Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 15
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии Практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения БГУИР Минск 2005 УДК 1 (075.8) ББК 87 я 73 Ф 56 Авторы-составители: Л.Н.Александрова, И.Ф.Габрусь, В.А.Иноземцев, Г.И.Малыхина, Ю.А.Харин Ф 56 Философия: Практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения БГУИР / Сост. Л.Н.Александрова, И.Ф.Габрусь, В.А.Иноземцев и др. Мн.: БГУИР, 2005. - 67 с. В практикуме формулируются вопросы к семинарским занятиям по курсу «Философия», рекомендуются темы докладов и ов, списки литературы для самостоятельной работы студентов, предлагается тематика контрольных работ для студентов заочной, вечерней и дистанционной форм обучения и методические рекомендации по их выполнению, а также тестовые задания и экзаменационные вопросы. В практикуме даются методические рекомендации по изучению курса «Философия» (в том числе самостоятельному для студентов заочной, вечерней и дистанционной форм обучения). Философская проблематика конкретизируется с учетом профиля вуза. УДК 1 (075.8)
ББК 87 я 73
Ф 56
© Коллектив авторов, составление, 2005 © БГУИР, 2005 Содержание
Раздел I. Задачи курса. Методические рекомендации по изучению курса «Философия». 5
Раздел II. Общая структура курса «Философия» для студентов ФЗВДО.. 7
Тематика лекций для студентов вечерней формы обучения. 7
Тематика семинарских занятий для студентов вечерней формы обучения. 7
Тематика лекций для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 8
Тематика семинарских занятий для студентов заочной и дистанционной форм обучения 8
Раздел III. Планы семинарских занятий. 9
Часть 1. Планы семинарских занятий для студентов вечерней формы обучения. 9
Тема 1. Мир философии (1 час) 9
Тема 2. Проблемы истории философии (5 часов) 9
Тема 3. Проблема бытия (1 час) 15
Тема 4. Проблемы диалектики (2 часа) 15
Тема 5. Психика, сознание, познание (3 часа) 17
Тема 6. Человек как философская проблема (1 час) 19
Тема 7. Социальная философия (2 часа) 20
Тема 8. Общество и культура (1 час) 22
Тема 9. Научно-технический прогресс и будущее человечества (1 час) 24
Часть 2. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения. 25
Тема 1. Мир философии (2 часа) 25
Тема 2. Проблемы истории философии (2 часа) 25
Тема 3. Человек как философская проблема (2 часа) 26
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. 27
Тема 1. Философия как феномен культуры.. 28
Тема 2. Древневосточная философия. 28
Тема 4. Философия Аристотеля. 29
Тема 5. Философия средневековья и Возрождения. 29
Тема 6. Философия Нового времени. Проблема метода познания. 30
Тема 9. Диалектико-материалистическая философия К.Маркса и Ф.Энгельса. 31
Тема 10. Философия неопозитивизма. 31
Тема 11. Философия экзистенциализма. 31
Тема 12. Русская философия конца XIX – начала ХХ в. 32
Тема 13. Проблема бытия в философии. 32
Тема 14. Диалектика и ее альтернативы.. 33
Тема 15. Развитие как философская проблема. 33
Тема 16. Детерминизм как философская концепция. 33
Тема 17. Принцип системности в философии. 34
Тема 18. Проблема сознания. 34
Тема 19. Теория познания и ее проблема. 35
Тема 20. Методы научного познания. 35
Тема 21. Личность как философская проблема. 35
Тема 22. Природа и общество. 36
Тема 23. Общество как предмет социальной философии. 36
Тема 24. Материалистическое понимание истории. 37
Тема 25. Материальное производство. 37
Тема 26. Теория социального действия в современной философии. 38
Тема 27. Общественное сознание и идеология. 38
Тема 28. Индивидуальное и массовое сознание. 39
Тема 29. Политическая система общества. 39
Тема 30. Понятие культуры и духовности. 40
Тема 31. Цивилизация как проблема философии. 40
Тема 32. Научно-техническая революция. 41
Раздел V. Тесты по философии. 42
I. Исторические образы философской мысли. 42
Глава 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии. 42
Глава 2. Античная философия. 42
Глава 6. Философия ХIХ века. 45
Глава 7. Философия ХХ века. 46
II. Основные философские вопросы.. 47
Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 47
Глава 5. Пространство и время. 49
Глава 6. Понятие диалектики. 50
Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений. 51
Глава 9. Закон отрицания отрицания. 52
Глава 10. Диалектика мысли. 52
Глава 12. Деятельность, познание, практика. 53
Глава 13. Познавательные действия в науке. 54
Глава 14. Проблема человека в философии. 55
Глава 15. Социальная философия: становление и проблемы.. 56
Глава 16. Человек и законы общества. 56
Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса. 57
Глава 18. Материальный процесс жизни общества. 58
Глава 19. Социальный и политический процесс жизни общества. 59
Глава 20. Духовная культура и цивилизация. 60
Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности. 60
Раздел VI. Примерные экзаменационные вопросы по курсу «Философия» для студентов ФЗВДО 62
Раздел VII. Список электронных пособий кафедры философии. 64
Раздел VIII. Адрес кафедры.. 66
Курс философии является обязательным и одним из основополагающих в структуре социально-гуманитарной подготовки на различных уровнях образования в БГУИР. Это означает, что обучение в университете не должно сводиться только к узкопрофессиональному образованию, а обязано включать в себя историко-цивилизационные, философско-рефлексивные и логико-методологические компоненты. Именно философский разум системно сочетает анализ природной и социокультурной реальности с уважительным отношением к традиции, прививает навыки теоретического объяснения и реконструкции прошлого духовного опыта, истории познания и культуры. Студенты технического университета готовят себя как к научно-производственной, так и к научно-исследовательской деятельности. В связи с этими задачей курса философии является формирование у студентов философской культуры, гуманистического мировоззрения, гражданской зрелости, активной жизненной позиции, творческого отношения к прошлым и современным философским концепциям, предлагающим разнообразные варианты решения сложных проблем, стоящих перед человечеством в третьем тысячелетии. Для студентов технического профиля особое значение в условиях глобализации и информационного общества приобретает формирование конструктивно-критического и рационального миропонимания, теоретического осмысления философских проблем человека, науки и техники, общества и культуры, экологии и информационной революции. Курс философии закладывает основы философской культуры и базируется на освоении мирового философского наследия и творческого использования философских знаний при анализе экономических, социально-политических и духовных и социокультурных проблем современности. Рекомендации данного пособия составлены на основе типовой программы философии для высших учебных заведений № ТД-68/тип (Мн., 2000) и ориентированы на изучение философии в ее историческом развитии. Студенты вечерней
формы обучения изучают философию в третьем учебном семестре, студенты заочной
формы обучения – в четвертом семестре, а студенты дистанционной формы обучения – согласно учебному плану. Для студентов–вечерников
курс философии включает 34 часа лекций и 17 часов семинарских занятий. Для студентов–заочников
аудиторные занятия в период сессий включают 6 часов лекций и 6 часов семинарских занятий, остальные темы курса выносятся на самостоятельное изучение. Основной формой изучения курса философии для студентов заочной и дистанционной
форм обучения является самостоятельная работа. Она требует времени, усилий, воли, интереса, способности к систематическому труду, рациональной организации умственного труда. Для этого необходимо использовать возможности заочной и дистанционной форм обучения, умения пользоваться учебно-методическими пособиями, библиотечными каталогами, справочной литературой, статьями в периодической печати, первоисточниками. Первостепенное значение в изучении философии приобретает работа с первоисточниками. Знание работ классиков мировой философии образует фундамент философской культуры, расширяет кругозор личности, повышает ее интеллектуальный уровень и готовит таким образом к глубокому пониманию современной жизни. Настоятельно рекомендуется конспектировать прочитанное. Чтение с карандашом способствует сосредоточенности внимания, помогает более глубокому пониманию прочитанного, выделению главного, является средством самоконтроля. В процессе изучения курса философии студентами заочной и дистанционной
форм обучения необходимо помнить, что своевременное и качественное выполнение контрольной работы
по философии является основной формой отчетности студента-заочника в межсессионный период. Практикум включает тематику контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению (раздел IV). Что касается студентов вечернего
обучения, то успешное усвоение ими курса «Философия» предполагает посещение лекций, активное участие в семинарских занятиях, участие в теоретических конференциях, серьезную индивидуальную самоподготовку. Курс «Философия» состоит из лекций, семинарских занятий и экзамена. Курс рассчитан на один семестр и включает следующие темы.
Тематика лекций
№ п/п Тема лекции Кол-во часов 1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе 2 2 12 3 Философские концепции бытия 2 4 Диалектика как теория развития и связи 2 5 Философия сознания 2 6 Теория познания и философия науки 2 7 Проблема человека в философии 2 8 Социальная философия: становление, основные проблемы и понятия 2 9 Философия социального действия 2 10 Социальная синергия: материальные, социально-политические процессы и структуры 2 11 Философия культуры 2 12 Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации 2 ИТОГО 34
Тематика семинарских занятий
№ п/п Тема семинарского занятия Кол-во часов 1 Мир философии 1 2 Проблемы истории философии 5 3 Проблема бытия 1 4 Проблемы диалектики 2 5 Психика, сознание, познание 3 6 Человек как философская проблема 1 7 Социальная философия 2 8 Общество и культура 1 9 Научно-технический прогресс и будущее человечества 1 ИТОГО 17
Тематика лекций для студентов № п/п Тема лекции Кол-во часов 1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе[1]
2 2 14 3 Философские концепции бытия 4 4 Диалектика как теория развития и связи 4 5 Философия сознания 4 6 Теория познания и философия науки 4 7 Проблема человека в философии 4 8 Социальная философия: становление, основные проблемы и понятия
2 9 Философия социального действия 2 10 Социальная синергия: материальные, социально-политические процессы и структуры 4 11 Философия культуры 3 12 Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации 4 ИТОГО 51
Тематика семинарских занятий № п/п Тема семинарского занятия Кол-во часов 1 Мир философии
2 2 Проблемы истории философии
10 3 Проблема бытия 2 4 Проблемы диалектики 4 5 Психика, сознание, познание 6 6 Человек как философская проблема
2 7 Социальная философия 4 8 Общество и культура 2 9 Научно-технический прогресс и будущее человечества 2 ИТОГО 34
Часть 1. Планы семинарских занятий 1. Философия как продукт духовного развития человечества. Исторические типы мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии. 2. Коренные проблемы и темы философии. Многообразие форм философского постижения действительности. 3. Философия в системе культуры. Структура философского знания. Функции философии. 1. Философия как мировоззрение. 2. Основные образы философской мысли. Зачем нужна и нужна ли философия современному человеку? Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т. 1. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282 – 291. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1998. № 8. Харин Ю.А. Образы философской мысли // Чалавек. Грамадства. Свет. 2001. №3. 1. Образы философской мысли Древнего Востока. 2. Основные школы, понятия и проблемы философии Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая: школы, проблемы, основные понятия. 1. Даршаны и буддизм. 2. Этико-политические идеи в древнекитайской философии. Как рассматривается проблема отношения человека и мира в философии Древней Индии и Древнего Китая. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. Гродна, 1997. История философии в кратком изложении. М., 1991. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т.1. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 1999 ( или 2003). Кожевников В.А. Повести о перевоплощениях Готамы Будды и их значение в истории развития буддизма // Вопросы философии. 1997. № 2. Россия и Китай: проблема понимания (беседа с профессором Народного университета Пекина Ань Цинянем) // Вопросы философии. 2002. № 6. Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности // Вопросы философии. 2002. № 3. Хрестоматия по истории философии. В 2 т. М., 2001. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. 1. Натурфилософские школы и диалектические идеи в раннегреческой философии. 2. Философия Платона и Демокрита. 3. Философия Аристотеля как вершина античной философии. 4. Проблемы физики, логики и этики в позднеантичной философии. 1. Проблема первоначала в раннеантичной философии. 2. Жизненный путь и философские взгляды Сократа. 3. Философия Платона. 4. Аристотель как мыслитель. В чем отличие древнегреческого образа философской мысли от восточного? Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. Гродна, 1997. История философии в кратком изложении. М., 1991. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т.1. Реале Дж., Антисери Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994. Т.1. Античность. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философский словарь студента. Мн., 2003. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 1999 (или 2003). Аристотель. Евдемова этика. Книга Г (III) // Вопросы философии. 2002. № 1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Брамбо Р. Философия Древней Греции. М., 2002. Кессиди Р.Х. Сократ. М., 1988. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. Рассел Б. История западной философии. Кн. 1. Ч. 1. М., 1993. Хрестоматия по истории философии. В 2 т. М., 2001. 1. Возникновение христианства и его философский смысл. Проблема бытия Бога и богопознания. 2. Основные проблемы схоластического этапа средневековой философии: проблема универсалий, соотношения веры и разума, свободы воли человека. 3. Философия эпохи Возрождения. Возрождение на Беларуси. 1. Образ средневековой философии. 2. Философские идеи Августина. 3. Философия Фомы Аквинского. 4. Философия эпохи Возрождения. Почему соотношение веры и разума является одной из центральных проблем средневековой философии? Как вы понимаете «гуманизм эпохи Возрождения»? Августин А. Исповедь. М., 1993. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. Гродна, 1997. История средневековой философии. В 2 т. Мн., 2002. Т.1. Патристика. История философии в кратком изложении. М., 1991. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т.1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994. Т.2. Средневековье. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философский словарь студента. Мн., 2003. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1. Горфункель Х.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие. Мн., 2004. Мудрагей Н.С. Средневековье и научная мысль // Вопросы философии. 1989. № 12. Падокшын С.А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ỹ Беларусi. Мн., 1980. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Хрестоматия по истории философии. В 2 т. М., 2001. 1. Проблема метода научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм). 2. Философия Спинозы. Французский материализм XVIII в. 3. «Коперникианский переворот» в философии, совершенный И.Кантом. 4. Диалектический метод Гегеля и его система абсолютного идеализма. 1. Научная революция XVII в. и создание механической картины мира. 2. Концепция природы человека и социально-правовой идеал эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо). 3. Природа, наука и нравственность в философии Канта. 4. Противоречие системы и метода в философии Гегеля. Как были связаны наука и философия Нового времени с общественными проблемами Англии, Франции и Германии? Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969 - 1971. Т. 2, 3. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. Гродна, 1997. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. История философии в кратком изложении. М., 1991. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. М., 1990. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т.1. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX вв. М., 1976. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994. Т.3. Новое время (От Леонардо до Канта) . Соколов В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. М., 1984. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философский словарь студента. Мн., 2003. Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282 – 291. Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990. Матвиевская Г.И. Рене Декарт. М., 1976. Хрестоматия по истории философии. В 2 т. М., 2001. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 1997. 1. Философия марксизма: становление, сущность, развитие. 2. Философия науки. Позитивистские традиции в современной западной философии. 3. Экзистенциализм. Мир человека и бытие человека в мире (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). 4. Русская философия XIX века: основные проблемы и направления. 5. Герменевтическая и феноменологическая философия. Постмодернизм (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез и др.). 1. Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс – сравнительный анализ философских воззрений. 2. Парадигма и «структура научных революций» Т.Куна. 3. Философия Ницше. 4. Проблема жизни и смерти в философии экзистенциализма. 5. Научное и религиозное направления русской философии. 6. Философия П.Тейяра де Шардена. 7. Постмодернизм и синергетическое видение мира. Информационная революция и философия в электронной цивилизации. Есть ли взаимосвязь? Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. Гродна, 1997. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991. История философии в кратком изложении. М., 1991. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Полн. собр. соч. Т. 45. Маркс К. Капитал. Т.1. Послесловие ко второму изданию // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т.1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994. Т.4. От романтизма до наших дней. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре ХХ столетия // Вопросы философии. 1996. № 4. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб., 1997. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976. Ницше Ф., Фрейд З. и др. Сумерки Богов. М., 1990. Новейший философский словарь. Мн., 2001. Рассел Б. Проблемы философии. Новосибирск, 2001. Рессель Г. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской философии // Вопросы философии. 2002. № 2. Русский космизм. М., 1993. Хрестоматия по истории философии. В 2 т. М., 2001. Хрестоматия по философии для студентов вузов. Ростов-н/Д, 1997. 1. Мировоззренческий и социальный смысл проблемы бытия. Бытие и небытие. 2. Бытие и существование. Объективная и субъективная реальность. Категория материи. 3. Материя и движение. Основные формы движения материи. Атрибуты и модусы материи. 4. Пространство и время как коренные формы бытия материи. 1. Проблема бытия в истории философии. 2. Материя как современная философская категория. 3. Пространство и время в свете современной науки. Что значит «быть» для человека? Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. № 6. Мир философии. М., 1991. Т.1. С. 164–282. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 5 – 85. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2000. № 5. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. 2002. № 7. Философия для аспирантов / Под ред. И.И.Кального. СПб., 2001. С. 257 – 301. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 1. Понятие диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Аспекты объективной диалектики природы. 2. Материальное единство мира. Понятие детерминации. Виды связей и отношений явлений. Концепции детерминизма. 3. Законы структурной детерминации. 4. Понятие развития. Философские концепции развития. Движение и изменение. Критерии развития. 5. Основные законы развития. Проблема источника развития и форм его реализации. Диалектика обновления. 6. Особенности социальной диалектики. Проблема развития в период современного социального цвишенизма. 1. Развитие понятия диалектики в истории философии. 2. Детерминация и детерминизм. 3. Законы природы и законы науки. 4. Противоречия развития. 5. Закон единства и борьбы противоположностей. 6. Закон перехода количественных изменений в качественные различия. 7. Закон отрицания отрицания. Заменяет ли синергетика диалектику? Как проявляются законы диалектики в развитии техники? Ленин В.И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч. Т. 29. С.316–322. Мир философии. Ч. 1. М., 1991. С. 363–412. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. 1992. № 11. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики //Вопросы философии. 1991. № 4. Венгеров А. Синергетика и политика // Общественные науки сегодня, 1993, № 4. Ленин В.И. Карл Маркс. Разд. «Диалектика» // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 53–56. Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии. 2002. № 5. Харин Ю.А. Почему не любят диалектику? // Тринадцатые Республиканские чтения «Великие преобразователи естествознания: Павел Флоренский». Мн., 1997. Человек. Культура. Синергия. Мн., 2000. Швырев В.С. Как относиться к диалектике? // Вопросы философии. 1995. № 1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 46-56. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 122 – 146. 1. Природные истоки психики. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Социальные факторы возникновения сознания. 2. Сущность сознания, его противоречия и структуры. Сознательное и бессознательное в психике человека. 3. Сознание и язык. Функции языка 1. Психика человека: фрейдизм и его альтернативы. 2. Индивидуальное и общественное сознание. 3. Естественный и искусственный интеллект. Что такое самосознание? Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. Мир философии. Ч. 1. М., 1991. С. 412–478. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 172–190, 226–237. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486–499. Абрамова Н.Г. Являются ли бессознательные акты мышлением? // Вопросы философии. 2001. № 6. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. № 10. Майданский А.Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы // Вопросы философии. 2002. № 8. Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. 2000. № 10. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 1. Проблема познания в истории философии. Формы постижения бытия. Структура познавательного действия. 2. Единство чувственного и рационального в познании. Гносеологические крайности: сенсуализм, эмпиризм, интуитивизм, рационализм. 3. Диалектика процесса познания. Понятие истины. Критика агностицизма. Соотношение относительного и абсолютного в истине. Практика и ее функции в познании. 1. Чувственное, интуитивное и логическое в познании. 2. Философские концепции истины. 3. Компьютер как познавательное средство. Правда и объективная истина. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. № 9. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. № 4. Мир философии. В 2 ч. Ч.1. М., 1991. С. 478–559. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. № 11. Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995. 1. Понятие науки. Особенности познавательных действий в современной науке. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Формы научного знания. 3. Наука в системе социальных ценностей. Социальная ответственность ученого. 1. Требования к научному знанию. 2. Структура исследовательского действия. 3. Философия и наука. В чем различие между наукой и псевдонаукой? Берков В.Ф. Общая методология науки. Мн., 2001. Логика научного познания. М., 1997. Мир философии. В 2 ч. Ч. 1. М., 1991. С. 478–659. Познавательные действия в современной науке. Мн., 1987. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Гинев Д. Философская идентичность науки в постметафизической перспективе // Вопросы философии. 2002. № 3. Социальная сила знания. Мн., 1991. Теория познания. В 4 т. М., 1991. Т.1. Яковлев Н.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001. № 12. 1. Феномен человека. Философские концепции происхождения и сущности человека. 2. Круги бытия человека. Главные проблемы человеческого существования. 3. Личность как субъект и объект общественной жизни. Социальные действия и роль личности. 4. Гуманизм и его формы. 1. Философские теории человека. 2. Основные проблемы человеческого бытия. 3. Человек как личность. Совместим ли гуманизм общества со смертной казнью? Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602–636. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Харин Ю.А. Сапиенсы, цвишенсы, люди // Чалавек. Грамадства. Свет. 1998. № 2. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. 2002. № 2. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1991. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн., 1994. Человек. Культура. Синергия / Под ред. проф. Ю.А.Харина. Мн., 2000. 1. Развитие представлений об обществе в истории философии. Теоретические модели общества и их философско-методологические основания. 2. Деятельность и социальные действия людей как способ существования и развития общества. Структура и типология социальных действий. 3. Основные сферы и процессы жизни общества, их структура и взаимосвязь. 1. Способ производства – основа целостности и развития общества. 2. Технологический детерминизм как методология технократического мышления и социального действия. Совместимы ли социальные законы с автономией субъекта социального действия? Вебер М. Избранные произведения. Разд. «Основные социологические понятия». М., 1990. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. Сорокин А.П. Социодинамика культуры // Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М., 1995. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993. Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. 2002. № 7. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии. 2001. № 2. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2002. № 2. Очерки философии социального действия / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Мн., 1994. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб., 2001. Якимов А.Е. О техноценозах-невидимках и метафизике «техники» // Философские науки. 2001. № 1. 1. Периодизация исторического процесса как философская проблема. Формационные и цивилизационные модели социальной динамики. 2. Общественный прогресс: концепции, содержание, критерии. 3. Будущее человечества: прогресс или деградация? 1. Единство и многообразие мировой истории. 2. Глобализация – путь к свободе или тоталитаризму? Есть ли будущее у общества эгоизма, индивидуализма, изощренного, безудержного потребительства? Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т. 26. Ортега-и-Гассет Х. История как система // Вопросы философии. 1996. № 1. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Ясперс К. Истоки истории и ее цели// Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество. К вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии. 2001. № 8. Зиновьев А. Логическая социология. Суперуровень человейника // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4. Кара-Мурза С.Г. Истмат и проблема Восток-Запад. М.: Алгоритм, 2001. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). М., 2001. Плетников Ю.К. Историческая тенденция самоотрицания капитализма // Диалог. 2000. № 12. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения // Общественные науки и современность. 2002. № 4. Тасалов В.И. Эволюция человечества – ноогенез или «агрессия» ? // Человек. 2002. № 3. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: АСТ, 2001. 1. Понятие культуры, факторы и противоречия ее развития. Духовность и культура. 2. Мир культуры и мир личности. Духовная культура и ценности - общечеловеческие, национальные, классовые, индивидуальные - в духовном опыте истории. 3. Альтернативы современного духовного выбора. Актуальные проблемы развития духовной культуры белорусского народа. 4. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Функционалы сознания: общественная психология, идеология, наука. 5. Формы общественного сознания, их специфика и роль в жизни общества и человека. 6. Цвишенизм и цвишенизация в современном духовном процессе. 1. Культура как мир человека, его жизнесмыслов и ценностей. 2. Перспективы гуманизма в технотронном обществе. 3. Идеология, наука, философия: зоны пересечения и расхождения. 4. Современное искусство – путь к человеку или от него? Что несет глобализация местной традиции и национальной культуре? Витгенштейн Л. Культура и ценности // Витгенштейн Л. Философские работы. В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Полит. лит., 1991. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб.: Наука, 1991. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993. Соловьев В. Русская идея // Россия глазами русского. СПб.: Наука, 1991. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. Энгельс Ф. Письмо В. Боргиусу 25 января 1894 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. Алпеева Т.М. Социальный миф как культурно-исторический феномен. Мн., 1994. Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4. Ахиезер А.С. Переходные процессы в культуре // Искусство и наука в переходные периоды истории. М., 2000. Габрусь И.Ф. Новым реалиям новые концепты // Великие преобразователи естествознания. Анри Пуанкаре: Тез. докл. 17-х Междунар. чтений 28-29 нояб. 2001. Мн., 2001. Голод С.И. Нелегитимные молодежные сексуальные стандарты // Человек. 2002. № 3. Духоỹная сiнергiя: адукацыя i асветнiцтва / Пад рэд. У.I. Мiськевiча Мн., 2002. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000. Киселев Г.С. Новая религиозность как проблема сознания // Вопросы философии. 2002. № 5. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т. 2. Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2001. № 6. Резник Ю.М. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соловьев В.С. Соч. В 2 т. М., 1988. Тощенко Ж. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии. 2002. № 6. Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии. 2001. №12. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. Флиер А.Я. Историческая динамика культуры // Философские науки. 2002. № 3. Харин Ю.А. Пятый круг бытия // Беларуская думка. 1997. №2. Человек. Культура. Синергия: Учеб. пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Под ред. Ю.А.Харина. Мн., 2000. 1. Мир техники: истоки, волны и закономерности прогресса. 2. Социальные и антропологические аспекты развития современной техники и технологии. 3. Будущее в восприятии сциентизма и антисциетизма, технократии и технофобии. 1. Техника как объект философского анализа. 2. Перспективы социального и информационно-технологического развития Республики Беларусь. Сужает или раздвигает технический прогресс границы человеческой свободы, счастья, гуманизма? Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. 2002. № 5. Новая технократическая волна на Западе. М., 1989. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. Тоффлер О. Третья волна. М., 1991. Философия техники в ФРГ. М., 1989. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Ч. 2. § 1. Принципиально новый фактор: наука и техника // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Полит. лит., 1991. Бузгалин А.В. Постиндустриальное общество - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. 2002. № 5. Воронин А.А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. 2001. № 8. Иноземцев В.А. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. 2002. № 5. Качоха В. К.Поппер: альтернатива обществу будущего // Вопросы философии. 2002. № 6. Келлер Я. Модернизация – гуманизация общества или коррозия бытия? // Социологические исследования (Социс). 2002. № 7. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3.
Часть 2. Планы семинарских занятий 1. Философия в современном мире. Предмет, структура и функции философии. 2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии. 3. Коренные проблемы и темы философии. Многообразие форм философского постижения действительности. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т. 1. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. 1998. №8. Харин Ю.А. Образы философской мысли // Чалавек. Грамадства. Свет. 2001. № 3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282-291. 1. Древневосточная и античная философия: основные школы, понятия и проблемы. 2. Философия средневековья и Возрождения. 3. Новоевропейская философия: основные направления и проблемы. 4. Плюрализм в философии XIX-XX веков. Антология мировой философии . В 4 т. М., 1969-1972. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С. Кiрвеля. Гродна, 1997. История философии /Под ред. В.В. Кохановского. Ростов н/Д, 2003. История философии в кратком изложении. М., 1991. Мир философии. В 2 т. М., 1991. Т. 1. Скарбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философский словарь студента. Мн., 2003. Чанышев А.Н. Философии древнего мира. М., 1999 (или 2003). 1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Философские проблемы человеческого существования (бытия человека в мире). 2. Общество и его структура. 3. Проблемы социального развития и общественного прогресса. 4. Научно-технический прогресс и будущее человечества. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М., 1995. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-636. Ильенков Э.В. Что такое личность // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2002. № 2. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб., 2001. Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Харин Ю.А. Сапиенсы, цвишенсы, люди // Чалавек. Грамадства. Свет. 1998. № 2. Человек. Культура. Синергия. Мн., 2000. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Контрольная работа является формой обучения и одной из важнейших форм отчетности студента-заочника и студента дистанционной формы обучения. Тематика контрольных работ определяется кафедрой. Контрольная работа представляется студентом на рецензирование до начала сессии. Если студент не выполнил работу или получил неудовлетворительную оценку, то он не допускается к экзамену. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо тщательно изучить рекомендованную литературу, законспектировать ее и уяснить смысл. Лишь после этого следует составить план работы и приступить к письменному изложению материала. Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям: 1. Работа должна соответствовать теме, а ее содержание плану. 2. В ней необходимо обосновать актуальность рассматриваемой темы и показать ее практическое и теоретическое значение. 3. Работа должна быть выполнена с использованием рекомендованных к теме первоисточников, а также с самостоятельным осмыслением дискуссионных вопросов. 4. Излагать материал следует логично и аргументированно. Работа должна быть написана грамотно, литературным языком. 5. Работу необходимо соответствующим образом оформить. Она должна быть выполнена с использованием компьютера или написана от руки четким разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, с полями для заметок преподавателя. На обложке работы указываются фамилия и инициалы студента, номер зачетной книжки, домашний адрес; на первой странице текста – номер темы, ее название и план. Завершает работу список использованной литературы. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента. Студенты дистанционной формы обучения присылают контрольную работу в электронном виде тьютору по философии. Помимо литературы по отдельным темам рекомендуется также при написании контрольной работы использовать литературу к семинарским занятиям (раздел 3). Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3. Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. 1991. № 10. Философия в современной культуре: новые перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2004. № 4. Философия в современном мире. Мн., 2001. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. 1. Философия как особый тип мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии. 2. Основные проблемы философии. 3. Функции философии. Структура философского знания. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980. Габрусь И.Ф. Древнекитайская философия. Мн., 1998 . Философский словарь студента. Мн., 2003. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999 (или 2003). Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., 1966. 1. Специфика философии Древнего Китая и Древней Индии. 2. Основные школы, понятия и проблемы китайской и индийской философии. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.1. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. С. 174–258. Богомолов А.С. Античная философия. М., МГУ, 1985. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Платон. Собр. соч. В 3 т. М., 1960–1972. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999 (или 2003). 1. Идеализм Платона. 2. Диалектика идей. 3. Онтология и гносеология Платона. 4. Этика и политика. Теория идеального государства. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.1. Аристотель. Собр. соч. В 4 т. М., 1975–1983. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999 (или 2003). 1. Метафизика Аристотеля. Учение о четырех первоначалах. 2. Логические идеи Аристотеля. 3. Этические, социальные и политические идеи Аристотеля. Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.1. История средневековой философии. В 4 т. Мн., 2002. Т.2. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие. Мн., 2004. Мудрагей Н.С. Средневековье и научная мысль // Вопросы философии. 1989. № 12. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Скарбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 1. Основные этапы развития средневековой философии: патристика, схоластика, поздняя схоластика. 2. Проблема соотношения веры и разума 3. Номинализм и реализм о природе универсалий. 4. Философия эпохи Возрождения. Возрождение на Беларуси. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.1. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001. Краткая история философии. М., 1997. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 1984. 1. Особенности философии Нового времени. 2. Обоснование Ф.Бэконом метода эмпирической индукции. 3. Рационалистическая методология Р.Декарта. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант. Л.: ЛГУ, 1984. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001. Кузнецов В.В. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. М., 1989. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Суслова Л.А. Философия И.Канта. М., 1988. 1. Основные черты немецкой классической философии. 2. «Критическая» философия Канта. 3. Этика Канта. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001. Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993. № 5. Кузнецов В.В. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. М., 1989. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. 1. Объективный идеализм. 2. Учение Гегеля. Диалектический метод. 3. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля. Введение в философию. В 2 т. М., 1989. Т.1. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч. Т. 26. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2002. № 4. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Общие замечания. Диалектика природы. Старое предисловие к Анти-Дюрингу. О диалектике / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 1. Марксизм о функциях и предмете философии. 2. Материалистическая диалектика. 3. Материалистическое понимание истории. Аналитическая философия ХХ в. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1988. № 8. Всемирная философия: Энциклопедия. Мн., 2001. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Философский словарь студента. Мн., 2003. 1. Возникновение и истоки неопозитивизма. Основные этапы развития. 2. Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания. 3. Проблема верификации. 4. Позитивистские традиции в западной философии науки. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. №8. Сартр Ж.П. Бытие и ничто (Гуревич П.С. Философская антропология Сартра. – Вступительная статья) // Философские науки. 1989. № 3. Скарбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. 1993. №8. 1. Теоретические истоки экзистенциализма. 2. Понятие, проблемы и представители экзистенциализма. Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991. Велицкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 1. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. 2001. № 6. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. 2000. № 5. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1993. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 1. Философия всеединства В.Соловьева. 2. Русский космизм. 3. Религиозные мотивы русской философии. Алексеев П.В. Понятие «материя» // Философские науки. 1990. № 12. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. 2001. № 6. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. 2000. № 5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. 1. Проблема бытия в истории философии. 2. Структура бытия. 3. Материя как современная философская категория. 4. Категории движения, пространства и времени в философии. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Энгельс Ф. Анти-Дюринг/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 1. Понятие диалектики и его эволюция. Объективная и субъективная диалектика. 2. Категории, принципы и законы диалектики. 3. Метафизика как альтернатива диалектики. Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. 1992. № 11. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Человек. Культура. Синергия. Мн., 2000. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. 1. Категории движения, развития, изменения, прогресса и их взаимоотношение. 2. Диалектическая и иные трактовки развития. 3. Проблема источника развития и его критериев. 4. Законы развития. Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т. 26. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. М., 1990. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской литературе // Вопросы философии. 1993. № 2. Философский словарь студента. Мн., 2003. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. 1. Понятие детерминации. Виды детерминации. Диалектическая и метафизическая интерпретации детерминизма. 2. Детерминизм и индетерминизм. 3. Принцип детерминизма в современной философии и науке. 4. Свобода и необходимость. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч.2. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Познавательные действия в современной науке. Мн., 1987. Система. Симметрия. Гармония. М., 1988. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. 1. Понятие системы. 2. Сущность системного подхода. 3. Принцип системности и синергетическое видение мира. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. Малыхина Г.И. Логика. Мн., 2002. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 1. Проблема сознания в истории философии. 2. Сущность и структура сознания. 3. Проблема происхождения сознания. 4. Сознание и язык. Функции сознания. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной диалектики // Вопросы философии. 2000. № 10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч. Т. 18. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 1. Проблема познания в истории философии. 2. Единство чувственного и рационального в познании. 3. Понятие истины. 4. Диалектика относительной и абсолютной истины. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Берков В.Ф. Общая методология науки. Мн., 2001. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Полн. собр. соч. Т. 42. Малыхина Г.И. Логика. Мн., 2002. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Познавательные действия в науке. Мн., 1987. Степин В.Г. У истоков современной философии науки // Вопросы философии. 2004. № 1. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). 1. Понятие метода и методологии научного познания. 2. Методы и средства эмпирических исследований. 3. Методы теоретического познания. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602–636. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Харин Ю.А. Сапиенсы, цвишенсы, люди // Чалавек. Грамадства. Свет. 1998. № 2. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. 1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека. 2. Круги человеческого бытия. 3. Понятие личности. Человек как личность. 4. Личность в историческом процессе. 5. Гуманизм и его формы. Вирт С. Почему люди стали бояться реакторов? // Вопросы философии. 1992. № 2. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. № 3. Платонов Г.В. Динамика взаимодействия общества и природы. М., 1989. Тасалов В.И. Эволюция человечества: ноогенез или агрессия // Человек. 2002. № 3. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Швебе Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1991. № 7. 1. Основные концепции и взаимоотношения природы и общества. 2. Необходимость формирования экологического сознания в контексте глобальных проблем современности. История социологии. Мн., 1993. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. Мертон Р. Социальные теории и социальные культуры // Социологические исследования. 1992. № 2- 4. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. № 3. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). 1. Определение предмета социальной философии. 2. Теоретические модели общества: натурализм, идеализм, материализм. 3. Основные сферы и процессы жизни общества, их структура и взаимосвязь. 4. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1991. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2002. № 4. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). 1. Философские концепции развития общества. 2. Формационный подход. Понятие общественно-экономической формации. 3. Общественное бытие и общественное сознание в структуре формации и диалектика их взаимодействия. Александрова Г., Трифонов Н. Через тернии – к рынку // Беларуская думка. 1984. № 3. Вечерко Г. С оптимизмом, но без иллюзий // Беларуская думка. 1994. №2. Гаранов В. Похвальное слово приватизации // Беларуская думка. 1994. № 4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. 1. Общественное производство. Сущность материального производства, его роль в жизни общества. 2. Диалектика производительных сил и производственных отношений. 3. Содержание и основные направления перестройки материального производства в условиях реформирования экономики Беларуси. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. Гирденсэ Э. Революция и общественные движения: Теория революции, мятежи, толпы и другие формы коллективного действия // Диалог. 1992. № 6–7. Гуманистические императивы социальных действий. Мн., 1998. Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тез. докл. Респ. межвуз. науч. конф. Гродно, 1992. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Струве // Полн. собр. соч. Т.1. Малыхина Г.И. Логика. Мн., 2002. Очерки философии социального действия. Мн., 1994. Социальное действие. Мн., 1990. Философский словарь студента. Мн., 2003. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). 1. Понятие социального действия. 2. Современные философские концепции социального действия. 3. Структура и виды социальных действий. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности / Под ред. В.И.Миськевича. Мн., 2004. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1. Малыхина Г.И. Логика. Мн., 2002. Общественное сознание и его формы. М., 1986. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. М., 1987. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982. 1. Обыденное сознание и факторы его формирования. 2. Общественная психология и идеология как уровни общественного сознания. 3. Диалектика общественного и индивидуального сознания. 4. Проблема идеологии в контексте современного белорусского общества. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.,1987. История социологии. Мн., 1983. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознания. М., 2000. Козлова Н.Н. Социализм и сознание масс. М., 1989. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3, 4. Философский словарь студента. Мн., 2003. Юнг К.Г. Современность и будущее. М., 1992. 1. Понятие «индивидуального» и «массового» сознания. 2. Сравнительный анализ формирования и функционирования индивидуального и массового сознания. 3. Проблема массовизации сознания в условиях глобализации. Вебер М. Избранные произведения. М., 1992. Миськевич В.И. Общество как система социальных взаимодействий. Мн., 1994. Наумова С. Демократия: идеал и реальность // Беларуская думка. 1992. № 3. Смольков В., Величко В. На перепутье: от тоталитаризма к гражданскому обществу // Беларуская думка. 1993. № 2. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Франк С.А. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. 1992. № 3. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003. 1. Политическая сфера жизни общества и ее структура. 2. Государство, его типы и формы. 3. Роль идеологии в политической системе современного белорусского государства. Зобкоỹскi К. Патэнцыял духоỹнасцi // Беларуская думка. 1993. № 3. Конан У. Беларуская iдэя i мiсiя Беларусi // Беларуская думка. 1992. №2. Лобкович Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993. №3. Малыхина Г.И. Логика. Мн., 2002. Проблемы философии культуры. М., 1984. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). Философский словарь студента. Мн., 2003. Человек. Культура. Синергия. Мн., 2000. 1. Основные подходы к определению понятия культуры. Сущность культуры. 2. Материальная и духовная культура. Исторические типы культуры. 3. Духовный мир человека. Мир культуры и повседневная жизнь. 4. Проблемы культурного развития белорусского народа. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1991. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации? // Вопросы философии. 1991. № 3. Кантор К.М. Каков он – путь к цивилизации? // Вопросы философии. 1992. № 2. Петяшева Н.И. Диалог цивилизаций // Вопросы философии. 1993. №6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). 1. Понятие цивилизации: определение, проблемы и концепции. 2. Цивилизационный подход как альтернатива формационного анализа развития общества. 3. Возможность диалога цивилизаций в современном мире. Новая технократическая волна на Западе. М., 1989. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. Сахаров А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. 1989. № 1. Степин А.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. Тоффлер О. Третья волна. М., 1991. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание). 1. Понятие техники и научно-технической революции. Основные этапы развития НТР. 2. Особенности и направления современной НТР. 3. Гуманистическая и прагматическая идеология социальных действий человека в условиях НТР.
I. Исторические образы философской мысли
1. В качестве чего рассматривалось «Небо» в древнекитайской философии (выберите все правильные ответы): а) части стратосферы; б) верховного владыки; в) судьбы; г) первопричины всего сущего. 2. Какая древнекитайская философская школа в качестве социального регулятора рассматривала закон (фа): а) легистов; б) моистов; в) школы имен; г) натурфилософов; д) даосов; е) конфуцианцев. 3. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к конфуцианству: а) принцип недеяния (у вэй); б) человеколюбие (жэнь); в) принцип незнания (пустотность сердца); г) следование ритуалу (ли); д) принцип справедливости (и). 4. В какой части Вед даны философские рассуждения о природе человеческого «Я» и ее отношения к космической целостности бытия: а) Араньяки; б) Ригведа; в) Брахманы; г) Упанишады. 5. По какому принципу делятся даршаны на «астику» и «настику»: а) наличие или отсутствие у человека бессмертной души; б) идеализм или материализм в трактовке мирового начала; в) признание или непризнание авторитета Вед. 6. Как в древнеиндийской философии называется безличное, бесконечное, духовное, мировое первоначало: а) Атман; б) Брахман; в) сансара; г) карма; д) мокша. 1. Что находилось в центре внимания древнегреческих философов: а) окружающий мир; б) природные стихии; в) первооснова всего сущего. 2. Укажите имена древнегреческих натурфилософов: а) Сократ; б) Марк Аврелий; в) Анаксагор; г) Аристотель; д) Парменид; е) Фалес. 3. Кто из древнегреческих натурфилософов в качестве первоначала рассматривал воду: а) Платон; б) Сенека; в) Протагор; г) Аристотель; д) Гераклит; е) Фалес. 4. Расположите в хронологической последовательности периоды в развитии древнегреческой философии: а) классический; б) эллинистическо-римский; в) натурфилософский. 5. В чем специфика гносеологии Аристотеля: а) необходимость учета как чувственного, так и рационального компонента познания; б) познание требует сосредоточения души в самой себе и отвлечения от воздействия органов чувств; в) познание – это мистическое воссоединение с Единым. 6. Что такое счастье для Эпикура: а) отсутствие страданий; б) чувственное удовольствие; в) бесстрастие. 1. В эпоху средневековья преобладает такое мировоззрение: а) космоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм; г) космогонизм; д) гедонизм. 2. Апокалипсис – это: а) литературное произведение эпохи античности; б) Откровение Иоанна Богослова; в) последняя часть Нового Завета. 3. Теодицея – это учение: а) о Боге; б) о добре и зле; в) об оправдании Бога за существующее зло. 4. Укажите верное определение понятия «эсхатология»: а) одна из тенденций Нового Завета; б) наука о развитии человеческой истории; в) наука о конце света. 1. В чем выражался идеал человека Возрождения: а) аскетическое отвержение «мира и плоти»; б) гармоничный духовно и физически; в) разумный, уверенный в своих силах и разуме. 2. Кому принадлежит гелиоцентрическая система мира: а) Н. Кузанский; б) Н. Коперник; в) Дж. Бруно; г) Галилей. 4. Кто предвосхитил идеи современной фантастики с ее метагалактиками: а) Демокрит; б) Платон; в) Дж. Бруно. 5. Кто автор следующего высказывания: «Наука – капитан, и практика – солдаты»: а) Конфуций; б) Леонардо да Винчи; в) К. Маркс. 6. Ренессансный гуманизм – это: а) картина мира, центром которого является человек; б) человеколюбие; в) мировоззрение, в котором высшей ценностью выступает человек, его достоинства и права. 7. Назовите представителей реформации: а) Мартин Лютер; б) Ян Гус; в) Мартин Лютер Кинг; г) Ж. Кальвин; д) Томас Мюнцер. 1. Что имел в виду Ф.Бэкон, когда говорил об идолах: а) маленькие деревянные фигурки; б) большие каменные изваяния; в) заблуждения. 2. Каких идолов выделил Ф.Бэкон: а) театра; б) цирка; в) ипподрома; г) пещеры; д) рода; е) семьи; ж) рынка.
|