Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 15
Ядгаров Я.С.
История экономических учений: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. спец. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 282 с. — (Сер.: Высш. образование.). СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................. 9 Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли 12 § 1. Почему изучают историю экономических учений............................................ 12 § 2. Направления и этапы развития экономической мысли..................................... 17 Приложение................................................................................................................... 23 Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории экономических учений................................................................................................ 32
§ 1. Методология экономической науки: постановка проблемы............................. 32 § 2. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке............................................................................................................................... 34 § 3. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе................................. 40 Приложение................................................................................................................... 45 Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 48 § 1. Экономические учения древнего мира................................................................ 48 § 2. Экономические учения средневековья................................................................ 54 Глава 4. Меркантилизм — первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений.................................................................... 62
§ 1. Предмет и метод изучения меркантилистов....................................................... 62 § 2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма............................... 65 § 3. Историческое значение меркантилизма.............................................................. 68 Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Классическая политическая экономия
Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии 71 § 1. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода 71 § 2. Общие признаки классической политической экономии................................. 73 § 3. Основные этапы развития классической школы................................................ 80 Глава 6. Зарождение классической политической экономии............................. 85 § 1. Экономическое учение У. Петти.......................................................................... 85 § 2. Экономическое учение П. Буагильбера............................................................... 89 Глава 7. Физиократия — специфическое течение классической политической экономии 94 § 1. Экономическое учение Ф. Кенэ........................................................................... 94 § 2. Экономическое учение А. Тюрго......................................................................... 99 Глава 8. Адам Смит — центральная фигура классической политической экономии 104 § 1. Предмет и метод изучения.................................................................................. 106 § 2. Особенности теоретических разработок........................................................... 110 Приложение................................................................................................................. 117 Глава 9. Классическая политическая экономия в трудах смитианцев постмануфактурного периода........................................................................................................................ 131 § 1. Экономическое учение Д. Рикардо.................................................................... 132 § 2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя........................................................................ 141 § 3. Экономическое учение Т. Мальтуса.................................................................. 148 Приложение................................................................................................................. 157 Глава 10. Завершение классической политической экономии......................... 166 § 1. Экономическое учение Дж. С. Милля............................................................... 166 § 2. Экономическое учение К. Маркса..................................................................... 172 Приложение................................................................................................................. 189 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Противники классической политической экономии
Глава 11. Возникновение реформаторских программ экономистов-романтиков 208 § 1. Экономическое учение С. Сисмонди................................................................ 210 § 2. Экономическое учение П. Прудона................................................................... 219 § 3. Историческое значение экономического романтизма..................................... 227 Глава 12. Социально-экономические реформаторские проекты утопического социализма 233 § 1. Особенности утопического социализма постмануфактурного периода....... 233 § 2. Экономические воззрения Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье................. 235 § 3. Историческое значение утопического социализма.......................................... 241 Приложение................................................................................................................. 244 Глава 13. Немецкая историческая школа............................................................ 252 § 1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников......................................................................................................... 252 § 2. Методологические особенности немецкой исторической школы................. 255 Приложение................................................................................................................. 260 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Маржинализм: формирование неоклассического направления экономической мысли
Глава 14. «Маржинальная революция» и ее особенности................................ 272 § 1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция».................................. 272 § 2. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена»..................................... 275 § 3. Особенности этапов «маржинальной революции».......................................... 278 Глава 15. Возникновение субъективного направления экономической мысли как первый этап «маржинальной революции».................................................................................. 284
§ 1. Экономическое учение К. Менгера................................................................... 284 § 2. Экономические воззрения О. Бём-Баверка и Ф. Визера.................................. 291 § 3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса.................................. 298 Приложение................................................................................................................. 304 Глава 16. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции»....................................... 310
§ 1. Экономическое учение А. Маршалла................................................................ 310 § 2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка................................................................ 316 § 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето........................... 322 Приложение................................................................................................................. 329 Раздел четвертый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарождение теорий социального контроля общества над экономикой и рынка с несовершенной конкуренцией
Глава 17. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли....................................................................................................................................... 332 § 1. Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма............... 332 § 2. Концепции реформ основоположников институционализма........................ 335 Глава 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией................................ 343 § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.............................. 344 § 2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон........... 352 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Теория государственного регулирования экономики
Глава 19. Кейнсианство........................................................................................... 355 § 1. Экономическое учение Дж. М. Кейнса............................................................. 356 § 2. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики. 363 Глава 20. Неолиберализм......................................................................................... 367 § 1. Концепция социального рыночного хозяйства................................................ 368 § 2. Чикагская школа монетаризма............................................................................ 371 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Эволюция современных доктрин экономической мысли
Глава 21. Концепция неоклассического синтеза................................................. 375 § 1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза»..................................... 375 § 2. Новые версии концепции «неоклассического синтеза»................................. 376 Глава 22. Олимп современной экономической мысли...................................... 380 § 1. О лауреатах Нобелевской премии по экономике............................................. 380 § 2. Краткий очерк истории экономических доктрин в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона............................................................... 387 § 3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона...................................................................... 388 ПРИМЕЧАНИЯ.......................................................................................................... 392 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.......................................................... 423 1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ............................................................... 423 2. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ................................................... 441 3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АВТОРУ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ454 4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) БИЛЕТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ».................................. 458 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ........................................... 462
|