Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 11
Балашовский институт (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет Л. И. Комарова, И. И. Невежина Профессионально-методическая подготовка Часть 4
Учебно-методическое пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Балашов 2011 УДК 803
ББК 81.2.Нем.я73+81.2Англ.я73
К63
Рецензенты:
Кандидат
филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет С. Е. Шеина;
Доктор педагогических наук, профессор Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет Л. Н. Седова.
Комарова, Л. И.
К63 Профессионально-методическая подготовка студентов в период переводческой и педагогической практик. Ч. 4 : учеб.-методич. пособие по пед. практике для студ. фак-та иностр. яз. Ч. 4. 2-е изд., испр. ISBN 978-5-94035-435-2 В пособии приводится педагогический дневник для 4 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и облегчить студентам фиксацию психолого-педагогических и методических наблюдений. Книга может быть полезна не только студентам и преподавателям-методистам, но и педагогам различных типов образовательных учреждений. УДК 803
ББК 81.2.Нем.я73+81.2Англ.я73
ISBN
978-5-94035-435-2
© Комарова Л. И., Невежина И. И., 2011 ДНЕВНИК
педагогической практики
4 курс
Студента(ки) _________________________________________ наименование учебного заведения факультета иностранных языков _____ группы _____________________________________________________ фамилия, имя, отчество Часть 4
С о д е р ж а н и е
Памятка студенту-практиканту. 6
Права и обязанности студента-практиканта. 7
Знакомство с системой работы учителя-предметника. 14
Размещение учащихся в классе. 17
Размещение учащихся, предпочтительное для вас. 18
Список класса, поручения, интересы учащихся. 19
Классный журнал для ______ класса. 21
Индивидуальный план работы студента-практиканта. 23
План работы на первую неделю.. 26
График проведения уроков на период практики. 27
Распределение ежедневного рабочего времени на 4 курсе. 37
Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку. 53
План-конспект зачетного урока. 54
Оценочный бланк зачетного урока. 62
Самоанализ зачетного урока. 64
Протокольная запись одного из уроков, проведенного сокурсником студента-практиканта. 67
Анализ урока, проведенного сокурсником студента-практиканта. 69
План внеклассных мероприятий. 73
План-конспект внеклассного мероприятия. 74
Анализ внеклассного мероприятия. 77
Оценочный бланк внеклассного мероприятия. 83
Отчет о прохождении педагогической практики. 86
Научно-исследовательская работа студента-практиканта. 89
Порядок защиты и подведения итогов практики. 89
Протокол оценивания работы студента-практиканта. 90
Приложение 1
. Способы размещения обучаемых в классе. 93
Приложение 2.
Примерный план работы на первую неделю педпрактики. 94
Приложение 3.
Формулы ведения урока на английском языке. 95
Приложение 4.
Формулы ведения урока на немецком языке. 100
Настоящее пособие является составной частью учебно-методического комплекса по методике обучения иностранным языкам, включающего также курс лекций по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам» (ч. 1), практикум к данному курсу (ч. 2), пособие по профессионально-методической подготовке студентов в период практик (ч. 3), а также дневник по педагогической практике для 5 курса (ч. 5). Предлагаемое пособие создано в целях совершенствования организации педагогической практики студентов факультета иностранных языков. С целью эффективного освоения модели будущей профессиональной деятельности студентов и получения в результате сформированных умений и навыков (планирования, подготовки и проведения уроков, организации внеучебной деятельности учащихся, анализа 1. Заранее ознакомьтесь с заданием предстоящей практики. Внимательно прочтите ее название во избежание ошибочного ознакомления с практикой другого курса, другой специальности и пр. 2. Внимательно проработайте все пункты задания практики, по непонятным, вызывающим затруднения местам обратитесь к методисту. 3. При необходимости соберите нужный стимульный материал, бланки, протоколы и пр. (сделайте ксерокопии в нужном количестве). 4. Своевременно пройдите медицинскую комиссию и оформите медицинскую книжку. Если прохождение медицинской комиссии необязательно, все же имейте при себе талон о прохождении флюорографии, и если есть — талоны о прививках. 5. Посетите установочную конференцию. Здесь вы услышите новую и полезную для себя информацию. 6. Позаботьтесь о том, чтобы вовремя взять направление в то учреждение, где будете проходить практику. Иногородним необходимо заранее представить справку-отношение в свободной форме 7. Если ваш методист в первый день практики организует групповой поход в учреждение, где вы будете ее проходить, то совсем необязательно идти туда одному. Заранее договоритесь о месте 8. В учреждении, где проходите практику, соблюдайте установленный порядок и ведите себя согласно этикету (не следует вызывающе одеваться, громко говорить и т. п.). 9. При возникновении затруднений и конфликтных ситуаций, если это возможно — решите возникшие вопросы на месте мирным способом, но без ущемления ваших прав. Если такой возможности нет — не выясняйте отношения на месте, придите к своему методисту, руководителю, университетскому руководителю практикой, в деканат, на кафедру. 10. Проводя какую-либо работу с детьми, установите с ними контакт, объясните, кто вы и расскажите о том, что делаете (насколько это возможно в данном случае). 11. Если собираетесь посетить какой-либо урок, обязательно заранее побеседуйте с учителем и получите его согласие. Ни в коем случае не опаздывайте на урок и ведите себя должным образом (как минимум, отключите мобильный телефон). 12. В установленное методистом время раз в неделю приходите к нему на консультации с собранным материалом. Это поможет избежать лишних ошибок при обработке, интерпретации, анализе 13. Регулярно заходите на сайт факультета, где осуществляется дистанционная поддержка вашей педагогической практики[1]
. 14. Своевременно заполняйте отчет по практике, графы, касающиеся вида, цели, сроков практики, 15. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем отчете сделали запись, подтверждающую прохождение практики в данном учреждении, и поставили печать. 16. Сдавайте отчет по практике в строго установленные сроки и в полном объеме. 17. Позаботьтесь о том, чтобы методист поставил оценку в ваш отчет и зачетную книжку.
Права и обязанности студента-практикант
а Студент-практикант обладает правами:
— получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от института и школы; — пользоваться необходимой учебно-методической литературой, пособиями и оборудованием, имеющимся в школьных кабинетах и кабинетах кафедр, библиотеках института и школы; — защищать свои профессионально-педагогические взгляды, находки; — оценивать учебно-воспитательную работу своих товарищей; — обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, деканатов, кафедр, школы. Студент-практикант обязан:
— перед началом педагогической практики пройти медицинское освидетельствование состояния здоровья; — находиться в школе 6 часов ежедневно в течение всей практики, своевременно выполнять виды работ, предусмотренные программой педагогической практики; — быть примером организованности, дисциплинированности, педагогического такта; — в соответствии с программой практики своевременно составить план своей учебно-воспитательной работы с учащимися, который утверждается групповым руководителем, учителем — в ходе практики вести дневник, в котором фиксируются результаты наблюдений за детьми, анализируется своя работа; — подчиняться правилам внутреннего распорядка школы или другого учебно-воспитательного учреждения, в котором проходит практика. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается невыполнившим учебный план. По итогам педагогической практики студенту выставляется Тип учебного заведения ________________________________________________________ общеобразовательная школа, гимназия, лицей, пр. Адрес учебного заведения ________________________________ Телефон ___________________________ Директор учебного заведения _____________________________________________________ Заместитель директора по учебной работе __________________________________________ Заместитель директора по воспитательной работе ____________________________________ Учитель-предметник ____________________________________________________________ Классный руководитель _________________________________________________________ Групповой руководитель _________________________________________________________ Методист по педагогике _________________________________________________________ Методист по психологии ________________________________________________________ Методист по предмету ___________________________________________________________ Сроки проведения практики: с __________________________________ по ________________________________________ 1. Основные направления учебно-воспитательной работы ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Инновации в деятельности коллектива (апробация новых УМК, школа, экспериментальная, площадка вуза и др.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Кадровый состав ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Контингент учащихся ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Материальная база ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Мои первые впечатления о школе: здание школы и школьный двор ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Оформление и цветовое решение коридоров ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Порядок в кабинете и его поддержание ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Нас встретили в школе ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 1. Моя первая встреча с классом ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Уровень успеваемости ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Традиции ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Дисциплина, приемы ее организации ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Трудности и проблемы в работе ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Подготовка учащихся к уроку и их активность в процессе занятия ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Анализ классной документации (журнала, плана классного руководителя, дневников учащихся) позволил сделать выводы: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Знакомство с системой работы учителя-предметника
Ознакомьтесь с системой работы учителя на основе его портфолио. Используйте при этом материалы
пособия Л. И. Комаровой, И. И. Невежиной «Профессиональная подготовка студентов в период практик». Ч. 3. 1. Общие сведения об учителе
ФИО:
Год рождения
: Образование:
Трудовой и педагогический стаж работы
:
Повышение квалификации:
Награды, грамоты, благодарственные письма
:
2.Результаты педагогической деятельности
3.Научно-методическая деятельность
4.Внеурочная деятельность по предмету
5. Учебно-материальная база
№ п/п Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Звонки 1 2 3 4 5 6 7 8
Размещение учащихся в классе
[2]
Размещение учащихся, предпочтительное для вас
[3]
(Пользуясь приложением 1, изобразите наиболее предпочтительное для вас
Список класса, поручения, интересы учащихся
№ п/п ФИО Поручения Интересы, увлечения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 29
Определение уровня владения учебным материалом (составляется после беседы с учителем иностранного языка, № п/п Фамилия, имя Фоне-тика Лексика Грамма-тика Ауди-рование Гово-рение Чтение Письмо Средний балл 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 6. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Подпись учителя иностранного языка ___________________________
Классный журнал для ______ класса
(заполняется студентом-практикантом)
Наименование предмета____________________________________________
№ Месяц п/п Число Список учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 28 29 30 Фамилия, имя, отчество учителя-практиканта __________________________ Число и месяц Что пройдено на уроке Домашнее задание
Индивидуальный план работы студента-практиканта
«УТВЕРЖДАЮ»_______________________ Методист____________________ ФИО № неде-ли Дата уроков Орг.-методич. работа[4]
Учебно-методич. работа[5]
Внеурочная работа[6]
Подготовка дидактич. материалов[7]
Исследоват. работа Консульт. по псих.-педагогич. дисципл. 1 2 3 4 5 6 7 8 Подпись учителя-предметника ___________________ Подпись методиста ______________________________
План работы на первую неделю
[8]
Виды работ
День недели, дата Ознакомление Учебно-воспитательная работа Воспитательная работа Методическая Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Подпись учителя _______________ Подпись классного руководителя _______________
График проведения уроков на период практики
Тема Число месяца Оцените УМК, по которому работают учителя в данной школе, используя приведенные ниже вопросы[9]
.
I
.
Соответствие УМК целям обучения
1. Насколько четко и ясно представлена цель обучения? Насколько полно цели обучения соответствуют требованиям программы, обязательного минимума Госстандарта? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько объем и содержание УМК соответствует требованиям программы и Госстандарта? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Как организован контроль? Насколько хорошо УМК развивает умения самооценки и самоконтроля? Каковы формы промежуточного и итогового контроля? Насколько хорошо УМК готовит ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Имеет ли УМК гриф Федерального Экспертного Совета МО? Включен ли УМК в Федеральный перечень и каталог учебной литературы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ II
. Соответствие условиям обучения
Внешним:
1. Проходим ли материал УМК при существующей сетке часов? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Удобен ли в работе в группах с различной наполняемостью? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Резко ли снижается эффективность использования УМК при отсутствии необходимых ТСО? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Соответствует ли материал УМК ступени обучения и уровню подготовки учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Соответствует ли УМК типу школы? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Внутренним
:
6. Насколько полно позволяет УМК учитывать индивидуальные особенности учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Учитываются ли в данном УМК способности, играющие ведущую роль при овладении ИЯ? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Даются ли тесты на выявление способностей? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Даются ли рекомендации и предлагаются ли средства по учету и развитию способностей ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Содержатся ли дифференцированные задания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 11. Соответствуют ли содержание и задание интересам, потребностям и другим личностным особенностям учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Насколько адекватно учитываются возрастные особенности учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 13. Можно ли предлагаемую методику обучения адаптировать к особенностям класса и к собственному стилю преподавания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 14. Совместим ли характер взаимоотношений между вами и вашими учениками с характером взаимоотношений, предлагаемых в УМК? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ III
. Соответствие современным концепциям
1. Существует ли концепция, лежащая в основе УМК? Насколько она современна и научна? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Насколько полно концепция воплощена в УМК? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Насколько полно отражены в УМК современные положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Насколько концепция стимулирует творчество и профессионализм работы учителя? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Соответствует ли концепция вашей творческой индивидуальности и индивидуальному стилю преподавания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV
. Состав УМК
1. Что входит в состав УМК? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как взаимосвязаны между собой учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения и аудиоматериал? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Насколько сильна зависимость учебника от других компонентов УМК? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Насколько прост и удобен УМК в использовании: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ а) расположены ли задания в необходимой последовательности? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ б) организован ли материал в уроках как сценарий? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Есть ли необходимость учителю искать дополнительный материал? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Организован ли материал поурочно или учителю самому необходимо определять объем ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Сформулированы ли в Книге для учителя цели каждого урока, указывается ли новый языковой материал по видам РД? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Даются ли подробные поурочные рекомендации и советы по индивидуализации учебного процесса? Распределен ли материал по четвертям? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Много ли времени на подготовку к уроку требуется от учителя? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Имеются ли указания, где и когда использовать другие компоненты УМК или учитель должен решать это сам? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 11. Имеются ли ключи к упражнениям, дополнительные задания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Имеются ли четвертные и годовые контрольные работы? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 13. Можно ли работать с Учебником без постоянного обращения к Книге для учителя? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ V
. Соответствие УМК современной методике
1. Как достигается коммуникативная цель обучения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько сбалансирована языковая и коммуникативная практика? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Насколько ситуативны упражнения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Насколько хорошо организовано повторение материала внутри цикла уроков, а также во всех компонентах УМК? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Как обеспечивается мотивация учебного процесса? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Происходит ли взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Обеспечивается ли сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Насколько эффективно (сбалансированно) организован диалог культур? Достаточно ли представлено материала по родной культуре учащихся? Особенно внимательным нужно быть при выборе зарубежных учебников, в которых материал по родной культуре учащихся, как правило, отсутствует. Чтобы соблюсти требования Государственного стандарта, придется потратить немало времени на поиск необходимых материалов.
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Учитывается ли родной язык учащихся? (Полное игнорирование родного языка учащихся очень часто приводит к интерференции, что значительно снижает эффективность обучения.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Как УМК развивает учебные умения учащихся? Какие средства предлагаются для овладения рациональными приемами изучения ИЯ? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 11. Как УМК развивает самостоятельность учащихся в изучении языка? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Как происходит обучение четырем видам РД? Имеется ли комплекс упражнений для формирования лексических, грамматических, произносительных навыков, развития речевых умений? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 13. Над всеми ли видами РД ведется работа, необходимая для достижения требований программы или обязательного минимума? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VI
. Соответствие дизайна УМК современным полиграфическим требованиям
1. Насколько привлекателен дизайн УМК? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько удачно представлен зрительный ряд (рисунки, фото, слайды, символы)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Насколько удачно подобраны шрифты? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Насколько ясно структурное членение учебника? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Насколько качественно издан учебник (переплет, обложка, бумага, кассеты)? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Изданы ли УМК для всех годов обучения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Легко ли приобрести их там, где находится ваша школа? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Какова стоимость УМК? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Учебник ________________ языка для _______ класса Авторы ________________________________________ Изд-во, год __________________________ № п/п Основное содержание темы 1 Основные цели
Практические
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
2 Языковой Лексика
Грамматика
3 Проекты
4 Объекты контроля
5 Примерное Подпись методиста _________________________
Распределение ежедневного рабочего времени на 4 курсе
Неделя № 1
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
Ф И О студента ____________________________________________________________ Дни Время Что сделано Подпись учителя Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 2
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни недели, дата Время Что сделано Подпись учителя Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 3
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни Время Что сделано Подпись учителя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 4
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни Время Что сделано Подпись учителя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 5
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни Время Что сделано Подпись учителя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 6
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни недели, дата Время Что сделано Подпись учителя Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста______________________________________ Неделя № 7
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни недели, дата Время Что сделано Подпись учителя Понедель- ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 8
В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).
Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.
ФИО студента ____________________________________________________________ Дни недели, дата Время Что сделано Подпись учителя Понедель- ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Подпись методиста ______________________________________
Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку
1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите к нему материал школьного учебника, его место в системе уроков по теме (по программе). 2. Изучите методическую литературу по теме урока. 3. Посетите 1—2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте их ход, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, учителю, друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязь проводимого вами урока 4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы. 5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов. 6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания учащимся. 7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока. 8. Предусмотрите чередование различных видов деятельности детей, сложного и менее сложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. 9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения. 10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки. 11. Подготовьте дидактический и наглядный материал, ТСО к уроку, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске. 12. Оформите развернутый план-конспект урока[11]
. Черновой вариант конспекта урока показывается учителю и методисту, в него вносятся исправления и дополнения. Подписывается учителем
План-конспект зачетного урока
[12]
Тема урока
___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тип, вид урока[13]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи урока[14]
Практические
:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Образовательные
:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Воспитательные
:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Развивающие
:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Языковой и речевой материал
Лексика
:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматика
:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оснащение урока
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литература
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этапы урока
1. Начальный этап
(___ мин) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.
Основной этап
(___ мин) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Заключительный этап
(___ мин) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ход урока
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащегося Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Примечание.
Содержание каждого урока, последовательность работы над материалом, деятельность по его предъявлению и управление деятельностью учащихся, объекты учета и контроля конкретизируются в поурочных планах, конспект которых должен быть представлен студентом-практикантом методисту к каждому уроку.
Оценочный бланк зачетного урока
Студента(ки)__________________________________________________________________ курс, группа, ФИО (заполняется методистом на основе схемы анализа урока иностранного языка
[15]
)
Тема урока ____________________________________________________________________ Тип, вид урока _________________________________________________________________ Дата проведения урока __________________________________________________________ Школа и класс _________________________________________________________________ I
.
Организация начала урока
№ п
/
п
Параметры
Оценка
1 Готовность доски 2 Готовность учащихся 3 Готовность учителя 4 Внешний вид учителя (академический стиль: одежда, прическа, поведение) Общая оценка организации начала урока
|