Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 15
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский Государственный Университет Факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра Философии и религиоведения Методические указания по написанию
курсовых и дипломных работ
Составитель П.Е. МАТВЕЕВ
Владимир 2008 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ
И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
И ИХ СПЕЦИФИКА
I
.
При написании курсовых и дипломных работ
1. Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman
. Кегель - 14
. Через полтора
интервала. Поля
: справа, слева, сверху
- 2.5 см
; снизу
– 3,0 см
. Нумерация
страниц – сверху
, посередине
. Сноски
внизу страницы. - Шрифт сносок Times New Roman
. Кегель - 12
. 2. Правильно и строго
в соответствии с утверждённым списком сформулированная тема
курсовой и дипломной работы. 3. Правильно составленный план
. 4. Правильно написанные Введение
и Заключение
(должны быть строго все пункты): Во введении
делается обоснование выбора
темы, формулируются объект
и предмет
исследования, ставится научная проблема
, раскрываются цели
и задачи
работы, анализируется степень
разработанности
проблемы, даётся анализ
литературы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты. Заключение
содержит краткую формулировку результатов
, полученных в ходе работы, отмечаются перспективы
дальнейшей работы Оптимальный размер введения и заключения - до 10%
текста. Все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. 5. Правильно оформленная библиография
(по алфавиту, с указанием места, времени, издательства издания). 6. Правильно оформленные ссылки
. Обязательное указание полного названия книг, журналов, статей, сайтов, страниц
книг и статей. 7. Используемая литература преимущественно должна быть издана после 2000 г
. Избегать учебников, популярных изданий. 8. Обязательно использовать лекции и литературу, изданную во Владимире. 9. Обязательные разделы (параграфы) курсовой
работы: а) анализ
литературы (для социологии религии
и истории религии
); б) краткое изложение истории
религии и её характеристика
(для истории религии). 10. Для курсовых и дипломных работ по социологии религии должно быть приложение
с конкретно-социологическими данными. 11. Для курсовых и дипломных работ по истории религии
должен быть применён историко
-сравнительный
метод, предполагающий сравнительный
анализ разных религий. 12. Должен быть использован обязательный
список литературы, составленный совместно
с руководителем. 13. Должен присутствовать сравнительный
анализ разных точек зрения по исследуемым проблемам. II
. При защите курсовых работ
1. Опрос по источникам
, используемых в работе. 2. Опрос по понятиям
и терминам, используемых в работе. 3. Опрос по неиспользованной, но важной
для темы литературе
. 4. Вопросы о перспективах
работы над темой. 5. Вопросы о проблемах
, которые решались в работе. 6. Вопросы об основных идеях
работы. I. Объём первой
курсовой работы (по социологии
религии
) –30 п.стр
. Число источников
в библиографии – 15
. Срок
сдачи (для дневного
обучения) – 15 апреля
. II. Объём курсовой работы (по истории
религии
) – 45 п.стр
. Число источников
в библиографии – 30
. Срок сдачи (для дневного
обучения) – 20 апреля
. PS
. Работа не принимается
к защите, если не выполнены отмеченные выше требования. Работа не получает
при защите положительной
оценки, если студент не ответит на сформулированные выше обязательные вопросы. PS
. Первая
связана в основном с овладением
студентами научных методов исследования
и научной формы изложения
материала. В курсовой работе по истории религии
уже надо продемонстрировать навыки исследовательской
работы. Здесь надо не только излагать хорошо общеизвестный материал, но и обратить внимание и исследовать какие-то частности, желательно то, на что до этого не обращалось должного внимания в научной литературе. III. Объём дипломной
работы – 75-80 стр
. Число источников в библиографии – 50.
оформляется в формате А4 (в эквиваленте машинописного текста, содержащего 64 знака в строке и 37 строк на странице), имеет объем 75-80 страниц
и содержит 1. титульный лист (1 страница) – образец прилагается 2. задание для исследования (1 страница) - выдается руководителем исследования 3. аннотацию (1 страница) 4. содержание (план) 5. основную часть (объект, предмет, методы и задачи исследования, обзор литературы, обобщение наиболее существенных положений выполненного научного исследования) 6. заключение (выводы по результатам исследования и его практической значимости) 7. список использованной литературы (не менее 50 наименований текстов
- монографий или статей с обязательными сносками на все реферируемые или цитируемые страницы)
с обязательным указанием:
1)
автора,
2)
полного названия книги или статьи,
3)
места издания,
4)
издательства,
5)
года выхода,
6)
общего количества страниц,
7) ISBN
III
. О СПЕЦИФИКЕ ДИПЛОМНОГО и курсового
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
» Дипломное проектирование и курсовые работы студентов религиоведов
имеет как общие черты с аналогичной работой по другим специальностям, так и особенные. К числу специфических черт, на наш взгляд, можно отнести следующие: 1. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь светский
характер. В самом деле, религиоведение является светской
наукой и дисциплиной, а не теологической
или богословской. Можно сомневаться в существовании Бога, можно вообще отрицать его наличие, но нельзя сомневаться в существовании религии. Это социологический факт, что из шести
миллиардов живущих на Земле, пять
миллиардов человек являются верующими. Сейчас функционирует около 5000 религий, каждая из которых насчитывает в своих рядах более 100 000 человек. Для дипломников и пишущих курсовые работы по религиоведению это накладывает особые требования. В частности, в дипломах и курсовых работах не должно быть никакой апологетики или богословской критики в адрес какой-либо религии. Здесь должны использоваться, прежде всего, светские источники, а информация, почерпнутая из религиозных источников, критически переработана. 2. Работы по религиоведению, особенно дипломные, а также и курсовые, должны иметь научный
, а не публицистический характер. В настоящее время важнейшими недостатками работ на религиоведческие темы считаются дилетантизм
, теология
и идеализм
(См., например: А.Н. Красников
. Методология классического религиоведения. - Благовещенск. 2004. С. 142). Это означает, что дипломы и курсовые работы по религиоведению должны отвечать всем требованиям научных работ, в частности, положения, высказываемы в них, должны быть предметными
, обоснованными
, объективными
по содержанию. Для религиоведов особенно важно пользоваться научно проверенной информацией, критически осмысленными источниками, учитывая огромное количество фантастической, дилетантской литературы на религиозно-модные темы. 3. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь собственно религиоведческий
характер, а не философский, исторический, культурологический. Это означает, что религиовед должен пользоваться, прежде всего, категориями
религиоведческих
дисциплин, ставить и решать собственно религиоведческие проблемы
, применять собственно религиоведческие методы
исследований. Так, философия или теология могут поставить вопрос об истинности
той или иной религии, сравнивая её с выработанными в их русле понятиями трансцендентного
, Бога, дьявола, сверхъестественных сил и т.п. Для религиоведа такие понятия не являются научными, предметными, поэтому подобные проблемы, исследования не должны входить в его предмет. Но религиовед может и должен, как и другие учёные, пользоваться понятием истины
для анализа своих исследований по вере
в то же трансцендентное, в того же Бога или дьявола, по определённому отношению
к этому трансцендентному и т.д. 4. Это не означает, что в работах на религиоведческие темы нельзя использовать философские, социологические, исторические, культурологические и пр. подходы, методы. Можно и нужно в религиоведческих трудах выявлять и философские, и социологические, и культурологические и др. аспекты изучаемых тем. Современная постнеклассическая
наука отличается как раз широким использованием междисциплинарных
подходов (См.: С.В. Стёпин
. Теоретическое знание. М., 2003. С. 626-628). Но всё это должно быть строго определено и выполнено в светском и научном дискурсе. 5. В религиоведческих работах, в частности, в дипломных и курсовых, следует, прежде всего, использовать научные методы
исследований, выработанные самим религиоведением. К числу таких методов относится метод сравнительного анализа
, когда сравниваются аналогичные явления разных религий. Религиовед поэтому должен хорошо знать материал по истории
религий
. В религиоведении действует принцип, сформулированный М. Мюллером: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». К числу религиоведческих методов относятся и метод герменевтический
, связанный с анализом текста как первоисточника, и метод феноменологический
, направленный на постижение сущности религиозных явлений и др. 6. Дипломные и курсовые работы по религиоведению, как и аналогичные работы по другим специальностям, должны иметь актуальный
характер. Собственно, учитывая большую роль религии в современной жизни даже работы по «мёртвым
» религиям имеют определённую актуальность. Но в настоящее время смещается акцент профессиональных религиоведческих работ в сторону изучения «живых
» религий, «новых религиозных движений
», новых явлений в жизни «традиционных религий
» и т.п. Это должно отразиться как в тематике дипломных и курсовых работ, так и в их содержании. СПИСОК
тем курсовых
работ по предмету
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
1. Проблемы религиозного развития
человечества. 2. Религиозные представления палеолита, мезолита и неолита. 3. Мегалитическая религия. 4. Культы древних религий. 5. Библия о религиях древнего мира. 6. М. Элиаде как историк религий и теоретик религиоведения. 7. Религиозные инициации и тайные общества. 8. Миф о вечном возвращении в религиях человечества. 9. Священное и мирское в истории религий. 10. Тотемизм
как ранняя форма религии. 11. Анимизм
как ранняя форма религии. 12. Анимизм
в истории религий. 13. Магия
как ранняя форма религии. 14. Религия Древнего Египта, её характерные черты. 15. Учение о богах в Древнем Египте. 16. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте. 17. Культ Древнего Египта и организация его религии. 18. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта. 19. Мифология и религия Древнего Египта. 20. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты. 21. Учение о богах в Древней Месопотамии. 22. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древней Месопотамии. 23. Культ и организация религии Древней Месопотамии. 24. Религии Древней Сирии и Финикии. 25. Религия хеттов. 26. Зороастризм как религия, её характерные черты. 27. Зороастризм и зурванизм. 28. Авеста как первоисточник Зороастризма. 29. Культ и организация зороастризма. 30. Митраизм как религия. 31. Манихейство как религия. 32. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты. 33. Религия Древней Греции: олимпийский период. 34. Пантеон Древней Греции и его особенности. 35. Мистерии Древней Греции. 36. Роль Пифагора и Платона в религии. 37. Религия Древнего Рима: её характерные черты. 38. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты. 39. Культ и организация религии Древнего Рима. 40. Древний Рим и христианство. 41. Религия и государство в Древнем Риме. 42. Религия древних кельтов. 43. Религия древних германцев. 44. Скандинавская мифология и религия. 45. Религия древних славян. 46. Славянская мифология и религия. 47. Язычество в истории Руси. 48. Религии Африки. 49. Религии Месоамерики. 50. Автохтонные религии Северной Америки. 51. Религии Океании и Австралии. 52. Иудаизм
: особенности и основные исторические этапы развития. 53. Иудаизм
: вероучение и основные направления 54. Иудаизм
: культ и этика. 55. Мессианство
и иудаизм. 56. Конфуцианство
как национальная религия Китая. 57. Даосизм
как национальная религия Китая. 58. Ведизм
и брахманизм
как религии Древней Индии.
59. Индуизм
, его вероучение, культ, организация. 60. Пантеон индуизма
и его особенности. 61. Кришнаизм
в современном мире. 62. Синтоизм
как национальная религия Японии. 63. Синто
и государство. 64. Буддизм
как мировая религия. 65. Этика
буддизма. 66. Махаяна
и хинаяна
как основные направления в буддизме. 67. Чань-буддизм
и дзэн-буддизм
в Китае и в Японии, их особенности. 68. Ламаизм
как одно из направлений буддизма, его особенности. 69. Джайнизм
как религия Индии.
70. Сикхизм
как религия Индии. 71. Коран
и Сунна
как священные книги мусульман. 72. Пророк Мухаммед
, его личность, жизнь и историческая роль. 73. Вероучение
ислама. 74. Культ
ислама. 75. Этика
и право
ислама. 76. Суннизм
и шиизм -
два основных направления ислама. 77. Суфизм
и ваххабизм
как течения в суннизме. 78. Современный ваххабизм
, его характеристика. 79. Исламский традиционализм
, его оценка. 80. Ислам
в России. 81. Раннее
христианство. 82. Вселенские
Соборы
христиан и их историческая роль. 83. Патристика
, её основные темы, идеи и историческая роль. 84. Православие
, католичество
и протестантизм
, их сравнительный анализ. 85. История западной
христианской церкви. 86. История папства
. 87. Важнейшие католические
ордена
, их история. 88. Инквизиция
, её деятельность. 89. Протестантизм
, его история. 90. Лютеранство
, его характеристика. 91. Кальвинизм
, его характеристика. 92. Деятельность Ватикана
в ХХ веке. 93. Католичество
и Россия
. 94. Протестантизм
и Россия
. 95. Крещение
Руси. Роль православия
в истории России. 96. Русские святые
и их место в истории России. 97. Преп. Сергий Радонежский
и его историческая миссия. 98. Старообрядчество
, его вероучение, культ и этика. 99. Русская
православная
церковь в ХХ веке. 100. «Новые
» церкви
и религиозные движения
в России в ХХ веке. 101. Учение о воскресениях в религиях мира. 102. Христианство и ислам: различие в вероучении. 103. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали. 104. Славянское язычество: история и современность. 105. Мессианство и христианство. 106. Оккультизм и эзотеризм: история и современность. 107. Религиозный экстремизм: история и современность. СПИСОК Тем дипломных
работ
по предмету история религии,
религиозная этика, социология религии
1. Проблемы религиозного развития
человечества. 2. Религиозные инициации и тайные общества. 3. Миф о вечном возвращении в религиях человечества. 4. Священное и мирское в истории религий. 5. Анимизм
в истории религий. 6. Религия Древнего Египта, её характерные черты. 7. Учение о богах в Древнем Египте. 8. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте. 9. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта. 10. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты. 11. Учение о богах в Древней Месопотамии. 12. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Др. Месопотамии. 13. Религии Древней Сирии и Финикии. 14. Религия хеттов. 15. Зороастризм и зурванизм. 16. Культ и организация зороастризма. 17. Митраизм как религия. 18. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты. 19. Пантеон Древней Греции и его особенности. 20. Мистерии Древней Греции. 21. Религия Древнего Рима: её характерные черты. 22. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты. 23. Древний Рим и христианство. 24. Религия и государство в Древнем Риме. 25. Религия древних кельтов. 26. Пантеон и пандемониум германцев. 27. Космология и эсхатология германцев. 28. Славянская мифология и религия. 29. Язычество в истории Руси. 30. Религии Месоамерики. 31. Иудаизм: особенности и основные исторические этапы развития. 32. Мессианство и иудаизм. 33. Иудаизм: культ и этика. 34. Конфуцианство как национальная религия Китая. 35. Даосизм как национальная религия Китая. 36. Пантеон индуизма и его особенности. 37. Вайшнавизм и Кришнаизм в современном мире. 38. Синтоизм как национальная религия Японии. 39. Синто и государство. 40. Буддистская этика, её основные идеи 41. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме. 42. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности. 43. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности. 44. Джайнизм как религия Индии. 45. Сикхизм как религия Индии. 46. Вероучение ислама. 47. Культ ислама. 48. Этика и право ислама. 49. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама. 50. Исламский традиционализм, его анализ. 51. Ислам в России. 52. Раннее христианство. 53. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль. 54. Христианские моральные ценности, их анализ. 55. Православие в Византии: религиоведческий анализ. 56. История папства. 57. Важнейшие католические ордена, их история. 58. Инквизиция, её деятельность. 59. Лютеранство, его характеристика. 60. Кальвинизм, его характеристика. 61. Протестантизм, его история. 62. Деятельность Ватикана в ХХ веке. 63. Католичество и Россия. 64. Протестантизм и Россия. 65. Культ православия, его особенности. 66. Христианская икона: религиоведческий анализ. 67. Русские святые и их место в истории России. 68. Старообрядчество, его вероучение, культ и этика. 69. Русская православная церковь в ХХ веке. 70. «Новые» церкви и религиозные движения в России в ХХ веке. 71. Учение о воскресениях в религиях мира. 72. Христианство и ислам: различие в вероучении. 73. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали. 74. Славянское язычество: история и современность. 75. Мессианство и христианство. 76. Оккультизм и эзотеризм: история и современность. 77. Религиозный экстремизм: история и современность. 78. Понятие религиозности. Признаки и критерии религиозности. 79. Религиозные объединения и организации, их типы. 80. Современная религиозная ситуация в России. Работы по текстам:
81. «Книга мёртвых» Древнего Египта: религиоведческий анализ. 82. «Поэма о Гильгамеше», «Поэма Энума Элиш» Древней Месопотамии и их религиоведческий анализ. 83. «Авеста» как первоисточник зороастризма: религиоведческий анализ. 84. Мифы Древней Греции, «Теогония» Гесиода и их религиоведческий анализ. 85. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как памятники религии германцев: религиоведческий анализ. 86. «Пополь Вух», мифы Америки как памятники религии: религиоведческий анализ. 87. «Веды» как священные тексты Древней Индии: религиоведческий анализ. 88. «Бхагават Гита» как источник индуизма: религиоведческий анализ. 89. «Тибетская книга мёртвых»: религиоведческий анализ. 90. «Кодзики» и «Нихон сёки» как памятники синто: религиоведческий анализ. 91. «Библия» как первоисточник иудаизма: религиоведческий анализ. 92. «Талмуд» как источник иудаизма: религиоведческий анализ. 93. «Коран» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ. 94. «Сунна» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ. 95. «Библия» как первоисточник христианства: религиоведческий анализ. 96. «Священное Предание» в христианстве: религиоведческий анализ. Темы дипломных работ
по философии
и феноменологии
религии
1. Предмет и основные понятия религиоведения, философии и феноменологии религии 2. Восточная (древнеиндийская или древнекитайская) философия об основах бытия, божественном и духовном. 3. Античная философия и теология (досократики \\ Сократ \\ Платон \\ Аристотель \\ неоплатонизм) о божественности, природе и человеке. 4. Формирование христианской философии и теологии. 5. Средневековая теология и философия: проблема души. 6. Средневековая теология и философия: проблема бытия Бога. 7. Философия и теология позднего средневековья и Возрождения о человеке и религиозности. 8. Философия и теология Реформации (Лютер, Кальвин). 9. Философия и теология деизма Нового Времени (Р. Декарт\\Б.Паскаль\\Б.Спиноза) 10. Проблема естественной религии в философии и теологии Просвещения Англии и Франции. 11. Философия и теология Просвещения Германии (И.Гете \\ И. Кант \\ Г.Гегель \\ Л.Фейербах) 12. Философия марксизма о природе религии и религиозности (К.Маркс \\Ф.Энгельс
\\ Э.В.Ильенков). 13. Позитивизм О.Конта и религия гуманизма. 14. Философия жизни о природе религии (Шопенгауэр\\Нищце\\Дильтей\\Бергсон) 15. Неопозитивизм Л.Витгенштейна и проблема истинности теологического языка. 16. Феноменология религии Э.Гуссерля. 17. Философия религии М. Хайдеггера. 18. Феноменология и философия религии в экзистенциализме (Ж-П.Сартр \\ К.Ясперс \\ М.Шелер \\ А.Камю). 19. Неофрейдизм К.Юнга и проблема архетипичности религии. 20. Религиозно-эзотерическая философия (Е.Блаватския\\Р.Штайнер\\Рерихи). 21. Русская религиозная философия и философия религии (П.А.Флоренский \\ С.Н.Булгаков \\
С.Л.Франк \\ Н.А.Бердяев \\ И.А.Ильин). 22. Трансперсональный подход к пониманию сущности религии Е.А.Торчинова. 23. Структуралистский подход к пониманию сущности религии К.Леви-Стросса 24. Функционалистский подход к пониманию сущности религии (Э.Дюркгейм \\ Б.Малиновский) 25. Теолого-феноменологический подход к пониманию религии (Р. Бультман \\ Дж.Робинсон \\ К.Барт\\) Работы по текстам:
26. Платон.
Федон 27. Платон.
Тимей 28. Аристотель
. О душе 29. Нагорная проповедь 30. Августин.
Исповедь 31. Н.Кузанский.
О скрытом Боге. Об искании Бога. 32.
Б. Спиноза.
Богословско-политический трактат 33.
Д.Юм.
Естественная история религии 34.
Дж.Локк.
О толерантности 35.
И.Кант.
Религия в пределах разума 36.
Г.Гегель.
Лекции по философии религии 37.
К.Маркс.
К критике гегелевской философии права 38.
Д.П.Шантепи де ля Соссей
Феноменология религии 39.
В.Дильтей.
Типы мировоззрения 40.
Р. Отто.
Идея святого 41.
М.Хайдеггер.
Слова Ницше «Бог мертв» 42.
Н.Бердяев.
О назначении человека 43.
М.Бубер.
Затмение Бога 44.
З.Фрейд.
Будущее одной иллюзии 45.
М.Элиаде.
Священное и профанное 46.
М.Элиаде.
Аспекты мифа 47.
А.Тарковский.
Сталкер 48.
Ж.Ваарденбург.
Неофеноменология религии 49.
Антоний (Сурожский).
Религия и религиозность 50.
А.Мень.
Религия в духовной культуре г. Владимир Для заметок:
|