствие специального закона, регулирующего учреждение и деятельность палат (статус частного права). - Добровольное членство. - Свобода учреждения палат. - От палат не требуется выполнение функций, делегируемых государством. 3.3 Смешанные системы
Отсутствие регулирования учреждения
Существуют системы палат, которые нельзя рассматривать как континентальную или англосаксонскую согласно указанным выше характеристикам. Эти системы палат используют одну модель в качестве основы, но затем вводят элементы другой модели, образуя тем самым некий гибрид, Эти системы палат определяются как смешанные. 4. Примеры стран: роль и организация палат
В Разделе 3 описана правовая структура систем палат. В Разделе 4 дается конкретная информация о том, как палаты работают в рамках трех разных моделей, рассматриваются все важные аспекты управления и организации палат, включая членство, региональную структуру, внутреннюю организацию, источники дохода и сферы деятельности. В качестве примеров континентальной модели рассмотрены Германия и Франция; США и Филиппины рассмотрены в качестве примеров англосаксонской модели; Япония и Таиланд - в качестве примеров смешанных систем. 4.1 Членство, региональная структура и сравнительная роль палат
Так как палаты определяются как "членские организации", их сила и власть зависят от их членской базы. Экономическая и политическая значимость палат непосредственно связана с числом членов и их готовностью поддерживать деятельность палат. 4.1.1 Континентальная модель
а) Германия
Определение членства
Членство в торгово-промышленных палатах Германии является обязательным для всех физических лиц, занятых собственным делом, и юридических лиц, осуществляющих бизнес, включая предпринимателей и предприятия промышленности и торговли. Существуют отдельные палаты для сельского хозяйства, малого бизнеса и специалистов, таких как адвокаты, врачи и архитекторы. Региональная структура
В Германии 83 торгово-промышленные палаты, причем каждая действует в определенном регионе, определенном правительством. Германская торгово-промышленная палата объединяет в среднем 30000 членов. Самая маленькая палата объединяет 4200 членов. Самая большая (Мюнхенская торгово-промышленная палата) - 220000 членов. Главным органом палат является Ассоциация Германских торгово-промышленных палат (DIHT), представляющая 83 палаты и приблизительно 2,6 миллиона компаний. В отличие от региональных палат, этот орган является добровольной организацией и не имеет статуса общественного права. Другие ассоциации предпринимателей
Хотя Германские палаты являются обязательными членскими организациями, в Германии существуют две другие важные формы деловых организаций: 1) организации работодателей и 2) торговые объединения, причем оба этих типа организаций основаны на добровольном членстве. Во-первых, в Германии существует приблизительно 800 региональных и отраслевых организаций работодателей, которые охватывают приблизительно 80% всех предприятий. Главным органом является Конфедерация Германских объединений работодателей (BDA). Организации работодателей имеют довольно ограниченную сферу деятельности, которая сфокусирована на трудовых отношениях. Их основной задачей является заключение коллективных договоров с профсоюзами по заработной плате и другим трудовым вопросам. Во-вторых, самым значительным промышленным объединением является Германская конфедерация промышленности (BDI). Ее головной орган состоит из 34 профессиональных конфедераций, представляющих более 450 профессиональных объединений промышленного сектора. Таким образом, BDI косвенно представляет около 100000 членов-предприятий. По сравнению с Германскими палатами BDI и ее членские объединения фокусируют свою деятельность на защите общественных интересов. Диапазон услуг довольно ограничен по сравнению с палатами и сконцентрирован на распространении информации, относящейся к промышленному сектору. б) Франция
Определение членства
Так как на германское законодательство о палатах сильно влияет французская модель, между ними есть много общего. Как и в примере Германии, членство во французских торгово-промышленных палатах обязательное для всех предприятий, перечисленных в торговом регистре. Этот регистр включает предприятия промышленного, коммерческого и профессионального секторов. Другие секторы, такие как сельское хозяйство и малое предпринимательство, в другие палаты. Организация французских палат имеет трехъярусную структуру. Существуют 162 местные торгово-промышленные палаты, каждая из которых действует на определенной административной территории, закрепленной в законе о палатах. Местная торгово-промышленная палата объединяет в среднем 10500 членов. На региональном уровне эти местные палаты объединены в 21 региональную палату. Наконец, как местные, так и региональные палаты являются членами национального головного органа - Ассамблеи французских торгово-промышленных палат. В противоположность германскому DIHT, французская национальная палата (представляющая 183 палат и приблизительно 1,7 млн. компаний) является корпорацией в рамках общественного права. Другие бизнес ассоциации
Наиболее значительной добровольной бизнес ассоциацией во Франции является Национальный Совет французских работодателей (CNPF). В отличие от Германии, CNPF является как организацией работодателей, так и конфедерацией профессиональных объединений, Совет объединяет около250 отраслевых и региональных объединений, представляющих 1,5 млн. предприятий всех секторов экономики. Кроме заключения договоров с профессиональными союзами, CNPF предлагает своим членам услуги в области обучения, информации и консультирования, а также в организации диалога с властью. Существуют очень тесные отношения между французскими палатами и CNPF. Очень часто должностные лица, избранные в палату, занимают должность и в CNPF. Таким образом, CNPF пользуется инфраструктурой и услугами палат. Общая Конфедерация малых и средних предприятий (CGPME) является другой добровольной бизнес ассоциацией, насчитывающей 820000 членов, главным образом, в профессиональной сфере и сфере услуг. Конфедерация в основном занимается представлением и защитой интересов малого и среднего бизнеса. 4.1.2 Англосаксонская модель
а) США
Определение членства
В отличие от континентальной модели, деятельность палат в США не регулируется специальным законом о палатах. Однако все палаты должны соблюдать определенные местные, государственные и федеральные правила и инструкции, которые управляют работой (не подлежащей налогообложению) организации 501 (с)(3). Неподчинение этим законам может привести к утрате статуса благоприятствования по налогообложению. Кроме того, существуют определенные государственные законы и инструкции, которые палаты должны соблюдать, поскольку они признаны как неприбыльные организации. Членство полностью добровольное, и отдельные палаты определяют условия вступления в члены своими уставами. В общем, любое лицо, объединение, кооперация, партнерство или сословие, имеющее интерес к центральной задаче организации, может подать заявление и вступить в члены. Региональная структура
Так как в США каждый может учредить палату, и палаты не регистрируются централизованно, точное число всех палат не известно. Однако, в 1992 г. существовало приблизительно 5000 местных и государственных палат, каждая из которых охватывала определенную географическую область, определяемую ее уставом. Как членская база, так и географическое представление сильно разнятся. Более мелкие палаты могут состоять из 100 членов и меньше, а более крупные столичные или государственные палаты могут иметь несколько тысяч членов. Существуют мелкие города с менее, чем 5000 членами с одной палатой и несколько более крупных столичных областей с несколькими палатами. Кроме метропольной палаты, более крупные метропольные регионы могут иметь несколько торговых палат. Существует много палат в пригородных районах, окружающих главный город. Многие пригородные палаты очень влиятельны и имеют сотни членов со своим собственным правом. Местные палаты могут входить как в палату штата, так и в национальную палату, однако необходимые условия для такого членства отсутствуют. Головной организацией местных палат и палат штатов является Торговая палата США. В отличие от германских и французских национальных палат членская база Торговой палаты США включает не только палаты, но также индивидуальные предприятия и торговые объединения. Торговая палата США представляет примерно 215000 частных предприятий, 3000 местных торговых палат и торговых палат штатов и 1200 торговых объединений. Многие предприятия являются членами не только местной палаты, а также и национальной палаты. Другие бизнес ассоциации
Кроме палат в США существует приблизительно 17000 торговых объединений, представляющих компании в отдельных отраслях бизнеса и промышленности. Подобно палатам, эти объединения основаны на добровольном членстве. Многие из них очень малы и не имеют постоянного штата. Другие имеют сотни членов с членством государственного или национального масштаба. Наиболее значительными функциями объединений являются правительственные разработки, которые могут повлиять на промышленность своих членов. Эти объединения представляют интересы промышленности в диалоге с властью. Кроме этого многие объединения предлагают проведение образовательных семинаров, публикации и статистические анализы. В отличие от континентальной модели, торговые объединения могут стать членами палат. Таким образом, 1200 профессиональных объединений являются членами Торговой палаты США. Несмотря на то, что Торговая палата США и ее дочерние местные и региональные палаты образуют наиболее важную деловую группу США, существуют и две другие крупные национальные бизнес ассоциации. Национальная ассоциация промышленников (NAM) представляет большинство крупных промышленников страны, составляющих почти 75% производства страны. В члены NAM входят примерно 13000 предприятий, причем к этой организации относятся также 110 производственно-торговых объединений. NAM занимается, главным образом, представлением интересов промышленности во власти по национальным и международным экономическим проблемам. В то время как NAM представляет крупные производственные предприятия, Национальная Федерация независимого бизнеса (NFIB) представляет малые предприятия. Членство в NFIB включает более 500000 предпринимателей и профессионалов и представляет интересы этого сектора. б) Филиппины
Региональная структура
Деятельность палат на Филиппинах не регулируются законом о палатах, а палаты являются объединениями на основе частного права. Членство добровольное. Не существует регулирования в отношении размера членской базы или территории деятельности. Однако, страна делится на 14 районов, а большинство палат расположено в региональных центрах и городах. Всего насчитывается 98 местных торгово-промышленных палат. Палаты зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам подобно другим деловым объединениям или компаниям. Условия членства
Членство в палате на Филиппинах определяется уставом каждой палаты. В общем, членство в палатах открыто для всех экономических секторов, включая крупный и мелкий бизнес, а также специалистов, занимающихся собственным делом2
. Большинство палат имеют пять видов членства: постоянный, институциональный, поддерживающий, присоединенный и почетный. Местные палаты имеют меньшее число членов (напр., палата в Нага-сити с 300 членами или палата в Албэй с 185 членами). Большинство местных палат объединяют 50-100 членов. Торгово-промышленная палата Филиппин (PCCI) является самой крупной палатой в стране объединяет 98 дочерних торговых палат, 148 промышленных и отраслевых объединений, 135 присоединенных, 23 поддерживающих и более 1400 частных предприятий в качестве постоянных членов. Особая роль головного органа
Торгово-промышленная палата Филиппин имеет особое положение в системе палат страны. Она была создана путем слияния двух крупных палат - Промышленной палаты (PCI) и Торговой палаты (ССР) и была признана правительством в качестве единого голоса частного сектора, согласно Инструкционному письму №780, подписанному Президентом Республики. Сегодня PCCI выполняет две функции. Это самая крупная палата в стране, представляющая предприятия в национальном масштабе. В качестве единого голоса частного сектора, она представлена в правительственных органах, таких как Кредитно-денежное управление и Совет по развитию экспорта. PCCI обладает правом разрешать использовать название "торгово-промышленная палата". PCCI создала некоторые местные палаты, а большинство местных палат, если не все, были зарегистрированы как присоединенные члены PCCI. 2)
Для получения членства в
PCCI предприятие должно иметь как минимум 5 постоянных служащих
Другие бизнес ассоциации
Кроме палат в стране существует множество добровольных профессиональных объединений, большинство которых очень малы. Как и в других странах, объединения представляют интересы соответствующих отраслей и предоставляют информационные услуги. На Филиппинах нет конфедерации профессиональных объединений. Однако относительно крупные профессиональные объединения являются членами Торгово-промышленной палаты Филиппин. В PCCI входит 148 объединений 3
. 4.1.3 Смешанные системы
а) Япония
Региональная структура
В Японии деятельность палат регулируется законом, но членство добровольное. Закон о палатах требует, чтобы зона деятельности одной палаты не пересекалась с другой. Закон не требует создания палаты в каждом районе. Однако сегодня каждый большой город имеет собственную палату. Существует 496 торгово-промышленных палат объединяющих около 1,4 млн. членов по всей стране3
. Национальная федерация местных палат представлена Японской Торгово-промышленной палатой (NISSFAO). Условия членства Любое физическое или юридическое лицо, занимающееся бизнесом в регионе, на который распространяется действие палаты, может стать членом палаты. Хотя среднее число членов примерно составляет 3000, палаты в более крупных городах Токио и Осака включают 15000 членов. Японские палаты традиционно представляют малые и средние предприятия различных секторов экономики. Особый статус крупных
предприятий
Особенность японских палат состоит в объединении "особых торговцев и промышленников". Это крупнейшие предприятия в регионе действия палаты, сумма налогов или доля акционерного капитала которых превышает определенные показатели. Эти предприятия должны зарегистрироваться в соответствующей палате. Эта регистрация не является членством, но обеспечивает им специальный статус в палате. Они имеют право голосовать на общем собрании членов и должны платить взносы, размер которых определяет палата. 3)
Существуют также 2856 Торгово-промышленных обществ в сельских областях и представляют 1 миллион членов. Их головной орган - Национальная федерация торгово-промышленных советов
Другие бизнес ассоциации
Кроме палат в стране действуют три крупные национальные бизнес ассоциации, которые основываются на добровольном членстве. Федерация экономических организаций (Keidanren) считается ведущей организацией страны. Keidanren - представитель крупнейших фирм в производственной, финансовой сфере и в международной торговле. В своей деятельности Keidanren поддерживает очень тесные официальные и неофициальные связи с правительством. Ее членство включает все главные профессиональные объединения страны, такие как Японская ассоциация банковского дела, Японская федерация черных металлов и Японская ассоциация автомобилестроителей. Другие члены включают примерно 1000 самых крупных частных корпораций Японии и небольшую группу частных лиц, большинство из них - это известные руководители бизнеса или служащие высокого ранга экономических ведомств. Японская Федерация ассоциаций работодателей (Nikkeiren) защищает интересы как малых, так и крупных работодателей в вопросах трудовых отношений и заработной платы. Nikkeiren представляет примерно 54 отраслевых и региональных ассоциаций работодателей. Третья организация - Японский комитет по экономическому развитию (Keizai Doyukai), который представляет собой скорее собрание бизнесменов для обсуждения и изучения проблем, чем организацию, защищающую интересы. В состав ее членов входят некоторые наиболее известные руководители бизнеса, особенно из промышленной области. Комитет объединяет примерно 1500 руководителей бизнеса, организованных по 30 отраслям. б) Таиланд
Региональная структура
Палаты в Таиланде имеют статус общественного права, а название "палата" защищено законом. Закон о палатах регламентирует, что в каждой провинции была только одна палата и только одна национальная палата в стране. Членство в палатах добровольное и закон регулирует учреждение новых палат. Роль головного органа
Все провинциальные палаты должны быть членами Тайской торговой палаты, которая выполняет двойную роль. Это одновременно национальная организация провинциальных палат и региональная палата Бангкокского столичного округа. Поэтому отдельные предприятия могут быть прямыми членами Тайской торговой палаты. Будучи крупнейшей палатой страны, в нее входит более чем 1300 отдельных членов. Все провинциальные палаты должны быть членами Тайской торговой палаты, которая выполняет двойную роль. Это одновременно национальная организация провинциальных палат и региональная палата Бангкокского столичного округа. Поэтому отдельные предприятия могут быть прямыми членами Тайской торговой палаты. Будучи крупнейшей палатой страны, в нее входит более чем 1300 отдельных членов. Значительный рост числа палат
В 1980-е годы в Таиланде происходило быстрое увеличение числа провинциальных палат. С шести провинциальных палат в 1981 г., их число возросло до 28 в 1983 г. К 1987 г. палаты были уже во всех 72 провинциях страны. Главной причиной этого увеличения была инициатива правительства по созданию в1981г. Объединенного государственно-частного консультативного комитета (JPPCC) в каждой провинции. Центральная задача этих комитетов - обеспечение диалога бизнеса и власти. Палатам гарантировано участие в работе комитетов, что создает мощный стимул для делового сообщества создавать палаты на местах. Кроме того, создание палат поддерживалось Тайской торговой палатой, а также провинциальными правительствами. Другие бизнес
ассоциации
В Таиланде действуют около 180 торговых ассоциаций. Большинство этих ассоциаций все еще представляют собой общественные клубы, ориентированные на достижение благосостояния. Только одна треть из них может рассматриваться как защитники интересов своих отраслей. Наиболее значительной и влиятельной ассоциацией является Федерация тайской промышленности (FTI). Кроме Тайской торговой палаты, FTI является членом JPPCC, представляющим интересы торговли и промышленности. В FTI входит примерно 1400 членов - большинство крупных предприятий промышленного сектора. В 1988 г. правительственным декретом FTI была признана официальным представителем всего частного промышленного сектора. Кроме палат и торговых ассоциаций существуют также ассоциации работодателей, занимающиеся трудовыми вопросами. Они существуют с 1975г. в соответствии с новым Законом о трудовых отношениях. Головным органом является Конфедерация работодателей, которая входит в JPPCC. 4.2 Внутренняя организация
Принятие и применение концепций управления необходимо для деятельности каждой организации. Для организаций, подобных палатам, которые по своей природе не всегда могут оценивать количественно свои достижения, задача управления становится более трудной. Поэтому необходимо рассмотреть внутреннюю организацию различных палат. 4.2.1 Континентальная модель
а) Германия
Германский закон о палатах регулирует общую основу внутренней организации палат. Министерство экономики утверждает остальные процедуры деятельности организации, записанные в уставе. Уставы определяют права и обязанности собраний, президента, генерального секретаря и отдельных комиссий. Принятие решений
Принятие решений в германских палатах осуществляется непрямым образом. Каждые четыре года члены палаты выбирают делегатов общего собрания, которое собирается, как правило, раз в год. Это собрание состоит в среднем из 65 делегатов. Места распределены согласно экономической структуре региона. Каждые два года собрание выбирает президента из числа делегатов. Собрание также выбирает генерального секретаря. Делегаты и президент работают на общественных началах, а генеральный секретарь является штатным сотрудником, который руководит персоналом палаты, насчитывающим в среднем 80 сотрудников. Президент и генеральный секретарь совместно представляют палату, но руководит палатой секретарь. По всей стране в 83 палатах работает примерно 6500 штатных сотрудников. Схема 1. Организационная структура германских палат
Члены
Члены правления
Пленарное собрание делегатов
Генеральный секретарь
Президент
Секретариат
б) Франция
Принятие решений
Французский закон о палатах досконально определяет обязанности каждого органа в рамках палаты. Так же как и в Германии, принятие решений в французских торгово-промышленных палатах осуществляется не напрямую. Члены палаты выбирают делегатов, также называемых номинальными членами, которые служат шесть лет и образуют "chambre" /палату/ или общее собрание. Кроме выбранных делегатов в состав общего собрания также входят делегаты от ассоциаций работодателей, профсоюзов и государственной администрации. Однако эти делегаты имеют лишь совещательный голос. Только номинальные члены имеют право определять политику палаты, голосовать за бюджет или выбирать президента и других ответственных лиц. Президент избирается на 3 года из числа членов. В отличие от Германии, общее собрание не выбирает генерального секретаря, который назначается президентом. Генеральный секретарь и штат сотрудников организуют работу палаты. В 183 французских местных и региональных палатах работает примерно 22000 специалистов. В среднем в каждой палате работает 120 сотрудников. Схема 2. Организационная структура французских палат Президент
Бюро = Исполнительный комитет
Генеральный секретарь
"Палата" = Пленарное собрание
Директора
Номинальные члены = Делегаты
Присоединенные члены
Члены
4.2.1 Англосаксонская модель
а) США
Внутренняя организация палаты США определяется исключительно ее уставом. Местные торговые палаты и палаты штатов могут свободно учреждать свои собственные уставы в соответствии с местными, федеральными законами и законами штатов. Однако во всех уставах местных палат есть много общего. Члены-учредители Торговой палаты США разработали образцовый устав, который был пересмотрен в последующие годы. Устав определяет права и обязанности различных органов, главным образом, совета директоров, председателя совета, президента и комиссий. Хотя в настоящее время примерно 5000 местными палатами в США используется широкий диапазон различных уставов, можно выявить определенные общие характеристики внутренней организации. Принятие решений
Наиболее важным органом палаты в США является Совет директоров, который избирается непосредственно членами. Кандидатами Совета должны быть члены палаты. Их срок службы в Совете обычно составляет 3 года. Совет Директоров играет главную роль в процессе принятия решения палатой и, как правило, собирается каждый месяц. Совет является главным стратегическим органом, определяющим политику и намечающим цели. В период между собраниями исполнительный комитет Совета выполняет текущую работу, требующую оперативного принятия решений. Рекомендации Совету в области политики вырабатываются различными постоянными и специальными комиссиями. Перечень вопросов, рассматриваемых этими комиссиями, включает экономику, образование, трудовые ресурсы, организацию конференций, туризма, общественных связей и связей с правительством. Совет директоров избирает Председателя Совета и других должностных лиц из числа своих членов. Председатель является высшим выборным должностным лицом. В большинстве палат США Совет нанимает основной исполнительный персонал, который в свою очередь нанимает остальных штатных сотрудников аппарата. Примерно в 3000 палат председатель и директора работают на общественных началах, а президент является штатным сотрудником, управляющим персоналом палаты. Задачей персонала является ежедневное управление работой палаты. Некоторые мелкие палаты имеют персонал с частичной занятостью или не имеют штатного персонала. Эти организации управляются добровольцами. Схема 3. Организационная структура Палат США Членство
Совет директоров
Председатель
Председатель прошлого срока
Избранный председатель
Совет по правовым вопросам
Казначей
Президент
Вице-председатель по развитию регионального бизнеса
Вице-председатель по специальным вопросам
Вице-председатель по вопросам малого бизнеса
Вице-председатель по расширению членства
Соответствующие комиссии и специальные группы
б) Филиппины
Поскольку деятельность палат на Филиппинах не регулируются специальным законом, внутренняя организация определяется уставом каждой палаты. Структура палат включает общее собрание, совет директоров, президента, казначея, ответственного секретаря, генерального секретаря и различные комиссии. Принятие решений
Общее собрание состоит из всех членов палаты. Оно созывается не реже одного раза в год и является высшим органом палаты, принимающим решения. Главным исполнительным органом является Совет директоров, который управляет деятельностью палаты. Члены Совета директоров избираются общим собранием обычно на 1 – 2 года. Совет директоров собирается не реже одного раза в месяц. Президент, вице-президент и казначей избираются из числа членов Совета директоров. Президент является главным исполнительным должностным лицом палаты и председательствует на всех собраниях Совета. В большинстве палат создаются комиссии по разным направлениям, которые определяют деятельность палаты на основе мнений экспертов и их предложений. Палатой руководят выборные должностные лица
Генеральным секретарем может быть назначенный член Совета директоров или один из наемных штатных сотрудников. Он отвечает на повседневную организацию работы палаты. Если палата имеет секретариат с наемным персоналом, генеральный секретарь становится руководителем этого персонала. В противоположность другим палатам и, в частности, континентальной модели, филиппинскими палатами руководят выборные должностные лицам при помощи секретариата (персонала поддержки). Схема 4. Организационная структура филиппинских палат Общее собрание
|