Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 11
Медведева Е.Н., Ясакова Г.В.
Методические рекомендации по оформлению и написанию
курсовых и дипломной работ
Под редакцией
доктора философских наук, профессора В.Б.Устьянцева
Саратов
«Наука»
2009 Рецензенты:
доктор философских наук В.В. Афанасьева, доктор философских наук Б.И.Мокин
Медведева Е.Н., Ясакова Г.В. Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых и дипломной работ
: Учебно-методическое пособие / Под редакцией В.Б.Устьянцева. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 34 с ISBN
Для студентов специальности «Философия» и «Религиоведение» факультета философии и психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского ISBN
© Медведева Е.Н., 2009 © Ясакова Г.В., 2009 Введение
По учебному плану у студентов специальности 030101 Философия и 030801 Религиоведение факультета философии и психологии на 2, 3 и 4 курсах (в 4, 6, 8 семестрах) стоит написание курсовой работы, а на 5 курсе (в 10 семестре) выпускной квалификационной — дипломной работы. И курсовая, и должны представлять собой самостоятельные исследования, в которых на основе полученных знаний по общепрофессиональным дисциплинам, а также на основе знаний по узкой специализации, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение. Написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы является также одной из составляющих научно-исследовательской практики у студентов специальности Философия. Студенты, приступая к самостоятельному исследованию, сталкиваются с трудностями, связанными с методикой написания, правилами оформления, а также процедурой защиты курсовой и дипломной работы. В данном разделе помещены учебно-методические рекомендации, которые помогут студентам успешно справиться со всеми проблемами, возникающими в процессе написания исследовательской работы. Целью написания курсовой работы является углубленное изучение выбранной проблемы в рамках специализации или дисциплины (4 семестр), что обеспечивает повышение теоретического уровня подготовки студента. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: изучение научной литературы по выбранной теме, ознакомление с различными точками зрения и методами научной аргументации по выбранной проблематике; формирование собственной позиции по изученной проблеме. Результаты исследования по курсовой работе могут быть положены в основу будущей дипломной работы. Курсовые и дипломную работы студент пишет самостоятельно во внеаудиторное время в рамках специализации в соответствии со своими интересами и пожеланиями под методическим руководством научного руководителя спецсеминара или преподавателя дисциплины, по которой пишется . При написании дипломной работы студент получает от научного руководителя задание (Приложение 1, 1а
) на ее выполнение, согласовывает с ним структуру и график выполнения заданий. Этот вид научно-исследовательской деятельности студента нуждается в методической помощи научного руководителя при работе с источниками, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования. Контроль и проверка исследовательской деятельности студента осуществляется периодически как в рамках работы спецсеминара, так и индивидуально. защищается в виде доклада на занятиях спецсеминара и сдается научному руководителю в конце учебного года. оценивается на заседании Государственной аттестационной комиссии, после успешного усвоения студентом всего учебного плана по специальности, сдачи государственного экзамена и допуска к защите выпускной квалификационной работе научным руководителем. I.
Выбор и утверждение темы
Написание курсовой/дипломной работы предваряет выбор самой темы, которая должна носить проблемный характер и не выходит за рамки специализации. По специальности Философия
учебным планом предусмотрены следующие специализации: «Социальная философия», «История зарубежной философии», «Онтология и теория познания», «Социальное управление». Все действующие спецсеминары по специальности Философия работают в рамках представленных специализаций. По специальности Религиоведение
учебным планом предусмотрены следующие специализации: «Философия религии», «История религии», «Психология религии». Все действующие спецсеминары по специальности Религиоведение работают в рамках представленных специализаций. Научный руководитель помогает студенту с выбором основного аспекта темы, учитывая его способности и успеваемость, его научные наклонности, интересы, базу практики и характер его будущей работы. Таким образом, тема курсовой и дипломной работы определяется на основе тематики спецсеминара. Список примерных тем ежегодно уточняется и обновляется. Студент может предложить собственную формулировку темы, не включенной в список примерных тем, предложенных научным руководителем, но относящейся к предметному полю специализации. Темы курсовых и дипломных работ утверждаются на заседаниях кафедр. II. Алгоритм написания курсовой или дипломной работы
Одним из основных этапов работы над курсовой и дипломной работой является работа с литературой. Студенту предстоит освоить тщательно подобранные тексты, что позволит выделить главную нить исследования. При работе с текстами удобно делать выписки на отдельных карточках с указанием ссылки на источник. Подобная методика значительно облегчает работу в дальнейшем. При сборе базы данных целесообразно привлекать библиографические выпуски ИНИОНа (Серия «Философия и Социология») и данные электронного каталога НБ СГУ (справочно-библиографический отдел). После написания работы в соответствии с графиком и проверки ее научным руководителем нужно получить отзывы научного руководителя и рецензента (Приложение 3—3б
), сдать работу на кафедру и подготовить текст выступления. III.
О
бщие требования к оформлению
и защите курсовой и выпускной
квалификационной
работы
При написании курсовой и дипломной работы студенту должен руководствоваться следующими требованиями. Во-первых, исследование должно быть написано точным, ясным языком, с использованием научной терминологии, избегая чрезмерного употребления «наукообразных» слов и их «жонглирования». При этом работа должна быть самостоятельным исследованием, а не компиляцией уже опубликованных работ; она должна содержать обобщения, собственные выводы и рекомендации, не ограничиваясь описательным характером и перечислением фактов, точек зрения и цитат. Студент как автор представленного исследования несет полную ответственность за опечатки, как в собственном тексте, так и в цитатах и в научном аппарате, которые создают неблагоприятное впечатление об авторе работы, характеризуя его небрежность, подчас граничащую с научной недобросовестностью. Заголовки и подзаголовки в тексте работы выделяются шрифтом, который отличается от шрифта основного текста. В заголовках и подзаголовках точки не ставятся. В курсовой и дипломной работах деление производится на главы и параграфы. Введение, каждая глава, заключение начинаются с новой страницы. Наименование глав и параграфов должно быть по возможности коротким, при этом переносы слов в заголовках не допускаются. Текст разбивается на абзацы. Абзацами выделяются примерно равные по объему, тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они могут включать несколько предложений. В каждом абзаце должны содержаться положения, объединенные общей мыслью. Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением общепринятых. Цитаты и недословные приведения выдержек из какого-либо произведения с целью подкрепления собственной мысли снабжается сноской на источник (Приложение 4
). Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим: 2
Там же. С. 102. Для книг на иностранных языках указывается «Ibid». Если одна и та книга цитируется не на этой, а на последующих страницах, то указывается только автор, вместо названия пишется «Указ соч.». Курсовая и должны быть напечатаны полуторным интервалом, 14 шрифтом. Текст выпускной работы должен быть набран на компьютере с четким шрифтом (Times New Roman). Все листы работы должны быть сброшюрованы в жестком переплете. Объем курсовой работы не менее 35 страниц и не более 40 страниц, объем дипломной работы должен быть не менее 50 и не более 70 страниц А4, распечатанных на принтере. Работа пишется на одной стороне листа формата А4 (210х297мм). С левой стороны страницы оставляется поле шириной 35мм, с правой стороны — 10 мм; вверху — 20мм и внизу страницы — 20мм. Нумерация страниц выставляется со второго листа, снизу по середине или в правом верхнем углу. Выпускную работу следует отпечатать в 2 экземплярах: один экземпляр хранится на кафедре; один экземпляр для личного пользования. Выпускная квалификационная работа представляется на кафедру в окончательном варианте в переплетенном виде и с отзывом рецензента не позднее, чем за 20 дней до защиты. Защита выпускной квалификационной работы проходит на открытом заседании специально созданной приказом ректора университета Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Председатель ГАК — специалист по данному направлению, профессор приглашается из другого вуза, а члены комиссии — ведущие профессора и доценты факультета. Защита курсовой работы проходит на занятиях спецсеминара (с привлечением к обсуждению студентов других курсов, специализирующихся по данной проблеме и всех желающих). В своем выступлении студент должен отметить актуальность темы представленной работы; ее теоретическую и практическую значимость; указать цели и задачи исследования; сделать обзор источников, использованных при написании; перечислить основные положения, выносимые на защиту. Выступление не должно превышать 7-8 минут, и студент не должен сводить его к пересказу содержания всей работы. После вступительного слова студенту задаются вопросы в устной или письменной форме вопросы как членами комиссии, так и присутствующими на защите слушателями. После ответов студента предоставляется слово научному руководителю. Затем выступает рецензент (или зачитываются в слух все имеющиеся отзывы на дипломную работу одним из членов комиссии). Студент должен ответить на замечания, имеющиеся в представленных отзывах. В конце защиты студент в заключительном слове отвечает на замечания и пожелания рецензента и слушателей. Выпускная работа оценивается ГАК на заседании по пятибалльной системе. Выставленные оценки оглашаются председателем ГАК перед всеми присутствующими на заседании. В отдельных случаях ГАК дает рекомендации о дальнейшем использовании результатов дипломной работы (для опубликования, внедрения на практике и т.д.). Решение комиссии доводится до студентов в тот же день после оформления протокола. хранится в специализированном кабинете как документ строгой отчетности, студенту не возвращается. IV.
Структура и содержание курсовой и дипломной работ
Структура курсовой и дипломной работ имеет такой вид: - титульный лист, - содержание, - введение, - основная часть, которая разбивается по разделам, - заключение, - библиография, - приложения (если есть). Титульный лист
является первой страницей работы и заполняется по определенным требованиям (Приложение
2, 2а, 2в, 2г
). На следующем после титульного листа помещается содержание
(Приложение 2б),
в котором приводятся все заголовки дипломной или курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Во введении
дается обоснование исследуемой проблемы, актуальности
выбранной темы. Обозначается цель
исследования, задачи,
объект исследования, приводится
характеристика теоретической, методологической, практической базы. Здесь же указывается новый подход
к теме или к ее исследованию и решению. Во введении приводится аналитический обзор литературы по исследуемому вопросу. Количество глав и параграфов зависит от темы курсовой и дипломной работы и обычно это две главы по два параграфа в каждой. В первой главе
, если по выбранной теме существуют различные точки зрения исследователей, то необходимо сформулировать свою
позицию и обосновать ее
, при этом она может совпадать с чьим-то мнением или может быть оригинальной. В этом случае обоснование должно базироваться на теоретической основе и иметь практическое подтверждение. Главное назначение первой главы это обозначить теоретические и методологические основы решения проблемы, взятой в качестве темы дипломной или курсовой работы, и раскрыть ее содержание в соответствии с планом. Вторая глава
содержит анализ объекта исследования по теме дипломной или курсовой работы. Выводы в конце каждой главы исследовательской работы должны соответствовать её содержанию. В заключении
излагаются результаты проведенного исследования, формулируются выводы и предложения. В заключении должен содержаться ответ на все вопросы, сформулированные в задачах, поставленных во введении. Библиография
должна отражать все использованные источники, что позволяет судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Она составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84[1]
и помещается после заключения. Все источники, включаемые в библиографию, нумеруются последовательно в алфавитном порядке (не по разделам). (Приложение 4
). Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещаются по алфавиту. Не допустимо в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех русскоязычных источников. В курсовых и дипломных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания. Количество наименований используемых литературных источников должно быть не менее 20—30 (для курсовой работы) и 40—50 (для дипломной работы), включая отечественные и зарубежные публикации. Приложение
содержит графики, рисунки, схемы. Программа научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика является важной составной частью учебного плана по подготовке студентов факультета философии и психологии специальности «Философия»
. В ходе практики осуществляется практическая подготовка студента к профессиональной деятельности, углубляются знания по специальности, достигается практическая реализация теоретических знаний студентов. Основные задачи научно-исследовательской практики: выработать у студентов навыки ведения самостоятельной работы с литературой, ясно, логично и кратко излагать свои мысли; закрепить теоретические знания, полученные на лекционных и практических занятиях, в практической деятельности студента; привить навыки сбора информации по выбранной теме; развить качества аналитика, умеющего квалифицированно обработать полученный материал; помочь овладеть методами проведения исследований для решения научно-теоретических и научно-практических проблем, во внеурочное время систематически выполняя работу по выработке навыков специалиста на основе современных технологий; научить соблюдению общей формы, порядка оформления, написания и защиты курсовой и дипломной работы. Организация практики
Научно-исследовательская практика проводится на кафедре социальной и теоретической философии. Практика проводится в объеме 4 недель в срок, предусмотренный учебном планом. Содержание научно-исследовательской части практики
написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы; освоение работы с библиотечными каталогами; обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet; участие с выступлениями на научных студенческих конференциях; освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем; По окончании научно-исследовательской практики студент обязан предоставить руководителю практики отчет по практике Руководство практикой
Руководство практикой осуществляет руководитель практики, назначенный кафедрой теоретической и социальной философии. Руководитель практики: - Осуществляет непосредственное руководство практикой: - не позднее, чем за неделю до начала практики проводит собрание по данному виду практики; - контролирует прохождение практики студентами и ведение дневников практики; - контролирует отчетность по практике; - составляет общий отчет о прохождении практики студентами; - делает отметку о прохождении практики в зачетных книжках студентов и отметку о зачете в ведомости по практике. Форма отчетности
Формами отчетности по научно-исследовательской практике являются отчет по научно-исследовательской практике в форме портфолио (Приложение 5
). · Портфолио создается студентом в период прохождения практики. Отчет по научно-исследовательской практике составляется в следующей последовательности: · краткие результаты исследовательской работы (по курсовым и дипломной работам, выступлениям на конференциях, публикация статей); · перечень курсов по выбору, прослушанных за 5 лет. Отчет по научно-исследовательской практике должен быть представлен в печатной форме. Портфолио должен отражать организационную и научно-исследовательскую деятельность студента на протяжении 5-ти лет: - Участие в организации и проведении различных мероприятий кафедры, факультета и университета, - Участие в научных конкурсах; - Планы на будущее 5. Портфолио должен быть предоставлен руководителю практики не позднее, чем спустя одну неделю после окончания практики. 6. Руководитель практики в недельный срок после сдачи студентами всех отчетов по практике составляет сводный аналитический отчет о прохождении практики, в котором излагаются: · общая оценка итогов практики; · причины невыполнения отдельных разделов программы практики; · основные трудности при проведении данного вида практики; · предложения по усовершенствованию проведения научно-исследовательской практики. К отчету руководителя прилагаются портфолио и отчеты по практики студентов. 7. Отчет руководителя практики утверждается кафедрой теоретической и социальной философии Чтобы добиться эффективного результата от прохождения научно-исследовательской практики студент должен: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и основные проблемы дисциплин, определяющих область профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний. Приобрести навыки профессионального мастерства. Понимать определяющую роль методологических и мировоззренческих установок в деятельности профессионала. Освоить этические и правовые нормы общения в творческом коллективе. Уметь использовать методы научного творчества для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью. Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в профессиональной деятельности. Уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы в профессиональной деятельности. Владеть социально-психологической культурой и умением анализировать личностно-значимые проблемы. Программа производственной (музейной) практики
Производственная (музейная) практика является важной составной частью учебного плана по подготовке студентов факультета философии и психологии специальности «Религиоведение»
. В ходе практики осуществляется практическая подготовка студента к профессиональной деятельности, углубляются знания по специальности, достигается практическая реализация теоретических знаний студентов. Задачи производственной (музейной) практики:
o закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения курсов мировые религии, искусство и религия, и других религиоведческих дисциплин; o изучение структуры, организации, методов руководства и особенностей функционирования музея; o освоение новых технологий в области использования музейных фондов и библиотек; o овладение навыками эффективного поиска данных по конкретным проблемам и основным приёмам анализа документальных материалов; o формирование профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых для научной, практической и организационной деятельности. o овладеть способностью использовать теоретические общефилософские и религиоведческие знания и методы исследования на практике; o овладеть методами и приемами устного и письменного изложения материала; o овладеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы; o овладеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске литературы, составления библиографических обзоров; o выработать стремление к постоянному процессу обучения, овладеть навыками самостоятельной работы. Также в результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен собрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Организация практики:
Организация производственной (музейной) практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Практика проводится в объеме 4 недель в срок, предусмотренный учебным планом. Руководство практикой:
Руководство практикой осуществляется кафедрой религиоведения и философской антропологии Саратовского государственного университета. Повседневный контроль возлагается на руководителя практики и специалистов музеев, учреждений, организаций ответственных за эту работу. Руководителем практики назначаются преподаватель кафедры религиоведения и философской антропологии, ведущий специальные дисциплины, имеющий соответствующий стаж и опыт работы (далее — руководители практики). Руководитель практики от факультета:
· осуществляет методическое и научное руководство практикой; · составляет, корректирует рабочую программу проведения практики; · разрабатывает тематику индивидуальных заданий; · оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной работе); · согласует план прохождения практики с руководством организации, проводящей практику; · проводит установочное собрание для студентов-практикантов · контролирует выполнение студентами программы практики; · оценивает результаты выполнения студентами программы практики и оценивает отчет по результатам практики; · рецензирует отчет о практике; · рассматривает отчеты студентов по практике, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов; · делает отметку о прохождении практики в зачетных книжках студентов и отметку о зачете в ведомости по практике. Обязанности студента, проходящего практику:
· изучить программу практики и порядок ее проведения; · получить от руководителя по практике индивидуальное задание; · выполнить программу практики; · приобрести соответствующие навыки в соответствии с профилем будущей специальности; · оформить отчет о практике и в указанный срок представить руководителю практики · подготовиться к защите отчета о практике. Форма отчетности:
В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается письменный отчет. Форма, примерное содержание и структура письменных отчетов определяется выпускающей кафедрой. Форма контроля прохождения практики – зачет (устанавливается учебным планом и программой практики с учетом требований ГОС ВПО). Зачет по практике приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. По окончании практики студент-практикант в 10-тидневный срок до установленной кафедрой даты защиты практики сдаёт руководителю практики от вуза письменный отчет о практике. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики. Отчет производственной (музейной) практики должен быть представлен в печатном виде (Приложение 6
). Подведение итогов практики:
Итоги практики обсуждаются на научно-практических конференциях кафедры религиоведения и философской антропологии. Руководитель практики в недельный срок после сдачи студентами всех отчетов по практике составляет сводный аналитический отчет о прохождении практики, в котором дается общая оценка итогов практики, причины невыполнения отдельных разделов программы практики. Отмечается выполнение студентом программы практики, овладение профессиональными навыками, участие в научно-исследовательской работе, проявление творчества, эффективность самостоятельной работы, уровень анализа и самоанализа, качество оформления документации. Кроме того дается краткий анализ основных трудностей при проведении данного вида практики и предложения по усовершенствованию проведения производственной практики. К отчету руководителя прилагаются отчеты по практике студентов. Отчет руководителя практики утверждается кафедрой религиоведения и философской антропологии. Приложение 1
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Утверждаю:
______________________Устьянцев В.Б. «___»________________200_г. . специальности 030101 — Философия
____________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) 1.Тема работы: ______________________________________________________ ____________________________________________________________________ утверждена на кафедре от «___»______200__г. протокол №___ 2.Срок сдачи студентом законченной работы «___»____________200__г. 3.Исходные данные к работе:_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 4.Содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов):______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Календарный план № п/п Срок Выполнения 1 Введение 2 Глава 1 ………………………….………………………. 3 Глава 2 ………………….………………………………. 5 Заключение 7 Подготовка к защите (получение отзыва и рецензий) 6. Дата выдачи задания «___»_____________200__ г. Дополнительные сведения: Тема курсовой работы (3 курс) _____________________________________________ _________________________________________________________________________ Тема курсовой работы (4 курс) _____________________________________________ _________________________________________________________________________ Руководитель _____________________________________________________________ Задание принял к исполнению студент ________________________________________ Приложение 1а
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Утверждаю:
______________________Рожков В.П. «___»________________200_г. . специальности 030801 — Религиоведение
____________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) 1.Тема работы: ______________________________________________________ ____________________________________________________________________ утверждена на кафедре от «___»______200__г. протокол №___ 2.Срок сдачи студентом законченной работы «___»____________200__г. 3.Исходные данные к работе:_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 4.Содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов):______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Календарный план № п/п Срок Выполнения 1 Введение 2 Глава 1 ………………………….………………………. 3 Глава 2 ………………….………………………………. 5 Заключение 7 Подготовка к защите (получение отзыва и рецензий) 6. Дата выдачи задания «___»_____________200__ г. Дополнительные сведения: Тема курсовой работы (3 курс) _____________________________________________ _________________________________________________________________________ Тема курсовой работы (4 курс) _____________________________________________ _________________________________________________________________________ Руководитель _____________________________________________________________ Задание принял к исполнению студент ________________________________________ Приложение 2
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра теоретической и социальной философии Свобода в философии Ф.М. Достоевского:
онтологический аспект
Студентки 5 курса философского факультета специальности 030101 — Философия Рогачевой Марины Владимировны Научный руководитель доктор философских наук, профессор _____________ Мокин Б.И. Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор ____________ Устьянцев В.Б. Саратов 2009 Приложение 2а
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра теоретической и социальной философии Свобода в философии Ф.М. Достоевского:
онтологический аспект
Студентки 3 курса философского факультета специальности 030101 — Философия Рогачевой Марины Владимировны Научный руководитель доктор философских наук, профессор _____________ Мокин Б.И. Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор ____________ Устьянцев В.Б. Саратов 2009 Приложение 2б
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…….………………………………………………………………………3 Глава I. Экзистенциализм как философское течение: этический аспект §1[2]
Предпосылки возникновения экзистенциальной философии ..…………. 8 §2 Место экзистенциализма в этических дискуссиях ХХ века……………………………………………………………………………….17 Глава II. Экзистенциальная этика Ж.П.Сартра §1 Онтологические предпосылки экзистенциальной этики Ж.П.Сартра … 28 §2 Экзистенциализм — это гуманизм: мирвоззренчеческие перспективы 40 Заключение ..……………………………………………………………………. 50 Библиография …………………………………………………………………… 55 Приложение 2в
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра религиоведения и философской антропологии Становление понятия сат-чит-аданта
в индийской религиозно-философской традиции
Студента 5 курса философского факультета специальности 030801 — Религиоведение Степанова Александра Ивановича Научный руководитель доктор философских наук, профессор _____________ Рожков В.П. Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор ____________ Рожков В.П. Саратов 2009 Приложение 2г
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра религиоведения и философской антропологии Становление понятия сат-чит-аданта
в индийской религиозно-философской традиции
Студента 3 курса философского факультета специальности 030801 — Религиоведение Степанова Александра Ивановича Научный руководитель доктор философских наук, профессор _____________ Фриауф В.А. Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор ____________ Рожков В.П. Саратов 2009 Приложение 3
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ОТЗЫВ руководителя работы о качестве курсовой работы студента ___________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
Специальность ______________________________________________________________ Наименование темы курсовой работы ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ Оборотная сторона отзыва
Работа заслуживает ________________________оценки Место работы руководителя ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
Руководитель _____________________ ________________________ _____________ должность, уч.ст., уч.звание подпись, дата инициалы, фамилия Приложение 3а
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ОТЗЫВ руководителя работы о качестве выпускной квалификационной (дипломной) работы студента ___________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
Специальность ______________________________________________________________ Наименование темы дипломной работы __________________________________________ _____________________________________________________________________________ Оборотная сторона отзыва
Работа заслуживает ________________________оценки Место работы руководителя ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
Руководитель _____________________ ________________________ _____________ должность, уч.ст., уч.звание подпись, дата инициалы, фамилия Приложение 3б Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» РЕЦЕНЗИЯ
о качестве выпускной квалификационной (дипломной) работы студента ___________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
Специальность ______________________________________________________________ Наименование темы дипломной работы __________________________________________ _____________________________________________________________________________ Оборотная сторона рецензии
Работа заслуживает ________________________оценки Место работы рецензента ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
Рецензент _____________________ ________________________ _____________ должность, уч.ст., уч.звание подпись, дата инициалы, фамилия Приложение 4
Правила оформления сносок[3]
Библиографическую ссылку приводят полностью в примечании (внутритекстовом, подстрочном, затекстовом) или в тексте документа, включают частично в текст и частично в примечание. Особенности составления библиографических ссылок, выделенных из текста
во внутритекстовое, подстрочное или затекстовое примечание:
1. Заголовок описания в библиографической ссылке на произведение одного, двух и трех авторов является обязательным. При необходимости в заголовке библиографической ссылки на произведение четырех и более авторов могут быть указаны имена всех авторов или первых трех с добавлением слов «и др.». 2. В количественной характеристике библиографической ссылки может быть указана только страница цитируемого фрагмента текста. 3. Условный разделительный знак точку и тире допускается заменять точкой. 4. Библиографическую ссылку во внутритекстовом примечании заключают в круглые скобки, например: В конце 30-х — начале 40-х годов В. И. Вернадский сам писал по поводу этой работы: «Многое теперь пришлось бы в ней изменить, но основа мне представляется ’Правильной» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — М., 1977.— Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. — С. 39). Библиографические ссылки на несколько документов, приведенные в одном внутритекстовом, подстрочном, затекстовом примечании, отделяют друг от друга точкой с запятой, например: в тексте:
С.М. Троицкому принадлежат также многочисленные статьи, очерки и публикации источников о дворянстве и его идеологии, феодальном землевладении и ренте, крестьянстве, демографии, классовой борьбе и общественной мысли России XVII — XVIII вв.2 в ссылке:
2
О творчестве и жизненном пути С.М. Троицкого см.: Преображенский А.А. Сергей Мартинович Троицкий // История СССР. — 1976. — №6.— С. 235—236; Юхт А.П. О научном наследии С.М. Троицкого // Ист. зап.— 1977. —Т.198.— С. 341—360. 1. Библиографическую ссылку, полностью включенную в текст документа, приводят в объеме, необходимом для поиска и идентификации документа — объекта ссылки. Последовательность и форма библиографических сведений определяются автором документа. 2. Библиографическую ссылку, частично включенную в текст и частично в примечание (внутритекстовое, подстрочное, затекстовое), составляют по следующим правилам: библиографические сведения, указанные в тексте, не повторяют во внутритекстовом, подстрочном, затекстовом примечаниях, за исключением библиографических ссылок на произведения, опубликованные в собраниях сочинений: фамилия автора, указанная в тексте, повторяется в примечании, например: в тексте:
К. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»1
. в ссылке:
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 42. — С. 263. 121 Библиографические сведения, приведенные в тексте, о документе, опубликованном на другом языке или в иной графике, обязательно повторяют в подстрочном (затекстовом) примечании на языке оригинала, например: в тексте:
«Именно потому, что мы знаем силу искусства, так велика наша ответственность», — эти весьма характерные для Анны Зегерс слова взяты эпиграфом к сборнику ее литературоведческих работ «Вера в земное»5
. в
ссылке
: 5
Seghers A. Glauben an Irdisches: Essays aus vier Jahrhunder-ten. — Leipzig, 1969.— S. 2. Приемы сокращения библиографических ссылок
1. В библиографической ссылке, выделенной в примечание (внитритекстовое, подстрочное, затекстовое) и предназначенной только для поиска цитируемого, рассматриваемого или упоминаемого в тексте документа, допускается опускать отдельные обязательные элементы при условии, что оставшийся набор элементов обеспечивает поиск документа — объекта библиографической ссылки. В библиографической ссылке на книгу допускается не указывать ее объем, например: Карпова Л.А. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. — Киев, 1982. В библиографической ссылке на составную часть документа допускается: - не указывать основное заглавие статьи или другой составной части документа, но при этом обязательно указывают страницы, на которых она опубликована; - не указывать страницы, на которых опубликована составная часть документа, но при этом обязательно указывают ее основное заглавие, например: Уоррен Р. П. // Новый мир. — 1982. — №4.— С. 128—176. или
Уоррен Р.П. Потоп // Новый мир. — 1982. — №4, 122 2. При записи подряд библиографических ссылок на разные документы, опубликованные в одном издании, во второй и последующих библиографических ссылках вместо совпадающих библиографических сведений об этом издании приводят слова «Там же» или «Ibid» (для документов, напечатанных латинским шрифтом), например: 1
Регистрирующие метанометры с унифицированным выходом / Ф. А. Абрамов, В. К. Орундин, П. Л. Ликаренко и др. // Выбросы угля, породы и газа. — Киев, 1976.— С. 98—107. 2
Кесарь А. П., Пироговский А. Г. Некоторые особенности разрушения песчанника при выбросах // Там же.— С. 55—60. При объединении в одном примечании библиографических ссылок на несколько документов составляют объединенную библиографическую ссылку в соответствии с обязательным приложением 4а. Повторные ссылки на один и тот же документ (группу документов) или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. В повторных библиографических ссылках на авторский документ приводят заголовок, содержащий имя индивидуального автора (авторов), основное заглавие и соответствующие страницы; в ссылке на документ, не имеющий авторов,— основное заглавие и страницы. Допускается опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием, например: Дзердзеевский Е.Л. Колебания климата и общей циркуляции атмосферы…— С. 7. При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» или «Ibid» (для документов, напечатанных латинским шрифтом) и указывают соответствующие страницы. В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указывают номер тома, выпуска (части), год, месяц, число, например: Там же. — С. 87 Там же. — Т. 1.— С. 35 Там же. — 1977. – Вып. 2. — С. 47 Если в тексте даны ссылки только на один документ, в соответствующем месте текста в круглых скобках указывают номера страниц; слова «Там же» («Ibid») не приводят. В повторных ссылках только на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают или заменяют словами «Указ, соч.», «Цит. соч.», «Op. cit.» (для документов, напечатанных латинским шрифтом), указывают номер тома или выпуск и страницы, на которые ссылаются, например: в первичной ссылке: Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — М., 1977. — Кн.2: Научная мысль как планетное явление. — С. 39. в повторной ссылке: Вернадский В.И. — Кн.2.— С. 10 или Вернадский В.И. Указ. соч. — Кн.2.— С. 10 Прикнижные и пристатейные библиографические списки
Включенные в прикнижный (пристатейный) список библиографические описания цитируемых, рассматриваемых или упоминаемых в тексте документа других документов связывают отсылками с конкретным фрагментом текста. При отсылке к произведению, описание которого включено в библиографический список, в тексте документа после упоминания о нем (после цитаты из него) проставляют в квадратных или круглых скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке и, в необходимых случаях, страницы, например: [18, т. 1, с. 753] Если библиографический список не нумерован, то в отсылке проставляют начальные слова библиографического описания — имя автора и (или) первые слова заглавия — и год издания, например: (Тарле, 1961) [Николаев И. Н., 1963] (История Москвы, 1978) Приемы сокращения библиографических описаний в библиографических списках
Библиографическое описание любого документа — объекта ссылки — включают в библиографический список только один раз. При повторных ссылках на этот документ цитируемые или упоминаемые страницы указывают в отсылке в тексте. В расположенных подряд библиографических описаниях совпадающие сведения во втором и последующем библиографических описаниях заменяют словами «То же», «Его же» и т. п. Библиографические описания различных изданий одного документа — его переизданий, оттисков, переводов, а также других связанных с ним документов — рецензий на него, ов и т. д. объединяют в одну запись — объединенное библиографическое описание. В нумерованных библиографических списках ему присваивают один номер; в ненумерованных — рассматривают как одну запись. Объединенное библиографическое описание, включенное в библиографический список, составляют в соответствии с обязательным приложением 4а. Образец оформления библиографии[4]
Статья в серийном издании:
Иванов И.И. Исследование процессов течения // Изв.АН СССР. Сер. «Э» — 1982. — №2 — С. 71—77 Если авторов не более 4:
Общество риска / Петров А.А., Сидоров И.В., Иванов И.А. / Философия и общество. — 2001. №4. — С. 11-18. Если авторов более 4:
Социальная память / Петров А.А., Сидоров И.В., Иванов И.А. и др. / Философия и общество. — 2001. №4. — С. 11-18. Статья в книге или сборнике:
Гасилин В.Н. Временные и пространственные аспекты развития в формационных и цивилизационных моделях общества // Время. Пространство. Ценности: Сборник научн.статей. — Саратов, 2001. — С. 3—12. Книги одного, двух, трех авторов:
Богатов М. Искусство бытия. — М.: Скименъ, 2008. — 272с. Морохова Н.Г., Семенова Э.П., Иванов А.Д. Категории современной науки. — М.: Мысль, 1999. — 268 с. Количество авторов не более 4: Сборник одного автора:
Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Н. Позднева. — М.: Политиздат, 2001. — 295 с. Сборник с коллективным автором: Время. Пространство. Ценности: Сборник научн.статей / Саратовский госуниверситет / Отв. ред. Разин В.Н. — Саратов: Наука, 2006. — 156 с. Материалы конференций, съездов:
Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья всесоюз науч конф. — М.: МИСИ, 1988. — 156 с. Диссертация или авто: Аникин Д.А. Социальное пространство памяти: Дис. канд.филос.наук. — Саратов, 2008. —212с. Аникин Д.А. Социальное пространство памяти: Автореф. дис. канд.филос.наук. — Саратов, 2008. —24с. Приложение 5
Содержание портфолио-отчета по научно-исследовательской практике
студентов по специальности 030101 Философия
1. Общие сведения о студенте Ф.И.О. курс, факультет, специальность, специализация, спецсеминар, научный руководитель; Результаты успеваемости по специальным дисциплинам, прослушанные курсы по выбору 2. научная деятельность Участие в конференциях, публикации Участие в различных мероприятиях кафедры, факультета и вуза Курсовые работы (название, концепция, оценка) Работа над дипломной работой 2. Оценочный лист портфолио студента по научно-исследовательской практике Критерии отбора Максимальный балл Набранные баллы комментарии Участие в конференциях (международных, российских, вузовских) 6 Публикациях статей в изданиях уровня (федерального, регионального) 10 Участие в различных общественных мероприятиях кафедры, факультета и вуза 9 за 3-й курс 5 за 4-й курс 5 Работа над дипломной работой 10 Представление портфолио (творческий подход) 10 Итого[5]
Приложение 6
Оформление отчета по производственной (музейной) практике
студентов по специальности 030801 Религиоведение
Титульный лист Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ОТЧЕТ по производственной (музейной) практике Студента 5 курса философского факультета специальности 030801 — Религиоведение СтепановаПетра Ивановича Руководитель практики _________________________ _____________ Фамилия, инициалы ученая, степень, звание
Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор ____________ Рожков В.П. Саратов 2009 Содержание отчета
1. Место и сроки прохождения практики. 2. Фамилия, имя, отчество руководителя практики. 3. Анализ проведенной работы: полученные знания, форма прохождения практики. · характеристика организации, учреждения, музея, · количество и содержание посещенных лекции, экскурсий, · продолжительность по времени, характеристика лектора, определенность и реализация тематики, 4. Работа с библиотечными фондами музея, учреждения, организации. · список источников и литературы с которыми ознакомился студент за время прохождения практики; · составление библиографических описаний книг; · работа с источниками и книгами по проблематике выпускной квалификационной работы; · общий анализ библиотечного фонда музея, учреждения, организации; 5. Работа с собраниями и коллекциями музея. 6. Умения и навыки, приобретенные на практике, что удалось и не удалось. 7. Общий вывод о практике. Ее значение в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Предложения и замечания по совершенствованию содержания и организации практики. [1]
В 2004 году принят был стандарт ГОСТ 7.1–2003, который устанавливает общие требования к заголовку библиографической записи и правила его составления: набор сведений, последовательность их приведения, применение условных разделительных знаков, Но этот стандарт распространяется на основные виды заголовков, используемых в библиографических записях, подготавливаемых органами научно-технической информации, библиотеками, центрами государственной библиографии, издателями и другими организациями, осуществляющими библиографическую деятельность, независимо от их организационно-правовой структуры, ведомственной принадлежности и формы собственности
. Стандарт ГОС 7.1-2003 не распространяется на библиографические ссылки [2]
Знак параграфа может быть заменен многоуровневой нумерацией 1.1. и 1.2. [3]
Приводится по: ГОСТ 7.1–84. Приложение 2. Библиографические ссылки, библиографическое описание в прикнижных и пристатейных библиографических списках [4]
Правила даны по стандарту ГОСТ 7.1-84.
|